Элективный курс 9 класс
элективный курс по химии (9 класс) на тему
Элективный курс в 9 классе по предпрофильной подготовке "В мире расчетных задач"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_9_klass.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании Утверждено
методобъединения Директор школы
протокол №__ от « »________2010 года Канищева В. И.
Руководитель МО ________________(ФИО)
_________________________________
должность
Согласовано
Зам. директора по УВР
___________________
ФИО
Элективный курс предпрофильной подготовки по химии
для учащихся 9 классов:
«В мире расчетных задач»
Составитель: учитель химии
МОУ Иловлинская СОШ № 2
Ковалев Евгений Геннадиевич
Иловля, 2010 год.
Пояснительная записка.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Курс рассчитан на 17 часов.
Предлагаемый элективный курс по химии адресован, прежде всего, учащимся, выбирающим естественнонаучное направление в старших классах, а также для предэкзаменационной подготовки.
Решению задач отводится важное место в подготовке девятиклассников к сдачи ГИА по химии. Умение решать задачи по химии является необходимым условием более успешной сдачей данного экзамена.
Кроме того, решение задач при изучении теории позволяет значительно лучше разобраться в ней и усвоить наиболее сложные вопросы.
Итогом работы по элективному курсу станет выполнение зачётной работы, включающей как решение предложенных расчётных задач, так и самостоятельное составление, и решение задачи по одной из тем курса.
Цель курса:
Отработка основных наиболее общих приёмов решения типовых задач школьного курса, а также расширение представлений учащихся о способах решения задач повышенной трудности.
Задачи курса:
- Обучающие функции обеспечиваются формированием важных структурных элементов знаний, осмыслением химической сущности явлений, умением применять усвоенные знания в конкретно заданной ситуации.
- Воспитывающие функции реализуются формированием мировоззрения, осознанным усвоением материала. Учебные задачи являются действенным средством воспитания трудолюбия, настойчивости, воли, характера.
- Развивающие функции проявляются в результате формирования научно-теоретического, логического, творческого мышления, развития смекалки учащихся.
Значение решения задач в школьном курсе химии переоценить трудно. Решение задач - это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Успешное решение задач учащимися поэтому является одним из завершающих этапов в самом познании.
Решение задач требует от учащихся умения логически рассуждать, планировать, делать краткие записи, производить расчёты и обосновывать их теоретическими предпосылками, дифференцировать определённые проблемы на отдельные вопросы, после ответов, на которые решаются исходные проблемы в целом. При этом не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые.
Решение задач как средство контроля и самоконтроля развивает навыки самостоятельной работы; помогает определить степень усвоения знаний и умений и их использования на практике; позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся и разрабатывать тактику их устранения.
Решение задач - прекрасный способ осуществления межпредметных и курсовых связей, а также связи химической науки с жизнью. При решении задач развиваются кругозор, память, речь, мышление учащихся, а также формируется мировоззрение в целом; происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует трудовому воспитанию, выбору естественнонаучного профиля обучения.
По окончании курса учащиеся должны:
знать понятийный аппарат изучаемого курса; методы, приёмы, алгоритмы, способы решения расчётных задач курса;
уметь использовать различные способы, алгоритмы решения задач, осуществлять самоконтроль за результатами своей деятельности;
владеть навыками решения расчётных задач, составления алгоритмов их решения;
уметь решать комбинированные задачи, включающие элементы типовых расчётных задач:
- нахождение массовой доли элемента в соединении, вывод химических формул;
- определение массы и массовой доли растворённого вещества в растворе, полученном разными способами (растворением вещества в воде, смешиванием растворов разной концентрации, разбавлением и концентрированием раствора);
- определение молярной концентрации раствора;
- определение выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного;
- определение массы продукта реакции или объёма газа по известной массе одного из реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||||
всего | теория | практика | ||||||
1.
| Введение. Классификация расчетных задач | 1 | 1 | 0 | Лекция | Конспект | ||
2. | Моль. Молярная масса | 1 | 0 | 1 | Решение задач | Выполнение упражнений | ||
3. | Расчеты по химическим формулам. Массовая доля | 1 | 0 | 1 | Решение задач | Выполнение упражнений | ||
4. | Вывод формул соединений | 1 | 0 | 1 | Решение задач | Выполнение упражнений | ||
5. | Молярный объем газов. Объёмная доля | 1 | 0 | 1 | Решение задач | Выполнение упражнений | ||
6. | Расчеты по химическим уравнениям | 3 | 1 | 2 | Групповая работа, решение задач | Выполнение упражнений | ||
7. | Массовая доля компонентов раствора | 3 | 0 | 3 | Решение задач | Выполнение упражнений | ||
8.
| Объемная доля растворенного вещества | 1 | 0 | 1 | Решение задач | Выполнение упражнений | ||
9. | Молярная концентрация | 1 | 0 | 1 | Решение задач | Выполнения упражнений | ||
10. | Расчеты по уравнениям реакций в растворах электролитов | 3 | 1 | 2 | Лекция с элементами беседы, групповая работа, решение задач | Опорный конспект, выполнение упражнений | ||
11. | Зачетная работа | 1 | 0 | 1 | Контрольная работа | |||
| Итого: | 17 | 3 | 14 |
|
Содержание тем учебного курса.
1. Введение. Классификация расчетных задач (1 час)
Основные математические формулы, используемые для решения типовых расчётных задач. Классификация основных расчётных задач с учётом алгоритма их решения.
2. Моль. Молярная масса (1 час)
Понятие «моль» и «молярная масса». Решение задач на нахождении количества вещества. Определение молярной массы неизвестного вещества. Число Авогадро. Определение числа молекул.
3. Расчеты по химическим формулам. Массовая доля (1 час)
Массовая доля вещества. Нахождение массовой доли элемента в соединении. Определение неизвестного элемента в соединении по его массовой доле.
4. Вывод формул соединений (1 час)
Определение простейших формул по массовой доле элемента. Вывод формул соединений исходя из разных условий задач.
5. Молярный объем газов. Объёмная доля (1 час)
Молярный объем газа. Объемная доля как способ выражения состава газовых смесей. Решение задач с использованием понятия «молярный объем».
6. Расчеты по химическим уравнениям (3 часа)
Закон сохранения массы вещества. Выход продукта реакции. Практические и теоретические значения масс. Решение расчетных задач по химическим уравнениям. Задачи на нахождение массы вещества, объема газообразных веществ.
7. Массовая доля компонентов раствора (3 часа)
Массовая доля компонентов раствора. Задачи на смешение растворов. Правило смешения. Решение расчетных задач на определение массы раствора, массы растворенного вещества, получение растворов с заданными характеристиками.
8. Объемная доля растворенного вещества (1 час)
Решение задач с использованием понятия «объемная доля растворенного вещества».
9. Молярная концентрация (1 час)
Молярная концентрация как способ выражения содержания растворенного вещества в растворе. Решение задач с использованием понятия «молярная концентрация».
10. Расчеты по уравнениям реакций в растворах электролитов (3 часа)
Решение задач по уравнениям реакций в растворах электролитов с применением ранее изученных понятий.
11. Зачетная работа (1 час)
Решение предложенной задачи по изученным темам. Решение задачи повышенной трудности.
Учебно-методическое обеспечение курса.
Литература для учителя:
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.:Дрофа, 2009.
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.:Дрофа, 2009.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8класс. – М.: Дрофа, 2009.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009.
- Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе.: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.
- Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Додонов Ю. В. Химия. Задачник. 8 – 11 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г., Сборник задач по химии. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Новая волна, 2004.
- Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. Учебное пособие для ВУЗов. – Л.: Химия, 1983.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Тесты для школьников и поступающих в ВУЗы.: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2006.
Литература для учащихся:
1). Бочарникова Р. А., Учимся решать задачи по химии 8-11 класс. – Волгоград: Учитель, 2008.
2). Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Додонов Ю. В. Химия. Задачник. 8 – 11 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005.
3). Хомченко Г.П., Хомченко И.Г., Сборник задач по химии. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Новая волна, 2008.
4). Хомченко И.Г., Сборник задач и упражнений по химии. Учебное пособие для средней школы. – М.: Новая волна, 2009.
5). Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. Учебное пособие для ВУЗов. – Л.: Химия, 1983.
6). Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Тесты для школьников и поступающих в ВУЗы.: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...