Современные образовательные технологии в преподавании химии.
статья по химии на тему
В статье рассматриваются игровые технологии обучения, технология модульного обучения и их использование в преподовании химии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
О.А. Березуева, учитель химии,
МБВ(с) ОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №16 при ИК №5»
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ
Поиск эффективных педагогических технологий – проблема, значимая для современного учителя, в том числе для учителя, работающего в вечерней школе при исправительной колонии.
Деятельность пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системы и, вместе с тем, вечерней школы закрытого типа направлена на решение основной задачи: изменение личностных установок, целей, ценностных ориентаций осужденного, отбывающего наказание, то есть на его «ресоциализацию». Непременным условием в деле ресоциализации личности осужденного является развитие мотивации учения. Решение проблемы отсутствия внутренней мотивации учения на уроках химии может, на мой взгляд, не только повысить результативность обучения, но и позволит простимулировать личностный рост учеников и будет способствовать процессу ресоциализации.
Вслед за И.П. Подласым понимаю мотивацию (от лат. moveo – «двигаю») как общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Цель моей педагогической работы – обеспечение возникновения и сохранения мотивов учебно-познавательной деятельности обучающихся для их более успешной ресоциализации, школьной и социальной адаптации.
Одним из путей развития мотивации учения на уроках химии считаю введение в преподавание предмета современных образовательных технологий, в частности, игровых, технологии модульного обучения, технологии уровневого обучения.
Игровые технологии обучения (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова и др.) характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.
Существуют различные подходы к классификации игр:
- по характеру моделируемой ситуации;
- характеру игрового процесса;
- по способам передачи и переработки информации.
Применяю игры познавательные, занимательные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется её возможностями, особенностями дидактической задачи.
При обучении химии наиболее актуальны ролевые игры (КВН, викторины), игры – тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, на удаление лишнего, загадки). Приведу пример игры – тренажера «Логические цепочки».
Учитель: « Железо – металл». Первый ученик повторяет фразу и продолжает предложение «потому что, следовательно». Затем все сказанное повторяет и продолжает другой ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры.
На обобщающих уроках стараюсь проводить дидактические игры, которые направлены на воспитание позитивного отношения к химии, они способствуют развитию творческого начала, формируют умение работать в коллективе, применять химические знания в повседневной жизни. В процессе игры обучающийся сталкивается с ситуацией выбора, в которой необходимо проявить свою индивидуальность. При использовании игровых технологий на уроках химии можно отметить влияние игр на развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся, расширение кругозора. Профессор С.А. Шмаков в своей работе «Игры учащихся – феномен культуры» (1994 год) ставит перед педагогами задачу: создать игровую образовательную систему, программы игр по всем учебным предметам, по химии в том числе. Мой опыт показывает, как бы хорошо ни объяснял учитель, ученики предпочитают его объяснению хорошую игру, где они будут сами добывать знания.
При обучении химии, особенно в старших классах, применяю элементы технологии модульного обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый обучающийся самостоятельно, а иногда с помощью учителя, достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. При составлении модуля непременно формулирую тему занятия, обозначаю цели и конечный результат. Учебное содержание разбиваю на учебные элементы и определяю цель к каждому из них. Подбираю необходимый фактический материал; определяю способы учебной деятельности обучающихся; прописываю формы контроля.
Модульное обучение ориентировано на активную деятельность обучающихся. Процесс обучения организуется через индивидуальную работу, работу в парах и в малых группах. Обучающийся в течение урока работает по выданной ему инструкции. В инструкции определяются алгоритм действий, рекомендации по эффективному усвоению нового материала, задания для закрепления полученных знаний, проверочные тесты.
О модульной технологии можно говорить как о здоровьесберегающей технологии, так как она предусматривает создание комфортных психологических условий, позволяет работать в приемлемом темпе.
Положительные результаты: обучающиеся получают положительную оценку на каждом занятии, растет интерес к изучаемому предмету.
На модульных занятиях каждому учебному элементу четко обозначаю цель, на достижение которой направлена деятельность обучающихся: фронтальная беседа, чтение текста и составление плана, конспекта, формулировка научных понятий, составление схем, уравнений химических реакций, выполнение практических работ. На модульных занятиях по химии у обучающихся:
- развиваются умения и навыки самостоятельной работы;
- активизируется познавательная деятельность обучающихся. Обучающихся - это активные участники учебно-воспитательного процесса;
- формируются новые отношения между учителем и обучающимися (атмосфера сотрудничества).
В преподавании химии опираюсь на технологию уровневого обучения, целью которого является обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе его субъективного опыта. Обучающиеся делятся на группы, соответствующие уровню развития (базовый, углубленный).
На этапе усвоения новых знаний материал дается в емкой, компактной форме, обеспечивающей перевод основной части класса на самостоятельную проработку учебной информации. На этапе закрепления обязательная часть заданий проверяется с помощью само- и взаимопроверки. Подведение итогов – контрольное тестирование, которое имеет обязательную и дополнительную части.
Для обучающихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется дополнительная работа до полного усвоения.
Результаты работы по формированию мотивации учения оцениваю по следующим показателям:
- динамика уровня общеучебных умений;
- динамика абсолютной и качественной успеваемости;
- повышение интереса к предмету;
- участие обучающихся в учебно-исследовательской деятельности.
Использование современных педагогических технологий на уроках химии говорит о повышении качества знаний, возникновении интереса к предмету, активизации познавательной деятельности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы
использование кейс-технологий на уроках русского языка...
Особенности использования современных образовательных технологий в преподавании технологии
Применение образовательных технологий в преподавании предмета технологии...
«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»
Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
Современные образовательные технологии в преподавании химии
Приводится опыт работы по использовании современных образовательных технологий в преподавании химии...
Использование современных образовательных технологий в преподавании физической культуры. Преподавание теоретических знаний на уроках физической культуры.
В данной статье говорится об использовании современных технологий в преподавании физкультуры....
Использование современных образовательных технологий в преподавании предмета "Технология. Технический труд".
Предлагается вниманию статья "Использование современных образовательных технологий" в преподавании предмета Технология. Технический труд, в которой автор делится своим опытом по подготовке, ...