Рабочие программы по Химии 8-11 класс
рабочая программа по химии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_himii_8-11_klass.rar | 316.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования , БУП-2004г, примерной программы среднего общего образования по химии (Просвещение 2010год), авторской программы курса химии для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2011г) основной образовательной программы МБОУ СОШ №21 п. Приречный на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна « Химия 10 класс», Базовый курс .Дрофа 2010 год. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях в 2015-2016 учебном году, имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»
В соответствии с учебным планом МБОУСОШ №21 п. Приречный на 2015-2016 учебный год изучение химии в 10 классе отведено 2 часа в неделю (1 час из федерального компонента, 1 час –компонент ОУ) всего 70 часов в год. Из общего количества часов , отведенных на изучение курса химии мною было сокращено 2 часа за счет уплотнения учебного материала, отведенного на повторение изученного.
Изучение химии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Увеличено число часов на изучение тем:
-№1 «Теория строения органических соединений» до 5 часов вместо 2 (авторская программа рассчитана на 34 часа, а по учебному плану школы – 70 часов).
- № 2 «Углеводороды и их природные источники» до 23 часов вместо 8.
Уменьшено число часов на изучение тем:
- № 5 «Биологически активные органические соединения» до 2 часов вместо 4, так как эта тема в Обязательном минимуме содержания прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.
Для ознакомления учащихся с классификацией и номенклатурой органических веществ, а также с особенностями реакций в органической химии выделен один урок. Впоследствии данный материал будет систематизироваться при изучении конкретного класса органических веществ.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (2 часа)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Демонстрации. Группы природных, искусственных и синтетических соединений
Лабораторная работа №1. Определение элементного состава органических соединений.
Тема 1. «Теория строения органических соединений» (5 часов)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Классификация и номенклатура органических соединений. Классификация химических реакций в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений; таблицы.
Тема 2. «Углеводороды и их природные источники» (23 часа)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование, Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимиризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Отношение этилена, ацетилена к раствору перманганата калия. Коллекция «Каучуки», «Нефть и продукты ее переработки», таблицы.
Лабораторные работы. №2. Изготовление моделей молекул углеводородов. №3. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Тема3. «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники» (25ч)
Единство организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакции поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»; растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании; качественные реакции на фенол; окисление альдегидов в кислоты с помощью гидроксида меди (II); коллекция эфирных масел. Таблицы.
Лабораторные работы. №4. Свойства глицерина. № 5. Качественная реакция на альдегиды. №6.Свойства уксусной кислоты. №7. Обнаружение непредельных соединений в растительном масле. №8. Свойства глюкозы. №9. Свойства крахмала.
Тема4. «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» (7 ч)
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, и цветные реакции. Биохимические функции белков. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Модель молекулы ДНК.
Лабораторные работы. № 10. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Тема 5. «Биологически активные вещества» (2 часа)
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов.
Лабораторные работы. №11. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению. № 12. Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (5 ч)
Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шёлк, вискоза), их свойства и применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция искусственных волокон и изделий из них. Коллекция пластмасс. Коллекция синтетических волокон и изделий из них.
Лабораторные работы. №13. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения химии на базовом уровне обучающийся должен знать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
Календарно-тематическое планирование по химии в 10 классе
№ п/п | № урока | Дата | Тема урока | Основное содержание | Требования к уровню подготовки | Тип урока | Оборудование Демонстрации ИКТ | Формы работы | Формы контроля | |
Введение (2 ч) | ||||||||||
1 | 1 | 02.09. | Предмет органической химии. | Органическая химия-химия соединений углерода. Особенность строения атома углерода в органических соединениях, гибридизация. | Знать: что изучает органическая химия; отличительные свойства органических соединений; Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Уметь: Сравнивать органические соединения с неорганическими. | Комбинированный. Семинар. | Д.: группы природных, искусственных и синтетических соединений Л.р.№1. Определение элементного состава органических соединений | групповая | фронтальный | |
2 | 2 | 03.09. | Основные классы органических соединений | Углеводороды, функциональная группа, особенности строения и свойств вещества различных классов. органическая химия | Знать: основные классы органических соединений, строение атома углерода, структурные формулы. Уметь: определять принадлежность органических веществ к различным классам. | Комбинированный. Беседа. | Мультимедийное пособие «Химия-10 класс» | И. | текущий | |
Тема 1.Теория строения органических соединений(5 ч) | ||||||||||
3 | 1 | 09.09. | Теория строения органических соединений. | Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии. | Знать: основные положения теории химического строения органических веществ. Основное и возбужденное состояние атомов углерода. уметь объяснять значение теории Бутлерова | лекция | Д.: модели молекул гомологов и изомеров органических соединений; таблица «Гибридизация атомных орбиталей» Мультимедийное пособие «Химия 10 класс) | И Г | фронтальный | |
4 | 2 | 10.09. | Теория строения органических соединений. | Строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. | Знать: понятие гомолог, изомер. Уметь: объяснять отличие этих понятий. | Комбинированный. Лекция. | Мультимедийное пособие «Химия 10 класс) | И Г | текущий | |
5 | 3 | 16.09. | Изомерия. Основные типы. | Явление изомерии, структурная, пространственная. Межклассовая. Геометрическая, оптическая изомерия. | Знать: основные виды изомерии. Уметь: составлять формулы изомеров. | Комбинированный. Беседа с постановкой проблемы. | Презентация «Основные виды изомерии» | И | текущий | |
6 | 4 | 17.09. | Классификация и номенклатура органических соединений. | Основные классы органических веществ, типы химических реакций в органической химии Классификация и номенклатура органических соединений | Знать: характерные признаки основных классов органических соединений Уметь: составлять молекулярные и структурные формулы. | Урок изучения нового материала | Д.: таблицы «Классификация органических соединений по структуре углеродного скелета», «ФГ и соответствующие им классы органических соединений» | И Г | текущий | |
7 | 5 | 23.09. | Классификация химических реакций в органической химии. | Классификация химических реакций в органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии. | Знать: основные типы химических реакций в органической химии. Знать понятия: реакция дегидрирования, дегидратации, дегидрохлорирование, крекинг, изомеризация. Уметь определять типы названных химических реакций. | Комбинированный. | Мультимедийное пособие «Химия 10 класс) | И Г | текущий | |
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (23 ч) | ||||||||||
8 | 1 | 24.09. | Природный газ. | Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. | Знать: понятие углеводороды, природные источники углеводородов и способы их переработки. Уметь осуществлять поиск информации Уметь: характеризовать природные источники углеводородного сырья. | Комбинированный | Д.: таблицы «Строение органических веществ. Метан. Этан и бутан», «Схема образования и характеристика химических связей в молекулах некоторых УВ (метан, этан)». | И Г | фронтальный | |
9 | 2 | 30.10. | Алканы. | Предельные углеводороды, общая формула, особенности гибридизации, международная номенклатура. | Знать понятия: радикал, атомные орбитали, гомология, структурная изомерия. Уметь называть алканы, определять строение, проводить расчеты по формулам и уравнениям молекулярные формулы первых представителей гомологического ряда, общую формулу, строение. Уметь: составлять молекулярные и структурные формулы первых десяти представителей гомологического ряда. | Комбинированный. семинар, беседа. | Л.о.№2. Изготовление моделей молекул углеводородов. | И Г | текущий | |
10 | 3 | 01.10. | Физические и химические свойства алканов. | Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. | Знать: Понимать основные типы реакций алканов. Уметь определять типы хим. реакций алканов, составлять структурные формулы изомеров алканов | Комбинированный. | Д.: горение метана; таблица «Галогенирование алканов» | И Г | ||
11 | 4 | 07.10. | Получение и применение алканов | Уравнения реакций получения алкнов, значение и применение в промышлености, хозяйстве. Быту. | Знать: промышленные и лабораторные способы получения алканов, области применения метана. Уметь: подтверждать ответ уравнениями химических реакций. | Комбинированный | И Г | текущий | ||
12 | 5 | 08.10. | Решение расчетных задач на определение молекулярной формулы органического вещества. | Молекулярная масса, молярный объем, молярная масса., плотность вещества по водороду, воздуху, | Уметь: решать расчетные задачи по теме. | комбинироапнный | И Г | текущий | ||
13 | 6 | 14.10. | Контрольная работа №1 «Строение органических соединений. Алканы» | Основные виды изомерии, номенклатура алканов, свойства, получение, применение | Знать: основные положение ТХС органических веществ, типы изомерии, свойства алканов. | Контроль знаний по теме | И | тематический | ||
14 | 7 | 15.10. | Алкены. Этилен. Строение молекулы получение. | Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств. | Знать понятия: гибридизация, пространственное строение, гомология, изомерия. Уметь называть алкены, определять изомеры и гомологи, характе- ризовать строение и свойства. | Изучение нового материала | Д.: таблицы «Этилен», «Важнейшие реакции алкенов», «Качественные реакции органических соединений»; получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимиризации полиэтилена; горение этилена; отношение этилена к раствору перманганата калия. | Индивидуальная, групповая | фронтальный | |
15 | 8 | 21.10. | Номенклатура и изомерия алкенов | Гомологический ряд этиленовых углеводородов, изомерия углеродного скелета и положения кратной связи. Правила составления названий алкенов по номенклатуре ИЮПАК | Знать: строение молекулы этилена, виды изомерии Уметь: называть этиленовые углеводороды и составлять формулы изомеров и гомологов. | Изучение нового материала | групповая | текущий | ||
16 | 9 | 22.10. | Свойства алкенов, понятие о высокомолекулярных веществах на примерах полиэтилена и полипропилена | Физические и химические свойства алкенов, реакция полимеризации | Знать: химические свойства алкенов; качественные реакции на кратную связь Уметь: составлять уравнения реакций подтверждающих химические свойства алкенов. | Изучение нового материала | Д. Обесцвечивание этиленос бромной воды.Горение этилена. знакомство с образцами полиэтилена и полипропилена. | Индивидуальная, групповая | текущий | |
17 | 10 | 28.10. | Генетическая связь алканов и алкенов. | Реакции замещения, горения., присоединения. | Знать: химические свойства алканов, алкенов, основные способы получения. | комбинированный | И Г | текущий | ||
18 | 11 | 29.10. | Алкадиены. Каучуки. | Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина. | Знать: важнейшие понятия: Пространственное строение, изомерия, гомология. Уметь называть, определять изомеры, гомологи, типы хим. реакций. | Комбинирован ный | Д.: таблицы «Синтетические каучуки и изделия из них», «Получение синтетического каучука из этилового спирта»; коллекция «Каучуки» | И Г | текущий | |
19 | 12 | 11.11. | Алкины. Ацетилен Строение, получение. | Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. | Знать: важнейшие хим. понятия: пространственное строение, структурная изомерия, гомология, характеризовать строение и свойства. | Изучение нового материала | Л.О. №4.: получение ацетилена карбидным способом; отношение к бромной воде, р-ру перманганата калия. таблица «Строение органических веществ. Ацетилен». | Индивидуальная | текущий | |
20 | 13 | 12.11. | Физические и химические свойства алкинов. | Химические свойства ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. | Знать основные типы реакций алкинов. Уметь характеризовать строение и свойства. | комбинированный | Мультимедийное пособие «Ацетилен» | И Г | текущий | |
21 | 14 | 18.11 | Получение и применение алкинов | Промышленные и лабораторные способы получения алкинов | Знать: способы промышленного и лабораторного получения алкинов, области применения. Уметь: подтверждать знания уравнениями химических реакций. | Комбинированный.семинар,беседа | И.Г | |||
22 | 15 | 19.11. | Арены. Бензол | Строение молекулы, номенклатура. аренов | Знать важнейшие химические понятия: гомология, изомерия, типы хим. реакций. Уметь называть вещества, определять изомеры и гомологи, использовать знания в практической деятельности. | Изучения нового материала | Мультимедийное пособие Химия 10» | текущий | ||
23 | 16 | 25.11 | Свойства и применение бензола | Реакции замещения и присоединения с участием бензола. Применение. | знать важнейшие химические свойства бензола, основные типы химических реакций. Уметь называть и записывать химические реакции с участием бензола. | комбинированный | Д.горение бензола, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия | Групповая | текущий | |
24 | 17 | 26.11. | Нефть и способы ее переработки. | Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. | Знать: состав нефти, продукты перегонки. Уметь: характеризовать способы переработки нефти. | Комбинированный. Беседа с постановкой проблемы | таблица «Продукты переработки нефти» Л.р.№5 Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки». | Индивидуальная | ||
25 | 18 | 02.12. | Решение задач на определение массы, объема или количества реагирующего или образующегося вещества. | Решение основных типов расчетных задач | Знать: алгоритм решения основных типов расчетных задач. | Закрепления полученных знаний | Индивидуальная. | текущий | ||
26 | 19 | 03.12. | Выполнение упражнений по теме «Углеводороды» | Алканы, алкадиены. Алкены, алкины. Арены Строение, применение, свойства. | Знать: химические свойства углеводородов различных классов. | семинар | И, г | текущий | ||
27 | 20 | 09.12. | Многообразие углеводородов изученных классов. | Циклоалканы, алкины, алкадиены. | Знать: основные свойства углеводородов изученных классов, уметь: подтверждать уравнениями химических реакций. | семинар | Мультимедийное пособие «химия-10 класс» | Групповая. индивидуальная | текущий | |
28 | 21 | 10.12. | Генетическая связь углеводородов различных классов | Химические свойства и получение углеводородов различных классов. | Уметь определять принадлежность вещества к различным классам орг. Соединений | Комбинированный | Групповая. индивидуальная | текущий | ||
29 | 22 | 16.12. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды и их природные источники» | Алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены: состав, строение, особенности свойств, применение, получение. | Знать важнейшие химические понятия, состав и свойства представителей классов орг. веществ. Уметь называть вещества и записывать уравнения реакций | Обобщение и систематизация знаний по теме | Мультимедийное пособие «Химия-10» | И Г | Фронтальный, обобщающий | |
30 | 23 | 17.12. | Контрольная работа №2 «Углеводороды и их природные источники» | Алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены: состав, строение, особенности свойств, применение, получение. | Знать важнейшие химические понятия, состав и свойства представителей классов орг. веществ. Уметь называть вещества и записывать уравнения реакций | Контроль знаний. | К.р. | тематический |
Тема 3 «Кислородсодержащие органические соединения и нахождение их в природе» -25 часов | ||||||||||
31 | 1 | 23.12. | Предельные одноатомные спирты: строение, Гомология, изомеры. Физические св-ва | Классификация спиртов, функциональная группа. номенклатура, гомологи. | Знать: состав и классификацию спиртов. Понятие функциональная группа, физические свойств спиртов. Уметь: составлять структурные формулы спиртов. | Изучение нового материала | Мультимедийное пособие «Химия-10 | И Г | фронтальный | |
32 | 2 | 24.12 | Химические свойства предельных одноатомных спиртов | Химические свойства обусловленные наличием в молекуле функциональной группы | Знать: особенности химических свойств Уметь: подтверждать химические свойства уравнениями химических реакций. | комбинированный. беседа с постановкой проблемы. | Л.О. №6 «Свойства этилового спирта» | И г | текущий | |
33 | 3 | 13.01. | Применение и получение спиртов Губительное действие спиртов на организм | Способы получения. применение спиртов | Знать: способы промышленного и лабораторного получения спиртов. | комбинированный | групповая | текущий | ||
34 | 4 | 14.01. | Многоатомные спирты | Особенности строения многоатомных спиртов, многообразие. | Знать: строение и свойства глицерина, этиленгликоля. Уметь: составлять структурные формулы. | комбинированный. семинар с постановкой проблемы. | Л.О.7 Свойства глицерина | групповая | текущий | |
35 | 5 | 20.01. | Фенол. Строение, применение. | Особенности строения фенола. Охрана окружающей среды от загрязнений фенолом. | Знать: Получение фенола, свойства, реакция поликонденсации. фенолформальдегидная смола Уметь: подтверждать свойства уравнениями химических реакций. | комбинированный | Мультимедийное пособие «Химия-10 класс. | И Г | текущий | |
36 | 6 | 21.01. | Альдегиды и кетоны. | Альдегидная группа, строение молекулы альдегидов. Кетогруппа, строение молекулы кетонов. | Знать: основные понятия: альдегидная группа, кетогруппа, свойства альдегидов Уметь: составлять структурные формулы, изомеры. | Изучение нового материала | Л.О. №8 Свойства формальдегида | И Г | текущий | |
37 | 7 | 27.01 | Применение и получение альдегидов | Способы промышленного и лабораторного получения альдегидов | Знать: уравнения реакция получения альдегидов и кетонов. | комбинированный | Мультимедийное пособие «Химия-10 кл. | И Г | Текущий | |
38 | 8 | 28.01. | Генетическая связь веществ изученных классов. | Химические свойства, способы получения спиртов, альдегидов, кетонов. | Знать: свойства и способы получения вещества изученных классов. | закрепления изученного материала. | И Г | текущий | ||
39 | 9 | 03.02. | Контрольная работа №3 «Спирты. Альдегиды. Кетоны» | Свойства спиртов, альдегидов, кетонов, способы получения. Генетическая связь. | Знать: химические свойства и способы получения веществ изученных классов. | Контроль знаний по теме | и | тематический | ||
40 | 10 | 04.02. | Карбоновые кислоты: строение молекулы, физические свойства | Строение молекулы, карбоксильная группа. | Знать: особенности строения карбоксильной группы, классификацию, номенклатуру карбоновых кислот Уметь: составлять структурные формулы изомеров карбоновых кислот и называть их. | Изучения нового материала | Виртуальная лаборатория «Кирилла и Мефодия- 10 кл» | И Г | текущий | |
41 | 11 | 10.02. | Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот | Общие свойств неорганических и органических кислот | Знать: влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты реакцию этерификации. Уметь: записывать уравнения химических реакций с участие м карбоновых кислот | Комб: семинар с постановкой проблемы. | Л.О. №9 Свойства уксусной кислоты | И Г | текущий | |
42 | 12 | 11.02 | Способы получения карбоновых кислот | Промышленные и лабораторные способы получения карбоновых кислот | Знать: основные способы получения карбоновых кислот Уметь: составлять уравнения соответствующих реакций. | комбинированный | ИКТ | И Г | текущий | |
43 | 13 | 17.02. | Выполнение упражнений по теме «Кислородосодержащие органические вещества» | Химические свойства и способа получения кислородосодержащих органических соединений. | Знать: химические реакции лежащие в основе получения и свойств кислородосодержащих веществ. | комбинированный | . | И,Г | Текущий. | |
44 | 14 | 18.02. | Генетическая связь альдегидов, спиртов, карбоновых кислот | Общие способы получения и свойства карбоновых кислот, спиртов, альдегидов | Знать: характерные химические свойства кислородсодержащих соединений. Уметь: доказывать генетическую связь веществ | комбинированный. | ИКТ | Гр. | текущий | |
45 | 15 | 24.02. | Решение расчетных задач на определение массы и количества вещества. | Масса вещества, молярная, молекулярная масса. | Знать: алгоритм решения расчетных задач | комбинированный | ЦОР Химия-10 класс | И г | ||
46 | 16 | 25.02. | Сложные эфиры | Сложные эфиры, реакция этерификации | Знать: общую формулу сложных эфиров, механизм реакции этерификации Уметь: называть сложные эфиры, составлять уравнения реакций. | комбинированный. | Мультимедийное пособие «Химия-10 класс. | И г | текущий | |
47 | 17 | 02.03. | Жиры | Реакции этерификации, сложные жиры, гидрирование растительных масел, гидролиз. | Знать: формулу жиров, особенности строения и свойств Уметь: называть вещества, записывать уравнения химических свойств жиров. | комбинированный. беседа с постановкой проблемы. | Л.О. №10 Свойства жира | И Г | текущий | |
48 | 18 | 03.03. | Мыла как соли высших кислот. Понятие о синтетических моющих средствах | Омыление, мыла, очищающее действие мыла синтетические моющие средства. | Знать: механизм реакции этерификации. Омыления, гидролиза Уметь: составлять химические уравнения реакций. | семинар | Л.О.11 Сравнение свойств мыла и порошка | Г | ||
49 | 19 | 09.03. | Генетическая связь кислородсодержащих органических соединений | Свойства карбоновых кислот, альдегидов, спиртов, сложных эфиров | Знать: химические свойств а и способы получения соединений изученных классов | комбинированный | Пр. работа | И Г | текущий | |
50 | 20 | 10.03. | Углеводы. Моносахариды | Углеводы .глюкоза, моносахариды. Фруктоза. | Знать основные химические понятия, основные типы химических реакций, свойства углеводов. Уметь называть вещества, характеризовать строение и свойства углеводов. | Семинар, эксперимент | Мультимедийное пособие «Химия-10 класс. | и | текущий | |
51 | 21 | 16.03. | Химические свойства и применение глюкозы | Моносахариды, строение, свойства. | Знать важнейшие химические понятия. Уметь определять принадлежность вещества к классу и характеризовать его свойства. | Постановка и решение проблемной ситуации | Л.О.12 Свойства глюкозы | И Г | текущий | |
52 | 22 | 17.03. | Дисахариды и полисахариды | Моносахариды глюкоза-альдегидоспирт Свойства и применение глюкозы. | Знать понятия: гидролиз, типы химических реакций. Уметь называть вещества, определять строение и свойства. | комбинированный | Л.О.13 Свойства крахмала | Групповая индивидуальная | Пр.р. | |
53 | 23 | 06.04. | Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений» | Свойства органических веществ изученных классов. | Знать: правила Т.Б. Уметь: работать по инструкции и индивидуальному заданию эксперимента | Пр.р. | тематический | |||
54 | 24 | 07.04. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические вещества» | Основные понятия темы Кислородсодержащие органические вещества | Знать основные хим. понятия, строение, свойства и применение основных классов орг. веществ. Уметь применять полученные знания в практической деятельности. | систематизация знаний по изученной теме | индивидуальная. групповая | фронтальный, текущий | ||
55 | 25 | 13.04. | Контрольная работа №4 «Кислородсодержащие органические вещества» | Химические свойства, способы получения кислородсодержащих органических веществ | Знать: свойства спиртов, карбоновых кислот, эфиров, альдегидов. | Контроль знаний умений по теме | тематический | |||
Тема 4 « Азотсодержащие органические соединения и нахождение их в природе»7 часов | ||||||||||
56 | 1 | 14.04. | Амины-органические основания | Амины. Метиламин | Знать понятия, номенклатуру и классификацию аминов. Уметь характеризовать . строение и свойства | Изучение нового материала | Мультимедийное пособие «Химия-10 класс. | индивидуальная | текущий | |
57 | 2 | 20.04. | Анилин-представитель ароматических аминов. | Анилин. Строение молекулы, свойства | Знать понятия, номенклатуру и классификацию аминов. Уметь характеризовать . строение и свойства | Комбиниров. Семинар с постановкой проблемы | Коллекция ЦОР | И Г | текущий | |
58 | 3 | 21.04. | Аминокислоты. Состав, строение, значение. | Аминокислоты: роль в клетке, классификация, свойства. | Знать основные химические понятия, типы хим. реакций, применение. Уметь характеризовать строение и свойства аминокислот. | семинар | Виртуальная лаборатория «Кирилла и Мефодия- 10 кл» | И Г | текущий | |
59 | 4 | 27.04. | Белки. - природные полимеры. | Структура белковой молекулы. Пептидная связь химические свойства. Биологические функции. | Знать основные химические понятия, пространственное строение белков, гидролиз пептидов. Уметь характеризовать строение и свойства. | лекция | Л.О.14 Свойства белков | и | текущий | |
60 | 5 | 28.04. | Нуклеиновые кислоты. | ДНК: строение и функции, значение в жизни клетки | Знать понятия ДНК, их строение. Уметь определять типы хим. реакций и природу хим. связи. | Лекция | Коллекция ЦОР | текущий | ||
61 | 6 | 05.05. | Нуклеиновые кислоты | РНК: строение, функции, значение в жизни клетки | Знать понятия РНК их строение. Уметь определять типы хим. реакций и природу хим. связи. | лекция | Коллекция цор | текущий | ||
62 | 7 | 06.05. | Решение расчетных задач | |||||||
Тема 5 «Биологически активные органические соединения - 2 часа | ||||||||||
63 | 1 | 11.05. | Ферменты | Биологические катализаторы | Знать: понятие о витаминах Уметь: объяснять значение для организма | семинар | Мультимедийное пособие «Химия-10 класс. | Инд. | фронтальный | |
64 | 2 | 12.05. | Витамины | Понятие о витаминах, гормонах, лекарствах | Знать: понятие Уметь: объяснять значение для организма | семинар | Мультимедийное пособие «Химия-10 класс. | групповая | текущий | |
Тема 6 Искусственные и синтетические полимеры.( 4 часа) | ||||||||||
65 | 1 | 18.05. | Искусственные полимеры | Пластмассы, волокна | Знать: основные понятия Уметь: характеризовать свойства | Комбин. | Л.о. 15 Знакомство с образцами пластмасс, волокон, каучуков. | групповая | ||
66 | 2 | 19.05. | Синтетические органические соединения | Синтетические полимеры | Знать: основные понятия, уметь: характеризовать свойства | комбинированный. защита мини-проектов | Коллекция цор | групповая | текущий | |
67 | 3 | 25.05. | Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон» | Инструктаж по Т.Б. | Знать: основные типы решения расчетных задач по органической химии. | Пр.р. | индивидуальная | |||
68 | 4 | 26.05. | Генетическая связь органических веществ | Химические свойства органических веществ изученных классов. | Инд. | текущий |
График прохождения программного материала по химии в 10 классе
№ темы | Тема. Раздел | Кол-во чаов | Сроки изучения | Дата контроля | Вид контроля |
2 | Углеводороды и их природные источники | 23 | 24.09.-17.12 | 14.10. | Контрольная работа №1 по теме «Строение органических соединений |
17.12. | Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды и их природные источники» | ||||
3 | Кислородосодержащие органические соединения | 25 | 23.12.- 13.04. | 03.02. | Контрольная работа №3 по теме «Спирты. Альдегиды. Кетоны» |
06.04. | Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений» | ||||
13.04. | Контрольная работа №4 по теме « Кислородсодержащие органические соединения | ||||
6 | Искусственные и синтетические соединения | 4 | 18.05.-26.05 | 26.05. | Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон» |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература
Габриелян О.С. Химия 10 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2010.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» - М.: Дрофа, 2010
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2009.
Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г. Задачи по химии и способы их решения. 10 -11 классы. – М.: Дрофа, 2009.
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: Новая волна, 2009.
Интернет - ресурсы
chem.msu.su - на сайте "Химическая наука и образование в России": "Электронная библиотека по химии" - chem.msu.su (раздел "Материалы для школьников") и "Школьное химическое образование в России: стандарты, учебники, олимпиады, экзамены" (материалы для учителей и школьников).
● hemi.nsu.ru "Основы химии" - Электронный учебник. Internet-издание, исправленное и дополненное. Новосибирск: НГУ, 2001-2006. доцент НГУ А.В. Мануйлов и В.И. Родионов. Это экспериментальный учебник по общей и неорганической химии для 8-11 классов, предназначенный как для начального обучения, так и для подготовки к экзаменам в вуз. Все разделы учебника хорошо иллюстрированы. Плюс приложения: термины, периодическая система, ответы к задачам и др.
● chemistry.ssu.samara.ru - "Органическая химия" Электронный учебник для средней школы. (авторы - Дерябина, Кантария, Соловов, Самарский университет, каф. орг. химии) Объемная и хорошо иллюстрированная электронная книга. Размещена на сайте химфака Самарского Университета.
● college.ru - раздел "Открытого колледжа" по химии. Электронный учебник по химии для школьников с СД-диска "Открытая химия 2.5" Раздел Хрестоматия - подборка книг и статей. On-line тестирование (необходима регистрация).
● school-sector.relarn.ru - "Химия для ВСЕХ" из серии "Обучающие энциклопедии". Сайт содержит текстовые и графические материалы ( school-sector.relarn.ru ) размещенные во 2-м издании CDROM "Химия для ВСЕХ" 1999г. Это большой и хороший учебник химии. Разделы: Общая химия, Неорганическая химия, Органическая химия.
● chemworld.narod.ru - сайт "Chemworld.Narod.Ru" Разделы: Практика - школьные опыты, эксперименты и мн. др.; Статьи по истории; Рефераты; Библиотека - много различных публикаций, в частности здесь можно скачать целиком "Химия для любознательных" (1,6 Мб - это 224стр. в Worde со схемами и рисунками); Олимпиады; Справочные материалы, Словарь терминов ; Программы, в частности электронный учебник "Химия" и др.; Ссылки; Обзоры и пр.
Материально-техническое обеспечение
1. Пособия на печатной основе.
Название таблицы | |
1 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. |
2. | Растворимость кислот, солей, оснований в воде. |
3 | Валентность |
4 | Распространение химических элементов |
5 | Способы разделения смесей |
6 | Строение пламени |
2.Информационно-коммуникационные средства.
1. Компьютер |
2. Экран |
3. Мультимедийный проектор |
4. Набор дисков и обучающих пособий по химии |
3. Лабораторное оборудование.
1.Наборы ученические для проведения практических работ по химии. |
2. Набор мерных пластиковых стаканов и цилиндров. |
3. Сухое горючее. |
4. Прибор для определения электропроводности веществ |
5. Коллекция минеральных удобрений. |
6. Коллекция «Металлы и сплавы» |
7. Модель кристаллической решетки алмаза |
8. Модель кристаллической решетки меди |
9. Модель кристаллической решетки льда |
10. Набор «Индикаторы» |
11. Растворы кислот, солей, щелочей.( по программе) |
4. Реактивы
1.Набор №6 «Органические вещества» |
2. Набор №13 ОС «Карбонаты» |
3.Набор №14 ВС «Сульфаты, сульфиты» |
4. Набор №15 ВС «Галогены» |
5. Набор №17 ВС «Нитраты» |
6. Набор №18 ВС «Соединения хрома» |
7.Набор №19 ВС «Соединения марганца» |
8. Набор №1 С «Кислоты» |
9.Набор №1 В «Кислоты» |
10 Набор №22 ВС «Индикаторы» |
Контрольно-измерительные материалы.
Контрольная работа №1 по теме «Строение органических соединений»
1 вариант
Часть А
- Элемент, который обязательно входит в состав органических соединений:
А. Кислород В. Углерод
Б. Азот Г. Фосфор
2. Среди веществ, входящих в состав живой клетки, к органическим веществам не относится:
А. Глюкоза В. жир
Б. Вода Г. Белок
3. Валентность углерода в органических соединениях равна:
А. I Б. II В. III Г. IV
4. Вид химической связи наиболее характерный для органических соединений:
А. Ковалентная неполярная В. Ионная
Б. Ковалентная полярная Г. Металлическая
5. Формулу СН3-СН3 называют:
А. молекулярной В. Полной структурной
Б. Сокращенной Г. все ответы верны.
6. Гомологом бутана является:
А. Пропанол В. бутен
Б. Пентан Г. Сахароза
7. Относительная молекулярная масса пропана равна:
А.30 Б. 42 В. 44 Г. 58
Часть В
1. Установите соответствие между названием органического соединения и классом, к которому оно принадлежит. В ответе укажите полученную последовательность букв (без цифр, запятых и пропусков).
Формула соединения | Класс соединения |
1) С2Н4 | А) алканы |
2) С3Н8 | Б) арены |
3) С4Н6 | В) алкены |
4) С2Н5 СООН | Г) алкины |
Д) карбоновые кислоты |
2. Напишите формулы изомеров гексана и назовите эти вещества по систематической номенклатуре.
3.Дополните фразу: «Изомеры-это вещества…
Контрольная работа №1 по теме «Строение органических соединений»
2 вариант
Часть А
1.К соединениям, имеющим общую формулу CnH2n , относится:
а) пентан б) пентин в) пентадиен г) пентен
2. Валентный угол в алкенах составляет:
а) 180˚ б) 120˚ в) 109˚28΄ г) 90˚
3. Гомологами являются:
а) этен и метан б) бутан и пропан
в) циклобутан и бутан г) этин и этен
4. Алкину соответствует формула:
а) С6Н14 б) С6Н12 в) С6Н10 г) С6Н6
5. Какое вещество не является изомером гексана?
а) циклогексан б) 2-метилпентан
в) 2,2-диметилбутан г) 2,3-диметилбутан
6. Изобразите формулы веществ:
А) 1,2 диметилпентан в) пентадиен-1,3
Б) гексин-1 г) пропен-2
Часть Б
1. Установите соответствие между названием органического соединения и классом, к которому оно принадлежит.
Формула соединения | Класс соединения | |
1) С2Н4 | А) спирты | |
2) С2Н2 | Б) алканы | |
3) С2Н6 | В) алкены | |
4) С2Н5 ОН | Г) алкины | |
Д) альдегиды | ||
2. Напишите формулы 2-х гомологов пентана и назовите эти вещества по систематической номенклатуре
Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды и их природные источники»
Вариант 1
Часть А. Тестовые задания с выбором ответа
- (3 балла). Общая формула алканов:
А. СnH2n+2 Б. СnH2n-2 В. CnH2n Г. CnH2n-6.
2 (3 балла). Название углеводорода, формула которого
СН3-СН2-СН2-СН3,
по систематической номенклатуре:
А. Бутин-2. Б. Бутен-1. В. Н-Бутан. Г. Бутин-1.
3 (3 балла). Вещества, формулы которых СН и С2Н2, являются :
А. Гомологами. Б. Изомерами. В. Одним и тем же веществом. Г. Веществами разных классов.
4 (3 балла). Последующим гомологом пропена является:
А. Бутан. Б. Бутен – 1. В. Этен. Г. Бутин -1.
5 (3 балла). Химическая связь между атомами углерода в молекуле этена:
А. Одинарная. Б. Полуторная. В. Двойная. Г. Тройная.
6 (3 балла). Вещество, для которого характерна реакция полимеризации:
А. Ацетилен. Б. Метан. В. Пропан. Г.Бутадиен -1,3.
7 (3 балла). Продукт реакции этена с водородом:
А. Этан. Б. Этилен. В. Полиэтилен. Г. Ацетилен.
8 (3 балла). Веществом Х в цепочке превращений метан → Х → бензол является:
А. Этан. Б. Ацетилен. В. Хлорметан. Г. Этилен.
9 (3 балла). Фракция продуктов нефтеперегонки с наименьшей температурой кипения: А. Лигроин. Б. Керосин. В. Бензин. Г. Дизельное топливо.
10 (3 балла). Природный газ - это смесь:
А. Предельных углеводородов и неорганических газов. Б. Непредельных углеводородов и неорганических газов.
В. Ароматических углеводородов.Г. Предельных и непредельных углеводородов.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
11 (7 баллов). К автомобильному бензину добавили водный раствор перманганата калия и полученную смесь хорошо перемешали. Объясните, будут ли происходить какие-либо изменения и почему. Можно ли сделать вывод о качестве бензина на основе этого эксперимента?
12 (7 баллов). Для вещества, формула которого СН-СН2-СН -СНз,
I
СН
напишите формулу одного изомера и одного гомолога. Назовите все вещества.
13 (6 баллов). Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
этан → этилен → полиэтилен.
Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды и их природные источники»
Вариант 2
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа
1 (3 балла). Общая формула алкенов:
А. СnH2n+2 Б. СnH2n-2 В. CnH2n Г. CnH2n-6.
2 (3 балла). Углеводород состава СН относится к классу:
А. Алканов. Б. Алкенов. В. Алкинов. Г. Аренов.
3 (3 балла). Вещества, формулы которых СН2=СН2 и CH2=CH-СНз, являются:
А. Гомологами. Б. Изомерами. В. Одним и тем же веществом. Г. Веществами разных классов.
4 (3 балла). Название углеводорода, формула которого
CH=C-СН2-СНз:
А. Пропин. Б. Бутин-2. В. Бутен-2. Г. Бутин-1.
5 (3 балла). Химическая связь между атомами углерода в молекуле этилена:
А. Одинарная. Б. Двойна В. Полуторная. Г. Тройная.
6 (3 балла). Вещество, для которого неосуществима реакция замещения:
А. Метан. Б. Этан. В. Бензол. Г. Этен.
7 (3 балла). Формулы веществ, вступающих в реакцию друг с другом:
А. С2Нб и О Б. С2Н4 и СН4 В. СН4 и HCl. Г. СЗН8 иН2
8* (3 балла). Веществом Х в цепочке превращений
Pt, t +НСl
СзН8 → CH2=CH-СНз → Х
является: А.l,2-Дихлорэтан. Б. 2,2-Дихлорпропан. В.2-Хлорпропан. Г. l-Хлорпропан.
9 (3 балла). Природный источник углеводородов, основным компонентом которого является метан:
А. Нефть. Б. Природный газ. В. Попутный нефтяной газ. Г. Каменный уголь.
10 (3 балла). Сырье для получения синтетического каучука:
А. Картофель. Б. Млечный сок дерева гевеи.
В. Продукты переработки нефти. Г. Продукты переработки каменного угля.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
11 (7 баллов). В лаборатории для определения качества бензина в исследуемый образец помещают кусочек металлического натрия. С какой целью это делается и какие примеси в бензине обнаруживают этим способом?
12 (7 баллов). Для вещества, формула которого
CH2=CH-СН2-СН2-СН3,
напишите формулы одного гомолога и одного изомера. Назовите все вещества.
13 (6 баллов). Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
карбид кальция → ацетилен →бензол
Контрольная работа №3 по теме «Спирты. Альдегиды. Кетоны»
Вариант 1
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа и на установление соответствия
1 (3 балла). Общая формула предельных одноатомных спиртов:
А. R – OH Б. R – C= O O - R В. R - C OOH Г. C(HO)
2 (3 балла). Название функциональной группы
- COOH
А. Карбонильная. Б. Гидроксильная. В. Карбоксильная Г. Нитрогруппа.
3 (3 балла). Формула этаналя:
А. H – COOH Б. CH - COOH В. CH - COH С. CH - CHOH
4 (3 балла) Изомер бутанола-1:
А. Бутановая кислота. Б. Бутаналь. В. Диэтиловый эфир. Г. 2-метилбутанол-1.
5 (3 балла). Предыдущим гомологом вещества, формула которого
СН- СН- СOH является:
А. Н – СOOH Б. СН - СOOH В.СН - СН- СН- С Г. СН - СН- СН- СН- СOOH
6* (3 балла). Вещество Х в цепочке превращений
СН → Х → СН-ОН:
А. Хлорэтан. Б. 1,1 – дихлорэтан. В.2,2 – дихлорэтан. Г. Этаналь
7 (3 балла). Формула вещества, вступающего в реакцию с этанолом:
А. Na Б. HNO В. KOH Г. Br (водный р-р)
8 (3 балла). Реактив для распознавания карбоновых кислот:
А. Перманганат калия. Б. Хлорид железа (II). В. Бромная вода. г. Лакмус.
9 (3 балла). Сложный эфир можно получить реакцией:
А. Галогенирования. Б. Гидрирования. В. Гидролиза. Г. Этерификации.
10 (3 балла). Вещество, используемое в косметической промышленности:
А. Уксусная кислота. Б. Муравьиный альдегид. В.Этиленгликоль. Г. Глицерин.
11 (6 баллов). Установите соответствие.
Формула вещества:
I. Н-СOH II. СНз-СН2-СOOH III. СНзОН.
Класс соединений:
Альдегиды.
Одноатомные спирты.
Карбоновые кислоты.
Сложные эфиры.
Название вещества:
А. Диэтиловый эфир. Б. Пропановая кислота. В. Метанол. Г. Метаналь.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
12 (9 баллов). Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:
С2Н4 → СНз-СН2-ОН → СНз-С OOH → СНз-СOOH
Укажите условия осуществления реакций. Дайте название каждого вещества.
13 (5 баллов). Во время практической работы при неосторожном обращении опрокинулась спиртовка, горящий спирт разлился по столу. Предложите способы тушения огня.
Контрольная работа №4 по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
Вариант 1
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа и на установление соответствия
1 (3 балла). Сложным эфиром является вещество, формула которого:
А. СНзСО Б. С2Н5-ОН. В. СНз-О-С Г. СН-СOO- СН
2 (3 балла). Функциональная группа, входящая в состав альдегидов:
А. – ОН Б. – С OH В. С = О Г. – СO-
3 (3 балла). Формула пропановой кислоты:
А. СНз-СН2-СН2-ОН.Б. СНЗ-СН2-С OOH В. СНз-СН2-О-СНз.
Г. СНЗ-СН2-СOH
4 (3 балла). Изомером вещества, формула которого
СНз-СН-СOOH
׀
СН3
является:
А. СНз-СН2-СН2-СН2-ОН. Б. СНз-СН2-СН2-СOOH В. СНЗ-СН-СН2-СOOH
׀
СН3
Г. СНЗ-СН2-СН2-СOOH
5 (3 балла). Гомологом этилового спирта не является:
А. Метанол. Б. Бутанол-2. В. Бутанол-l. Г. Пентанол-l.
6 (3 балла). В цепочке превращений
С2Н5ОН → Х → СНзСООНвеществом Х является:
А.Этаналь. Б. Этанол. В.Этилен. Г. Этан.
7 (3 балла). Уксусный альдегид взаимодействует с веществом, формула которого:
А. СиО. Б. Ag20 (ам. р-р). В. СНзОН. Г. NaOH.
8 (3 балла). Реактив для распознавания одноатомных спиртов:
А. Раствор перманганата калия. Б. Аммиачный раствор оксида серебра. В. Оксид меди (II). Г. Раствор хлорида железа (III).
9 (3 балла). Превращение, которое нельзя осуществить в одну стадию:
А. С2Н6 → С2Н5ОН.
Б. СН-СOH → СН - СOOH В. СНзОН → СНзОNа.
Г. Н-СOH → СНзОН.
10 (3 балла). Вещество, применяемое для производства антифризов:
А. Глицерин. Б.Этиленгликоль. В. Фенол. Г. Метанол.
11 (6 баллов). Установите соответствие.
Формула вещества:
I. Н-СOOH II. СНЗ-СН2-СOOH III. С2Н5ОН.
Класс соединений:
- Одноатомные спирты. 2Альдегиды. 3Карбоновые кислоты.
4Многоатомные спирты.
Название вещества:
А. Этанол. Б. Метановая кислота. В. Этаналь. Г. Пропаналь.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
12 (9 баллов). Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:
C2H5-Cl → С2Н5-ОН → СН3-СOH → СН3-СOOH
Укажите условия осуществления реакций. Дайте название каждого вещества.
13 (5 баллов). При выполнении практической работы «Получение этилена» лопнула пробирка со смесью этилового спирта и концентрированной серной кислоты. Опишите ваши действия.
Практическая работа№1 «Идентификация органических соединений»
Инструктаж по технике безопасности.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, спички, раствор уксусной кислоты (CH3COOH), лакмус, гранула цинка (Zn), порошок оксида магния (MgO), раствор карбоната калия (K2CO3).
Цель: изучить состав и свойства органических соединений изученных классов.
Опыт 1. Исследование раствора уксусной кислоты индикатором.
К раствору уксусной кислоты прилейте 1 каплю лакмуса. Как изменился цвет индикатора? О чем это свидетельствует? Подтвердите свои наблюдения уравнением реакции диссоциации уксусной кислоты.
Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с цинком.
В стеклянную пробирку поместите одну гранулу цинка и добавьте уксусной кислоты. Что наблюдаете? Подогрейте содержимое пробирки на пламени спиртовки. Что изменилось? Почему? Напишите уравнение реакции.
Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с основным оксидом.
В пробирку поместите немного порошка оксида магния и добавьте 1-2 мл раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнение происходящей реакции.
Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солью.
В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната калия и добавьте несколько капель уксусной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакции. Сделайте общий вывод о том, какие свойства проявляет уксусная кислота.
Ход работы:
№ опыта | Что делали? | Наблюдения | Уравнения реакций |
Опыт 1 | |||
Опыт 2 | |||
Опыт 3 | |||
Опыт 4 |
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.
Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...
Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.
Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....
Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".
Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспит...
рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа со...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....