Использование модульной технологии в процессе обучения химии
статья по химии (8 класс) на тему
Урок химии в 8 классе "Массовая доля вещества в растворе " с использованием модульной технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massovaya_dolya_veshchestva_v_rastvore.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование модульной технологии в процессе обучения
химии.
Современный этап педагогической практики характеризуется переходом от информационно – объяснительной технологии обучения к деятельностно–развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. [1,с.4]. Среди перспективных деятельностно – развивающих технологий обучения выделяется модульная, которая предъявляет к обучению следующее требование: только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий.
Сердцевиной модульного обучения является учебный модуль, включающий в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной ее реализации.
При переходе на модульное обучение прежде всего разрабатывается модульная программа, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей.
Для создания модульной программы выбирается крупная тема или раздел, формулируется комплексная дидактическая цель, далее выделяется для каждого модуля интегрирующая дидактическая цель, отбирается содержание, то есть выстраивается система модулей.[3,c.4].
Структурной частью модуля является учебный элемент (УЭ). Это автономный учебный материал, предназначенный для освоения отдельных навыков или знаний.
Каждый модуль включает в себя следующие элементы:
* цель изучения модуля;
* мотивационный блок;
* входной контроль;
* последовательное изложение материала модуля;
* промежуточный контроль;
* выходной контроль;
Первый учебный элемент предназначен для раскрытия дидактической цели и учебных задач. Это определяет результат обучения.
Основной дидактической функцией входного контроля является осуществление актуализирующего контроля, главная особенность которого заключается не только в том, что его прохождение означает своего рода «пропуск» для дальнейшего изучения материала, но и прежде всего, в том, что задания в нем предполагают актуализацию опорных знаний, которые могут быть использованы для самостоятельного приобретения новых знаний.
Блок «входной контроль» создает настрой на работу. Как правило, здесь используются тестовые задания.[2,c.64].
После успешного выполнения «входного контроля» учащиеся начинают работу над новым учебным модулем с использованием учебника.
При работе над модулем предусмотрен «промежуточный контроль», проводимый после изучения наиболее трудного для усвоения учащимися материала, который позволяет своевременно скорректировать знания учащихся.
Определенную роль играют лабораторные опыты и практические работы.
Завершается каждый модуль учебным элементом «выходной контроль». Он позволяет оценить уровень усвоения учебного материала модуля. Освоение учебного материала осуществляется по дифференцированным программам А и В. Программа А отражает базовый уровень, программа В – усложненный вариант.
Общее число часов, затрачиваемых на изучение того или иного модуля, не должно выходить за рамки, обозначенные программой.[1,c.18].
Ниже представлен урок, разработанный по модульной технологии обучения по разделу «Растворы. Вода» к учебнику: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 8 класс. М.: Просвещение, 2010.
МАССОВАЯ ДОЛЯ ВЕЩЕСТВА В РАСТВОРЕ.
УЭ-0. Цель изучения модуля.
Изучив данный модуль, вы должны знать:
- понятия «растворы», «растворитель», «масса вещества», «плотность вещества», «плотность раствора»;
- определение «массовая доля растворённого вещества»;
должны уметь:
- объяснять процесс растворения с точки зрения атомно-молекулярного учения;
- вычислять массовую долю и массу вещества в растворе;
- решать задачи на определение массовой доли и массы растворённого вещества.
УЭ-1. Мотивационный блок.
Цель: сформировать положительную мотивацию к изучению темы урока с учётом познавательных интересов, развивать умения анализировать ситуацию.
Июль. Жара. Хочется пить. Автоматов с газированной водой теперь нет. Квас закончился. Распродан напиток «Буратино». Продавщица может лишь предложить напиток «Лимонный» и протягивает два небольших пакета, в которых шуршит какой-то сухой порошок. Да, жажду удастся утолить лишь дома, зато есть начало урока о растворах. Конечно, следовало бы начать с того, что тема «Растворы» - куда как важная, важнее
не придумаешь! Ведь растворы – всюду. Чай – раствор. Духи – раствор. Морская вода – раствор. Раствор, в котором лежат огурцы – раствор. Да и сам огурец – тоже раствор. Но ведь мало – взять и объявить, что растворы – это очень важно. Это надо ещё и доказать. Вот этому и посвящено наше занятие.
Берём пакет с «Лимонным» напитком и в соответствии с незамысловатой инструк цией насыпаем порошок в стакан и заливаем водой. Порошок очень быстро растворя ется, и сразу же из образовавшегося раствора с бурным шипением начинают выделяться пузырьки. Газ не хранился в пакете. Он образовался при приготовлении напитка. В состав порошка входит (помимо сахара) пищевая сода и лимонная кислота, а сода и кислота энергично взаимодействуют друг с другом, при этом образуются натриевая соль лимонной кислоты и углекислый газ. Просто? Никаких секретов? А почему сода и лимонная кислота не взаимодействовали друг с другом, когда смесь была сухой? Да потому, что Corpora non agunt solute – «Тела (вещества) не взаимодействуют друг с другом, если не находятся в растворе». Это правило установили ещё алхимики. Сегодня химики знают, что в 199 случаях из 200 реакции протекают в растворах. Что же такое раствор?
Прочитайте в учебнике определение на странице 78 и попытайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Может ли быть раствор: а) газообразным; б) твёрдым?
2. Золотое кольцо – раствор?
3. Благодаря чему рыбы не задыхаются в речной воде?
4. Строители смешали песок с цементом и добавили воды. Раствор ли это?
Обсудите ответы на вопросы в группе. В случае затруднений обратитесь к учителю.
УЭ-2.Входной контроль.
Цель: определить качество знаний по изученной теме.
Выберите правильный ответ.
1. К химическим свойствам воды относятся:
1) цвет; 2) запах; 3) плотность; 4) способность к разложению.
2. Больше всего примесей содержит вода:
1) морская; 2) родниковая; 3) дождевая; 4) дистиллированная.
3. Массовая доля (%) водорода в воде равна:
1) 55,6 2) 11,1 3) 66,7 4) 20,0
4. В воде не растворяется:
1)NaCl 2) CuSO4 3) HCl 4) AgCl
5. Вода не реагирует с:
1) натрием; 2) кальцием; 3) золотом; 4) оксидом кальция.
Ваши ответы сдайте учителю для проверки. После этого вместе с классом под руководством учителя разберите эти задания.
УЭ-3. Лабораторная работа. Растворы.
Цель: рассмотреть некоторые явления, сопровождающие процесс растворения веществ в воде; доказать, что раствор-это не простая механическая смесь веществ.
УЭ-3.1. Диффузия веществ.
На поверхность воды в стакане поместите круг из фильтровальной бумаги, на него насыпьте щепотку кристаллов перманганата калия. Через некоторое время под фильтровальной бумагой образуются шлейфы, которые постепенно опускаются на дно. Почему это происходит?
УЭ-3.2. Изменение объёмов при растворении жидкостей.
На одном из мерных цилиндров нанесите метки, соответствующие 5 и 10 мл. Отмерьте двумя другими цилиндрами по 5 мл спирта и воды, перелейте оба вещества в цилиндр, помеченный метками, закройте его пробкой и переверните несколько раз для того, чтобы жидкости перемешались. Отметьте суммарный объём полученного раствора.
Что вы можете сказать о таком изменении объёма раствора?
УЭ-3.3. Тепловые эффекты при растворении.
Налейте в один стакан воду и измерьте температуру. В стакан насыпьте 5-10 г хлорида кальция. Налейте туда же около 50 мл воды из первого стакана. Осторожно перемешайте раствор, какова температура образовавшегося раствора? Таким же образом растворите в воде щёлочь, соблюдая особую осторожность. Какова температура образовавшегося раствора? Дайте объяснения наблюдаемым явлениям.
УЭ-3.4. Промежуточный контроль.
1. Почему во время ледохода вблизи реки холоднее, чем вдали от нее?
2. Почему в комнате станет прохладнее, если смочить пол водой?
3. Почему лёд дольше не растает, если его завернуть в мокрую газету?
4. Из дневника химика: «У неё замёрзли руки во время прогулки на санях, и я сказал: «Хорошо бы достать бутылку с горячей водой!» - «Замечательно, но где мы её возьмём?» - «Я сейчас её сделаю»,- ответил я и вынул из-под сиденья бутылку, на три четверти полную воды. Потом достал оттуда же флакон с серной кислотой и налил немного в воду. Через десять секунд бутылка так нагрелась, что её невозможно было держать в руках. Когда она начинала остывать, я добавлял ещё кислоты, а когда кислота закончилась, достал банку с палочками едкого натра и понемногу их подкладывал. Таким образом бутылка была нагрета почти до кипения всю поездку».
Как объяснить тепловой эффект, придуманный молодым человеком?
Не забудьте проверить правильность ваших ответов у учителя.
УЭ-4. Массовая доля вещества в растворе.
Цель: познакомиться с количественным способом выражения состава раствора.
Изучите материал учебника на странице 80.
Решите задачу, используя алгоритм.
В воде объёмом 160 мл растворили соль массой 40 г. Определите массовую долю соли в полученном растворе, приняв плотность воды, равную 1 г/мл.
Порядок выполнения действий.
1. Записать краткое условие задачи.
2. Определить массу воды по формуле: m = V*p
3. Определить массу полученного раствора как сумму массы воды и растворённого вещества: m p-pa = m в-ва + m воды
4.Определить массовую долю растворённого вещества по формуле: w = m в-ва / m р-ра
5. Записать ответ.
УЭ-5. Выходной контроль.
Цель: проверить уровень сформированности знаний.
Программа А.
Вычислите массу хлорида натрия и воды, которая потребуется для приготовления раствора массой 250 г с массовой долей NaCl 8%.
Программа В.
Глюкоза применяется в медицине как средство усиленного углеводного питания, как компонент различных кровезамещающих и противошоковых жидкостей, при отравлениях угарным газом и анилином. Определите массу глюкозы, которую получит пациент при инъекции одной ампулы 40%-ного раствора объёмом 10 мл.
Плотность раствора равна 1,54 г/мл.
УЭ-6.Подведение итогов урока.
Цель: обобщить результаты работы по теме.
Рефлексивный тест.
* я повторил весь изученный материал;
* мне это пригодится в жизни;
* на уроке было над чем подумать;
* на все возникшие вопросы я получил ответы;
* на уроке я поработал добросовестно;
* я справился со всеми элементами модуля, смогу научить другого;
* я могу объяснить тему при некоторой помощи;
Сдайте на проверку.
Список литературы.
- Беспалов П.И. Модульная технология обучения и ее использование на уроках химии: учебно–методическое пособие. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. – 67с.
- Боровских Т.А. Индивидуализированные технологии обучения химии: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2007. – 70с.
- Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Сорокин В.В. Использование модульной технологии в процессе обучения химии в 8 – 9 классе. – М.: МИПКРО,2001. – 108с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната.
Традиционная организация образовательного процесса (в том числе урок...
Возможности использования информационных технологий в процессе обучения химии
Статья об использовании ИКТ - технологий и компьютера на уроках химии...
Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения химии
В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире и, скорее всего, им не столько нужна...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания химии
Аннотация В статье рассматриваются следующие виды образовательных здоровьесберегающих технологий, и подчёркивается важность их использ...
«Использование компьютерных технологий в процессе обучения английской лексики на средней ступени обучения».
Компьютерные технологии являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Именно поэтому их использование в обучении не только желательно, но и необходимо. Как уже было изложено выше, использо...
Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...
Современные образовательные технологии в процессе обучения химии (из опыта работы учителя химии и информатики)
Выступление на августовской педагогической конференцииПути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на ...