Как обеспечить ситуацию успеха при сдачи ЕГЭ по химии
статья по химии (11 класс) на тему

Магда Наталья Геннадьевна

Данная статья предназначена для учеников 11 класс, родителей и учителей химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx38.97 КБ
Файл pedsovet.docx38.97 КБ

Предварительный просмотр:

Как обеспечить ситуацию успеха при сдачи ЕГЭ по химии

Химия является одним из самых сложных школьных предметов. В самом деле, изучение «заумных» формул и химических реакций многим кажется непонятным и трудным занятием. Однако поступление во многие ВУЗы (в частности, на медицинские факультеты) предполагает обязательную сдачу ЕГЭ по химии. Как подготовиться к сдаче ЕГЭ? Сегодня мы поговорим об этом подробнее.

Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ выделяют следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности - "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Мне бы хотелось остановиться на предметной готовности. Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ включает различные направления деятельности. И одним из них является контроль и диагностика учебных достижений учащихся, дающих возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ.

Объективная реальность нашего времени - необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничество и эффективную обратную связь учителя и учащихся, возможность действенного управления учебным процессом.

В школе распространены такие методы диагностики учебных достижений
учащихся, как зачеты, экзамены, письменный, устный опрос, контрольные
работы, рефераты и т.д. Однако при всех их достоинствах традиционные
методы контроля зачастую субъективны, у каждого учителя есть свои
специфические требования, да и критерии оценки разные, что делает отметки
несопоставимыми между собой. Трудности, связанные и с учащимися:
использование шпаргалок, списывание, "взаимопомощь" на экзамене,
контрольной работе, что искажает достоверность оценки знаний учащихся и
мешает преподавателю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.

На современном этапе при оценке знаний перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.

Теоретическое обоснование опыта применения метода.

Чтобы объективно оценить знания учащихся необходимо их измерить. Наилучшим и наиболее конкретным из известных сегодня методов измерения знаний обучаемых, на мой взгляд, является тестовый контроль.

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов). Как утверждает А. Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

В литературе встречается следующее определение тестов. Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить учителями и учащимися результативность познавательной деятельности учащихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учеником целей обучения.

Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются   более   объективным   показателем    обученности,    чем   оценка.

Тестирование - это новый прогрессивный способ контроля знаний учащихся, применяющийся более 10 лет, получивший все большее распространение во всех регионах России и нашедший свое отражение в ГИА. В связи с этим, вопрос по подготовке учащихся к ЕГЭ в форме тестирования является актуальным.

Важнейшее отличие тестового задания от обычного - его технологичность. Это означает, что задание имеет четкий однозначный ответ и оценивается стандартно. В самой полной мере технологичность проявляет себя в случае реализации автоматизированной системы тестового контроля.

Преимущества автоматизированных тестовых контрольных заданий:

  • позволяют за короткий промежуток времени опросить всех учащихся по всем вопросам учебного материала в одинаковых условиях, применяя при этом для всех без исключения одну и ту же шкалу отметок. Это значительно повышает объективность и обоснованность отметки по сравнению, скажем, с устным опросом.
  • Наряду, с контролирующей, программа имеет и обучающую функцию: учащиеся используют ее как своеобразный тренажер перед контрольной работой, экзаменом, выявляя при этом пробелы в свих знаниях, и восполняя их затем самостоятельно или при помощи учителя.
  • использование обучающего потенциала тестов является эффективным направлением в практической реализации единства обучения и контроля.
  • 11Как выучить химию? Вещества и их свойства, формулы, химические реакции. Огромное количество фактического материала. Как все это запомнить?
  • Мы не зубрим химию, а учимся ее понимать. В химии надо увидеть закономерности, оживить её, осмыслить. И тогда многое запоминается само собой. Зная законы химии, вы сможете предсказать и описать свойства незнакомых вам веществ.
  • Совет 1. Освойте химический язык.
  • Фосфат, нитрат, вольфрамат. Что у них общего? Чем сульфат отличается от сульфида? А перманганат – от манганата?
    Правила составления формул и названий в химии — универсальны. Каждый суффикс или префикс соответствует определенной формуле. Зная этот язык, вы по названию определите класс вещества и сможете описать его свойства.
  • Совет 2. Три главные таблицы – ваши официальные шпаргалки на экзамене.
  • http://ege-study.ru/wp-content/uploads/2012/08/Mtable-150x150.jpgНа экзамене по химии выдаётся три справочных таблицы: таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд активности металлов. 70% всей химической информации можно получить из этих таблиц, если уметь ими пользоваться.
  • Совет 3.Подтяните математику. 
    Если у вас не получаются задачи по химии – возможно, проблема с 
    математикой? Задачи на проценты, сплавы, растворы отработайте до совершенства.
  • Если вы не можете выразить неизвестную величину из формулы или с трудом решаете уравнения – значит, репетитор-химик пошлет вас к математику. И будет прав!
  • Совет 4. Ничего не принимайте на веру. Задавайте вопросы.
  • Если вы не понимаете, — нет смысла зубрить или тупо конспектировать материал. Задавайте вопросы себе и другим. Настойчиво, не стесняясь, добивайтесь полной ясности. Это путь к успеху.
    Ищите ответы в книгах, у преподавателя, на химических сайтах в интернете.
  • Если вы вежливо слушаете преподавателя и не задаете вопросов – значит, занятие проходит впустую. В наших мини-группах подготовки к ЕГЭ по химии 3-4 учащихся. Возможность задать вопрос и получить ответ будет  в любой момент. На обычных подготовительных курсах такой возможности нет, и занятия малоэффективны. Жаль, что многие понимают это только к апрелю-маю.
  • 5. Эффективно работайте с теорией.
  • Как вы учите теоретический материал из книг и учебников? Просто читаете и пытаетесь запомнить? Этого мало.
    Читать теорию надо с тетрадью, выписывая в неё: определения, схемы, таблицы. Записывая, вы лучше запоминаете. На одном-двух листах вы соберете самое главное.
  • Старайтесь самостоятельно выводить формулы и составлять уравнения реакций. Важно научиться самому, а не просто смотреть, как это делает преподаватель или автор учебника.
  • Большие схемы, требующие зубрёжки, нарисуйте красиво на больших листах и развесьте по квартире. Думаю, ваши близкие отнесутся к этому с пониманием.
  • Главное – спокойствие!
  • Психологическая подготовка выпускника к сдаче экзаменов в школах также еще не поставлена на широкую ногу. А ведь напряжение и страх перед испытанием могут стать серьезной проблемой при заполнении теста. В таком случае, как говорится, забываешь и то, что знал. Выйти достойно из стрессовой ситуации получается далеко не у всех. Нужно не просто успокоиться перед сдачей экзамена, а заранее осознать, что это обыкновенная процедура, нужно почувствовать уверенность в своих силах и по достоинству оценить свой уровень знаний. Грамотные преподаватели никогда не забывают о психологическом аспекте проблемы подготовки к ЕГЭ. Они настраивают своих учеников на положительный результат, развеивают их страхи, учат сохранять эмоциональное равновесие и сосредотачиваться даже в условиях стресса.
  • С постепенным приходом в нашу систему образования такой формы контроля знаний, как ЕГЭ, репетиторы стали ощущать свои услуги особо востребованными. Со своей стороны, ВУЗы вовремя отреагировали на новшества в системе образования и подготовили крепкую базу для эффективной подготовки абитуриентов. По данным статистики, в Академии МНЭПУ количество заявок на подготовительные курсы к ЕГЭ по сравнению с прошлым годом возросло на 40% , что свидетельствует о том, что подготовительным курсам ВУЗов стали доверять больше, чем услугам репетиторов. Объективно, преподаватели ВУЗов следят за всеми нововведениями в системе образования, вовремя реагируют на них, давая будущим выпускникам тот объем знаний, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ.



Предварительный просмотр:

Как обеспечить ситуацию успеха при сдачи ЕГЭ по химии

Химия является одним из самых сложных школьных предметов. В самом деле, изучение «заумных» формул и химических реакций многим кажется непонятным и трудным занятием. Однако поступление во многие ВУЗы (в частности, на медицинские факультеты) предполагает обязательную сдачу ЕГЭ по химии. Как подготовиться к сдаче ЕГЭ? Сегодня мы поговорим об этом подробнее.

Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ выделяют следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности - "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Мне бы хотелось остановиться на предметной готовности. Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ включает различные направления деятельности. И одним из них является контроль и диагностика учебных достижений учащихся, дающих возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ.

Объективная реальность нашего времени - необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничество и эффективную обратную связь учителя и учащихся, возможность действенного управления учебным процессом.

В школе распространены такие методы диагностики учебных достижений
учащихся, как зачеты, экзамены, письменный, устный опрос, контрольные
работы, рефераты и т.д. Однако при всех их достоинствах традиционные
методы контроля зачастую субъективны, у каждого учителя есть свои
специфические требования, да и критерии оценки разные, что делает отметки
несопоставимыми между собой. Трудности, связанные и с учащимися:
использование шпаргалок, списывание, "взаимопомощь" на экзамене,
контрольной работе, что искажает достоверность оценки знаний учащихся и
мешает преподавателю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.

На современном этапе при оценке знаний перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.

Теоретическое обоснование опыта применения метода.

Чтобы объективно оценить знания учащихся необходимо их измерить. Наилучшим и наиболее конкретным из известных сегодня методов измерения знаний обучаемых, на мой взгляд, является тестовый контроль.

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов). Как утверждает А. Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

В литературе встречается следующее определение тестов. Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить учителями и учащимися результативность познавательной деятельности учащихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учеником целей обучения.

Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются   более   объективным   показателем    обученности,    чем   оценка.

Тестирование - это новый прогрессивный способ контроля знаний учащихся, применяющийся более 10 лет, получивший все большее распространение во всех регионах России и нашедший свое отражение в ГИА. В связи с этим, вопрос по подготовке учащихся к ЕГЭ в форме тестирования является актуальным.

Важнейшее отличие тестового задания от обычного - его технологичность. Это означает, что задание имеет четкий однозначный ответ и оценивается стандартно. В самой полной мере технологичность проявляет себя в случае реализации автоматизированной системы тестового контроля.

Преимущества автоматизированных тестовых контрольных заданий:

  • позволяют за короткий промежуток времени опросить всех учащихся по всем вопросам учебного материала в одинаковых условиях, применяя при этом для всех без исключения одну и ту же шкалу отметок. Это значительно повышает объективность и обоснованность отметки по сравнению, скажем, с устным опросом.
  • Наряду, с контролирующей, программа имеет и обучающую функцию: учащиеся используют ее как своеобразный тренажер перед контрольной работой, экзаменом, выявляя при этом пробелы в свих знаниях, и восполняя их затем самостоятельно или при помощи учителя.
  • использование обучающего потенциала тестов является эффективным направлением в практической реализации единства обучения и контроля.
  • 11Как выучить химию? Вещества и их свойства, формулы, химические реакции. Огромное количество фактического материала. Как все это запомнить?
  • Мы не зубрим химию, а учимся ее понимать. В химии надо увидеть закономерности, оживить её, осмыслить. И тогда многое запоминается само собой. Зная законы химии, вы сможете предсказать и описать свойства незнакомых вам веществ.
  • Совет 1. Освойте химический язык.
  • Фосфат, нитрат, вольфрамат. Что у них общего? Чем сульфат отличается от сульфида? А перманганат – от манганата?
    Правила составления формул и названий в химии — универсальны. Каждый суффикс или префикс соответствует определенной формуле. Зная этот язык, вы по названию определите класс вещества и сможете описать его свойства.
  • Совет 2. Три главные таблицы – ваши официальные шпаргалки на экзамене.
  • http://ege-study.ru/wp-content/uploads/2012/08/Mtable-150x150.jpgНа экзамене по химии выдаётся три справочных таблицы: таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд активности металлов. 70% всей химической информации можно получить из этих таблиц, если уметь ими пользоваться.
  • Совет 3.Подтяните математику. 
    Если у вас не получаются задачи по химии – возможно, проблема с 
    математикой? Задачи на проценты, сплавы, растворы отработайте до совершенства.
  • Если вы не можете выразить неизвестную величину из формулы или с трудом решаете уравнения – значит, репетитор-химик пошлет вас к математику. И будет прав!
  • Совет 4. Ничего не принимайте на веру. Задавайте вопросы.
  • Если вы не понимаете, — нет смысла зубрить или тупо конспектировать материал. Задавайте вопросы себе и другим. Настойчиво, не стесняясь, добивайтесь полной ясности. Это путь к успеху.
    Ищите ответы в книгах, у преподавателя, на химических сайтах в интернете.
  • Если вы вежливо слушаете преподавателя и не задаете вопросов – значит, занятие проходит впустую. В наших мини-группах подготовки к ЕГЭ по химии 3-4 учащихся. Возможность задать вопрос и получить ответ будет  в любой момент. На обычных подготовительных курсах такой возможности нет, и занятия малоэффективны. Жаль, что многие понимают это только к апрелю-маю.
  • 5. Эффективно работайте с теорией.
  • Как вы учите теоретический материал из книг и учебников? Просто читаете и пытаетесь запомнить? Этого мало.
    Читать теорию надо с тетрадью, выписывая в неё: определения, схемы, таблицы. Записывая, вы лучше запоминаете. На одном-двух листах вы соберете самое главное.
  • Старайтесь самостоятельно выводить формулы и составлять уравнения реакций. Важно научиться самому, а не просто смотреть, как это делает преподаватель или автор учебника.
  • Большие схемы, требующие зубрёжки, нарисуйте красиво на больших листах и развесьте по квартире. Думаю, ваши близкие отнесутся к этому с пониманием.
  • Главное – спокойствие!
  • Психологическая подготовка выпускника к сдаче экзаменов в школах также еще не поставлена на широкую ногу. А ведь напряжение и страх перед испытанием могут стать серьезной проблемой при заполнении теста. В таком случае, как говорится, забываешь и то, что знал. Выйти достойно из стрессовой ситуации получается далеко не у всех. Нужно не просто успокоиться перед сдачей экзамена, а заранее осознать, что это обыкновенная процедура, нужно почувствовать уверенность в своих силах и по достоинству оценить свой уровень знаний. Грамотные преподаватели никогда не забывают о психологическом аспекте проблемы подготовки к ЕГЭ. Они настраивают своих учеников на положительный результат, развеивают их страхи, учат сохранять эмоциональное равновесие и сосредотачиваться даже в условиях стресса.
  • С постепенным приходом в нашу систему образования такой формы контроля знаний, как ЕГЭ, репетиторы стали ощущать свои услуги особо востребованными. Со своей стороны, ВУЗы вовремя отреагировали на новшества в системе образования и подготовили крепкую базу для эффективной подготовки абитуриентов. По данным статистики, в Академии МНЭПУ количество заявок на подготовительные курсы к ЕГЭ по сравнению с прошлым годом возросло на 40% , что свидетельствует о том, что подготовительным курсам ВУЗов стали доверять больше, чем услугам репетиторов. Объективно, преподаватели ВУЗов следят за всеми нововведениями в системе образования, вовремя реагируют на них, давая будущим выпускникам тот объем знаний, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010

Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...

Создание ситуации успеха при выполнении домашнего задания учащимися

Учебно-методическое пособие по созданию карточек, помогающих ученику при выполнении домашнего задания....

Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"

Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...

УСПЕШНОСТЬ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ ПОРТФОЛИО В МОДЕЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Данная работа - выступление на педагогическом совете. Рассматривает успешность как важное условие развития личности ребёнка, портфолио ученика как максимальную возможность испытать радость успеха, ярк...

Как достичь успеха при сдаче ЕГЭ

В презентации обобщается система подготовки одиннадцатиклассников к сдаче ЕГЭ по математике...

Доклад на тему : «Самооценка и ее влияние на успех. Этапы построения ситуации успеха на занятии».

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать педагог....