Факультативный курс «Общая химия»
элективный курс по химии (11 класс) по теме
Факультативный курс «Общая химия» предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа ( 1 час в неделю ). Предлагается изучение данного курса параллельно с изучением курса органической и неорганической химии, что позволит учащимся 11-х классов на заключительном этапе обучения в средней общеобразовательной школе углубить и систематизировать знания по общей и неорганической химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Факультативный курс «Общая химия» предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа ( 1 час в неделю ). Предлагается изучение данного курса параллельно с изучением курса органической и неорганической химии, что позволит учащимся 11-х классов на заключительном этапе обучения в средней общеобразовательной школе углубить и систематизировать знания по общей и неорганической химии.
Цель факультативного курса: систематизировать и углубить знания учащихся по общей и неорганической химии.
Задачи:
- сформировать и углубить знания учащихся по общей и неорганической химии;
- продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал ( в том числе и в письменном виде ), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания, а также объяснять доступные обобщения диалектико-материалистического характера;
- развить интеллектуальные творческие способности учащихся;
- развить интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии.
Отбор теоретического материала произведен в соответствии с наиболее значимыми разделами фундаментальной химии. Материал согласно дидактическим принципам.
Методы обучения: словесно-иллюстративные методы, методы дифференцированного обучения.
Формы обучения: урок-лекция, урок-семинар, исследование.
Практические занятия служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о свойствах химических элементов; классификацию химических элементов; закономерности изменения свойств химических элементов в периодах и группах периодической системы Д. И. Менделеева; сведения о строении атомов элементов малых и больших периодов; принципы распределения электронов по энергетическим уровням и подуровням; последовательное заполнение электронных оболочек в атомах; распределение электронов по орбиталям; понятие валентность, валентные возможности атомов; виды химической связи, свойства ковалентной связи, степень окисления; влияние типа химической связи на свойства химического соединения; понятие аллотропия; геометрическое строение молекул; виды гибридизации электронных орбиталей; тепловой эффект эндотермических и экзотермических реакций; зависимость скорости реакции от условий её протекания; механизм гомогенного и гетерогенного катализа; классификацию окислительно-восстановительных реакций; влияние на характер ОВР концентрации веществ, среды раствора, силы окислителя и восстановителя; устройство гальванического элемента; устройство аккумулятора; строение комплексных солей и их номенклатуры; влияние природы лигандов на окраску комплексных соединений; значения комплексных соединений в природе.
Учащиеся должны уметь:
- применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; аллотропия; электроотрицательность; степень окисления; окислительно-восстановительный процесс; валентность, химическая связь; электролитическая диссоциация.
- определять заряд ядра, атома элемента; количество протонов, нейтронов и электронов в атоме элемента; состав изотопа; формы электронного облака s-, p-, d-, f- электронов; валентные возможности атома; вид химической связи химического соединения; геометрическое строение молекулы; энтальпию реакции; энтропию реакции; тепловой эффект реакции; изменение скорости реакции в зависимости от условий; направление смещения химического равновесия в зависимости от условий; коэффициенты при составлении ОВР; восстановитель и окислитель; реакцию среды при гидролизе солей.
- решать задачи по термохимическим уравнениям; на вычисление скорости реакции по кинетическому уравнению; решать расчетные задачи с использованием величин: массовая доля выхода продукта реакции, массовая доля вещества в растворе; объемная доля газа в смеси газов, решать расчетные задачи методом составления системы уравнений.
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
( 34 часа, 1 час в неделю ).
- Химический элемент ( 3 ч )
- Строение атома ( 4 ч )
- Виды химической связи ( 3 ч )
- Строение молекул ( 2 ч )
- Энергетика химических реакций ( 4 ч )
- Скорость химических реакций ( 3 ч )
- Свойства основных классов неорганических веществ ( 3 ч )
- Окислительно-восстановительные реакции ( 5 ч )
- Электрохимические процессы (3 ч )
- Комплексообразование ( 4 ч )
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Да-та | Коррек-ция | Последователь-ность тем | Последовательность занятий в теме |
Химический элемент ( 3 ч. ) | 1. Классификация химических элементов. Семейства элементов ( на примере щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика хи-мических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изме-нения в свете электронного строения атома. | ||
2. Элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Относительная электроотрица-тельность элементов. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. | |||
3. Изотопы. Радиоактивность. Понятие о превращении химических элементов. Семинар: Уравнения ядерных реакций. | |||
Строение атома ( 4 ч. ) | 1. Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Квантовые числа: главное, орбитальное, магнитное, спиновое. | ||
2. Принципы распределения электронов по энергетическим уровням и подуровням: принцип Паули, принцип минимальной энергии.Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах. Правило В. М. Клечковского. | |||
3. Распределение электронов по орбиталям. Правило Хунда. Электронные и графические формулы атомов элементов. Энергетическая диаграмма атома. | |||
4. Семинар: Составление электронных и графических формул атомов, энергетических диаграмм. | |||
Виды химической связи ( 3 ч. ) | 1. Валентные возможности атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. | ||
2. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Влияние типа химической связи на свойства химического соединения. | |||
3. Кристаллические решетки. Аллотропия неорганических веществ. Семинар: Составление электронных и структурных формул веществ. | |||
Строение молекул ( 2 ч. ) | 1. Геометрическое строение молекул. Гибридные электронные орбитали. Виды гибридизации электронных орбиталей. | ||
2. sp-, sp2-, sp3- гибридизация на примерах органических и неорганических веществ. | |||
Энергетика химических реакций ( 4 ч. ) | 1. Энергетика химических реакций. Энтальпия. Тепловой эффект химической реакции. | ||
2. Эндотермические и экзотермические химические реакции. Термохимические уравнения. | |||
3. Закон Гесса. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания химических реакций. | |||
4. Семинар: Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям. | |||
Скорость химических реакций ( 3 ч. ) | 1. Скорость химической реакции. Зависимость скорости реакции от условий протекания. Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа. | ||
2. Катализ. Энергия активации. Гомогенный и гетерогенный катализ, их механизмы. Значение катализа в природе и технике. | |||
3. Семинар: Решение расчетных задач на вычисление скорости реакции по кинетическому уравнению | |||
Свойства основных классов неорганических соединений ( 3 ч. ) | 1. Растворы. Энергетические изменения при растворении веществ. Концентрация растворов. | ||
2. Семинар: Решение задач на применение знаний о различных выражениях концентраций растворов. | |||
3. Гидролиз солей. Составление уравнений гидролиза. Исследование: Определение среды раствора. | |||
Окислительно-восстановительные реакции ( 5 ч. ) | 1- 2. Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса, метод полуреакций ( ионно-электронный метод ). | ||
3 - 4. Классификация ОВР: межмолекулярные, внутримолекулярные, диспропорционирования ( самоокисления, самовосстановления). Восстановители и окислители. Влияние на характер ОВР концентрации веществ, среды раствора, силы окислителя и восстановителя, температуры. | |||
5. Семинар: Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций. | |||
Электрохимические процессы ( 3 ч. ) | 1. Понятие об электродных потенциалах. Электрохимический ряд напряжений металлов. | ||
2. Гальванические элементы. Устройство гальванического элемента Даниэля-Якоби. Устройство аккумулятора. | |||
3. Электролиз водных растворов кислот, щелочей и солей, расплавов солей и щелочей. | |||
Комплексообразова-ние ( 4 ч. ) | 1. Комплексные соли и их строение. Комплексный катион и анион. Номенклатура комплексных солей. | ||
2. Образование катионных аквакомплексов и анионных гидрокомплексов алюминия, хрома (III). | |||
3. Влияние природы лигандов на окраску комплексов. Семинар: Диссоциация комплексных солей. | |||
4. Значение комплексных соединений в природе. Исследование: образование комплексных соединений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса по химии «Решение задач» 8 классы
Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 классе. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Факультативный курс по химии "Химические понятия" для учащихся 11 классов.
Курс предназначен для подготовки учащихся к сдачи ЕГЭ. Тематический план включает задачи основного курса химии и кодификатор 2013г....

Факультативный курс "Экологическая химия"
Пояснительная записка.Проблемаухудшения качества среды обитания человека выходит на первое место среди современных проблем. Она носит глобальный характер, волнует и тревожит население и развитых и раз...

Факультативный курс по химии "Химия окружающей среды"
Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение здоровья человека – стали актуальными и стабильными проблемами, которые требуют неотложного решения....

Календарно-тематическое планирование факультативного курса по химии "Решение задач"
Каледарно-тематическое планирование факультативного курса по химии "Решение задач " для 10-11 классов. На изучение дается 1 час в неделю (34 часа в год)...

Рабочая программа факультативного курса по химии для учащихся 8 класса "Избранные вопросы неорганической химии"
Предлагаемый курс рассчитан на формирование у учащихся 8 класса понимания количественных соотношений, которые характеризуют химические вещества и химические реакции, и выработку умений и навыков испол...