Рабочая программа по химии 8 класса . УМК И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской..
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
В работе приводится календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya8_novosh_2_ch.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Аллабердинская средняя общеобразовательная школа»
села Алабердино Тюльганского района Оренбургской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО «Краевед» ___________________________ Протокол №____ от «___» ____________ 20 ___г | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР __________ /С.Р.Бикинеева/ «___» ____________ 20 ___г | «Утверждено» Директор школы ___________ /С.С.Кузбаева / Приказ № ______ от «___» ____________ 20 ___г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
8 КЛАСС (уровень – базовый)
Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская . М. «Русское слово». 2012.
Учебник: Химия: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М. ООО «Русское слово», 2009 Количество часов: 68 ч
Составил: учитель химии Алибаева Гуляйша Аскатовна
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии для основной общеобразовательной школ, на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) для 8-9 классов, а также с использованием авторской программы Новошинского И. И., Новошинской Н. С., 2012 год и реализует принципы концентрического построения курса.
В содержание включен проблемный материал, стимулирующий творческую деятельность учащихся, требующие организации индивидуальной и групповой работы учащихся.
Рассмотрение теоретических вопросов в начале курса дает учащимся возможность более осознанно изучать химию элементов и их соединений, позволяет реализовать принципы развивающего обучения и организовать самостоятельную деятельность школьников по установлению взаимосвязей элементов знаний.
Содержание курса химии 8 класса составляют сведения о строении атомов химических элементов, структуре Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, химической связи, химических реакциях, электролитической диссоциации и основных классах неорганических веществ. В основе программы лежит идея зависимости свойств веществ от их состава и строения.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента – демонстрации, лабораторные опыты и практические работы.
В целом курс позволяет развивать представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно- научной картины мира.
Включение историко – научного материала дает возможность показать школьникам , что развитие науки – это многовековая история становления знаний об окружающем мире, формировать чувство гордости за свою страну. Материал экологической направленности , сведения о физиологическом воздействии веществ позволяют развивать экологическую культуру школьников. Наличие сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни способствует познавательной активности учащихся.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (в соответствии со школьным учебным планом).
2 часа в неделю. Из этих часов приходится:
• на практические работы - 8 часов;
• на контрольные работы - 3 часа.
В графе «Лабораторные опыты» в рабочую программу включен перечень опытов из примерной и авторской программ.
Цели
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов. В том числе по 68 часов в VIII и IX классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Результаты обучения
Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по химии, учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии к уровню подготовки выпускников.
Требования к уровню подготовки выпускников (основное общее образование)
В результате изучения химии ученик должен:
знать/понимать
- химическую символику: символы химических элементов, формулы веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
- тепловой эффект реакции по данным об одном из участвующих в реакции веществ и количеству выделившейся (поглощенной) теплоты; массу (объем, количество вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке; массу или объем продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси;
- устанавливать: простейшую формулу вещества по массовым долям химических элементов; состав смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами; объемные отношения газов при химических реакциях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание программы.
Введение (5ч)
Предмет химии. Вещества и их физические свойства. Частицы, образующие вещества атомы и молекулы.. Масса атома. Относительная атомная масса. Атомная единица массы. Химические элементы. Символы химических элементов. Понятие о коэффициентах.
Демонстрации.
- Коллекция изделий из железа, алюминия, стекла.
- Факты, подтверждающие реальное существование молекул: испарение воды, духов, перемешивание двух разных веществ (вода и перманганат калия) в результате хаотичного движения частиц.
Практическая работа №1.
Приемы обращения с лабораторным оборудованием (посуда, лабораторный штатив, нагревательные приборы) и основы безопасности при работе в химическом кабинете.
Практическая работа №2.
Вещества и их физические свойства (воды, поваренной соли, железа, мела, стекла)
Тема 1. Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. (8 ч)
Составные части атома: ядро(протоны и нейтроны) электроны, их заряд и масса. Физический смысл атомного(порядкового ) номера химического элемента. Современное определение химического элемента. Изотопы.
Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов. Понятие об электрическом слое (энергетическом уровне) , о завершенном и незавершенном электронных слоях. Максимальное число электронов на энергетическом уровне. Классификация элементов на основе строения их атомов (металлы и неметаллы).
Структура ПСХЭ и электронное строение атома. Малые и большие периоды. Группы и подгруппы химических элементов. Физический смысл номеров периода и группы. Изменение некоторых характеристик и свойств атомов химических элементов (заряд ядра, радиус атома, число электронов, движущихся вокруг ядра, металлические и неметаллические свойства атомов элементов) в малых периодах и главных подгруппах. Характеристика химического элемента на основе его положения в ПСХЭ и строения атома.
Демонстрация. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Тема 2 Химическая связь. Строение вещества.(13 ч)
Химические формулы. Индекс. Относительная молекулярная масса. Вычисления по химическим формулам. Простые и сложные вещества. Понятие о валентности и химической связи. Ковалентная связь, ее образование на примерах молекул хлора, азота, хлороводорода. Электронные и структурные формулы. Полярная и неполярная ковалентные связи. Электроотрицательность атома химического элемента. Характеристика ковалентной связи. Вещества молекулярного строения. Закон постоянства состава вещества. Вещества ионного (немолекулярного) строения. Единство ковалентной и ионной связей. Степень окисления. Понятие о степени окисления. Определение степени окисления атома в соединении. Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Число Авогадро. Молярная масса.
Демонстрации
- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
- Плакаты со схемами образования ковалентной и ионной связи.
- Модели молекулярных ионных кристаллических решеток.
- Соединения с количеством вещества 1 моль.
Лабораторный опыт
1. Определение принадлежности веществ к простым или сложным по их формулам.
Расчетные задачи
- Вычисление относительной молекулярной массы вещества.
- Вычисление массовой доли атомов химического элемента в соединении.
- Расчеты с использованием физических величин «количество вещества» и «молярная масса»
Тема 3.Классификация сложных неорганических веществ (7 ч)
Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация.
Основания. Определение, состав, номенклатура, классификация.
Кислоты. Определение, состав, номенклатура, классификация.
Соли. Определение, состав, номенклатура, классификация.
Демонстрация.
Образцы оксидов, оснований, кислот, солей.
Лабораторный опыт. Определение принадлежности соединений к соответствующему классу по их формулам.
Тема. 4 Химические реакции. (7ч)
Явления физические и химические. Химические реакции. Признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Молекулярные уравнения химических реакций. Классификация химических реакций: по признаку выделения или поглощения теплоты, термохимические уравнения; по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения, обмена). Термохимические уравнения.
Атомно-молекулярное учение. Значение работ М.В.Ломоносова в развитии химии.
Демонстрация.
1.Примеры физических явлений: плавление и отвердевание парафина.
2. Пример химического явления : горение парафина.
3. Признаки химических реакций: изменение цвета, (взаимодействие иодида калия с хлорной водой), образование осадка , выделение газа, запаха, выделение или поглощение теплоты.
Лабораторный опыт №3
1.Физические явления. ( накаливание стеклянной трубки в пламени спиртовки)
Лабораторный опыт №4. Химические явления. (накаливание медной проволоки
Лабораторный опыт №4. Типы химических реакций.
Практическая работа №3
Признаки химических реакций.
Расчетные задачи
Вычисления по уравнению химической реакции количества вещества или массы по известной массеили количества вещества одного из вступающих или образующихся в реакции веществ.
Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема.№5 Растворы. Электрическая диссоциация. (14 ч)
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание.
Способы очистки неоднородных и однородных смесей.
Понятие о растворах. Процесс растворения. Гидраты и кристаллогидраты.
Растворимость веществ в воде. Факторы, влияющие на растворимость: природа веществ (растворяемого и растворителя), температура, давление. Насыщенные и ненасыщенные растворы.
Массовая доля растворенного вещества в растворе. Значение растворов в природе, промышленности, сельском хозяйстве, быту.
Решение расчетных задач по теме.
Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества и измерение его плотности.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с ионной и ковалентной полярной связью. Гидратация ионов.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Составление уравнений диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Общие свойства растворов электролитов. Свойства ионов. Кислоты, основания и соли в свете ТЭД.
Среда водных растворов электролитов. Окраска индикаторов (лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа) в воде, растворах кислот и щелочей. Понятие о водородном показателе.
Определение рН среды при помощи универсального индикатора.
Реакции ионного обмена и условия их протекания. Отличие краткого ионно-молекулярного уравнения от молекулярного уравнения реакции. Реакции обмена, протекающие практически необратимо.
Демонстрации.
- Разделение смесей веществ с помощью делительной воронки.
- Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
- Получение насыщенного раствора поваренной соли.
- Реакции ионного обмена между растворами электролитов.
Л№6 гидратация сульфата меди (II)
Л №7 Окраска индикаторов в различных средах.
Л №8 Реакции ионного обмена
Л №9 Условия протекания реакций ионного обмена в растворах
Пр 4 Очистка загрязненной поваренной соли.
Пр 5 Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества и измерение его плотности.
Пр 6 Определение рН среды при помощи .
Расчетные задачи.
- Определение массовой доли растворенного вещества в растворе.
- определение массы воды и вещества, необходимых для приготовления заданной массы раствора.
- Вычисления по уравнениям реакций, которые протекают в растворах.
Тема №6 Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. (13 ч)
Оксиды. Способы получения: взаимодействие простых веществ с кислородом, горение и разложение сложных веществ. Классификация оксидов по химическим свойствам: несолеобразующие и солеобразующие (основные, кислотные и амфотерные). Отношение оксидов к воде, кислотам, щелочам
Основания. Способы получения растворимых и нерастворимых оснований. Химические свойства: отношение к индикаторам, взаимодействие с кислотами, солями, кислотными и амфотерными оксидами. Реакция нейтрализации. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Свойства гидроксидов элементов главной подгруппы II группы.
Кислоты. Способы получения бескислородных и кислородсодержащих кислот. Химические свойства: отношение к индикаторам, взаимодействие с основаниями (реакция нейтрализации), основными и амфотерными оксидами, металлами. Ряд активности металлов. Взаимодействие кислот с солями. Летучие и неустойчивые кислоты.
Амфотерные гидроксиды. Получение и химические свойства: взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
Положение элементов в ПСХЭ и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов.
Соли. Основные способы получения. Взаимодействие солей с кислотами, щелочами, между собой, с металлами. Разложение некоторых солей при нагревании.
Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетические ряды металла и неметалла.
Д Взаимодействие оксида кальция и оксида углерода (IY) с водой, испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами.
Д Взаимодействие оксида кальция с соляной кислотой.
Взаимодействие и оксида углерода (IY) с раствором гидроксида кальция.
Д получение нерастворимого основания и его взаимодействие с кислотами.
Взаимодействие кислот с основаниями , с основными и амфотерными оксидами, металлами , солями.
Д Взаимодействие оксида цинка с соляной кислотой и гидроксидом натрия.
Д Взаимодействие солей между собой и с кислотами.
Л.10Взаимодействие оксида кальция с кислотами
Л 11. Распознавание оксидов на основании их свойств.
Л.12 Реакция нейтрализации.
Л 13 Обнаружение кислот и оснований
Л 14 Получение и свойства амфотерного гидроксида.
Л15 Способы получения солей
Пр 7 Свойства гидроксидов элементов главной подгруппы II группы.
Пр 8 Кислотно-основные свойства гидроксидов элементов 3-го периода.
Тематическое планирование уроков химии в 8 классе по программе Новошинского И.И.Новошинской Н.С.. Химия. 8. М.»Русское слово» 2009
68часов (2 часа в неделю) | ||||||
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Термины | Основное содержание | Хим эксперимент | Дом задание |
Введение (5 часов) | ||||||
1 | 1 | Предмет химии. Вещества и их физические свойства. | Химия Вещество Физические свойства вещества | Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете химии. Предмет химии. Задачи химии. Вещества и их физические свойства. | Д Коллекции изделий тел из железа, алюминия и стекла | §1 В 1-4 |
2 | 2 | Практическая работа 1 Правила работы в химическом кабинете. | фильтрование, нагревание, выпаривание | Основы ТБ. Первичный инструктаж по ТБ. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Строение пламени. Техника химического эксперимента | Пр 1 Приемы обращения с лабораторным оборудованием и основы ТБ. | С 193 |
3 | 3 | Практическая работа 2 Вещества и их физические свойства | Описание физических свойств веществ (графит, вода, соль, сахар, мел, железо, медь). | Пр 2 Вещества и их физические свойства. | С 198 | |
4 | 4 | Молекулы и атомы. Относительная атомная масса. | Молекулы Атом Абсолютная атомная масса Относительная атомная масса Атомная единица массы | Частицы, образующие вещества. Атомы и молекулы. Масса атома. Относительная атомная масса. | Д Факты, подтверждающие реальное существование молекул: испарение воды, духов, перемешивание двух разных веществ (вода и KMnO4) в результате хаотичного движения молекул Л 1 Способность металлов вытеснять из растворов солей другие металлы: взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II) РРЗ Вычисление абсолютной массы атомов на основе ПСХЭ ( в а.е.м., г., кг) | §2 В 1-6 |
5 | 5 | Химические элементы. Символы химических элементов. | Химический элемент Символ химического элемента коэффициент | Химические элементы. Знаки химических элементов. Понятие о коэффициентах. | §3 В 1-5 | |
Тема 1. Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева (8 часов) | ||||||
6 | 1 | Состав атома и атомного ядра. | Протон Нейтрон Электрон Массовое число Атом Химический элемент | Составные части атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Физический смысл порядкового (атомного) номера химического элемента. Современное определение понятия «химический элемент». | §4 В 1-8 | |
7 | 2 | Изотопы. | Изотопы Относительная атомная масса элемента | Изотопы – разновидности атомов одного и того же химического элемента. | § 5 В 1-4 | |
8 | 3 | Строение электронной оболочки атома. | Электронная оболочка атома Энергетический уровень Максимальное число электронов Завершенный Незавершенный энергетический уровень Электронная схема атома | Строение электронных оболочек атомов химических элементов малых периодов (№ 1-20). Понятие об электронном слое (энергетическом уровне), о завершенном и незавершенном электронных слоях. Максимальное число электронов на энергетическом уровне. | § 6 В 1-3 | |
9 | 4 | Строение электронной оболочки атома.Классификация элементов на основе строения их атомов. | Металлы Неметаллы | Классификация элементов на основе строения их атомов (металлы, неметаллы, благородные газы). | § 7 В 1 | |
10 | 5 | Структура Периодической системы химических элементов и электронное строение атома. | Период Группа Главная Побочная подгруппа Малые Большие периоды | Структура ПСХЭ и электронное строение атома. Малые и большие периоды. Группы и подгруппы химических элементов. Физический смысл номеров периода и группы. | § 8 В 1-6 | |
11 | 6 | Периодическое изменение свойств атомов химических элементов | Изменение некоторых характеристик и свойств атомов химических элементов (заряд ядра, радиус атома, число электронов, движущихся вокруг ядра, металлические и неметаллические свойства атомов элементов) в малых периодах и главных подгруппах. | § 9 В 1-4 | ||
12 | 7 | Характеристика химического элемента на основе его положения в Периодической системе и строения атома. | Характеристика химического элемента на основе его положения в ПСХЭ и строения атома. | § 10 В 1 | ||
13 | 8 | Контроль и учет знаний по теме 1. | Тематический контроль и учет знаний. | |||
Тема 2. Химическая связь. Строение веществ (13 часов) | ||||||
14 | 1 | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. | Молекулярная формула Индекс абсолютная масса молекулы Относительная молекулярная масса | Химические формулы. Индекс. Относительная молекулярная масса. | РРЗ Вычисление относительной молекулярной массы вещества | § 11 В 1-4 |
15 | 2 | Вычисления по химическим формулам. | Вычисления по химическим формулам. | РРЗ Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле | § 12 В 2 | |
16 | 3 | Простые и сложные вещества. | Простое Сложное вещество | Простые и сложные вещества. | Л 2 Распознавание простых и сложных веществ | § 13 В 1-3 |
17 | 4 | Валентность. Ковалентная связь. | Химическая связь Валентность Ковалентная связь Неспаренные электроны Электронная формула Структурная формула | Понятие о валентности и химической связи. Ковалентная связь, ее образование на примерах молекул хлора, азота, хлороводорода. Электронные и структурные формулы. | § 14 В 1, 2 | |
18 | 5 | Ковалентная полярная и неполярная связь. Электроотрицательность. | Электроотрицательность Полярная Неполярная ковалентная связь | Полярная и неполярная ковалентные связи. Электроотрицательность атома химического элемента. Характеристика ковалентной связи. | § 15,16 В 2, 4-5 В 1 | |
19 | 6 | Вещества молекулярного строения. Закон постоянства состава | Молекулярная кристаллическая решетка | Вещества молекулярного строения. Закон постоянства состава вещества. | Д Модели молекулярных кристаллических решеток. | § 17 В 1-2. |
20 | 7 | Ионная связь. | Ионная связь Ион Катион анион | Ионная связь, ее образование на примере хлорида натрия. | § 18 В 1-3 | |
21 | 8 | Вещества немолекулярного строения. | Ионная кристаллическая решетка | Вещества ионного (немолекулярного) строения. Единство ковалентной и ионной связей. | Д Модели ионных кристаллических решеток. | § 19 В 1-2 |
24 | 9 | Степень окисления. | Степень окисления | Степень окисления. Понятие о степени окисления. Определение степени окисления атома в соединении. | § 20 В 1-5 | |
25 | 10 | Составление химических формул бинарных соединений по степеням окисления атомов. | Бинарные соединения | Составление формул бинарных соединений по степени окисления атомов. | § 21 В 1-3 | |
26 | 11 | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Число Авогадро. Молярная масса. | Д показ коллекции некоторых соединений количеством вещества 1 моль | П 22 В 1-2 | |
27 | 12 | Решение задач на использование физических величин. Установлие простейшей формулы по массовым долям элементов | Решение расчетных задач на использование физических величин: количество вещества и молярная масса. | РРЗ Расчеты с использованием физических величин «количество вещества» и «молярная масса». | § 23 №3-5 | |
28 | 13 | Контроль и учет знаний по теме 2 | Тематический контроль и учет знаний. | |||
Тема 3. Классификация сложных неорганических веществ (7 часов) | ||||||
29 | 1 | Оксиды. | Классификация Номенклатура Оксиды | Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы оксидов. | Д образцы оксидов | § 24 В 1-4 |
30 | 2 | Основания. | Основания | Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы оснований. | Д образцы оснований | § 25 В 1-5 |
31 | 3 | Кислоты. | Кислоты Кислотообразующий элемент | Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы кислот. | Д образцы кислот | § 26 В 1-3 |
32 | 4 | Соли. | Соли Кислые Средние соли | Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы солей. | Д образцы солей | § 27 В 1-3 |
33 | 5 | Обобщение и систематизация знаний по теме 3 | Обобщение знаний о классах неорганических веществ. Определение принадлежности соединений по их формуле к определенному классу. Расчеты по формулам веществ. | Л Определение принадлежности соединений по их формуле к соответствующему классу. | С 96 В 4-5 | |
34 | 6 | Контроль и учет знаний по теме 3 | Тематический контроль и учет знаний. | |||
35 | 7 | Анализ итогов контроля и коррекция знаний. | ||||
Тема 4. Химические реакции (7 часов) | ||||||
36 | 1 | Явления физические и химические. | Физические Химические явления Признаки химических реакций | Явления физические и химические. Химические реакции. Признаки химических реакций. Расчеты по химическим формулам. Повторный инструктаж по ТБ | Л 4 Физические явления: накаливание стеклянной трубки в пламени спиртовки. Л 5 Химические явления: накаливание медной проволоки. Д Примеры физических явлений: плавление и затвердевание парафина. Д Примеры химических явлений: горение парафина. Д Признаки химических реакций | § 28 В 1-2 |
37 | 2 | Закон сохранения массы. Молекулярные уравнения химических реакций. | Химическое уравнение Молекулярное уравнение | Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Молекулярные уравнения химических реакций. | Д Опыт, подтверждающий закон сохранения массы. | § 29 В 1,2 |
38 | 3 | Практическая работа 3 Признаки химических реакций. | Взаимодействие соляной кислоты с мелом; получение гидроксида меди (II); изменение окраски фенолфталеина в растворе мыла (СМС); взаимодействие оксида кальция с водой. | Пр 3 Признаки химических реакций. | ||
39 | 4 | Классификация химических реакций. | Термохимическое уравнение Тепловой эффект Экзо и эндотермические реакции Реакции соединения, разложения, замещения, обмена | Классификация химических реакций: по признаку выделения или поглощения теплоты, термохимические уравнения; по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. | Д Различные типы химических реакций | § 30 В 1-3 |
40 | 5 | Расчеты по химическим уравнениям. | Вычисления по химическим и термохимическим уравнениям. | РРЗ Вычисления по уравнению химической реакции количества вещества или массы по известной массе или количеству вещества одного из реагентов или продуктов реакции. РРЗ Расчеты по термохимическим уравнениям. | § 31 В 2,5 | |
41 | 6 | Атомно-молекулярное учение. | Атомно-молекулярное учение. Значение работ М.В.Ломоносова в развитии химии. Обобщение знаний по теме. | § 32 | ||
42 | 7 | Контроль и учет знаний по теме 4. | Тематический контроль и учет знаний. | |||
Тема 5. Растворы. Электролитическая диссоциация (14 часов) | ||||||
43 | 1 | Чистые вещества и смеси. | Чистые вещества Смеси Однородные Неоднородные смеси | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание. | Д разделение смесей веществ с помощью делительной воронки. | § 33 В 1-4 |
44 | 2 | Практическая работа 4 Очистка загрязненной поваренной соли | Способы очистки неоднородных и однородных смесей. | Пр 4 Очистка загрязненной поваренной соли. | С 207 | |
45 | 3 | Растворы. Растворение. Растворимость. | Растворы Гидраты Кристаллогидраты Растворимость Насыщенный Ненасыщенный раствор | Понятие о растворах. Процесс растворения. Гидраты и кристаллогидраты. Растворимость веществ в воде. Факторы, влияющие на растворимость: природа веществ (растворяемого и растворителя), температура, давление. Насыщенные и ненасыщенные растворы. | Л гидратация сульфата меди (II) Д Получение насыщенного раствора поваренной соли. | § 34 |
46 | 4 | Массовая доля растворенного вещества в растворе. | Разбавленный Концентрированный раствор Массовая доля растворенного вещества | Массовая доля растворенного вещества в растворе. Значение растворов в природе, промышленности, сельском хозяйстве, быту. | РРЗ Определение массовой доли растворенного вещества в растворе. | § 35 В 2,4 |
47 | 5 | Решение задач с использованием физической величины «массовая доля растворенного вещества» | Решение расчетных задач по теме. | РРЗ определение массы воды и вещества, необходимых для приготовления заданной массы раствора. РРЗ Вычисления по уравнениям реакций, которые протекают в растворах. | § 35 В 6-8 | |
48 | 6 | Практическая работа 5 Приготовление раствора и измерение его плотности. | Ареометр | Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества и измерение его плотности. | Пр 5 Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества и измерение его плотности. | |
49 | 7 | Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации. | Электролиты Неэлектролиты электролитическая диссоциация Гидратированные ионы | Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с ионной и ковалентной связью. Гидратация ионов. | § 36, 37 В 1-2 | |
50 | 8 | Основные положения теории электролитической диссоциации. | Катионы Анионы Обратимые процессы Степень диссоциации Сильные Слабые электролиты | Основные положения теории электролитической диссоциации. Составление уравнений диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | §38,39 В 1-3 | |
51 | 9 | Кислоты, соли, основания в свете теории электролитической диссоциации. | Общие свойства растворов электролитов. Свойства ионов. Кислоты, основания и соли в свете ТЭД. | § 40 В 1 | ||
52 | 10 | Среда водных растворов электролитов. | Нейтральная Кислая Щелочная среда Индикаторы Водородный показатель | Среда водных растворов электролитов. Окраска индикаторов (лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа) в воде, растворах кислот и щелочей. Понятие о водородном показателе. | Л Окраска индикаторов в различных средах. | § 41 В 1-3 |
53 | 11 | Практическая работа 6 Определение рН среды | Определение рН среды при помощи универсального индикатора. | Пр 6 Определение рН среды при помощи универсального индикатора. | § 42 | |
54 | 12 | Реакции ионного обмена и условия их протекания. | Реакции ионного обмена и условия их протекания. Ионно-молекулярные уравнения реакций и правила их составления. Отличие краткого ионно-молекулярного уравнения от молекулярного уравнения реакции. Реакции обмена, протекающие практически необратимо. | Д Реакции ионного обмена между растворами электролитов. | § 43,44 В 1-4 | |
55 | 13 | Решение расчетных задач | Решение расчетных задач изученных типов | |||
56 | 14 | Контроль и учет знаний по теме 5 | Тематический контроль и учет знаний | |||
Тема 6. Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства (13 часов) | ||||||
57-58 | 1-2 | Оксиды. Классификация, получение, свойства. | Амфотерные оксиды | Оксиды. Способы получения: взаимодействие простых веществ с кислородом, горение и разложение сложных веществ. Классификация оксидов по химическим свойствам: несолеобразующие и солеобразующие (основные, кислотные и амфотерные). Отношение оксидов к воде, кислотам, щелочам | Д Взаимодействие оксида кальция и оксида углерода (IY) с водой, испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами. Д Взаимодействие оксида кальция с соляной кислотой. | § 45,46 В 1-6 |
59 | 3 | Основания. Классификация, получение, свойства. | Гидроксиды Реакция нейтрализации | Основания. Способы получения растворимых и нерастворимых оснований. Химические свойства: отношение к индикаторам, взаимодействие с кислотами, солями, кислотными и амфотерными оксидами. Реакция нейтрализации. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. | Л 8 Реакция нейтрализации. Д получение нерастворимого основания и его взаимодействие с кислотами. | §47 П 46.1 В 1-3 |
60 | 4 | Практическая работа 7 Свойства гидроксидов элементов главной подгруппы II группы. | Свойства гидроксидов элементов главной подгруппы II группы. | Пр 7 Свойства гидроксидов элементов главной подгруппы II группы. | С 212 | |
61-62 | 5-6 | Кислоты. Классификация, получение, свойства. | Ряд активности металлов | Кислоты. Способы получения бескислородных и кислородсодержащих кислот. Химические свойства: отношение к индикаторам, взаимодействие с основаниями (реакция нейтрализации), основными и амфотерными оксидами, металлами. Ряд активности металлов. Взаимодействие кислот с солями. Летучие и неустойчивые кислоты. | Л 9 Обнаружение кислот и оснований | § 48,49 В 1-5 |
63 | 8 | Амфотерные гидроксиды. Получение и свойства. | Амфотерные гидроксиды | Амфотерные гидроксиды. Получение и химические свойства: взаимодействие с растворами кислот и щелочей. | Д Взаимодействие оксида цинка с соляной кислотой и гидроксидом натрия. | § 50 В 1-3 |
64 | 9 | Практическая работа 8 Кислотно-основные свойства гидроксидов элементов 3-го периода. | Пр 8 Кислотно-основные свойства гидроксидов элементов 3-го периода. | С 211 | ||
65 | 10 | Положение элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов. | Положение элементов в ПСХЭ и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов. | § 51 В 1 | ||
66 | 11 | Соли. Классификация, получение, свойства. | Соли. Основные способы получения. Взаимодействие солей с кислотами, щелочами, между собой, с металлами. Разложение некоторых солей при нагревании. | Д Взаимодействие солей между собой и с кислотами. | § 52 | |
67 | 12 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетические ряды металла и неметалла. | § 53 В 1-3 | ||
68 | 13 | Контроль и учет знаний по теме 6 | Тематический контроль и учет знаний |
Используемая литература:
1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 8 класс. - М.: Русское слово, 2009.
2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Самостоятельные работы по химии. 8 класс. - М.: Русское слово, 2009.
3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения 8-11 классы. - М.: Русское слово, 2009.
4. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Тетрадь для практических работ по химии. 8 класс I М.: Русское слово, 2009.
5. Новошинский И.И., Новошинская. Н.С. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс(2 часа) по учебнику Новошинского И.И., Новошинской Н.С.
Оформлена программа в соответствии с требованиями на начало 2012-2013 уч. года...
Рабочая программа по химии 8 класс(3 часа) по учебнику Новошинского И.И., Новошинской Н.С.
Редко бывает счастье - 3 часа химии в 8 классе, но кому повезло, тем пригодится эта программа...
Рабочая программа по химии 9 класс(2 часа) по учебнику Новошинского И.И., Новошинской Н.С.
Программа в авторском варианте без изменений...
Рабочая программа по химии 10 класс(2 часа) по учебнику Новошинского И.И., Новошинской Н.С.
В 10 классе преподается курс общей химии. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, т.е. общеобразовательный уроветь, в программе авторов есть также расчасовка на 1 час (базовый уровеь) и 3/4 часа в не...
Рабочая программа по химии 11 класс(2 часа) по учебнику Новошинского И.И., Новошинской Н.С.
В 11 классе изучается органическая химия, по словам авторов, содержание 10 и 11 класса можно поменять, в соответствии с общепринятой логикой изучения химии. Программа на 2 часа (общеобразовательный ур...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...