Физико-химический вечер
план-конспект по химии на тему

Проверка знаний учащихся в форме интеллектуального соревнования, закрепление сведения о первоначальных химических и физических понятиях, развитие интереса учащихся к химии и физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiziko-himicheskiy_vecher.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Провести проверку знаний учащихся в форме интеллектуального соревнования, закрепить сведения о первоначальных химических и физических понятиях, заинтересовать учащихся, привить любовь к химии и физике.

СЦЕНАРИЙ  ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА

  Представление команд

Под музыку выходят две ведущие.

1-я ведущая. Добрый день, дамы и господа! Мы рады приветствовать вас на нашем вечере.

2-я ведущая. Сегодня соревнуются две команды. Это команда физиков «Атом» (появляются участники одной команды и становятся на правой стороне сцены) и команда химиков «Молекула» (другая команда становится на левой стороне сцены). Поприветствуем их!

1-я ведущая. Сначала представлю тех, от кого зависит результат сегодняшнего вечера, – членов нашего жюри. (Члены жюри встают.)

2-я ведущая. Вечер начинается! Капитаны команд, представьте своих игроков. (Капитан команды «Атом» называет по имени каждого участника, а в конце команда хором называет капитана.)

1-я ведущая. Команды, что поможет вам победить? Какой ваш девиз? (Команды по очереди произносят девизы хором.)

Команда «Атом». Физика и химия – науки очень нужные. Мы ребята славные, мы ребята дружные. (Берутся за руки и поднимают их вверх.)

Команда «Молекула». Нам без химии и физики нельзя, а мы все – настоящие друзья. (Дружно поднимают вверх руки.)

2-я ведущая. Пожелаем удачи командам. В добрый путь!

  Приветствие команды «Атом»

1-й ученик.

Черный дым клубами вьется,
Пламя лижет потолок.

2-й ученик.

Кислота рекою льется,
Химии идет урок.

3-й ученик.

На пути к великой цели
Не страшны страдания.

4-й ученик.

Менделеев бы одобрил
Наши начинания.

   

Приветствие команды «Молекула»

Мы уравнения реакций научились писать,
Соли, кислоты и щелочи распознавать.
Атомы, ядра, молекулы – нет им числа,
Химия, честно сказать, нас сводила с ума.

Химия моя, ты наука века,
Обеспечила нитратами человека.
Овощи ли ем, фруктами ль питаюсь,
С химией моей я всегда встречаюсь.

1-я ведущая. Объявляю первый конкурс. Каждой команде будет задано по 10 вопросов. Необходимо на них быстро отвечать. Если команда не знает ответа на вопрос, то на него может ответить другая команда. Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов (по 0,5 балла за вопрос).

  1-й конкурс

2-я ведущая.

1. Определенный вид атомов?

2. Химик, который ввел современные обозначения химических элементов?

3. Автор атомно-молекулярного учения?

4. Молярный объем газов при нормальных условиях?

5. Самый легкий газ?

6. Какие силы действуют на брусок, лежащий на столе?

7. В каких агрегатных состояниях может быть вода?

8. Прибор для измерения массы?

9. Из каких частиц состоит атом?

10. Обозначение количества вещества?

1-я ведущая.

11. Аппарат для получения водорода и углекислого газа в лаборатории?

12. Формула серной кислоты?

13. Из чего получают кислород в промышленности?

14. В каком агрегатном состоянии находится в природе кислород?

15. Желтое вещество, образующееся в ушном канале, и минерал?

16. В честь какого ученого названа единица измерения силы?

17. Где используется двигатель внутреннего сгорания?

18. Где чай остывает быстрее – в блюдце или в стакане?

19. В чем отличия молекул воды, льда и пара?

20. Как ведут себя пассажиры при резком торможении автобуса?

Ответы на вопросы 1-го конкурса.

1 – химический элемент;

2 – Й.Я. Берцелиус;

3 – М.В.Ломоносов;

4 – 22,4 л/моль;

5 – водород;

6 – сила тяжести и сила реакции опоры;

7 – в твердом, жидком и газообразном;

8 – весы;

9 – из протонов, нейтронов и электронов;

10    («ню», греч.);

11 – аппарат Киппа;

12 – H2SO4;

13 – из воздуха;

14 – в газообразном;

15 – сера;

16 – И. Ньютона;

17 – в автомобилях;

18 – в блюдце (т. к. больше площадь поверхности);

19 – химический состав одинаковый – H2O, но различные скорость и свобода движения;

20 – стремятся сохранить свою скорость (продолжают движение по инерции).

1-я ведущая. Слово для объявления оценок предоставляется нашему жюри.

Объявляются результаты конкурса «Разминка».

   Экспериментальная пауза

Два ученика показывают опыт «Дым без огня».

1-й ученик.

Это диво, так уж диво!
Чудо сделано красиво:
Чтобы получить «дымок»,
Нам не нужен огонек.

(Проводит опыт.)

Опыт «Дым без огня». В один стеклянный стакан добавить 5 капель соляной кислоты, а в другой такой же стакан – 5 капель раствора аммиака. Соединить стаканы отверстиями друг к другу, чтобы сверху оказался стакан с соляной кислотой. Выделяется белый дым хлорида аммония.

2-й ученик.

Не один я здесь, нас много,
И ребята мне помогут.
Вместе мы ответ найдем,
С честью выиграем бой.

(Объясняет «тайну» опыта «Дым без огня».)

  Конкурс капитанов

2-я ведущая. Во втором нашем конкурсе соревнуются учащиеся, которые стали «лицом» своей команды. (Обращается к залу.) Вы догадались, кто это? Абсолютно верно! Капитаны, прошу вас выйти вперед.

Ведущие задают вопросы капитанам. Во время размышлений капитанов играет напряженная музыка.

1-я ведущая. За одну минуту каждому капитану предлагается:

а) назвать элементы, которые начинаются на букву «а»;

б) назвать элементы, которые заканчиваются на «а»;

в) из букв «б», «л», «м», «р», «о», «х» составить названия элементов.

Примерные ответы капитанов команд

а) Актиний, аргон, азот, алюминий, астат, америций;

б) сера, сурьма, платина;

в) хлор, бром, хром.

Жюри подводит итоги конкурса.

   Экспериментальная пауза

2-я ведущая. И опять о приятном. Настало время эксперимента.

Два ученика проводят опыт «Вулкан».

1-й ученик.

Вот новая трудность на нашем пути:
Огнем испытание надо пройти.
Видишь, впереди «вулкан»,
Ты его пробудишь сам!

Ученик проводит опыт «Вулкан»: поджигает горку дихромата аммония, смоченного спиртом, в фарфоровой чашке.

2-й ученик.

Зрелище славное: искры столбом.
Браво! Кто может сравниться с тобой?
Ты можешь дать объяснение этому чуду?

1-й ученик объясняет, что произошла реакция разложения, из одного соединения хрома (NH4)2Cr2O7 (оранжевого) получилось другое – Cr2O3 (зеленое).

  Конкурс кроссвордов

1-я ведущая (подходит к столу с приборами, на котором находятся колбы, пробирки, штативы и т.д., осматривает их). Где же тут коническая колба? (Почесывает в затылке.)

2-я ведущая. Наверное, там же, где и круглодонная? (Пожимает плечами.)

1-я ведущая. Может быть, нам помогут разобраться в этом наши команды?

 

  1. Рис. 1.
    Прибор для фильтрования

 

  1. Рис. 2.
    Прибор для демонстрации
    разложения вещества

Каждой команде предлагается плакат, на котором изображены предметы химического оборудования (рис. 1, 2). Какая команда быстрее выполнит задание – назовет каждый предмет, та и победит в конкурсе. Названия предметов 1–10 надо вписать в сетку кроссворда по вертикали и сказать, какая фраза получится по выделенной горизонтали. Время на выполнение задания – 2 мин.

(Звучит музыка.)

 

Ответы на кроссворд

По вертикали: 1. Воронка. 2. Стакан. 3. Пламя. 4. Зажим. 5. Стержень.
6. Пробирка. 7. Горелка. 8. Колба. 9. Трубка. 10. Кольцо.

По горизонтали: князь Игорь.

2-я ведущая. Команды закончили свою работу. Прошу выйти вперед капитанов и прочитать свои ответы.

Капитаны читают ответы.

1-я ведущая. Слово предоставляется жюри.

Жюри объявляет результаты игры.

   Экспериментальная пауза

1-я ведущая (испуганно). Что сейчас будет!

2-я ведущая. Что же? Неужели опять экспериментаторы вернулись? (Обе убегают со сцены в разные стороны.)

Выходят два ученика (экспериментаторы) и показывают опыт «Несгораемый платок».

1-й ученик.

Платок носовой в руки возьму,
Сначала «водой» ключевой намочу

(обливает влажный платок спиртом)

И пламенем спички его подожгу.

(Проводит опыт.)

Что скажешь теперь, мой любезнейший друг?
Иль, может, ответить тебе недосуг?

2-й ученик.

На твой вопрос – ответ простой:
Ты намочил платок водой
И в спирте тоже намочил.
Его поджег. Весь спирт сгорел.
Зажечь платок он не успел.
Вода, испаряясь, тепло забирала,
И этим платочек она защищала.

                                              Артистический конкурс.
Команды получают карточки с заданием: с помощью мимики, жестов изобразить предлагаемую ситуацию. Участвовать могут все члены команды. Время на подготовку- 3 минуты. Ситуации:
1.Все тела состоят из молекул.
2.Все тела притягиваются друг к другу.
3.Если не воздействовать на тело, оно сохраняет свою скорость.
4.силе действия всегда есть сила противодействия.
5.В жидкости на тело действует выталкивающая сила.
6.Изобразите явление инерции.  

2-я ведущая. Прошу жюри объявить итоги конкурса и всего вечера.

Жюри объявляет результаты.

1-я ведущая.

Пусть улыбкой доброй, нежной
Каждый день ваш начинается.
Пусть заботы, тревоги житейские
На пути вашем реже встречаются.
Желаем, чтобы вам всегда везло
И чтоб любовь не покидала вас!
Спасибо вам за все!

2-я ведущая. Наш вечер подошел к концу. Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование физико-химических свойств и плодородия почвы пришкольного участка МБОУ «Инсарская СОШ №1»

Презентация к исследовательской работе ученицы 9 класса Бакулиной Л....

Игра физико-химический марафон

В конце 8-го класса мы обязательно проводим  игру "Физико-химический марафон". Можно играть в одном классе, предварительно поделив учащихся на несколько групп. Можно проводить игру между разными ...

Физико- химический КВН "Знатоки естествознания"

Материал содержит методическую разработку внеклассного мероприятия, проведенного в рамках предметной недели химии, биологии и физики для 11 класса...

Рабочая программа по математике для 10 класса физико-химического профиля

Планирование составлено на основе _«Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. Геометрия. 10-11 классы.» Составитель Т. А. Бурмистрова, Москва, «Просвещение», ...

Физико-химические методы молекулярно-деструктивной кухни

Физико-химические методы в молекулярно-деструктивной кулинарии. Для учащихся СПО по специальности "Технология продукции общественного питания" Разработка межпредметного характера, связывающая дисципли...

Сопровождение урока Физико-химическая эволюция в развитии биосферы

Сопровождение урока Физико-химическая эволюция в развитии биосферы...

ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВОДЫ В РОДНИКАХ И ПРУДАХ п. САУК-ДЕРЕ КРЫМСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Цель работы: выявление физико-химических показателей проб пресной воды в окрестностях п. Саук-Дере Крымского района, Краснодарского края для изучения гидроминерального ресурса территориального проекта...