Профильное обучение на уроках химии:опыт работы и проблемы.
материал по химии на тему

Бохан Вера Васильевна

С 2011 -2012  учебного года в нашей школе был организован химико-биологический профиль в 10-11классах. Химико-биологический профиль складывается из трёх компонентов: 1) базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся; 2) профильные общеобразовательные предметы; Это курсы химии и биологии повышенного уровня, призванные углублять базовый уровень знаний в старшей школе; 3) элективные курсы - это курсы по выбору, входящие в состав профиля и обязательные для избравших их учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izopyta_raboty.profilnoe_obuchenie_microsoft_office_word.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Профильное обучение на уроках химии: опыт работы и проблемы.

С 2011 -2012  учебного года в нашей школе был организован химико-биологический профиль в 10-11классах. Химико-биологический профиль складывается из трёх компонентов: 1) базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся; 2) профильные общеобразовательные предметы; Это курсы химии и биологии повышенного уровня, призванные углублять базовый уровень знаний в старшей школе; 3) элективные курсы - это курсы по выбору, входящие в состав профиля и обязательные для избравших их учащихся.

Схема 1

Общеобразовательные предметы

10 кл.кол-во часов

11 кл. кол-во часов

3. Элективные курсы

1. Базовые

2.Профильные

Русский язык

Литература

Англ. язык

Алгебра

Геометрия

История

Обществознание

Физика

Информатика

Физкультура

Трудовое обучение

Татар. язык

Татар. литер.

Химия

3

3

Химия в задачах (10-11 класс)

Итого: 204 часов

Биология

3

3

Итого: 204 часов

Таким образом, профиль-это сочетание базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки

Курс "Химия 10-11класс" изучаем по учебнику, авторы, которых О.С. Габриелян и Г.Г. Лысова.

Программы курса "Химии 10-11 класс" полностью включают все разделы и темы, однако содержание каждого учебного блока расширенно и углубленно, увеличено число лабораторных и практических работ.

Анализируя результаты срезовых контрольных работ, результаты ЕГЭ прихожу к выводу, что профильное обучение даёт учащимся:

прочные знания по профильным предметам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы;

вырабатывает у них навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготавливает их к решению задач различной сложности;

вырабатывает у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать её; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации;

делает их конкурентоспособными в плане поступления выбранные им ВУЗы

Одна из проблем, с которой столкнулась, работая в профильных классах, это колоссальная подготовка к уроку, большая трата времени. Пришлось, при подготовке к урокам, помимо методической литературы, штудировать и повторять темы из вузовских учебников. Учебник Н. Л. Глинки "Общая химия" является моей второй настольной книгой. "Понятно, что профильные классы будут успешно действовать в тех и только тех случаях, когда будут обеспечены высококвалифицированными педагогами, мастерами своего дела. Преподаватель в профильной школе должен быть высоко профессионален в предмете, должен владеть методикой преподавания и техникой эксперимента, а также свободно ориентироваться в педагогических и психологических проблемах.

 За годы обучения в профильной школе необходимо сформировать у школьников такие качества, как деловитость, дисциплина, ответственность, самостоятельность в принятии личных решений, конкурентоспособность.

Поэтому задачами профильного обучения являются:


  1. Достижение выпускниками нового, более высокого качества образовательной подготовки;

  2. Формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности, становление исследовательских и проектировочных позиций;

  3. Умение использовать полученные знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления;

  4. Развитие качеств инициативной личности.



Способы реализации поставленных задач, как и через что можно добиться выполнения поставленных задач могут быть следующими:


  1. модульная и модульно-курсовая организация учебного материала и учебного процесса, позволяющая гибко вводить новые элементы содержания в учебный процесс и интегрировать традиционно разнородные элементы содержания образования;

  2. повышение практической направленности содержания образования;

  3. повышение удельного веса решения различных творческих задач и проблем;

  4. повышение многообразия видов и форм организации деятельности учащихся: лабораторных, индивидуальных и групповых видов деятельности, самостоятельная работа с различными источниками информации и базами данных, дифференциации учебной среды;

  5. Различные формы оценивания и контроля качества знаний



Хочу поделиться, как осуществляется решение данных задач профильного обучения в нашем профильном химико-биологическом 10 классе.


Рабочая программа для этого класса была разработана на основе авторской программы для профильных классов общеобразовательных школ под ред.Габриеляна О.С., соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки РФ.

Содержание программы включает основы органической химии.

Учебник для профильного класса построен по модульной организации учебного материала. Вначале рассматривается классификация органических соединений, номенклатура всех основных классов веществ, виды изомерии и все типы химических реакций в органической химии. Каждый раздел так же имеет блок материала о строении, на основании которого делается предположение о возможных химических свойствах веществ данного класса, а затем, на последующих уроках данные знания детализируются и углубляются. Материал изобилует массой новых понятий, терминов, правил.

Достаточно много в учебнике заданий творческого характера:


  1. обобщив сообщения СМИ, опишите экологические бедствия, вызванные утечкой нефти, и способы удаления их последствий;

  2. расскажите об историческом пути лекарственных средств. Назовите людей, оказавших наибольшее влияние на становление лекарственной медицины;

  3. Определите, в чем отличие химиотерапии от фармакотерапии. Подтвердите свой ответ примерами;

  4. Опишите области применения ферментов в промышленности;

  5. Какие витаминные препараты вы знаете и как их правильно применять?;

  6. Вспомните из курса биологии, какие белки определяют иммунные свойства организма и сделайте сообщение об одном из них по плану;

  7. Как соотносятся между собой понятия «пептид», «полипептид», «полиамид» и «белок»?

  8. Неприятный запах горелого масла объясняется образованием пропеналя, который является продуктом дегидратации глицерина. Какие реакции приводят к образованию акролеина (пропеналя) из жиров при жарке пищи? И т.д…



Практическая часть предполагает проведение 10 практических работ, 15 лабораторных и множество демонстрационных опытов с использованием натуральных продуктов – органических кислот, глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы, белка куриного яйца, свежего молока, свежего и вареного мяса, картофеля, подсолнечного масла, животных жиров, а так же аптечных препаратов – аминокислоты глицина, ацетилсалициловой кислоты, салициловой кислоты, парацетамола и ряда других.

Данную программу я пытаюсь реализовать при использовании как традиционных технологий обучения, так и элементов других современных образовательных технологий, таких как проблемный метод, метод прогнозирования результатов; развивающее обучение, метод проектов, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний, выполнение индивидуальных, парных и групповых заданий.

В ходе овладения знаниями стала проявляться некоторая творческая самостоятельность учащихся, склонность к проектной деятельности: они добровольно готовят презентации по темам «Применение альдегидов», «Вредность сахарозы», «Применение эфиров», «Глюкоза в природе», «Крахмал и клетчатка», составляют рефераты по темам «Волокна», «Сложные эфиры», занимаясь поиском материала в библиотеках и сети Internett. Однако, выполняют эти работы одни и те же ученики: Минав И., Аристов С., Баранец А., а вот девочки от выполнения работ творческого характера пытаются отмежеваться.

На каждом уроке у нас есть возможность порешать задачи, однако, вычислительные навыки учащихся класса очень неравномерные: одному для решения задачи хватает 5 минут, а другой просидит над нею весь урок, т.ч. приходится решать ее сообща, что не добавляет медлительным учащимся самостоятельности.

К сожалению, очень плохо развито у детей пространственное воображение. Наибольшее затруднение вызывают ответы, связанные с объяснением структуры той или иной молекулы. Поэтому для развития пространственного видения я использую шаро-стержневые модели веществ и мультимедийные клипы, что очень помогает в решении данной задачи.

Я настраиваю учеников на то, чтобы нерешенная на уроке задача была дорешена дома, а домашняя в обязательном порядке выполнена. И, наверное, нет для учителя большей награды, чем та, когда его ученики говорят: - «А я все-таки решил эту задачу!» От темы к теме я все чаще слышу эти фразы…

Конечно, программа профильного уровня предъявляет учащимся повышенные требования: это и больший объем работы, и повышенная сложность. К сожалению, не все дети в классе способны ее освоить. С большими проблемами мы начали учебный год, тем более, что первые темы, где дается основной блок законов и понятий органической химии, нам пришлось фактически

Моя задача состоит сейчас в том, чтобы у слабых учащихся не отбить интерес к предмету, а средних не запугать его сложностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профильное обучение и образование: проблемы, поиски, находки

Профильное обучение и образование: проблемы, поиски, находки...

Профильное обучение и образование: проблемы, поиски, находки

Профильное обучение и образование: проблемы, поиски, находки...

Профильное обучение в школе: из опыта работы.

Данная работа является обобщением опыта работы в системе профильного обучения в старшей школе. Автор работал по этой методике в течении 5 лет, что позволило накопить и обобщить собранный материал....

Методическая разработка урока по дисциплине «Практика устной речи» для учащихся 11-х классов в рамках профильного обучения по теме «Проблемы окружающей среды»

 Данный урок - один из уроков по дисциплине «Практика устной речи» для учащихся 11 классов в рамках профильного обучения по теме «Проблемы окружающей среды»....

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе (из опыта работы)

Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успе...