Карбоновые кислоты
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Бохан Вера Васильевна

Задачи урока:

·         Изучить строение, химические и физические свойства предельных одноосновных     карбоновых кислот.

·         Познакомить учащихся с некоторыми специфическими свойствами  предельных одноосновных карбоновых кислот,  на примере реакции этерификации.

·         Закрепление и дальнейшее развитие знаний об общих химических реакциях кислот, о теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_issledovanie_office_word.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - исследование

Автор: Бохан Вера Васильевна.

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 25» г. Абакана.

Предмет: Химия.

Класс: 9 класс.

Тема: Карбоновые кислоты.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2012г.
  2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа 2011г.

Время реализации занятия: 45 мин.

Авторский медиапродукт: наглядная презентация «Карбоновые кислоты»

Цель урока: определение особенностей строения и свойств, предельных одноосновных           карбоновых кислот.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Изучить строение, химические и физические свойства предельных одноосновных     карбоновых кислот.
  • Познакомить учащихся с некоторыми специфическими свойствами  предельных одноосновных карбоновых кислот,  на примере реакции этерификации.
  • Закрепление и дальнейшее развитие знаний об общих химических реакциях кислот, о теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова

Развивающие:

  • Развитие у школьников умения анализировать теоретические и экспериментальные данные; формулирование выводов.
  • Развитие умения учащихся  работать с химическими веществами, соблюдая правила техники безопасности.
  • Развитие навыков коллективной деятельности, познавательного интереса и творческой активности в процессе решения проблемных ситуаций.

Воспитательные:

  • Формирование научного мировоззрения учащихся через раскрытие причинно следственных связей на примере нахождения взаимосвязи  строения и физических свойств, предельных одноосновных карбоновых кислот.
  •  Реализация принципа межпредметности (биология-нахождение предельных одноосновных карбоновых кислот в природе).
  • Реализация принципа связи обучения с жизнью на примере применения кислот в быту.
  • Воспитывать культуру общения через работу в паре, воспитывать у учащихся внимание, инициативу, воспитание культуры умственного труда.

Проблемные вопросы:

  1. Что обуславливает кислый вкус некоторых овощей и фруктов?
  2. Можно ли спрогнозировать свойства кислот зная их формулу?
  3. Будут ли свойства органических кислот аналогичны с  неорганическими  кислотами?

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Форма урока: урок - исследование.

Методы и приемы: проблемно-эвристические:

  • Метод свободных ассоциаций.
  • Мозговой штурм
  • Эвристическая беседа

Необходимое оборудование и материалы для занятия: ОС  Windows 2007; проектор, экран; для демонстрационного эксперимента: уксусная кислота, спирт, серная конц. кислота,  спиртовка, спички. На каждый ученический стол: уксусная кислота, магний, цинк, щелочь, лакмусовая бумажка, фенолфталеин, карбонат, оксид меди, спиртовка, спички,  держатель.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

1 мин

Стадия вызова.

Постановка познавательных задач урока через прием «Ассоциация»

3 мин

Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового посредством карты индивидуальной помощи.

Мозговой штурм

  • Работа в группах,  учащиеся составляют вопросы, используя колонку таблицы «Интересно».
  • Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя, выбор вопросов над которыми будут работать.

2 мин

10 мин

Стадия осмысления.

Решение познавательной задачи «Можно ли спрогнозировать физические свойства карбоновых кислот,  зная их формулу?»

Работа в парах: обсуждение и заполнение карты исследования

Коллективная экспертная оценка результатов под руководством учителя.

Общие вывоы.

8 мин

Решение познавательной задачи «Будут ли свойства органических кислот аналогичны с  неорганическими  кислотами

  • Работа в группах, экспериментальная – исследовательская работа.
  • Коллективное обсуждение результатов опытов под руководством учителя. Эвристическая беседа.

10 мин

Решение познавательной задачи  «Есть ли специфические свойства карбоновых кислот?»

  •  Коллективное обсуждение результата опыта под руководством учителя. Эвристическая беседа.

5 мин

Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Обобщение изученного материала через решение разно уровневых заданий.

5 мин

   Инструктаж  домашнего  задания. Подведение  итогов  урока

           1 мин.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Развитие личностных качеств и психологических процессов

Организационный этап

У:- Добрый день! Я рада видеть вас на нашем необычном уроке. Необычном потому что сегодня урок химии проведу я Бохан Вера Васильевна учитель школы № 25.(Слайд 1)Явижу что сегодня вы пришли на урок с хорошим настроением и  надеюсь наша совместная работа будет полезной и интересной.

Входная рефлексия

После краткой беседы эмоциональное напряжение начального этапа снято, и учащиеся проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности, внимательность.

Стадия вызова

Прием «Ассоциации»

(Приложение 2)

Мозговой штурм

Нам сегодня предстоит решить грандиозные задачи потому что вещества о которых дальше пойдет речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно. Однако нельзя объять необъятное, поэтому на данном уроке мы должны определить тему и ее цели. Посмотрите наэтот слайд (слайд 2). Какие ощущения вызывает этот фрукт? Начинает работать безусловный рефлекс выделяется слюна, сжимаются челюсти. С чем ассоциируется и почему?  С  давних времен люди использовали приправы для придания пище кислого вкуса. С этой целью использовались листья щавеля, (слайд 3)стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы Многие из вас не избежали искушения воткнуть в муравейник прутик, посмотреть на панику муравьев, а потом лизнуть палочку(слайд 4).

Насекомые  «прогоняли « ее, выстреливая из специальных желез жидкость,  содержащую кислоту. Разумеется, тогда никто и не думал о том, что кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса. Какого?  – карбоновых кислот

И так тема нашего урока  карбоновые кислоты(слайд 5). А какую цель мы можем поставить перед собой при изучении данной темы? Какую информацию необходимо знать о карбоновых кислотах?

сформулировать определение,

вывести общую формулу,  

овладеть навыками номенклатуры,

рассмотреть физические свойства,

исследовать химические свойства  

и наряду со всем названным познать  области применения веществ, с которыми нам предстоит познакомиться на уроке(слайд 6).

Работать мы будем парах, а  помогут вам в работе карты исследований на столах. С их помощью мы изучим свойства карбоновых кислот. Составьте вопросы, используя колонку таблицы «Интересно».

Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя, выбор вопросов над которыми будут работать.

Дети определяют  тему и цели изучения темы.

Учащиеся осознают компоненты учебной деятельности и мотивы собственных действий. Проявляют любознательность.

Культура эмоций.

Глубина рассуждений

Коммуникативная культура

Самостоятельность

Внимание

Точность, выразительность речи. Четкость постановки вопросов.

Актуализация знаний.

(Приложение 1)

У:- ребята ответьте на вопросы используя для этого карту индивидуальной помощи по теме «Карбоновые кислоты».

Почему органическую химию называют химией углерода?

Приведите примеры органических соединений?

Что означает понятие «Функциональная группа » ?

Приведите примеры функциональных групп органических веществ, что вы изучили?.

Учащиеся отвечают на вопросы  по пройденной теме Фронтально.

Актуализируются опорные знания учащихся. Ребята подготавливаются к восприятию нового материала. Проявляют активность. Работает память и внимание.

Организация изучения нового материала.

Изучение физических свойств

Изучение химических свойств

Формулировка определения и гомологический ряд.

Напишем общую формулу этих кислот. R-COOH дадим определение(слайд 7). Карбоновые кислоты - это соединения в которых углеводородный радикал связан с карбоксильной группой. Названия карбоновых кислот используют суффикс -овая кислота(слайд8), помимо этого часто используют тривиальные названия: муравьиная кислота, уксусная.

Физические свойства.

Ребята, сейчас нам с вами необходимо познакомится с физическими свойствами карбоновых кислот. Но знакомство осуществлять мы будем самостоятельно, используя рекомендации в инструктивной карте задание № 1 «Изучение физических свойств карбоновых кислот».(Слайд 9, 10)

Построение проблемы: можно ли спрогнозировать свойства кислот зная их формулу.

Исследование химических свойств кК.

Построение проблемы: ребята, обратите внимание на слово кислота в названии нашей темы где мы встречали это слово? Предположите, будут ли свойства органических кислот аналогичны с  неорганическими.

Проведите исследования в паре и сделайте выводы ( слайды с 12-21)Инструктаж по технике безопасности

Специфическая реакция кК – этерификация.(слайд 22-23)

Однако для кК характерна специфическая реакция со спиртами которая называется р-й этерификации.

Учащиеся,  записывают определение кислот и названия в тетрадь. Беседа.

Изучают физические свойства КК проведя исследование, описанные в методичке 1.

Учащиеся проводят исследования по инструкции, записывают химические реакции в тетрадь указывают признаки реакции

Активность

Аргументированность

Активное слушание

Восприимчивость к новому

Глубина рассуждений

Коммуникативная культура

Самостоятельность

Системность

Способность выделять причинно-следственные связи

Рефлексивность

Валеологическая пауза

Учитель предлагает классу выполнить несколько упражнений для пальчиковой гимнастики:

- солнечные лучи, ножницы.

- упражнения на развитие познавательно психических процессов: качание головой.

Учащиеся выполняют упражнения, предложенные учителем.

Ребята отдохнули и готовы для дальнейшей работы.

Организация класса на закрепление и выполнение дифференцированных заданий

Ну что ж, потрудились вы не плохо, проверим, насколько вам удалось усвоить новый материал.

Вам предлагается 3 вида заданий выбор за вами:

- супер: допишите исходные вещества

___________________ 2(CH3COO)3Al + 3H2O

___________________ HCOOK + H2O

___________________ (CH3COO)2Ca + CO2 + H2O

- великолепно: расставьте где необходимо соответствующие индексы и коэффициенты

CH3COOH + Ca   CH3COO Ca + H2

2CH3COOH + 2Na    CH3COONa + H2

CH3COOH + Al(OH)3 (CH3COO)3Al + 3H2O

HCOOH + Ag2O  Ag + CO2 + H2O

- молодец: подчеркнуть формулы веществ, с которыми может вступать в реакцию уксусная кислота

Ca, CaO, CO2, P2O5, CaCO3, H2CO3.

Учащиеся выполняют задания проявляя собственные способности и возможности Ребята обмениваются друг с другом своими тетрадями и производят проверку по «ключу» ответов, выставляют оценки, обсуждают результаты.

Демонстрируют результаты выполненной работы.

 Активность

Аргументированность

Активное слушание

Глубина рассуждений

Коммуникативная культура

Способность выделять причинно-следственные связи

Рефлексивность.

 7. Задание на дом

Рефрексия

- Ребята, что необходимо сделать для полного усвоения темы?

Учитель фиксирует домашнее задание на доске и разъясняет, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении дом. Задания:  п-38, ответить на вопросы 1,2,3,6* после параграфа, стр.179. Так же для желающих ребят учитель предлагает выполнить следующие творческие задания.

- Найти сведения о применение различных  карбоновых  кислот – сообщения, презентация, сочинение и тд.

- О чем поведала этикетка? (Е-260, Е-200, Е-210)(слайд24)

Учитель совместно с учащимися оценивает урок и принимает их предложения и пожелания:

- Что на уроке было главным?

-  ребята, чему каждый из вас научился сегодня на уроке?

- Что нового вы сегодня узнали?

Что вам понравилось или не понравилось на уроке?

- Кого из ребят вы хотели бы сегодня похвалить за работу?

Урок  завершен, спасибо  всем.

Учащиеся определяют обьем и содержание домашнего задания, записывают его в дневник. Приходят к выводу, что нужно выучить, закрепить, о чем получить дополнительную информацию, в какой области расширить знания.

Дифференцированное домашнее задание дает возможность  учащимся выбрать посильное задание обеспечивая успех каждому ученику.

Активность

Рефлексивность

Литература к уроку:

  1. Брейгер Л.М. Уроки – семинары в 9 классе по отдельным темам программы. 9 класс. Волгоград. Издательство «Учитель» 2001г.
  2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2012г.
  3. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа 2011г.
  4. ГабриелянО.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия . 9 класс. М.: Дрофа 2003г.
  5. Марчук И.Г. Системы практических работ и заданий на уроках химии. Издательство «Панорама» 2006г.
  6. Кулюткин Ю.К., «Эвристические методы в структуре решений», М.: Педагогика, 1970.
  7. Хуторской А.В., «Эвристическое обучения», М.: 1998.

Приложение 1.

Карта индивидуальной помощи для актуализации опорных знаний по теме

 «Карбоновые кислоты»

  1. Все органические соединения в своем составе имеют химический элемент углерод, поэтому органическую химию в праве,  назвать химией углерода.
  2. Среди большого числа органических соединений можно выделить  углеводороды: предельные - алканы, непредельные – этилен, кислородсодержащие – спирты .
  3.  Группа атомов, определяющая наиболее характерные свойства классов органических соединений, называют функциональной.
  4. Примерами  функциональных групп могут быть: гидроксильная группа - ОН в спиртах.

Приложение 2.

                                                                                                Карта исследрования

ЦЕЛЬ: проведя исследование, вы можете изучить физические и химические  свойства карбоновых кислот, выявить закономерность между составом и свойствами данного класса.

 № 1. Изучение физических свойств карбоновых кислот.

Признаки наблюдения

Низшие карбоновые кислоты (1-9 атомов углерода)

 CH3CH2COOH -  Уксусная

Высшие карбоновые кислоты(более 9 атомов углерода)

С17Н35СООН - Стеариновая

Интересно

(придумайте вопросы)

  1. Агрегатное состояние

  1. Цвет

  1. Запах

  1. Растворимость

 

Проанализируйте данные таблицы и сформулируйте вывод.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 2. Изучение химических свойств карбоновых кислот.

Наименование опыта

Порядок работы

Выводы

Интересно

1.

Диссоциация  карбоновых кислот

Определите  РН раствора уксусной кислоты при помощи индикаторной бумажки

     CH3COO- + H+ 

2.

Взаимодействие карбоновых кислот с металлами

 В пробирку 1 поместите гранулу цинка

В пробирку 2 поместите кусочек  меди  и прилейте уксусной кислоты в обе пробирки

     CH3COOH + Сu

     CH3COOH  + Zn

3

Взаимодействие карбоновых кислот с оксидами металлов

В  пустую пробирку наберите  оксида меди, прилейте  уксусной кислоты осторожно нагрейте на спиртовке до появления синего цвета

     CH3COOH + СuO

4

Взаимодействие карбоновых кислот с основаниями

 В пробирку налейте гидроксида натрия  прибавьте к нему фенолфталеин до изменения цвета, а затем уксусной кислоты

    NaOH + CH3COOH

(с ф - ф)

5

Взаимодействие карбоновых кислот с солями

В пробирку поместите карбонат кальция (мрамор) и прилейте  уксусной кислоты

CaCO3 + CH3COOH

Вывод: присущи ли карбоновым кислотам свойства всех кислот?_________________________________

Вам предлагается 3 вида заданий выбор за вами:

- круто: допишите исходные вещества

___________________ 2(CH3COO)3Al + 3H2O

___________________ HCOOK + H2O

___________________ (CH3COO)2Ca + CO2 + H2O

- великолепно: расставьте, где необходимо соответствующие индексы и коэффициенты

CH3COOH + Ca   CH3COO Ca + H2

2CH3COOH + 2Na    CH3COONa + H2

CH3COOH + Al(OH)3 (CH3COO)3Al + 3H2O

HCOOH + Ag2O  Ag + CO2 + H2O

- молодец: подчеркнуть формулы веществ, с которыми может вступать в реакцию уксусная кислота

Ca, CaO, CO2, P2O5, CaCO3, H2CO3.

Критерии оценки: если 0 ошибок – к своему выбору добавь приставку супер,1 ошибка - можешь считать себя соответственно выбору, 2 ошибки - переоценил себя, 3  и более ошибки - повтори материал, не все еще потеряно ответишь на другом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс

Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...

Практическая работа по теме: "Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами)".

Практическая работаТема: Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами).Инструктивная карта № 1«Взаимодействие предельных одноосновных карбоновых кислот с металлами»Инструктивная карта...

"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"

Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....

Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."

Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...