Карбоновые кислоты
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Задачи урока:
· Изучить строение, химические и физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.
· Познакомить учащихся с некоторыми специфическими свойствами предельных одноосновных карбоновых кислот, на примере реакции этерификации.
· Закрепление и дальнейшее развитие знаний об общих химических реакциях кислот, о теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_issledovanie_office_word.docx | 39.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - исследование
Автор: Бохан Вера Васильевна.
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 25» г. Абакана.
Предмет: Химия.
Класс: 9 класс.
Тема: Карбоновые кислоты.
Учебно-методическое обеспечение:
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2012г.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа 2011г.
Время реализации занятия: 45 мин.
Авторский медиапродукт: наглядная презентация «Карбоновые кислоты»
Цель урока: определение особенностей строения и свойств, предельных одноосновных карбоновых кислот.
Задачи урока:
Образовательные:
- Изучить строение, химические и физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.
- Познакомить учащихся с некоторыми специфическими свойствами предельных одноосновных карбоновых кислот, на примере реакции этерификации.
- Закрепление и дальнейшее развитие знаний об общих химических реакциях кислот, о теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова
Развивающие:
- Развитие у школьников умения анализировать теоретические и экспериментальные данные; формулирование выводов.
- Развитие умения учащихся работать с химическими веществами, соблюдая правила техники безопасности.
- Развитие навыков коллективной деятельности, познавательного интереса и творческой активности в процессе решения проблемных ситуаций.
Воспитательные:
- Формирование научного мировоззрения учащихся через раскрытие причинно следственных связей на примере нахождения взаимосвязи строения и физических свойств, предельных одноосновных карбоновых кислот.
- Реализация принципа межпредметности (биология-нахождение предельных одноосновных карбоновых кислот в природе).
- Реализация принципа связи обучения с жизнью на примере применения кислот в быту.
- Воспитывать культуру общения через работу в паре, воспитывать у учащихся внимание, инициативу, воспитание культуры умственного труда.
Проблемные вопросы:
- Что обуславливает кислый вкус некоторых овощей и фруктов?
- Можно ли спрогнозировать свойства кислот зная их формулу?
- Будут ли свойства органических кислот аналогичны с неорганическими кислотами?
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Форма урока: урок - исследование.
Методы и приемы: проблемно-эвристические:
- Метод свободных ассоциаций.
- Мозговой штурм
- Эвристическая беседа
Необходимое оборудование и материалы для занятия: ОС Windows 2007; проектор, экран; для демонстрационного эксперимента: уксусная кислота, спирт, серная конц. кислота, спиртовка, спички. На каждый ученический стол: уксусная кислота, магний, цинк, щелочь, лакмусовая бумажка, фенолфталеин, карбонат, оксид меди, спиртовка, спички, держатель.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
Организационный момент | 1 мин |
Стадия вызова. Постановка познавательных задач урока через прием «Ассоциация» | 3 мин |
Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового посредством карты индивидуальной помощи. Мозговой штурм
| 2 мин 10 мин |
Стадия осмысления. Решение познавательной задачи «Можно ли спрогнозировать физические свойства карбоновых кислот, зная их формулу?» Работа в парах: обсуждение и заполнение карты исследования Коллективная экспертная оценка результатов под руководством учителя. Общие вывоы. | 8 мин |
Решение познавательной задачи «Будут ли свойства органических кислот аналогичны с неорганическими кислотами?»
| 10 мин |
Решение познавательной задачи «Есть ли специфические свойства карбоновых кислот?»
| 5 мин |
Подведение итогов урока. Рефлексия.
| 5 мин |
Инструктаж домашнего задания. Подведение итогов урока | 1 мин. |
Ход урока:
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Развитие личностных качеств и психологических процессов |
Организационный этап | У:- Добрый день! Я рада видеть вас на нашем необычном уроке. Необычном потому что сегодня урок химии проведу я Бохан Вера Васильевна учитель школы № 25.(Слайд 1)Явижу что сегодня вы пришли на урок с хорошим настроением и надеюсь наша совместная работа будет полезной и интересной. | Входная рефлексия | После краткой беседы эмоциональное напряжение начального этапа снято, и учащиеся проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности, внимательность. |
Стадия вызова Прием «Ассоциации» (Приложение 2) Мозговой штурм | Нам сегодня предстоит решить грандиозные задачи потому что вещества о которых дальше пойдет речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно. Однако нельзя объять необъятное, поэтому на данном уроке мы должны определить тему и ее цели. Посмотрите наэтот слайд (слайд 2). Какие ощущения вызывает этот фрукт? Начинает работать безусловный рефлекс выделяется слюна, сжимаются челюсти. С чем ассоциируется и почему? С давних времен люди использовали приправы для придания пище кислого вкуса. С этой целью использовались листья щавеля, (слайд 3)стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы Многие из вас не избежали искушения воткнуть в муравейник прутик, посмотреть на панику муравьев, а потом лизнуть палочку(слайд 4). Насекомые «прогоняли « ее, выстреливая из специальных желез жидкость, содержащую кислоту. Разумеется, тогда никто и не думал о том, что кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса. Какого? – карбоновых кислот И так тема нашего урока карбоновые кислоты(слайд 5). А какую цель мы можем поставить перед собой при изучении данной темы? Какую информацию необходимо знать о карбоновых кислотах? сформулировать определение, вывести общую формулу, овладеть навыками номенклатуры, рассмотреть физические свойства, исследовать химические свойства и наряду со всем названным познать области применения веществ, с которыми нам предстоит познакомиться на уроке(слайд 6). Работать мы будем парах, а помогут вам в работе карты исследований на столах. С их помощью мы изучим свойства карбоновых кислот. Составьте вопросы, используя колонку таблицы «Интересно». Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя, выбор вопросов над которыми будут работать. | Дети определяют тему и цели изучения темы. | Учащиеся осознают компоненты учебной деятельности и мотивы собственных действий. Проявляют любознательность. Культура эмоций. Глубина рассуждений Коммуникативная культура Самостоятельность Внимание Точность, выразительность речи. Четкость постановки вопросов. |
Актуализация знаний. (Приложение 1) | У:- ребята ответьте на вопросы используя для этого карту индивидуальной помощи по теме «Карбоновые кислоты». Почему органическую химию называют химией углерода? Приведите примеры органических соединений? Что означает понятие «Функциональная группа » ? Приведите примеры функциональных групп органических веществ, что вы изучили?. | Учащиеся отвечают на вопросы по пройденной теме Фронтально. | Актуализируются опорные знания учащихся. Ребята подготавливаются к восприятию нового материала. Проявляют активность. Работает память и внимание. |
Организация изучения нового материала. Изучение физических свойств Изучение химических свойств | Формулировка определения и гомологический ряд. Напишем общую формулу этих кислот. R-COOH дадим определение(слайд 7). Карбоновые кислоты - это соединения в которых углеводородный радикал связан с карбоксильной группой. Названия карбоновых кислот используют суффикс -овая кислота(слайд8), помимо этого часто используют тривиальные названия: муравьиная кислота, уксусная. Физические свойства. Ребята, сейчас нам с вами необходимо познакомится с физическими свойствами карбоновых кислот. Но знакомство осуществлять мы будем самостоятельно, используя рекомендации в инструктивной карте задание № 1 «Изучение физических свойств карбоновых кислот».(Слайд 9, 10) Построение проблемы: можно ли спрогнозировать свойства кислот зная их формулу. Исследование химических свойств кК. Построение проблемы: ребята, обратите внимание на слово кислота в названии нашей темы где мы встречали это слово? Предположите, будут ли свойства органических кислот аналогичны с неорганическими. Проведите исследования в паре и сделайте выводы ( слайды с 12-21)Инструктаж по технике безопасности Специфическая реакция кК – этерификация.(слайд 22-23) Однако для кК характерна специфическая реакция со спиртами которая называется р-й этерификации. | Учащиеся, записывают определение кислот и названия в тетрадь. Беседа. Изучают физические свойства КК проведя исследование, описанные в методичке 1. Учащиеся проводят исследования по инструкции, записывают химические реакции в тетрадь указывают признаки реакции | Активность Аргументированность Активное слушание Восприимчивость к новому Глубина рассуждений Коммуникативная культура Самостоятельность Системность Способность выделять причинно-следственные связи Рефлексивность |
Валеологическая пауза | Учитель предлагает классу выполнить несколько упражнений для пальчиковой гимнастики: - солнечные лучи, ножницы. - упражнения на развитие познавательно психических процессов: качание головой. | Учащиеся выполняют упражнения, предложенные учителем. | Ребята отдохнули и готовы для дальнейшей работы. |
Организация класса на закрепление и выполнение дифференцированных заданий | Ну что ж, потрудились вы не плохо, проверим, насколько вам удалось усвоить новый материал. Вам предлагается 3 вида заданий выбор за вами: - супер: допишите исходные вещества ___________________ →2(CH3COO)3Al + 3H2O ___________________ →HCOOK + H2O ___________________ →(CH3COO)2Ca + CO2 + H2O - великолепно: расставьте где необходимо соответствующие индексы и коэффициенты CH3COOH + Ca → CH3COO Ca + H2 2CH3COOH + 2Na → CH3COONa + H2 CH3COOH + Al(OH)3 →(CH3COO)3Al + 3H2O HCOOH + Ag2O → Ag + CO2 + H2O - молодец: подчеркнуть формулы веществ, с которыми может вступать в реакцию уксусная кислота Ca, CaO, CO2, P2O5, CaCO3, H2CO3. | Учащиеся выполняют задания проявляя собственные способности и возможности Ребята обмениваются друг с другом своими тетрадями и производят проверку по «ключу» ответов, выставляют оценки, обсуждают результаты. Демонстрируют результаты выполненной работы. | Активность Аргументированность Активное слушание Глубина рассуждений Коммуникативная культура Способность выделять причинно-следственные связи Рефлексивность. |
7. Задание на дом Рефрексия | - Ребята, что необходимо сделать для полного усвоения темы? Учитель фиксирует домашнее задание на доске и разъясняет, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении дом. Задания: п-38, ответить на вопросы 1,2,3,6* после параграфа, стр.179. Так же для желающих ребят учитель предлагает выполнить следующие творческие задания. - Найти сведения о применение различных карбоновых кислот – сообщения, презентация, сочинение и тд. - О чем поведала этикетка? (Е-260, Е-200, Е-210)(слайд24) Учитель совместно с учащимися оценивает урок и принимает их предложения и пожелания: - Что на уроке было главным? - ребята, чему каждый из вас научился сегодня на уроке? - Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось или не понравилось на уроке? - Кого из ребят вы хотели бы сегодня похвалить за работу? Урок завершен, спасибо всем. | Учащиеся определяют обьем и содержание домашнего задания, записывают его в дневник. Приходят к выводу, что нужно выучить, закрепить, о чем получить дополнительную информацию, в какой области расширить знания. | Дифференцированное домашнее задание дает возможность учащимся выбрать посильное задание обеспечивая успех каждому ученику. Активность Рефлексивность |
Литература к уроку:
- Брейгер Л.М. Уроки – семинары в 9 классе по отдельным темам программы. 9 класс. Волгоград. Издательство «Учитель» 2001г.
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2012г.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа 2011г.
- ГабриелянО.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия . 9 класс. М.: Дрофа 2003г.
- Марчук И.Г. Системы практических работ и заданий на уроках химии. Издательство «Панорама» 2006г.
- Кулюткин Ю.К., «Эвристические методы в структуре решений», М.: Педагогика, 1970.
- Хуторской А.В., «Эвристическое обучения», М.: 1998.
Приложение 1.
Карта индивидуальной помощи для актуализации опорных знаний по теме
«Карбоновые кислоты»
- Все органические соединения в своем составе имеют химический элемент углерод, поэтому органическую химию в праве, назвать химией углерода.
- Среди большого числа органических соединений можно выделить углеводороды: предельные - алканы, непредельные – этилен, кислородсодержащие – спирты .
- Группа атомов, определяющая наиболее характерные свойства классов органических соединений, называют функциональной.
- Примерами функциональных групп могут быть: гидроксильная группа - ОН в спиртах.
Приложение 2.
Карта исследрования
ЦЕЛЬ: проведя исследование, вы можете изучить физические и химические свойства карбоновых кислот, выявить закономерность между составом и свойствами данного класса.
№ 1. Изучение физических свойств карбоновых кислот.
Признаки наблюдения | Низшие карбоновые кислоты (1-9 атомов углерода) CH3CH2COOH - Уксусная | Высшие карбоновые кислоты(более 9 атомов углерода) С17Н35СООН - Стеариновая | Интересно (придумайте вопросы) |
| |||
| |||
| |||
|
Проанализируйте данные таблицы и сформулируйте вывод.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2. Изучение химических свойств карбоновых кислот.
Наименование опыта | Порядок работы | Выводы | Интересно | |
1. | Диссоциация карбоновых кислот | Определите РН раствора уксусной кислоты при помощи индикаторной бумажки | CH3COO- + H+ | |
2. | Взаимодействие карбоновых кислот с металлами | В пробирку 1 поместите гранулу цинка В пробирку 2 поместите кусочек меди и прилейте уксусной кислоты в обе пробирки | CH3COOH + Сu → CH3COOH + Zn → | |
3 | Взаимодействие карбоновых кислот с оксидами металлов | В пустую пробирку наберите оксида меди, прилейте уксусной кислоты осторожно нагрейте на спиртовке до появления синего цвета | CH3COOH + СuO → | |
4 | Взаимодействие карбоновых кислот с основаниями | В пробирку налейте гидроксида натрия прибавьте к нему фенолфталеин до изменения цвета, а затем уксусной кислоты | NaOH + CH3COOH → (с ф - ф) | |
5 | Взаимодействие карбоновых кислот с солями | В пробирку поместите карбонат кальция (мрамор) и прилейте уксусной кислоты | CaCO3 + CH3COOH → |
Вывод: присущи ли карбоновым кислотам свойства всех кислот?_________________________________
Вам предлагается 3 вида заданий выбор за вами:
- круто: допишите исходные вещества
___________________ →2(CH3COO)3Al + 3H2O
___________________ →HCOOK + H2O
___________________ →(CH3COO)2Ca + CO2 + H2O
- великолепно: расставьте, где необходимо соответствующие индексы и коэффициенты
CH3COOH + Ca → CH3COO Ca + H2
2CH3COOH + 2Na → CH3COONa + H2
CH3COOH + Al(OH)3 →(CH3COO)3Al + 3H2O
HCOOH + Ag2O → Ag + CO2 + H2O
- молодец: подчеркнуть формулы веществ, с которыми может вступать в реакцию уксусная кислота
Ca, CaO, CO2, P2O5, CaCO3, H2CO3.
Критерии оценки: если 0 ошибок – к своему выбору добавь приставку супер,1 ошибка - можешь считать себя соответственно выбору, 2 ошибки - переоценил себя, 3 и более ошибки - повтори материал, не все еще потеряно ответишь на другом уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."
«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...
Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс
Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...
урок химии по теме: Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты
урок в 9 классе, УМК Габриелян О.С....
Практическая работа по теме: "Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами)".
Практическая работаТема: Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами).Инструктивная карта № 1«Взаимодействие предельных одноосновных карбоновых кислот с металлами»Инструктивная карта...
"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"
Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....
Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."
Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...
Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств
Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему: «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...