Урок по теме Электроотрицательность
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_elektrootritsatelnost.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока химии 8 класс по теме «Электроотрицательность химических элементов».
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Цели урока:
Предметная - формирование понятия об электроотрицательности, как качественном свойстве атома на основе активной познавательной деятельности учащихся.
Воспитательная – воспитание у учащихся организованности, умения вести познавательную деятельность в группе, умение сотрудничать в решении учебных задач.
Развивающая – развитие учебно-познавательных, учебно-интелектуальных, метапредметных умений, формирование коммуникативной компетенции.
Задачи:
- Повторить и закрепить знания о строении атома;
- Совершенствовать знания и умения характеризовать химические элементы;
- Сформировать умения анализировать изменение электроотрицательности (ЭО) химических элементов внутри периода, группы, сравнивать ЭО атомов различных химических элементов.
- Развивать умение делать выводы на основе самостоятельного решения учебных задач.
- Формировать навык коммуникативного общения, навыков научной организации труда.
Формируемые УУД:
Предметные – должны знать определение понятия «Электроотрицательность», уметь определять смещение электронов в соединениях используя периодическую систему химических элементов.
Метапредметные:
- Познавательные – организовывать свою учебную деятельность; отвечать на вопросы учителя; участвовать в групповой работе; применять приемы работы с информацией; осуществлять поиск информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти); систематизировать информацию; синтезировать информацию – составлять целое из частей; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
- Коммуникативные – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; овладевать опытом межличностной коммуникации; уметь корректно вести диалог; строить сообщения в соответствии с учебной задачей; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
- Регулятивные – принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; составлять план ответа; работать с текстами.
- Информационные – владение навыком аналитической деятельности, составления плана решения учебной задачи и его осуществление.
- Личностные – демонстрация интеллектуальных и творческих способностей; проявление ответственного отношения к обучению.
Технологии обучения, используемые на уроке:
ситуационного анализа, ИКТ, проблемного обучения, группового обучения.
Методы обучения :
Объяснительно-иллюстративные, фронтальная беседа, частично-поисковая деятельность в группах, методы первичного контроля.
Оборудование и материалы: учебник химии 8 класса, рабочая тетрадь, тематическая наглядность (Периодическая система химических элементов), магнитная доска, компьютер, проектор, раздаточный материал, тексты к уроку. Презентация.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Структура урока:
- Организационно-мотивационный этап.
- Проверка изученного материала.
- Актуализация опорных знаний.
- Изучение нового материала (ознакомление с новыми умениями и навыками).
- Закрепление и обобщение новых знаний, умений и навыков.
- Домашнее задание.
- Подведение итога урока.
УРОК.
Учитель – ДД, ребята! Меня зовут Татьяна Григорьевна! Кто из вас любит путешествовать? Я тоже. А давайте сегодня тоже отправимся в путешествие – по океану знаний. Согласны?
Сл.1. Учитель – ребята, как вы понимаете высказывание Нильса Бора? (выдвигают свои варианты).
Вы - мое дополнение, ведь без вас, учеников я не учитель. Кто согласен стать сегодня моим дополнением?
Тогда помогите мне – вы изучили большую главу посвященную….(атому, его стоению, периодической системе).
У вас была проверочная работа? (да).
Вот и я у своих ребят провела проверочную работу, только не успела проверить. Давайте сейчас вы мне поможете – проверьте работы моих учеников, найдите ошибки. Мы их с вами обсудим, исправим и поставим оценки, согласны? (да)
Но одно условие – время проверки не больше 3 минут. Если вы в чем-то сомневаетесь, можете проконсультироваться с соседями. Начнем!
Работа учащихся – анализ ошибок.
Учитель – теперь оценим – у кого есть работы с 3 ошибками – ставим 3, у кого 2 – 4, и 1 ошибка 5-. Если ошибок нет – ставим 5+.
Спасибо, друзья, вы только мне очень помогли, но и продемонстрировали прекрасные знания. А роль экспертов вы еще примерите на уроке не раз.
Сл.2.(анимация).
Учитель – что вы видите на слайде? (атом)
Что такое атом( химически неделимая мельчайшая частица вещества)
А она действительно мельчайшая? (нет, она состоит из более мелких – нейтронов, протонов, электронов)
Где расположены эти частицы в атоме? (протоны и нейтроны в ядре, электроны вращаются вокруг). А как вы думаете, высказывание Нильса Бора здесь уместно – противоположности дополняют друг друга? (да – электроны дополняют протоны, поэтому атом нейтральный).
Покажите на слайде их расположение? (выходит 1 ученик и демонстрирует).
Значит, у электронов есть определенное место в атоме? (да).
А можно ли как-то изобразить строение атомов? (да, есть запись строения атома).
Хорошо, тогда займемся творчеством – я вас попрошу создать плоскостную модель атомов следующих элементов – сл. 3. Чтобы создать модель , что вам необходимо сделать прежде всего? (записать строение атома на бумаге.)
Для успешной работы вам предлагается шаблоны атомов, пластилин, маркеры для записи химических знаков. Давайте условимся, что ядро у всех одного цвета – какого? (выбирают цвет). Время для работы 5 минут. Распределите в группе функции – кто, что будет выполнять. Начали. (консультирую группы по ходу работы).
Учитель – Время закончилось, Попрошу представителей каждой группы представить свои модели и пояснить расположение электронов в атоме.
Учитель –Вы отлично справились, спасибо. Ваши модели еще понадобятся нам в работе.
А у меня еще вот какой вопрос возник – а эти элементы могут связаться друг с другом в единое целое? (да) Тогда составьте мне формулы этих веществ. Формулы прошу записать на доске. (составляют, записывают)
Учитель – и вновь вы эксперты – проверьте правильность записи формул по принципу синие-зеленые, желтые-красные. (анализируют правильность выполнения задания, исправляют ошибки, обосновывают свою точку зрения).
Почему же они объединились? За счет чего существуют вместе? (осознание проблемы)
Целеполагание- и что же теперь нам делать? Выяснить, почему элементы соединяются друг с другом.
Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, а ВТО тема урока пока будет для нас загадкой. Вместе мы её постараемся разгадать.(оставляют место для записи темы).
Учитель – проверяя работы сегодня, вы исправили одну ошибку – про атомный радиус. Напомните еще раз, что это такое? (расстояние от ядра атома до внешнего энергет.уровня).
Атомный радиус у всех элементов одинаков? (нет) А от чего он зависит (от числа электронов на внешнем уровне и числа уровней)
У вас на столах находятся зеленые конверты – откройте. Что там? (знаки хим.элементов).
Вот ваше задание – обсудите в группе и расположите на доске эти знаки в порядке увеличения атомного радиуса. (Время 2 минуты)
Экспертная оценка!
Учитель – посмотрите внимательно на выстроенную вами последовательность, что общего вы видите? (все начинаются неме и заканчиваются ме).
Какую закономерность мы может выявить в этом случае – чем меньше атомный радиус, тем ярче неметаллические свойства, и наоборот. (записывают в тетрадь). (сл.4)
Учитель – Любой химический элемент стремится достигнуть состояния идеального газа (сл.5), когда энергетический уровень полностью закрыт. Посмотрите свои модели атомов – у вас элементы с закрытым слоем? (нет) как в таком случае атомы химических элементов могут решить эту проблему? (отдать или принять электроны)
Учитель – вернемся к вашим моделям. Сравните свои элементы и определите, какой элемент притянет, а какой отдаст электроны. В моделях произведите соответствующие изменения. Новые электроны покажите другим цветом. (Время 3 минуты)
Представьте свои варианты решения проблемы (показывают новые модели, объясняя ход решения проблемы, крепят на доске.)
Какую закономерность мы наблюдаем здесь (у кого меньше электронов, отдают и наоборот( связать с радиусом атома)).
Записываем 2 закономерность (сл.6.)
Учитель – какже будет называться эта новая качественная характеристика атома? Обратимся к источниками информации. У вас на столах есть тексты. Прочитайте их, проанализируйте содержание и дайте название этой характеристике. (работа с текстом).
(находят определение и озвучивают) – электроотрицательность.(сл.7)
Вот мы и подошли к разгадке нашей темы – о чем же мы сегодня говорили и будем горить? (об ЭО) (записывают тему урока).
Учитель – Впервые понятие ЭО ввел американский ученый химик Лайнус Полинг (сл 8). Он изучил ЭО химических элементов и перевел их в численные значения. На основании этих данных была создана таблица ОЭО, Почему относительной – так как значения истинной не совсем удобные числа. Откройте учебник, стр122, талб.19. Как вы видите, значения ОЭО элеметов колеблятся в диапазоне от 0,7 до ____? Как вы думаете, есть ли элементы с ОЭО =0? ( рассказ о ЭО благородных газов).
Учитель – А теперь поиграем. Игра называется «Собери команду». У вас на столах розовые конверты, откройте их и распределите карточки между собой. По сигналу вы должны собраться в команду в соответствии с условием. Начали.
(распределяются по группам)
А теперь посмотрите на соперников, сравните их друг с другом и сделайте вывод о составе команды (делают вывод).
Какую закономерность вы наблюдаете здесь? ( уМе ОЭО меньше 2, а у НЕМЕ больше. Садатся на места, записывают в тетрадь) (сл.9).
Учитель – И опять обратимся к нашим моделям и формулам – почему же эти элементы связываются друг с другом? (один отдает, другой притягивает электроны). Т.е. между ними возникает…….(связь). Более подробно с химической связью и её типами вы познакомитесь на следующих уроках.
Давайте вернемся к началу урока – что же мы хотели узнать сегодня?( почему элементы соединяются друг с другом) Мы узнали ответ на этот вопрос? (да). Как же он звучит? ( элементы соединяются друг с другом, так как один элемент с большей ЭО оттягивает на себя электроны другого элемента с меньшей ЭО и они связываются).
Учитель – А как узнать ОЭО элемента? ( из таблицы ЭО). Но ведь не всегда эта таблица будет у вас перед глазами. Какая еще таблица служит источником информации об атоме? (ПСХЭ).
Посмотрите на те закономерности, которые мы с вами вывели в ходе совместной работы, проанализируйте их, и примените к ПСХЭ. Какую закономерность на основании ПСХЭ мы можем вывести? (сл.10) Теперь, пользуясь только таблицей Менделеева определите при помощи стрелок, к какому элементу в вами составленных в начале урока формулах будут смещаться электроны. (выполняют задание, записывают результат на доске)
Учитель – Оцените правильность выполнения задания вашими опонетами с-з, к-ж.
Еще раз вернемся к словам Нильса Бора – наши исследования на уроке опровергают или подтверждают это утверждение? ( да, подтверждают).
Расставим все точки над И. (сл. 11)
Запишите домашнее задание (сл.12).
Отлично. Вы просто молодцы! Вы действительно сегодня стали моим дополнением!
А какое впечатление у вас сложилось от нашей совместной работы – резюме 1 словом!
Спасибо за внимание!!!! Все вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)
План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...
ЕГЭ тест по теме «Периодический закон Д.И.Менделеева и строение атома»; Тема «Электроотрицательность», «Строение вещества»
Тесты по основным темам ЕГЭ...
Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"
Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...
Презентация к уроку. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»
Презентация к уроку физики в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания». Можно использовать как готовый материал к уроку повторения и...
Презентация к уроку по теме Электроотрицательность
Видео урока по теме Электроотрицательность в 8 классе, УМК Рудзитис, Фельдман....
Технологическая карта урока по теме "Электроотрицательность" 8 класс.
Вам представлена технологичская карта урока в 8 классе по теме "Электроотрицательность"...
Презентация по химии на тему: "Электроотрицательность химических элементов" (8 класс)
Презентация по химии на тему: "Электроотрицательность химических элементов" (8 класс)...