Открытый урок (ролевая игра) по теме: «Нефть».
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
« В настоящее время из недр земли и донных отложений в морях ежегодно добывают 3 млрд. тонн нефти. Основная часть перерабатывается в различные виды топлива и смазочные материалы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6"
Открытый урок (ролевая игра) по химии 10 класс
по теме: «Нефть».
Автор: Морозова Инна Викторовна
учитель химии.
2015 г.
Цель:
1) Усвоить состав нефти, её месторождение, влияющее на состав.
2) Изучить характеристику основных продуктов, получаемых при первичной переработке нефти (перегонке).
3) Изучить назначение процессов вторичной переработки нефти, сущности каталического и термического крекинга. Характеристику получаемых продуктов.
4) Изучение экологических проблем при переработке и транспортировке нефти.
Задачи:
1) Познакомить учащихся со способами переработки нефти, её составом. Развитие политехнических знаний в области нефтеперерабатывающей промышленности.
2) Формирование и развитие мировоззрение учащихся, на основе осмысления полученных знаний, связанных с промышленностью и экологией.
3) Развитие творчества учащихся.
4) Формирование правил общения в диспутах, на основе организации коллективного учебного труда.
5) Формирование воли, настойчивости, умений руководить своими действиями и товарищей для достижения общих целей.
6) Развитие различных форм сотрудничества школьников в процессе обучения.
7) Развитие у учащихся, каких качеств, как забота требовательность, бережное отношение к природе, окружающему животному миру.
Оборудование:
1) Кодоскоп
2) Документальный фильм «Месторождение нефти»
3) Географическая карта
4) Установка ректификационной колонки, схема ректификационной переработки
5) Статьи с экологическими катастрофами
6) Коллекция – продуктов переработки нефти
7) Карточки
8) Таблица полученных продуктов
План урока:
1) Историческая справка
2) Месторождения нефти, её состав, физические свойства
3) Переработка нефти
4) Продукты переработки
5) Экология и нефть
Ход урока:
Вступление:
Учитель: Сегодня мы с вами собрались за круглым столом для того чтобы, обсудить целесообразность добычи и переработки нефти. Необходимость в её продуктах переработки, и если это так необходимо для народного хозяйства, обсудить экологические проблемы, связанные с переработкой и транспортировкой нефти.
Как вы думаете, какая тема урока “ожидает” нас сегодня? Я предлагаю вам отгадать кроссворд, ключевое слово и станет темой нашего урока?
н | |||
е | |||
ф | |||
т | |||
ь |
Тема урока: «Нефть». (Записывается на доске)
Учитель: « В настоящее время из недр земли и донных отложений в морях ежегодно добывают 3 млрд. тонн нефти. Основная часть перерабатывается в различные виды топлива и смазочные материалы»
Учитель: Для деловой игры вы разбиты на группы:
- Экскурсоводы – учащиеся рассказывают об истории нефти.
- Эксперты экологи – защитники экологии.
- Коммерческие директора – новые производства, эффективные способы переработки нефти.
- Журналисты – люди, интересующиеся как экологией, так и промышленностью.
Чтобы оценить работу каждого на уроке вы должны фиксировать каждое выступление в карточках.
Конспектировать в тетрадь.
Экскурсоводы – вводят в курс истории возникновения и происхождения нефти (просмотр документального фильма).
Нефть называют «чёрное золото», попробуем это доказать?
Нефть – это смесь жидких и растворенных твердых углеводородов ациклического, циклического и ароматического строения, а также многих других органических соединений.
При добыче нефти, её всегда сопровождают попутные газы, которые находятся в природе над нефтью. В газах содержится мало метана, но много гомологов ( пропан, пентан, бутан и т.д.).
Обратимся к схеме переработки нефти и разберемся подробно каждый основной способ. Для переработки нефти вначале удаляют из неё газообразные углеводороды. Затем происходит перегонка нефти в ректификационной установке. Сама установка состоит из трубчатой печи, ректификационной колонны и холодильника. В печи находится змеевик, по которому непрерывно подаётся нефть, где она нагревается до 320 – 350о, дальше нефть в виде смеси жидкости и паров попадает в ректификационную колонну. Внутри колонны горизонтальные перегородки с отверстиями, так называемые «тарелками». Пары нефти попадают, в колонну поднимаются вверх, постепенно охлаждаются и сжиживаются. Менее летучие углеводороды конденсируются уже на первых «тарелках» образуя газойливую фракцию (керосин – лигроин – наиболее летучие, собираются в бензин, что составляет 20% бензина).
Рассмотрим основные фракции нефти (все фракции записывают на доске). Мы рассмотрели 4 способа переработки нефти. Какой же результат этой переработки необходим? Возможно ли, без затрат использовать нефть? Просто сжигать, получать свет и тепло.
Отвечают экскурсоводы по коллекции продуктов переработки нефти (схема на доске и коллекция).
Учитель: я предлагаю сыграть в чёрный ящик (загадка в коробке, свеча).
Подведем итоги: «Черное золото» - перспектива будущего, без которого трудно представить современный мир. Но всё ли золото, что блестит? И так ли безобидна транспортировка и переработка нефти для экологии и человека.
Эксперты экологи: (читают информацию об экологической катастрофе связанной с транспортировкой нефти). Строят диспут в защиту экологии, в спор вступают коммерческие директора и журналисты.
Классу предлагается предложить способы очистки водоёмов от нефти.
Демонстрируется опыт с парафином и нефтью:
Задание: создайте промышленный комплекс по переработке нефти
Коммерческие директора – докажите нужность и необходимость этого комплекса?
Журналисты – за и против комплекса?
Эксперты экологи – вопросы в защиту комплекса?
(играет музыка и класс выполняет задание)
Вывод: 1) Какие вы видите перспективы переработки нефти?
2) Вопросы экологии?
3) Вопрос занятости населения?
4) Развитие научно – химических институтов по развитию предотвращения экологической катастрофы?
Рефлексия: «Письменное интервью» - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.
Домашнее задание: (из учебника химии стр. 63-70, стр. 75 з.1,3).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по химии на тему "Нефть её свойства"
Усвоение учащимися свойства нефти и нефтепродуктов. Усвоение взаимосвязи состава, строения, свойства применение нефтепродуктов. Изучение сущности прямой перегонки нефти, термического и каталит...
Урок - ролевая игра "Творческая мастерская" для 8 - 9 классов по теме "Искусство древнего мира"
Данный урок является заключительным в изучении темы "Искусство древнего мира" для 8 или 9 классов. Он представляет собой ролевую игру, в которой ученики становятся "художниками", "сульпторами", ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-376969-1389070087.jpg)
УРОК В ФОРМЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПО ТЕМЕ:«ВЕЛИКОБРИТАНИЯ»
Урок разработан к учебнику английского языка для 9 класса, автора Кузовлева В.П. и др. Целью урока является закрепление знаний по теме; «Великобритания». Уроки, имеющие страноведческую направленность,...
Внеклассное мероприятие Ролевая Игра по теме «Музыка» для учащихся 9 класса (нестандартный урок)
Внеклассное мероприятие Ролевая Игра по теме «Музыка» для учащихся 9 класса (нестандартный урок)...
Обобщающий урок - ролевая игра по теме «Литосфера»
Класс: 7 классТема: ЛитосфераТема урока: «обобщающий урок - ролевая игра по теме "Литосфера"»Тип урока: обобщающийПродолжительность занятия:1 урок (45 минут).Цели: Выявить уровень знаний учащихся...
Урок — ролевая игра по литературе в 11-м классе "За круглым столом" по теме: «В.П. Астафьев. Жизнь, творчество, личность писателя».
В конспекте урока в форме круглого стола представлена биография русского писателя В.П. Астафьева....
Урок ролевая игра по биологии на тему: "Пищеварение" 8 класс
Урок обобщение по пищеварительной системе человека....