Технологическая «находка» по химии «Как научить решать задач на растворы, используя математический метод решения»
учебно-методический материал по химии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.38 КБ |
![]() | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая «находка» по химии «Как научить решать задач на растворы, используя математический метод решения»
Цели : Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, развить практические умения решать задач, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
Здравствуйте! Сегодня мы проводим необычный урок – урок на перекрестке наук математики и химии.Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии.Давайте проделаем небольшой эксперимент.
(Наливаю в 2 хим. стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди.) Что получилось? (Растворы). Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещ-ва).
А с математической точки зрения – разное процентное содержание вещества.
Необходимо повторить с детьми понятие процента.Вопросы:
– Что называют процентом? (1/100 часть числа).
– Выразите в виде десятичной дроби 17%, 40%, 6%.
– Выразите в виде обыкновенной дроби 25%, 30%, 7%.
– Установите соответствие:
40% | 1/4 |
25% | 0,04 |
80% | 0,4 |
4% | 4/5 |
Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа.
Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)
– Найти 10% от 30 (10%=0,1 30·0,1=3).
– Вычислите:
1) 20% от 70;
2) 6% от 20;
3) х% от 7.
Вопросы по теме «Растворы»:Что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.)
Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни. (уксус, нашатырный спирт, раствор марганцовки, перекись водорода и др.)
Какое вещество чаще всего используется в качестве растворителя? (Вода)
Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Есть и другие растворы: например спиртовые раствор йода, одеколона, лекарственные настойки.
Хотя именно вода является самым распространённым соединением и “растворителем” в природе.
3/4 поверхности Земли покрыто водой.
Человек на 70% состоит из воды.
В сутки человек выделяет 3 литра воды и столько же нужно ввести в организм.
Овощи – 90% воды содержат (рекордсмены - огурцы - 98%)
Рыба 80% (рекордсмен у животных – медуза 98%)
Хлеб – 40%
Молоко – 75%
Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)
Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) · w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )
По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).
Далее предлагаем решить учащимся задачу:
Задача №1. Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько г марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора? (Ответ: 40 г.)
–Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое правило на проценты вы применили при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)
15% от 500;
500·0,15=75 (г) – марганцовки.
Ответ: 75 г.
Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.
Задачам на растворы в школьной программе уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. В этом году на экзамене в 9 классе была задача на смешивание растворов, и она оценивалась в 6 баллов.
Задача №2. При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора марганцовки. Сколько граммов каждого раствора взяли?
Можно ли решить эту задачу так быстро?
О чем говорится в этой задаче? (о растворах)
Что происходит с растворами? (смешивают)
Решение:
Раствор | %-е содержание | Масса раствора (г) | Масса вещества (г) |
1 раствор | 10% = 0,1 | х | 0,1х |
Смесь | 16% = 0,16 | 200 | 0,16 · 200 |
0,1х + 0,3(200-х) = 0,16 · 200
0,1х + 60 – 0,3х = 32
-0,2х = -28
х = 140
140 (г) – 10% раствора
200 – 140 = 60 (г) - 30% раствора.
Ответ: 140 г, 60 г.
Рассмотрим еще один раствор – это уксусная кислота. Водный раствор уксусной кислоты, полученный из вина (5-8%) называют винным уксусом. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием “столовый уксус” используется для приготовления майонеза, маринадов и т.д. Уксусная эссенция 80% раствор. Ее нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов. “Столовый уксус”, используют для приготовления маринадов, майонеза, салатов и других пищевых продуктов. Очень часто при приготовлении блюд под руками оказывается уксусная эссенция. Как из нее получить столовый уксус. Поможет следующая задача.
Задача №3. Какое количество воды и 80%-го раствора уксусной кислоты следует взять для того, чтобы приготовить 200 г столового уксуса (8%-ый раствор уксусной кислоты.)
Решение:
Раствор | %-е содержание | Масса раствора (г) | Масса вещества (г) |
Уксусная кислота | 80%=0,8 | х | 0,8х |
Смесь | 8%=0,08 | 200 | 0,08 · 200 |
0,8х = 0,08 · 200
0,8х = 16
х = 16 : 0,8
х = 20
20 (г) – уксусной кислоты
200 – 20 = 180 (г) – воды.
Ответ: 20 г, 180 г.
А сейчас мы решим экспериментальную задачу.
Приготовить 20 г 5%-го раствора поваренной соли. (Расчётная часть). Затем выполняем практическую часть. (Напомнить правила Т-Б).
Рефлексия. (Синквейн)
Раствор
Разбавленный, водный
Растворять, смешивать, решать
Растворы широко встречаются в быту.
Смеси
Предварительный просмотр:
Технологическая «находка» по химии «Изучение электронного баланса на уроках химии»
Умение составлять электронный баланс при изучении окислительно-восстановительных реакций является одним из важнейших при изучении химии. Однако, несмотря на то, что учителя уделяют много времени и внимания формированию этого умения, учащиеся испытывают затруднения и допускают многочисленные ошибки.
К типичным ошибкам в традиционных способах приводят: неясность того, нужно ли учитывать индекс элемента и с какой части уравнения начинать расстановку коэффициентов. Излагаемый ниже способ этих недостатков лишен, достаточно лишь запомнить некоторые весьма несложные правила составления баланса.
Применяя этот метод в течение многих лет в своей работе, мне удалось дополнить и расширить его, постепенно сложились «Правила составления баланса».
Суть метода: электронный баланс составляется под уравнением, при этом учитываются индексы элементов, затем находится наименьшее общее кратное для чисел отданных и принятых электронов (НОК), делением НОК на эти числа получаем коэффициенты для восстановителя и окислителя.
Например, для уравнения Al0 + Сl20 ––> Al + 3Cl3–1 рассуждение ведется на один атом элемента: до реакции атом алюминия имел степень окисления ноль, после реакции приобрел степень окисления +3, следовательно, атом Al отдает три электрона. В той части уравнения, где составляется баланс, индекс Al равен единице, поэтому число три остается без изменений и подписывается под алюминием:
Хлор до реакции имел степень окисления ноль, после реакции имеет степень окисления –1, т.е. один атом хлора принимает один электрон, однако, в той части уравнения, где составляется баланс у хлора индекс два и, умножая число электронов на индекс, получаем цифру два для хлора
Находим НОК для числа отданных и принятых электронов
Делением НОК на число отданных электронов, получаем коэффициент для Al (6 : 3 = 2)
Делением НОК на число принятых электронов, получаем коэффициент для хлора (6 : 2 = 3)
В другой части уравнения коэффициенты расставляются методом подбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-38373-1361425946.jpg)
Интегрированный урок в 9 классе математика+ физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».
Интегрированный урок в 9 классематематика+ физика«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач». Разработали: учитель...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-150733-1353692530.gif)
Памятка для родителей (как научить решать задачи по математике)
Мно Многие из вас хотят помочь своим детям научиться решать задачи, но не знают , как это сделать. Поэтому, как показывает опыт, родители просто реш...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/12/picture-403883-1392229116.jpg)
Как научить решать задачи по физике
Предлагаю Вашему вниманию простые, но очень нужные правила для решения задач по физике...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/22/picture-485148-1411386193.png)
Как научиться решать задачи.( из опыта работы)
Работа содержит материал по решению задач в основной школе....
Как научиться решать задачи.
Решение задач-это работа,умственная работа. А чтобы научиться какой-либо работе,нужно предварительно хорошо изучить нужный материал,над которым придется работать,те инструменты,с помощью которых выпол...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/20/picture-1414619-1660979373.jpg)
Интегрированный урок в 9 классе Математика + физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».
Цели урока:Обучающая: Сформировать у учащихся умение использовать математические методы решения квадратного уравнения, системы уравнений в решении физических задач, умение находить искомую величину из...