Конспект урока по теме "АЛЮМИНИЙ"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Конспект урока по теме "АЛЮМИНИЙ". 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_alyuminiy.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: обучающая – рассмотреть электронное строение атома алюминия, изучить физические и химические свойства простого вещества, и научиться творчески применять полученные знания на практике;
развивающая – развивать умения в проведении эксперимента, развитие коммуникативных способностей, умения слушать, умение правильно высказывать свои мысли;
воспитательная – воспитывать культуру работы с химическими веществами, соблюдение правил техники безопасности, воспитывать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, химический эксперимент.
Методы и приемы обучения: поисковый, частично-исследовательский, демонстрационный химический эксперимент, работа в группах, устные ответы, самостоятельная работа с текстами, взаимоконтроль.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, алюминиевые пластины, соляная кислота и гидроксид натрия, алюминий, цинк, спиртовка, держатель для пробирок, лабораторное оборудование.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний, сообщение темы, задач и структуры проведения урока.
Учитель: «Император Наполеон III на банкете велел подать для почтенных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слёз: им пришлось пользоваться золотой и серебряной посудой»
Из чего были изготовлены вилки?
Ученики: из алюминия.
Учитель: тема урока «Алюминий»
Мы сегодня познакомимся с алюминием, его физическими, химическими свойствами и способами получения в промышленности.
- Изучение нового материала.
Строение и свойства атома алюминия.
Учитель: 1. Записать на доске электронную формулу алюминия, определить возможные степени окисления и валентность атомов данного элемента.
2. Дать общую характеристику элемента по положению в ПСХЭ.
3. Какие свойства будет проявлять простое вещество алюминий и соединения алюминия в степени окисления +3?
Физические свойства алюминия.
Изучите физические свойства алюминия по плану:
- Определите агрегатное состояние вещества.
- Определите цвет вещества, обладает ли оно металлическим блеском?
- Определите плотность по справочным таблицам и сделайте вывод: является ли алюминий лёгким или тяжёлым?
- Определите пластичность.
- Является ли проводником тока?
- Определить: тугоплавкий или легкоплавкий.
Выявите закономерности между свойствами и областями применения данного металла.
Результат исследований поместите в таблицу:
Физическое свойство | Область применения |
Лёгкий | Самолётостроение |
Пластичный | Кухонная посуда, фольга для пищевых продуктов |
Хороший проводник электрического тока | Электрические провода |
Учащиеся рассматривают металлический алюминий и характеризуют его физические свойства: белый, лёгкий, пластичный, хороший проводник электрического тока, ρ = 2,702 г/см3 , tплавл = 660 0С. Металл - легкоплавкий. Ковкий, он легко вытягивается в тончайшую проволоку и прокатывается в тонкие листы, фольга для пищевых продуктов.
Учащиеся делают выводы о применении.
Химические свойства алюминия.
Учитель: на основании положения алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов, сделайте вывод о его активности.
Ученики: алюминий – активный металл.
Учитель: с какими веществами способны взаимодействовать металлы?
Ученики: с неметаллами, водой, кислотами, солями.
Учитель: составим соответствующие уравнения реакций.
2Al + 3Br2 = 2AlBr3
2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
Видео – ролик «Взаимодействие алюминия с иодом».
Учитель: исследуем свойства алюминия на практике.
Инструктаж по технике безопасности.
Лабораторный опыт.
- В пробирку №1 поместите 2 гранулы цинка, в пробирку №2 – алюминий. Прилейте соляную кислоту. Что наблюдаете? Какой металл реагирует с кислотой при обычных условиях? Нагрейте другую пробирку.
Сделайте вывод об активности этих металлов. Напишите соответствующие уравнения реакций.
- Поместите в пробирку алюминий, прилейте раствор щелочи. Что наблюдаете?
Сделайте вывод о свойствах простого вещества алюминия на основе этих двух опытов.
2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
Учитель: взаимодействие алюминия со щелочами происходит по-разному, и зависит это от условий протекания. Более подробно мы будем рассматривать в 11 классе. Но мы не рассмотрели взаимодействие алюминия с растворами кислот ‒ окислителей.
2Al + 6H2SO4(конц) = Al2(SO4)3 + 3SO2↑+ 6H2O
Al + 6HNO3(конц) = Al(NO3)3 + 3NO2↑+ 3H2O
Процессы проходят только при нагревании.
Учитель: алюминий взаимодействует с оксидами металлов. Где применяется это свойство? Какое название имеет этот процесс?
8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe
2Al + Cr2O3 = Al2O3 + 2Cr
Получение алюминия.
Учитель: Исходя из свойств алюминия, сделайте вывод, в каком виде (свободном или связанном) этот металл встречается в природе?
Ученики: В связанном.
Учитель: В виде каких соединений он встречается в природе?
Ученики: В виде оксида.
Учитель: современный метод получения был разработан независимо американцем Чарльзом Холлом и французом Полем Эру. Он заключается в растворении Al2O3 в расплаве криолита Na3AlF6 с последующим электролизом с использованием графитовых электродов.
К(-): Al3+ + 3e = Al0
А(+): 2O2- - 4e = О20.
Такой метод получения требует больших затрат электроэнергии, и поэтому оказался востребован только в XX веке. Для производства 1 т алюминия требуется 1,9 т глинозёма и 18 тыс. кВт·ч электроэнергии.
4. Закрепление материала.
№1. Напишите уравнения реакций с участием алюминия по схеме:
Al → Al2S3 → AlCl3 → Al(OH)3 →Al2O3 →Al.
Назовите все вещества.
№2. Для алюминия характерны:
- реакции с галогенами;
- взаимодействие с растворами щелочей;
- взаимодействие с водой при обычных условиях;
- распространение в природе в виде простого вещества;
- образование на поверхности прочной оксидной пленки;
- наличие трех р-электронов на последнем энергетическом уровне.
№3. Вычислите массу алюминия, которую потребуется растворить в избытке раствора гидроксида натрия, для получения 4,48 л водорода (н.у.).
- Рефлексия.
УЧИТЕЛЬ: На уроке мы рассмотрели строение и свойства металла алюминия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Пригодятся ли эти знания в жизни?
- Все ли было понятно?
- Какие трудности возникли?
- Понравилось ли вам работать на уроке?
- Итоги урока.
- Отметки за урок.
- Домашнее задание.
§ (82), упр.1-3, стр. 287.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....