Разработка урока "Значение периодического закона. Жизнь и научная деятельность Д.И.Менделеева."
рабочая программа по химии (8 класс) по теме
Значение периодического закона. Жизнь и научная деятельность Д.И.Менделеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 52.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Значение периодического закона. Жизнь и научная деятельность Д.И.Менделеева.
Цель урока:
- Сформировать представления о научно-практическом значении периодического закона.
- Изучение жизни и деятельности великого химика Д.И.Менделеева для понимания значимости его вклада в отечественную науку. Актуализация полученных знаний при изучении химии.
Задачи урока:
- Показать значимость знаний по истории химии для понимания целостности науки и неразрывной связи с личностью ученого Д.И. Менделеева на примере его жизни и деятельности.
- Раскрыть перед учащимися образ Менделеева – человека, учёного и гражданина;
- Познакомить с интересными фактами из жизни Д. И. Менделеева;
- Показать разносторонний и многогранный мир интересов в жизни и науке нашего соотечественника – Д. И. Менделеева
- Побудить к поисковой деятельности с различными источниками информации для формирования познавательных умений работы с дополнительной литературой, интернет-технологиями.
- Воспитание гражданственности, патриотизма и гордости за отечественную науку.
- Повышение активности и заинтересованности обучающихся в процессе получения химических знаний.
Тип урока: обобщающий
Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, исследовательская, самостоятельная
Описание необходимого технического оборудования для проведения урока:
Портреты Д.И. Менделеева, таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», выставка книг, проекты учащихся.
Проектор, компьютер, экран, слайдовые презентации.
Структура и ход проведения урока:
I. Организационный момент
«Периодическому закону будущее не грозит разрушением,
а только надстройки и развитие обещает»
Д.И.Менделеев.
Учитель. Прочтите на слайде эпиграф к нашему уроку, высказывание великого русского химика, первооткрывателя одного из всеобщих законов природы. Мы можем только восхищаться его гениальной проницательностью, т. к. настало то самое будущее, в котором закон и система Д.И.Менделеева развиваются. Современный этап развития химической науки начинается с открытия периодического закона. Он помогает ученым создавать новые химические элементы и новые соединения элементов, получать вещества с нужными свойствами.
II.Актуализация знаний учащихся:
Подготовка к ГИА (тестирование по вариантам с последующей взаимопроверкой)
Самостоятельная работа (в форме тестирования)
Вариант I
1. В ряду Si Р S Сl неметаллические свойства
1) усиливаются
2) ослабевают
3) не изменяются
4) изменяются периодически
2. В ряду Mg Са Sr Ba металлические свойства
1) усиливаются
2) ослабевают
3) не изменяются
4) изменяются периодически
3. В ряду оксидов MgO СаО SrO BaO основные свойства
1) усиливаются
2) ослабевают
3) не изменяются
4) сначала усиливаются, затем ослабевают
4. В ряду H2SiO3 Н3РО4 H2SO4 НСlО4 кислотные свойства __________________
5. Наиболее ярко выражены неметаллические свойства у простого вещества, образованного атомами, которые имеют строение электронной оболочки
1) 2, 8, 4
2) 2, 8, 5
3) 2, 8, 6
4) 2, 8, 7
6. Наиболее ярко выражены неметаллические свойства у простого вещества, образованного атомами, которые имеют строение электронной оболочки
1) 2, 7
2) 2, 8, 7
3) 2, 8, 8, 7
4) 2, 8, 6
7. Усиление металлических свойств элементов, расположенных в А-группах периодической системы, с увеличением порядкового номера обусловлено
1) увеличением атомной массы элемента
2) увеличением общего числа электронов
3) увеличением атомного радиуса элемента
4) увеличением номера периода
8. Формула летучего водородного соединения химического элемента H3R. Группа химических элементов периодической системы Д. И. Менделеева, к которой принадлежит этот элемент
1) III
2) V
3) VII
4) IV
9. Установите соответствие между массовым числом химического элемента и числом нейтронов в ядре атома этого элемента.
1) 56 | А. 10 |
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
10. Назовите химические элементы, имеющие сходные свойства, на основании приведенных ниже схем распределения электронов по энергетическим уровням в атомах этих элементов.
1) 2, 2
2) 2, 1
3) 2, 8, 7
4) 2, 8, 8, 1
Ответ: ________________________
Вариант II
1. В ряду Na Mg Al Si металлические свойства
1) усиливаются
2) ослабевают
3) не изменяются
4) изменяются периодически
2. В ряду F Сl Br I неметаллические свойства
1) усиливаются
2) ослабевают
3) не изменяются
4) изменяются периодически
3. В ряду оксидов SiO2 P2O5 SO3 Cl2O7 кислотные свойства
1) усиливаются
2) ослабевают
3) не изменяются
4) сначала усиливаются, затем ослабевают
4. В ряду LiOH NaOH KOH RbOH основные свойства ____________________
5. Наиболее ярко выражены металлические свойства у простого вещества, образованного атомами, которые имеют строение электронной оболочки
1) 2, 1
2) 2, 8, 1
3) 2, 8, 8, 1
4) 2, 8, 2
6. Наиболее ярко выражены металлические свойства у простого вещества, образованного атомами, которые имеют строение электронной оболочки
1) 2, 8, 1
2) 2, 8, 2
3) 2,8, 3
4) 2, 8, 4
7. С увеличением относительной атомной массы химических элементов в периоде периодически изменяется
1) заряд числа
2) число валентных электронов
3) число нейтронов в ядре атома
4) атомный радиус
8. Формула высшего оксида химического элемента R2O7. Группа химических элементов периодической системы Д. И. Менделеева, к которой принадлежит этот элемент
1) III
2) V
3) VI
4) VII
9. Установите соответствие между химическим элементом и числом протонов в ядре атома этого элемента.
1) Be | A. 26 |
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
10. Назовите химические элементы, имеющие сходные свойства, на основании приведенных ниже схем распределения электронов по энергетическим уровням в атомах этих элементов.
1) 2, 4
2) 2, 5
3) 2, 8, 5
4) 2, 8, 6
Ответ: ____________________________
III.Изучение нового материала
В истории человеческих знаний немало подвигов. Но очень немногие из них можно сопоставить с тем, что было сделано Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Величие научного подвига не только не стирается временем, но продолжает расти. И никто не может сказать, будет ли когда-нибудь исчерпано до конца все содержание одного из величайших в науке открытия – периодического закона Менделеева. Периодический закон не имеет равных в истории науки. Менделеев указал путь направленного поиска в химии будущего. Многие ученые, основываясь на периодическом законе, предсказывали и описывали неизвестные химические элементы и их свойства. Ведь Менделеев впервые объяснил взаимную связь между всеми элементами, между их физическими и химическими свойствами. Закон Менделеева оказал огромное влияние на развитие знаний о строении атома, природе вещества. В свою очередь успехи атомной физики, появление новых методов исследования, развитие квантовой механики расширили и углубили сущность периодического закона.
О том как, Менделеев доказал, что его таблица правильна
Был четвертый ряд нарушен Законом пользуясь своим,
Элемент не обнаружен Три элемента предсказал
Элемент не обнаружен – как будто их в глаза видал!
Тот, что в этом месте нужен. Быть может, раз в тысячелетье
Тот, что в этом месте нужен. Свершить подобное дано
Тот, что в этом месте нужен. Но мир открытья не замети
Тот, что в этом месте нужен. Иль не поверил, все равно.
Но напрасно беспокойство: И кто-то говорил по-свойски
Существует где-то он! «Забудь об этой ерунде!
«Я найду сначала свойства, Как можно обнаружить свойства
и поможет мне закон!» Веществ, не найденных нигде!»
Удельный вес назвал и цвет,
Летуч на воздухе иль нет,
Как плавится, в чем растворим...
Открытие периодического закона – величайшая веха в развитии химии.
Ученый мир был ошеломлен тем, что предсказание Менделеевым свойств экаалюминия оказалось таким точным. С этого момента периодический закон начинает утверждаться в химии.
. И вот через 5 лет, в 1875 г., французский ученый П.Э.Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Дмитрия Ивановича, открыл новый металл, назвав его галлием. По ряду свойств и способу открытия галлий совпадал с экаалюминием, предсказанным Менделеевым. Но его вес оказался меньше предсказанного. Несмотря на это, Дмитрий Иванович послал во Францию письмо, настаивая на своем предсказании.
Вот как-то раз узнали
ученые всех стран:
металл чудесный Галлий
(в честь Франции назвали)
открыл Буабодран.
Довольный и счастливый,
рассматривал металл,
но писем из России
никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его.
От русского ученого?
– Ошибся я! Слыхали?!
Француз был удивлен
В глаза не видел Галлий,
а свойства знает он!
Вес высчитал удельный
Точней, чем я, стократ
Какой-то Менделеев
Еще пять лет назад!
Глаза его сверкали,
топорщились усы
Но вот металл свой галлий
Он кинул на весы!..
Ответ в Россию мчится:
«Прекрасная таблица!
Я вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически
Приветствую Закон!»
У химиков переполох!
Ведь Галлий был одним из трех,
предсказанных заранее!..
И следом как из –под земли,
Вдруг Скандий в Швеции нашли,
На свет германий извлекли
(естественно в Германии).
В 1879 г. Л.Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором воплотился предсказанный Дмитрием Ивановичем экабор.(Сообщение учащихся)
В 1886 г. К.Винклер в Германии открыл германий, который оказался экасилицием. (Сообщения учащихся, проекты, презентации)
И вот спустя более 140 лет после открытия периодического закона мы можем вернуться к словам Дмитрия Ивановича, взятым в качестве девиза нашего урока: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются». Сколько химических элементов открыто на данный момент? И это далеко не предел.
Значение периодического закона (кратко записывают в рабочие тетради по ходу изучения нового материала необходимую информацию)
- позволил исправить неверные значения масс – бериллий 13.5 на 9
- неверные с.о. – бериллий - +3 на +2
- описывать свойства элементов и образованных ими веществ
- предсказать существование не открытых элементов, описывать их свойства и указывать пути открытия. Триумф - открытие галлия – (экаалюминий), скандия- (экабор), германия – (экасиллиций)
5. ПЗ открыл путь к изучению строения атома
6. ПЗ и ПС – это путеводная звезда к синтезу новых химических элементов
Защита проектов по предложенной теме «Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева».
Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях. Время каждого выступления около 3 минут. Всего защита проектов длится 20 минут.
V. Подведение итогов урока
Рефлексия
Ребята вы проделали глобальную работу. Какое у вас настроение? Какое открытие вы сегодня совершили для себя.
Учитель предлагает оценить проекты каждой группы (выставляют оценки каждая группа). Подведение итога урока
Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?
Оценивание
Виды деятельности на уроке. Заполняете если вы, | Что делали | Отметьте + - |
Подготовили сообщение | Выступление ссообщением | |
Участвовали в беседе, обсуждали | отвечали на вопросы учителя | |
Компьютерная презентация по теме урока | Слайды, презентацию | |
Проектная деятельность | Защита проекта |
VI. Задание на дом. §38,39 упр. 7 с.138.
Периодический закон – один из основных законов химии, а личность Д.И. Менделеева уникальна.
Спасибо за урок. Закончить его мне бы хотелось стихотворением
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
(Степан Щипачев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по английскому языку о жизни и научной деятельности Марии Склодовской-Кюри
Презентация представляет собой дополнительный материал, который можно использовать при формировании у учащихся 6-8 классов умения перевода специализированных текстов....
Научно-практическая конференция "Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева" (конспект и презентация).
В конспекте сценария подробно описаны все этапы жизни Д.И.Менделеева. Представлены его разносторонние увлечения, научные труды и заслуги перед Отечеством. К конспекту сценария прилагается презентация....
Разработка родительского собрания "Законы жизни семьи, законы жизни класса"
Форма проведения: родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики....
Строение атома. Периодический закон и система химических элементов Д.И. Менделеева
Зачетный урок по химии 8 класс по типу "Вертушка" - педагогическая технология КСО...
Методическая разработка урока "Периодический закон и Периодическая система химических элементов" Д. И. Менделеева 9 класс
laquo;Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева урок в 9 классе...
Разработка урока "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева".
На основании понятий о группах сходных элементов подвести учащихся к осознанному выводу периодического закона, обусловленного предшествующим развитием науки.Задачи урока: Ознакомить школьников с содер...
Презентация по химии на тему: "Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева." (8 класс)
Презентация по химии на тему: "Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева." (8 класс)...