урок по химии 8 кл
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
урок по химии периодическая система и строение атома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_him8_per_zakon_i_stroenie_atoma.docx | 49.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46 городского округа Самара
Открытый урок
по теме
«Периодический закон,
периодическая система
Д. И. Менделеева и строение атома».
Учитель биологии и химии
Щеглова О.Ф.
Самара, 2013 г
Периодический закон, периодическая система Д. И. Менделеева
и строение атома.
Цели урока: систематизировать знания по теме периодический закон, периодическая система и строение атома.
Задачи:
- Закрепить усвоение знаний о периодической системе и периодическому закону, строении атома;
- Создать условия для развития у учащихся умений применять знания на примерах,
- Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы,
Требования согласно программе:
Ученик должен:
- Иметь представление о периодической системе, ее строении, периодическом законе и строении атома;
- Объяснять физический смысл порядкового номера, номеров групп и периода;
- Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов;
- Знать определение понятия “орбиталь ” и “энергетический уровень ”.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний и способов деятельности.
Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые.
Методы проведения:
- Фронтальный опрос по теме.
- Дифференцированная самостоятельная работа учащихся. .
Средства наглядности: Презентация.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Приветствие.
- Мотивация учебной деятельности.
(Сообщение темы, цели занятия, использование полученных знаний в дальнейшей деятельности)
- Систематизация материала.
3.1.Фронтальный опрос учащихся по цепочке:
- Период – это ..
- Какие бывают периоды?
- Что означает номер периода- ..
- Группа – это …
- Какие бывают группы?
- Что означает номер группы …
- Что можно узнать по порядковому номеру химического элемента?
- Что такое атом?
- Из чего состоит атом?
- Какие частицы составляют ядро атома?
- Где находится масса атома?
- Какими частицами образована масса атома?
- Чему равен заряд ядра атома?
- Чему равен заряд атома?
- Как найти нейтроны?
- Как найти электроны?
- Почему Аr состоит из дробных чисел?
- Что такое орбиталь?
- Какие орбитали вы знаете?
- Сколько электронов располагается на одной орбитали?
- Сколько электронов располагается на s- орбитали?
- Как располагаются р-орбитали в пространстве?
- Сколько электронов располагается на р-орбиталях?
- Как определить количество уровней в атоме?
- На каком уровне электроны удерживаются ядром сильнее?
- Как определить количество электронов на уровне?
- Что показывает электронная формула?
- Сколько электронов на 1-ом, 2-ом, 3-ем уровне?
- Задание на слайде: определить элемент по электронной формуле:
а) 1s2 2s2 2p3,б) 1s2 2s2 2p5 ,в) 1s2 2s1 ,
г) 1s2 2s22p63s2
3.2.Работа по группам:
А) тестовая работа для сильных учащихся:
Бескова М., Брагина Е., Илюшкин А.,Корягина В., Кувшинова А., Шаповалова А.
Б) работа с презентацией для остальной части уч-ся:
Вставить пропущенные слова - увеличиться , уменьшается, не измениться.
(У доски работает один ученик со схемой)
1.Радиус атома:
В группе сверху вниз число электронных уровней ___увелич_____, следовательно, радиус атома ____увелич________.
В периоде слева направо число электронных уровней _____не измен_______, при этом заряд ядра ____увелич___, следовательно, радиус атома ____уменьш_____.
Пример: определить закономерность
а) I, Br, Cl, F - уменьшается б) O, S, Se, Te - увеличивается
в) C, O, N, F - уменьшается г) Si, Al, Mg, Na –увеличивается
2.Прочность связи внешних электронов с ядром
В группе сверху вниз радиус атома ___увелич____, следовательно, прочность связи внешних электронов с ядром ____уменьш________.
В периоде слева направо радиус ___уменьш____, при этом заряд ядра ____увелич___, следовательно, прочность связи внешних электронов с ядром ____увелич___.
3.Металлические свойства – способность отдавать электроны
В группе сверху вниз прочность связи внешних электронов с ядром __умеьнш____, следовательно, металлические свойства _увелич__________.
В периоде слева направо прочность связи внешних электронов с ядром _увелич__, следовательно, металлические свойства _уменьш___.
Расположить в порядке возрастания металлических свойств: Ва, Sr, Са, Вe, Mg
(Ве, Mg, Са, Sr, Ва)
4.Неметаллические свойства – способность принимать электроны
В группе сверху вниз радиус атома __увелич_____, следовательно, неметаллические свойства ______уменьш______.
В периоде слева направо радиус __уменьш_______, при этом заряд ядра __увелич_______, следовательно неметаллические свойства ___увелич________.
Расположить в порядке возрастания неметаллических свойств: Cl, Si, Al, S, Mg, Р
(Mg, Al, Si, Р, S, Cl )
В) самостоятельная работа на закрепление
Работа по вариантам.
1.Запиши следующие элементы в порядке возрастания прочности связи их внешних электронов с ядром.
1 вариант | 2 вариант | |||
CL Br F I | Al Na Mg Si | |||
C O N F | Mg Ba Ca | |||
C Rb Al Ca | O Se S Te | |||
K Ca Sc Ti | O Cs Sr P |
2.Запиши следующие элементы в порядке возрастания их металлических свойств.
1 вариант | 2 вариант | |||
Mg Sr Ba Ca | Cs Sr P Ga | |||
Al Na Mg Si | Pb Ge Sn Fr | |||
C Rb Al Ca O | Cs Li Rb H Na | |||
K Cr I | Li Na Br |
3.Запиши следующие элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств.
1 вариант | 2 вариант | |||
C O N B | N As P O F | |||
CL I Te F | As Se CL S |
Г) работа с презентацией:
1) закономерности химических элементов в периодической системе:
Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ аходятся в периодической зависимости от заряда ядра атома.
Li - Li2О – LiОН
Bе - BеО - Bе(ОН)2 – Н2ВеО2
В - В2О3 - НВО2
С - СО2 - Н 2СО3
N - N2О5 - НNО3
Основание – амфотерное соединение - кислота
2) Определить, в какой подгруппе находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце. Назови слово. (электрон)
Электронные схемы | I | II | IV | V | VII |
2) 4) | Щ | Ж | Э | Я | Ю |
2) 8) 2) | К | Л | Ь | Н | О |
2) 1) | Е | З | Ч | Х | Ц |
2) 8) 5) | Д | Г | И | К | С |
2) 8) 18) 8) 1) | Т | У | В | Ы | А |
2) 8) 7) | Б | Й | П | Т | Р |
2) 8) 18) 4) | Е | Ы | О | Ф | У |
2) 7) | Л | М | Ж | С | Н |
3) «Исключи лишнее». (работает один ученик)
2s 1р 3p 5р 4s 3s3 4p6 2р7 1р2 1s1
рисунки: 1s- орбиталь 2s- орбиталь 2р- орбиталь 3р- орбиталь
Д) самостоятельная работа по группам:
1.д. Алиев Т., Галанов Ю., Остроухов В., Пимахин Ю., Фирсов В., Каюкова А.
1 вариант: 1.Заполни пустые клетки в таблице
элемент | Z | N (p+) | N (e-) | N (n0) | А | |
1 | 50 | 90 | ||||
2 | Ca | 20 | 20 | |||
3 | 18 | 22 | ||||
4 | K | 19 | 39 |
2. По схеме электронного строения элемента определили номер периода, в котором он находится.
№ | Схема электронного строения | Номер периода |
1 | 2е,4е | |
2 | 2е,8е,5е | |
3 | 2е,8е,18е,8е,1е | |
4 | 2е,8е,18е,32е,18е,5е |
2 вариант: 1.Заполни пустые клетки в таблице.
элемент | Z | N (p+) | N (e-) | N (n0) | А | |
1 | 10 | 10 | ||||
2 | P | 15 | 31 | |||
3 | 16 | 32 | ||||
4 | Si | 14 | 28 |
2. По схеме электронного строения элемента определили номер периода, в котором он находится.
№ | Схема электронного строения | Номер периода |
1 | 2е,8е,18е,32е,32е,11е,2е | |
2 | 2е,8е,9е,2е | |
3 | 2е,8е,7е | |
4 | 2е,3е |
2.д. Для Усачевой А., Тихонова Н., Цыгановой А., Антонян А., Лившуна И. – «Крестики-нолики» по вариантам:
1 вариант:
1.выигрышный путь составляет:
А) в одном периоде
Ве | N | Si |
Al | Nа | С |
CL | Mg | Ge |
Б) в одной группе
Zn | CL | Al |
Ве | Mg | Са |
Si | S | Nа |
В) рядом в пер. системе
Mg | Аr | Fе |
Nа | К | N |
CL | Са | О |
2.Выигрышный путь составляет:
А) одного периода
1s2 2 s2 | 1s2 2 s1 | 1s2 2 s2 2 p6 3 s1 |
1s2 2 s22 p2 | 1s2 2 s22 p6 3 s2 | 1s2 2 s22 p4 |
1s2 2 s22 p5 | 1s2 2 s22 p3 | 1s2 |
Б) одной главной подгруппы
1s2 2 s2 | 1s2 2 s22 p4 | 1s1 |
1s2 2 s22 p6 | 1s2 2 s1 | 1s2 2 s2 2 p1 |
1s2 2 s22 p63 s1 | 1s2 2 s22 p5 | 1s2 2 s2 2 p3 |
В) расположенных рядом в таблице
1s2 2 s1 | 1s2 | 1s12 s22 p2 |
1s2 2 s22 p5 | 1s2 2 s2 | 1s2 2 s2 2 p4 |
1s2 2 s22 p6 | 1s2 2 s22 p3 | 1s2 2 s2 2 p1 |
2 вариант.
1.Исходя из нижеприведенных электронных схем атомов химических элементов, определите, какие из этих химических элементов находятся в главной подгруппе II группы.
А) + 2 2)
Б) +4 2) 2)
В) +10 2) 8)
Г) +20 2) 8) 8) 2)
Д) +36 2) 8) 18) 8)
2.На основании приведенных электронных схем атомов химических элементов, определите, какие из этих химических элементов находятся в III периоде.
А) +5 2) 3)
Б) +13 2) 8) 3)
В) +17 2) 8) 7)
Г) +20 2) 8) 8) 2)
Д) + 31 2) 8) 18) 3)
3.Определите, какие химические элементы, электронные схемы которых приведены ниже, находятся рядом в таблице периодической системе.
А) 2
Б) 2) 3)
В) 2) 8) 4)
Г) 2)1)
Д) 2)8)8)2)
Е) 2) 8)8)
Ж) 2) 8) 5)
4. Подведение итогов урока.
5. Задание на дом: Повторить параграфы 34-37.
1.Запиши следующие элементы в порядке возрастания прочности связи их внешних электронов с ядром | 1.Запиши следующие элементы в порядке возрастания прочности связи их внешних электронов с ядром | |||
1 вариант | 2 вариант | |||
CL Br F I | I Br CL F | Al Na Mg Si | Na Mg Al Si | |
C O N F | C N O F | Mg Ba Ca | Ba Ca Mg | |
C Rb Al Ca | Rb Ca Al C | O Se S Te | Te Se S O | |
K Ca Sc Ti | K Ca Sc Ti | O Cs Sr P | Cs Sr P O |
2.Запиши следующие элементы в порядке возрастания их металлических свойств | 2.Запиши следующие элементы в порядке возрастания их металлических свойств | |||
1 вариант | 2 вариант | |||
Mg Sr Ba Ca | Mg Ca Sr Ba | Cs Sr P Ga | P Ga Sr Cs | |
Al Na Mg Si | Si Al Mg Na | Pb Ge Sn Fr | Pb Sn Ge Fr | |
C Rb Al Ca O | O C Al Ca Rb | Cs Li Rb H Na | H Li Na Rb Cs | |
K Cr I | I Cr K | Li Na Br | Br Li Na |
3.Запиши следующие элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств. | 3.Запиши следующие элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств. | |||
1 вариант | 2 вариант | |||
C O N B | B C N O | N As P O F | As P N O F | |
CL I Te F | Te I CL F | As Se CL S | As Se S CL |
Приложение 2
1.Заполни пустые клетки в таблице.
1 вариант:
элемент | Z | N (p+) | N (e-) | N (n0) | А | |
1 | 40 | 40 | 40 | 50 | 90 | |
2 | Ca | 20 | 20 | 20 | 20 | 40 |
3 | 18 | 18 | 18 | 22 | 40 | |
4 | K | 19 | 19 | 19 | 20 | 39 |
2. По схеме электронного строения элемента определили номер периода, в котором он находится.
№ | Схема электронного строения | Номер периода |
1 | 2е,4е | |
2 | 2е,8е,5е | |
3 | 2е,8е,18е,8е,1е | |
4 | 2е,8е,18е,32е,18е,5е |
2 вариант:
1.Заполни пустые клетки в таблице.
элемент | Z | N (p+) | N (e-) | N (n0) | А | |
1 | 10 | 10 | ||||
2 | P | 15 | 31 | |||
3 | 16 | 32 | ||||
4 | Si | 14 | 28 |
2. По схеме электронного строения элемента определили номер периода, в котором он находится.
№ | Схема электронного строения | Номер периода |
1 | 2е,8е,18е,32е,32е,11е,2е | |
2 | 2е,8е,9е,2е | |
3 | 2е,8е,7е | |
4 | 2е,3е |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».
Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ХИМИИ НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ VII класс
В помощь учителю...
Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)
Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...
Презентация урока по химии "Бытовая химия"
Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....
Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...
Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"
Теннологическая карта урока по химии в 8 классе "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...