урок по химии 8 кл
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Щеглова Ольга федоровна

урок по химии периодическая система и строение атома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_him8_per_zakon_i_stroenie_atoma.docx49.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 46 городского округа Самара

Открытый урок

по теме

«Периодический закон,

периодическая система

Д. И. Менделеева  и строение атома».

Учитель биологии и химии

Щеглова О.Ф.

Самара, 2013 г

Периодический закон, периодическая система Д. И. Менделеева

и строение атома.

Цели урока: систематизировать знания по теме периодический закон, периодическая система и строение атома.

Задачи:

  • Закрепить усвоение знаний о периодической системе и периодическому закону, строении атома;
  • Создать условия для развития у учащихся умений применять знания на примерах,
  • Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы,

Требования согласно программе:

Ученик должен:

  • Иметь представление о периодической системе, ее строении, периодическом законе и строении атома;
  • Объяснять физический смысл порядкового номера, номеров групп и периода;
  • Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  • Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов;
  • Знать определение понятия “орбиталь ” и “энергетический уровень ”.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний и способов деятельности.

Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые.

Методы проведения:

  • Фронтальный опрос по теме.
  • Дифференцированная самостоятельная работа учащихся.  .

Средства наглядности: Презентация.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  • Приветствие.
  1. Мотивация учебной деятельности.

(Сообщение темы, цели занятия, использование полученных знаний в дальнейшей деятельности)

  1. Систематизация материала.

                3.1.Фронтальный опрос учащихся по цепочке:

  1. Период – это ..
  2. Какие бывают периоды?
  3. Что означает  номер периода- ..
  4.  Группа – это …
  5. Какие бывают группы?
  6. Что означает номер группы …
  7. Что можно узнать по порядковому номеру химического элемента?
  8. Что такое атом?
  9. Из чего состоит атом?
  10. Какие частицы составляют ядро атома?
  11. Где находится масса атома?
  12. Какими частицами образована масса атома?
  13. Чему равен заряд ядра атома?
  14. Чему равен заряд атома?
  15. Как найти нейтроны?
  16. Как найти электроны?
  17. Почему Аr состоит из дробных чисел?
  18. Что такое орбиталь?
  19. Какие орбитали вы знаете?
  20. Сколько электронов  располагается  на одной орбитали?
  21. Сколько электронов располагается на s- орбитали?
  22. Как располагаются р-орбитали в пространстве?
  23. Сколько электронов  располагается на р-орбиталях?
  24. Как определить количество уровней в атоме?
  25. На каком уровне электроны удерживаются ядром сильнее?
  26. Как определить количество электронов на уровне?
  27. Что показывает электронная формула?
  28. Сколько электронов на 1-ом, 2-ом, 3-ем уровне?

  1. Задание на слайде:   определить элемент по электронной формуле:

    а) 1s2  2s2  2p3,б)  1s2  2s2   2p5 ,в)  1s2  2s1 ,

    г) 1s2 2s22p63s2 

                3.2.Работа по группам:

А) тестовая работа для сильных учащихся:  

            Бескова М., Брагина Е., Илюшкин А.,Корягина В., Кувшинова А., Шаповалова А.

Б) работа с презентацией для остальной части уч-ся:

   Вставить пропущенные слова -  увеличиться , уменьшается, не измениться.

                        (У доски работает один ученик со схемой)

1.Радиус атома:

В группе сверху вниз число электронных уровней ___увелич_____, следовательно,  радиус атома ____увелич________.

В периоде слева направо число электронных уровней _____не измен_______, при этом заряд ядра ____увелич___, следовательно,  радиус атома ____уменьш_____.

Пример: определить закономерность

а)  I, Br, Cl, F    - уменьшается             б) O, S, Se,  Te  - увеличивается

в)  C,  O,  N,  F   -    уменьшается         г)  Si,  Al,  Mg,  Na –увеличивается

2.Прочность связи внешних электронов с ядром

        В группе сверху вниз радиус атома ___увелич____, следовательно, прочность   связи внешних электронов с ядром ____уменьш________.

       В периоде слева направо радиус ___уменьш____, при этом заряд ядра ____увелич___,    следовательно, прочность связи внешних электронов с ядром ____увелич___.

3.Металлические свойства – способность отдавать электроны

В группе сверху вниз прочность связи внешних электронов с ядром __умеьнш____, следовательно, металлические свойства  _увелич__________.

В периоде слева направо прочность связи внешних электронов с ядром _увелич__, следовательно, металлические свойства  _уменьш___.

Расположить в порядке возрастания металлических свойств:  Ва, Sr, Са, Вe, Mg

                                      (Ве, Mg, Са, Sr, Ва)

4.Неметаллические свойства – способность принимать электроны

В группе сверху вниз радиус атома __увелич_____, следовательно,  неметаллические  свойства ______уменьш______.

В периоде слева направо радиус __уменьш_______, при этом заряд ядра __увелич_______, следовательно неметаллические свойства ___увелич________.

Расположить в порядке возрастания  неметаллических свойств: Cl, Si, Al,  S, Mg, Р

                                                 (Mg, Al, Si, Р, S, Cl )                            

В) самостоятельная работа на закрепление

          Работа по вариантам.

1.Запиши следующие элементы в порядке возрастания прочности связи их внешних электронов с ядром.

1 вариант

2 вариант

CL  Br   F  I

Al  Na  Mg Si

C  O  N  F

Mg  Ba Ca

C  Rb  Al  Ca

O  Se  S  Te

K  Ca  Sc  Ti

O  Cs  Sr  P

2.Запиши следующие элементы в порядке возрастания их металлических свойств.

1 вариант

2 вариант

Mg  Sr  Ba Ca

   Cs  Sr  P  Ga

Al   Na  Mg Si

Pb  Ge  Sn  Fr

C  Rb  Al   Ca O

Cs  Li  Rb  H  Na

K  Cr  I

Li  Na  Br

3.Запиши следующие элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств.

1 вариант

2 вариант

C  O  N B

N  As  P  O      F

CL   I   Te   F  

As   Se  CL    S  

Г) работа с презентацией:

             1) закономерности химических элементов в периодической системе:

Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ аходятся в периодической зависимости от заряда ядра атома.

 Li  - Li2О – LiОН

Bе  -  BеО   -   Bе(ОН)2 – Н2ВеО2

В -  В2О3  -    НВО2

С -  СО2  -  Н 2СО3

N  -  N2О5   -  НNО3

Основание – амфотерное соединение - кислота

             

            2) Определить, в какой  подгруппе находятся химические элементы, электронные схемы атомов  которых приведены в первом столбце. Назови слово.  (электрон)

Электронные схемы

I

II

IV

V

VII

2) 4)

Щ

Ж

Э

Я

Ю

2) 8)  2)

К

Л

Ь

Н

О

2)  1)

Е

З

Ч

Х

Ц

2)  8)  5)

Д

Г

И

К

С

2)  8)  18)  8)  1)

Т

У

В

Ы

А

2)  8)  7)

Б

Й

П

Т

Р

2)  8)  18)  4)

Е

Ы

О

Ф

У

2)  7)

Л

М

Ж

С

Н

               

                        3) «Исключи лишнее». (работает один ученик)

2s   1р     3p   5р   4s   3s3   4p6      2р7    1р2  1s1

рисунки: 1s- орбиталь    2s- орбиталь   2р- орбиталь  3р- орбиталь

    Д) самостоятельная работа по группам:  

             1.д.  Алиев Т., Галанов Ю., Остроухов В., Пимахин Ю., Фирсов В., Каюкова А.

1 вариант: 1.Заполни пустые клетки в таблице

элемент

Z

N (p+)

N (e-)

N (n0)

А

1

50

90

2

Ca

20

20

3

18

22

4

K

19

39

2. По схеме электронного строения элемента определили номер периода, в котором он находится.            

Схема электронного строения

Номер периода

1

2е,4е

2

2е,8е,5е

3

2е,8е,18е,8е,1е

4

2е,8е,18е,32е,18е,5е

2 вариант: 1.Заполни пустые клетки в таблице.

элемент

Z

N (p+)

N (e-)

N (n0)

А

1

10

10

2

P

15

31

3

16

32

4

Si

14

28

2. По схеме электронного строения элемента определили номер периода, в котором он находится.            

Схема электронного строения

Номер периода

1

2е,8е,18е,32е,32е,11е,2е

2

2е,8е,9е,2е

3

2е,8е,7е

4

2е,3е

        2.д. Для Усачевой  А., Тихонова Н., Цыгановой А., Антонян А., Лившуна И. – «Крестики-нолики» по вариантам:

1 вариант:

1.выигрышный путь составляет:

А) в одном периоде

Ве

N

Si

 Al

С

CL

Mg

Ge

Б) в одной группе

Zn

CL

 Al

Ве

Mg

Са

Si

S

В) рядом в пер. системе

Mg

Аr

К

N

CL

Са

О

2.Выигрышный путь составляет:

А) одного периода

1s2 2 s2

1s2 2 s1

1s2 2 s2 2 p6 3 s1

1s2 2 s22 p2

1s2 2 s22 p6 3 s2

1s2 2 s22 p4

1s2 2 s22 p5

1s2 2 s22 p3

1s2 

Б) одной главной подгруппы

1s2 2 s2

1s2 2 s22 p4

1s1

1s2 2 s22 p6

1s2 2 s1

1s2 2 s2  2 p1

1s2 2 s22 p63 s1

1s2 2 s22 p5

1s2 2 s2 2 p3

В) расположенных рядом в таблице

1s2 2 s1

1s2 

1s12 s22 p2

1s2 2 s22 p5

1s2 2 s2

1s2 2 s2  2 p4

1s2 2 s22 p6

1s2 2 s22 p3

1s2 2 s2 2 p1

2 вариант.

1.Исходя из нижеприведенных электронных схем атомов химических элементов, определите, какие из этих  химических элементов находятся в главной подгруппе II группы.

А) + 2 2)

Б) +4 2) 2)

В) +10 2) 8)

Г) +20 2) 8) 8) 2)

Д) +36 2) 8) 18) 8)

2.На основании приведенных электронных схем атомов химических элементов, определите, какие из этих  химических элементов находятся в III периоде.

А) +5 2) 3)

Б) +13 2) 8) 3)

В) +17 2) 8) 7)

Г)  +20 2) 8) 8) 2)

Д) + 31  2) 8) 18) 3)

3.Определите, какие химические элементы, электронные схемы которых приведены ниже, находятся рядом  в таблице периодической системе.

А) 2

Б) 2) 3)

В) 2) 8) 4)

Г) 2)1)

Д) 2)8)8)2)

Е) 2) 8)8)

Ж) 2) 8) 5)

4. Подведение итогов урока.

5. Задание на дом: Повторить параграфы 34-37.

Приложение 1

1.Запиши следующие элементы в порядке возрастания прочности связи их внешних электронов с ядром

1.Запиши следующие элементы в порядке возрастания прочности связи их внешних электронов с ядром

1 вариант

2 вариант

CL  Br   F  I

I  Br  CL     F  

Al  Na  Mg Si

Na    Mg Al Si

C  O  N  F

C  N  O    F

Mg  Ba Ca

  Ba Ca Mg

C  Rb  Al  Ca

Rb  Ca Al  C

O  Se  S  Te

Te  Se  S  O

K  Ca  Sc  Ti

K  Ca  Sc  Ti

O  Cs  Sr  P

  Cs  Sr  P O

2.Запиши следующие элементы в порядке возрастания их металлических свойств

2.Запиши следующие элементы в порядке возрастания их металлических свойств

1 вариант

2 вариант

Mg  Sr  Ba Ca

Mg  Ca Sr  Ba

   Cs  Sr  P  Ga

P     Ga  Sr    Cs

Al   Na  Mg Si

Si Al   Mg Na

Pb  Ge  Sn  Fr

Pb  Sn  Ge  Fr

C  Rb  Al   Ca O

O C    Al   Ca Rb

Cs  Li  Rb  H  Na

H  Li      Na  Rb Cs

K  Cr  I

I  Cr  K

Li  Na  Br

Br Li  Na  

3.Запиши следующие элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств.

3.Запиши следующие элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств.

1 вариант

2 вариант

C  O  N B

B C  N O  

N  As  P  O      F

As  P  N  O F

CL   I   Te   F  

Te I  CL   F  

As   Se  CL    S  

As   Se      S  CL

Приложение 2

1.Заполни пустые клетки в таблице.

1 вариант:

элемент

Z

N (p+)

N (e-)

N (n0)

А

1

40

40

40

50

90

2

Ca

20

20

20

20

40

3

18

18

18

22

40

4

K

19

19

19

20

39

2. По схеме электронного строения элемента определили номер периода, в котором он находится.

Схема электронного строения

Номер периода

1

2е,4е

2

2е,8е,5е

3

2е,8е,18е,8е,1е

4

2е,8е,18е,32е,18е,5е

2 вариант:

1.Заполни пустые клетки в таблице.

элемент

Z

N (p+)

N (e-)

N (n0)

А

1

10

10

2

P

15

31

3

16

32

4

Si

14

28

2. По схеме электронного строения элемента определили номер периода, в котором он находится.              

Схема электронного строения

Номер периода

1

2е,8е,18е,32е,32е,11е,2е

2

2е,8е,9е,2е

3

2е,8е,7е

4

2е,3е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».

Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....

Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)

Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических  и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...

Презентация урока по химии "Бытовая химия"

Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...