Открытый интегрированный урок: «Бинарные соединения – ОКСИДЫ»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Задачи:
закрепить на оксидах знания химической номенклатуры бинарных соединений;
расширить представление о важнейших оксидах, их свойствах, роли в природе и жизни человека,
способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oksidy.docx | 26.92 КБ |
voda.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый интегрированный урок: «Бинарные соединения – ОКСИДЫ»
Задачи:
закрепить на оксидах знания химической номенклатуры бинарных соединений;
расширить представление о важнейших оксидах, их свойствах, роли в природе и жизни человека,
способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам.
Тип урока:
комбинированный.
Технологии:
Оборудование:
коллекция «Горные породы и минералы», проектор, раздаточный материал
Ход урока
I. Организация класса. Мотивация.
Учитель – Сегодня мы проводим не совсем обычный урок. Это урок, объединяющий знания по химии, биологии и географии. Такие уроки называются интегрированными, они позволяют объединить знания всех наук для создания целостного представления об изучаемом объекте. Необычным урок является еще и потому, что работать с вами будут учителя химии, географии и биологии. На данном уроке мы будем говорить о необыкновенных по значимости и распространению на Земле веществах
Тема урока: «Бинарные соединения – ОКСИДЫ»
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит письменную проверочную работу по заранее розданным карточкам:
Приложение 1
1 вариант
- Запишите формулы: оксида калия, оксида серы (IV),фторида серы (VI), сульфида алюминия, оксида фосфора (V)
- Дайте названия веществ по формулам: SO3, FeCl3, FeO, CuBr2, CuO
2 вариант
- Запишите формулы: оксид углерода (IV), оксид железа (III), хлорид водорода, оксид азота (V), сульфид меди (I)
- Дайте названия веществ по формулам: CO, K2S, ZnCl2, MnO4, NO
(работы собирают дежурные)
III. Изучение нового материала.
На доске заранее выписаны бинарные соединения: SO3, FeCl3, FeO, CuBr2, CuO, CO, K2S, ZnCl2, MnO4, NO, K2O, SO2, Al2S3, P2O5, CO2, Fe2O3, HCl, N2O5, Cu2O
Учитель: подчеркните формулы оксидов и попробуйте ответить на вопрос - что называют оксидами? Т.е. укажите основные признаки оксидов.
Учащиеся пишут в тетрадях - «Основные признаки оксидов»:
1_______________________(Сложные вещества)
2_______________________(Состоят из двух элементов)
3_______________________(Один из элементов – кислород)
Учитель: являются ли оксидами вещества формулы, которых соответствуют
H2O2 u OF2
Расставьте степени окисления в формулах S+6O-23 K+12O-2 Fe+32O-23,
H+12O-12 O+2F-12 и определите четвёртый признак оксидов
4_______________________(Кислород в оксидах имеет степень окисления – 2)
– На основании вышесказанного дайте определение оксидам. (Запись в тетрадь).
§. Оксиды – сложные (бинарные )соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со с.о. -2
Учитель: напоминаю, что систематические названия сложных веществ, строятся по формуле справа налево и состоят из двух слов: оксид и название элемента с указанием с.о. римскими цифрами – это основные правила современной международной номенклатуры
Например: оксид меди (II), оксид фосфора(V)
Учитель географии : существует еще бытовая или тривиальная номенклатура. Для знакомства с различными видами номенклатур будем работать с таблицей «Оксиды в природе».(раздаточный материал)
Приложение 2
Таблица «Оксиды в природе»
Химическая формула | Тривиальные название | Возможное научное название | Нахождение в природе | Значение в природе и жизни человека |
H2O | Вода | Оксид водорода | ||
CO2 | Углекислый газ | Оксид углерода (IV) | ||
CO | Угарный газ | Оксид углерода(II) | ||
Al2O3 | Глинозем | Оксид алюминия | ||
Fe2O3 | Гематит (крокус) | Оксид железа (III) | ||
CaO | Негашеная известь | Оксид кальция | ||
SiO2 | Кварц, песок, кремнезем | Оксид кремния |
Учитель: третью колонку заполните сами согласно правилам международной номенклатуры.
Учитель географии – На уроках географии и природоведения мы уже знакомились с водой. Что вы знаете о воде? Приложение 3
Слайд 1-2
- Предполагаемый ответ.
Вода в природе существует в трех состояниях: жидкость, лед и пар. Она есть в литосфере, атмосфере и биосфере и составляет так называемую водную оболочку Земли – гидросферу. Вода занимает 70 % всей поверхности Земли. Сосредоточена вода в основном Мировом океане.
Слайд 3
Значит большая часть воды соленая. Используем же мы лишь пресную воду, а ее очень мало. Непосредственно доступные пресные воды составляют лишь 0,007 % всей воды Земли или 0,26 % общего запаса пресной воды. Но благодаря круговороту воды в природе (т.е. возможности превращения воды из жидкости в пар под влиянием солнечной радиации) мы получаем пресную воду необходимую для питья, бытовых нужд, работы предприятий и сельского хозяйства.
Учитель просит ребят по ходу беседы заполнять в таблице графу «нахождение в природе» и производить краткую запись основного в тетрадь.
Учитель географии Вода – уникальное природное соединение.
Слайд 4
(На экране высвечивается айсберг в океане и запись «Объем льда на 9% больше объема незамерзшей воды») 1.Все тела, переходя из жидкого в твердое состояние уплотняются. Вода же не подчиняется этому правилу, лед не тонет, он всегда на поверхности, его объем на 9% больше объема незамерзшей воды. Способность воды расширяться при замерзании спасает нашу планету от оледенения.
2. Максимальную плотность вода имеет при температуре + 4 С0. При охлаждении до этой температуры она сжимается. При дальнейшем понижении температуры вода снова расширяется, пока не перейдет в лед. При температуре ниже +4, вода, поскольку она легче, занимает верхние слои водоема, укрывая, как шубой, нижележащие слои, защищая их от охлаждения. Это создает условия для жизни обитателей водоема в зимнее время. А если образуется лед, то он создает другой защитный слой.
3. Высокая скрытая теплота плавления льда оберегает нашу планету от наводнения. Таяние льда и снега связано с огромными затратами тепла, поэтому процесс этот происходит постепенно, в большинстве случаев не причиняя вреда.
Слайд 5
4. Даже в самые жаркие дни вода испаряется крайне медленно, только, поэтому сезоны года меняются не резко, а плавно: лето – осень – зима – весна.
5. Вода имеет высокую теплоемкость, поэтому на Земле не бывает резкого перепада температур зимой и летом, ночью и днем.
- Проверить заполнение таблицы
способность расширяться – спасает от оледенения;
защищает от переохлаждения;
оберегает от наводнения;
плавная смена времен года;
нет резких перепадов температур.
Учитель биологии Биологическое значение воды для живых организмов. – Вода входит в состав клеток живых организмов и является участницей всех процессов их жизнедеятельности.
Слайд 6
Содержание воды в организме человека
Слайд 7
– Каково же биологическое значение воды для материального мира?
- (на основном и ученических экранах высвечивается радиальная диаграмма, которую учащиеся с помощью учителя дополняют разбирают, выводы фиксируются в графе «Значение в природе и жизни человека» таблицы).
– Когда вещество переходит в раствор его молекулы или ионы получают возможность двигаться более свободно и их реактивная способность возрастает. По этой причине в клетке большая часть химических реакций протекает в водной среде.
Вывод: вода превосходный растворитель.
– Для многих клеток и организмов, для которых характерно значительное постоянство условий. Вода является…
Вывод: средой обитания.
– Присущие воде свойства растворителя означает также, что вода служит средой для перемещения различных веществ. Эту роль она выполняет: в крови, в лимфатической системе, пищеварительной системе животных, проводящей системе растений (сосуды и ситовидные трубочки).
Вывод: среда для транспорта различных веществ.
– Вода способствует …
Вывод: миграции и распространению семян, плодов некоторых наземных растений – кокосовая пальма и личиночных стадий животных.
– Среда, где происходит…
Вывод: процесс оплодотворение.
– Обуславливает осмос и тургесцентность, от которых зависит рост, увеличение клеток, поддержание структуры и движение устьиц.
Вывод: обеспечивает поддержание пространственной структуры клеток.
– Испарение молекул воды с поверхности тела, сопровождается затратой энергии и охлаждением. Это явление используется у животных при потоотделении и тепловой одышке у млекопитающих или у некоторых рептилий (например, у крокодилов), которые на солнцепеке сидят с открытым ртом. Таким образом, контролируется температура тела у животного. Данное явление играет заметную роль и в охлаждении транспирирующих листьев.
Вывод: вода способствует терморегуляции живых организмов.
– Высокая теплопроводность воды способствует равномерному распределению тепла в организме. В живом организме непрерывно происходят реакции сопровождающиеся выделением тепла. Тепло равномерно распределяется по всей воде содержащейся в организме. Тем самым, устраняется риск возникновения локальных «горячих точек», которые могли бы послужить причиной повреждения каких либо тонких структур.
Вывод: вода обладает хорошей теплопроводностью
– У растений обеспечивает прорастание и набухание семян, разрыв семенной кожуры и дальнейшее развитие.
Вывод: вода необходима для прорастания и развития семян.
– Вода способна оказывать воздействия и на эволюционные процессы. Одним из главных факторов естественного отбора влияющих на видообразование является недостаток воды. Все наземные организмы приспособлены к тому, чтобы добывать и сберегать воду, такого рода приспособления представляются подлинным чудом «изобретательности» природы.
Вывод: вода способна оказывать влияние на эволюционные процессы.
– Все живое на Земле зависит от растений – либо непосредственно, либо, как в случае с животными, косвенно. Растения делают энергию и углерод доступными для живых организмов. Это происходит благодаря процессу фотосинтеза.
Вывод: растения являются автотрофами. Органическое вещество – крахмал образуется в процессе фотосинтеза
– Без воды жизнь невозможна, биологическое значение воды определяется ее химическими и физическими свойствами.
Учитель химии – Вода – оксид, имеющий уникальное свойство, в природе встречаться в трех агрегатных состояниях. Первая простая классификация оксидов по агрегатному состоянию. Оксиды делят на три группы: твердые, жидкие и газообразные. Углекислый газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза, с точки зрения химии является оксидом.
Учитель биологии В незначительных количествах, около 0,003% СО2 содержится в воздухе. В природе, он образуется при гниении растений и животных остатков, дыхании всех живых организмов
Учитель географии – Оксиды очень распространенный в природе класс неорганических соединений.
Перед вами коллекция горных пород и минералов. Найдём и рассмотрим в ней оксиды, назовем их. (Учитель приводят примеры оксидов в коллекции)
Более 50% земной коры состоит из кремнезема или кварцевого песка.
Слайд 8
Очень чистый кремнезем известен также в виде минералов горного хрусталя, который встречается в Бразилии, на Мадагаскаре, Цейлоне, а в нашей стране – на Урале и в Восточной Сибири.
А окрашенный различными примесями он образует драгоценные и полудрагоценные камни яшма, аметист, агат. Аметистами всегда славились Бразилия, Уругвай, Шри-Ланка, Мадагаскар. У нас в стране аметисты, например, есть на Кольском полуострове, а агаты на Урале.
Учитель химии: Хозяйка медной горы знала толк в камнях. И мы с вами теперь знаем, что основу самоцветов составляет оксид кремния. А примеси различных металлов и их оксидов придают самоцветам такое разнообразие. А теперь решите задачу:
Слайд 9 на слайде текст задачи и последующее её решение
Рефлексия
Учитель – Древний философ Фалес из Милета еще в IV веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего.
- Она и дождь, и град, и снег,
Туман и гололед,
Носитель благ, предвестник бед –
И радуга и лед.
Что это за вещество? (Ответ: вода или оксид водорода)
- Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.
Это газ, выделяемый нами при выдохе.
Ответ готов? (Углекислый газ или оксид углерода IV)
- В его прозрачной глубине –
незыблимая вечность.
в нем есть и радость, и покой,
и мира бесконечность.
Что это? (Горный хрусталь или оксид кремния IV)
III. Домашнее задание.
§ 18. Упр. № 1, 4 (пис.)
Заполнить таблицу, используя учебник и дополнительные источники информации.
Выделить важнейшие биологические функции воды характерные для всех организмов, для растений, для животных.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
№ Признаки оксидов 1 Сложные вещества 2 Состоят из двух элементов 3 Один из элементов – кислород 4 Кислород в оксидах имеет степень окисления – 2 ? ? ? ?
Таблица «Оксиды в природе» Химическая формула Тривиальные название Возможное научное название Нахождение в природе Значение в природе и жизни человека H 2 O Вода Оксид водорода CO 2 Углекислый газ Оксид углерода (IV) CO Угарный газ Оксид углерода(II) Al 2 O 3 Глинозем Оксид алюминия Fe 2 O 3 Гематит (крокус) Оксид железа (III) CaO Негашеная известь Оксид кальция SiO 2 Кварц, песок, кремнезем Оксид кремния ?
Вода – самое распространённое и наиболее важное соединение на земле
Виды вод Название Объём млн. км куб. Количество в % Морские морская 1370 94 Подземные грунтовая 61.4 4 Лёд и снег лед 24 2 Поверхностные воды пресная 0.5 0.4 Вода в живых организмах биологическая 0.00005 0.0003
Объем льда на 9% больше объема незамерзшей воды Лед не тонет, он всегда на поверхности, его объем на 9% больше объема незамерзшей воды. Способность воды расширяться при замерзании спасает нашу планету от оледенения Лёд на поверхности воды защищает н ижележащие слои от охлаждения . Таяние льда и снега связано с огромными затратами тепла, поэтому процесс этот происходит постепенно, в большинстве случаев не причиняя вреда.
На испарение 1 кг воды расходуется в 7 раз больше энергии, чем на плавление 1 кг льда Даже в самые жаркие дни вода испаряется крайне медленно, только, поэтому сезоны года меняются не резко, а плавно: лето – осень – зима – весна. .Вода имеет высокую теплоемкость, поэтому на Земле не бывает резкого перепада температур зимой и летом, ночью и днем.
Содержание воды в организме человека На 5 л крови приходится 4 л воды
Значение воды для материального мира
Горные породы и минералы, основой которых являются оксиды 1 – аметист 2 – кварцит 3 – рубин 4 – яшма 5 – горный хрусталь 6 – кварц 7 – агат 8 - турмалин 2 1 3 4 5 6 7 8
ЗАДАЧА Ответ: число атомов Al – 12 х 10 21 число атомов О - 18 х 10 21 Сколько атомов алюминия и кислорода содержится в кристалле рубина массой 1,02 г., формула которого Al2O3 Дано: m ( Al2O3 ) = 1,02 г _____________________ Найти: N ( Al ) - ? N ( O) - ? Решение : 1. N = Na x n n = m | M 2. n (Al2O3 ) = 1,02 г |102 г/ моль= 0,01моль 3. N ( Al) = Na x 2n ( Al2O3 ) = 6 x 10 23 x 0 ,02 = = 12 x 10 21 атомов 4. N (О) = Na x 3 n ( Al2O3 ) = 6 x 10 23 x 0 ,03 = = 18 x 10 21 атомов
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарные соединения – оксиды и летучие водородные соединения
урок знакомит более подробно с оксидами, их применением, физическими и химическими свойствами. также даётся основное правило современной международной номенклатуры ...
Разработка урока по химии "Бинарные соединения. Оксиды"
Класс: 8 Раздел программы: «Соединения химических элементов» Тема урока: «Бинарные соединения. Оксиды» Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний. Оборудование: таблица Д.И. Менделеева, уч...
важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения
презентация по данной теме может быть использована для проведения урока химии в 8 классе по программе Габриеляна О.С. Содержит 12 слайдов, позволяющие актуализировать знания обучающихся по ранее изуче...
Урок по теме "Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения."
Открытый урок по химии по теме "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения". с применением интерактивной приставки MIMIO...
Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения
. Цели урока:1.Образовательные: • познакомить учащихся с оксидами, их составом и классификацией, рассмотреть названия оксидов, способы их получения, распространение в природе и применение; - • формиро...
Конспект урока химии. Тема урока Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.
Тема урока: Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.Класс: 8 Тип урока: комбинированный, изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний умений и навыков,.Метод: про...
Конспект урока «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»
Конспект урока «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»...