ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИХ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ» 10 класс (17 часов)
рабочая программа по химии (10 класс) по теме

Теркунова Ольга Ивановна

Элективный курс рассчитан на 17 часов и лучше его изучать в I полугодии учебного года. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума, практикума по решению задач и экскурсий.

Главная цель элективного курса – углубление химико-экологической подготовки учащихся основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_org10.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ

«СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИХ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»

10 класс (17 часов)

Пояснительная записка


         Программа элективного курса для 10 класса предполагает углубленное изучение химии.

         Изучение химии в 10 классе на  направлено на достижение следующих целей: 

- освоение системы знаний об органических веществах; природе химической связи в органических соединениях; механизмах химических реакций органических веществ;

-   овладение умениями применять полученные знания для объяснения причин многообразия органических веществ; обусловленности свойств и применения веществ их составом и строением;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе поиска решений учебных задач, выполнения эксперимента; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;

-   воспитание творческого отношения к процессу познания, потребности пополнения своих знаний;

-  приобретение компетентности, необходимой при использовании органических веществ в повседневной жизни, использование знаний и умений для обеспечения безопасного обращения с органическими веществами; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Формы организации учебных занятий:

урок изучения нового материала;  творческий урок; урок – исследование; практические работы;

Формы контроля за уровнем достижений обучающихся: фронтальный и текущий опрос; практические, самостоятельные и творческие работы, тестовая проверка

       В результате изучения элективного курса в 10 классе ученик должен

1.Знать и понимать:

- изомерию, гомологию, функциональные группы органических соединений;

- учение А.М. Бутлерова о  химическом строении органических веществ;

- механизмы химических реакций органических веществ.

2. Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

-  определять и распознавать вид химической связи в органических веществах, вид гибридизации  электронных облаков атома углерода; возможность образования водородной связи между молекулами органических веществ;  

-   характеризовать и описывать свойства органических веществ;

- объяснять зависимость свойств органических веществ от их состава и строения   обусловленность свойствами веществ их применения и значения; зависимость химических свойств органических веществ от вида химической связи и  наличия функциональных групп; сущность гомолитических и гетеролитических реакций; причины многообразия органических веществ;

-  классифицировать органические вещества по их составу и свойствам;

- составлять молекулярные, структурные и электронные формулы  органических соединений; уравнения химических реакций, характеризующих свойства и генетическую связь органических веществ.

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- при проведении опытов по изучению и получению органических веществ; распознаванию  

органических веществ;

- для проведения расчетов по уравнению химической реакции или вывода формулы органического вещества.

      При изучении данного курса используются учебные пособия по органической химии авторов : Габриеляна О.С., Л.А. Цветкова, Н.А. Несмеянова и другие


При составлении данной рабочей программы

были учтены требования официальных нормативных документов:

  •  Закон  РФ «Об образовании»  ( в редакции ФЗ от 05.03.04 года № 9-ФЗ)
  •   Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»
  •   Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Методическое  письмо  «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;

        Данный курс предназначен для учащихся 10 класса, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественнонаучного профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы).

Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся по органической химии, развитие их познавательных интересов, целенаправленная предпрофессиональная ориентация старшеклассников.

Задачи курса:

■   систематизировать и углубить знания учащихся о фундаментальных законах органической химии;

■   показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности человека;

■   создать условия для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, собственными конспектами, иными источниками информации;

и объяснить на современном уровне свойства соединений и химические процессы, протекающие в окружающем мире и используемые человеком; способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

■   предоставить учащимся возможность применять химические знания на практике;

■   научить работать с тестовыми  заданиями, решать задачи  по органической химии.

 (или не допускает) к выполнению эксперимента.


   Курс рассчитан на 17 часов

В тему «Кислородсодержащие органические соединения» (по программе О.С. Габриеляна) не включена информация о роли кислородсодержащих органических веществ: спиртов, альдегидов, карбоновых кислот как загрязнителей окружающей среды, а также их положительном и отрицательном воздействии на организм человека. Однако такие сведения важны для тех учащихся, которые ориентированы на поступление в классы естественнонаучного профиля старшей школы. Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих органических соединений», содержание которого и время проведения не противоречат последовательности изучения базового курса химии X класса.

Элективный курс рассчитан на 17 часов и лучше его изучать в I полугодии учебного года. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума, практикума по решению задач и экскурсий.

Главная цель элективного курса – углубление химико-экологической подготовки учащихся основной школы.

Задачи курса:

– углубить, систематизировать и закрепить, знания учащихся о кислородсодержащих органических соединениях, их строении и общих свойствах;

– сформировать представления о специфических свойствах кислородсодержащих соединениях, их противоречивой роли в окружающей среде, последствиях воздействия этих соединений на биологические системы;

– раскрыть причины и основные источники загрязнения окружающей среды кислородсодержащими органическими соединениями;

– продолжить формирование умений анализировать химико-экологи-ческие ситуации, решать расчетные задачи, выполнять опыты в соответствии с правилами техники безопасности;

– продолжить формирование умений исследовательской деятельности;

– развивать учебно-коммуникативные умения.

Формы контроля: домашняя контрольная работа, рефераты, итоговая конференция.

Программа

Введение (1 ч.)

Кислородсодержащие органические соединения: спирты, кетоны, альдегиды, карбоновые кислоты. Особенности строения кислородсодержащих соединений, обусловливающие их физические, химические и биологические свойства.

Роль кислородосодержащих соединений в живых организмах (3 ч.)

Биологическая роль спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Понятие о мутагенной и канцерогенной активности. Токсическое действие кислородсодержащих соединений. Биотрансформация.

Загрязнение окружающей среды кислородсодержащими соединениями (5 ч.)

Антропогенные источники поступления кислородсодержащих соединений в окружающую среду – промышленность, автотранспорт, сельское хозяйство. Последствия загрязнения природной среды кислородсодержащими соединениями. Изменения метаболизма у теплокровных животных. Заболевания человека, вызванные воздействием кислородсодержащих соединений на организм.

Практические работы

1. Качественные реакции на спирты, альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты.

2. Действие кислородсодержащих соединений на биологические объекты.

Способы предупреждения загрязнения окружающей среды (4 ч.)

Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими кислородсодержащие соединения: улавливание и использование выбросов, переработка твердых отходов, повторное вовлечение в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение безотходных технологий, контроль качества продукции, подбор экологически безопасных компонентов СМС.

Практикум по решению расчетных задач. 

Практическое значение кислородсодержащих соединений (5 ч.)

Душистые вещества на основе альдегидов и кетонов. Современные синтетические средства. Использование консервантов в пищевой промышленности. Положительное и отрицательное воздействие кислородсодержащих соединений на человека. 

Практическая работа

Получение душистых веществ из комнатных растений.

Итоговая конференция

Примерные темы уроков по курсу

Урок 1. Введение. Особенности строения кислородсодержащих органических соединений – спиртов, кетонов, альдегидов, карбоновых кислот.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Урок 2. Биологическая роль спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Понятие о мутагенной и канцерогенной активности.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Урок 3. Токсическое действие кислородсодержащих соединений. Биотрансформация.

Форма занятия: семинар.

Образовательный продукт: сообщения, таблица.

Урок 4. Действие кислородсодержащих соединений на биологические объекты.

Форма занятия: практическая работа.

Образовательный продукт: отчет, домашняя практическая работа.

Уроки 5, 6. Загрязнение окружающей среды кислородсодержащими соединениями.

Форма занятий: семинар, групповая работа.

Образовательный продукт: структурно-логическая схема «Загрязнение среды кислородсодержащими соединениями».

Урок 7. Качественные реакции на спирты, альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты

Форма занятия: практическая работа.

Образовательный продукт: отчет.

Урок 8.  Последствия загрязнения окружающей среды кислородсодержащими соединениями. Изменения метаболизма у теплокровных животных.

Форма занятия: семинар.

Образовательный продукт: сообщения, таблица.

Урок  9. Заболевания человека, вызванные воздействием кислородсодержащих соединений на организм.

Форма занятия: семинар.

Образовательный продукт: сообщения, таблица.

Урок 10. Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими кислородсодержащие соединения.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект, тезисы.

Урок 11. Улавливание и использование  выбросов, переработка твердых отходов, повторное вовлечение в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение безотходных технологий.

Форма занятия: работа в группах, семинар.

Образовательный продукт: структурно-логические схемы, доклады.

Урок 12. Контроль качества продукции, подбор экологически безопасных компонентов СМС.

Форма занятия: семинар-практикум, работа в группах.

Образовательный продукт, решенные проблемные задачи, доклады.

Урок 13. Решение расчетных задач с экологическим содержанием.

Форма занятия: практикум, работа в группах.

Образовательный продукт: решенные задачи, домашняя контрольная работа.

Урок 14. Душистые вещества на основе альдегидов и кетонов. Современные синтетические средства.

Форма занятия: семинар

Образовательный продукт: доклады.

Урок 15. Получение душистых веществ из комнатных растений.

Форма занятия: практическая работа.

Образовательный продукт: отчет.

Урок 16. Использование консервантов в пищевой промышленности.

Форма занятия: экскурсия.

Образовательный продукт: отчет об экскурсии.

Уроки 17. Положительное и отрицательное воздействие кислородсодержащих соединений на человека.

Форма занятия: конференция.

Образовательный продукт: рефераты.

Требования к знаниям и умениям учащихся

1. Знать:

понятия «мутагенная и концерогенная активность», «биотрансформация»;

 двойственную роль кислородсодержащих соединений в природе;

 причины, источники и основные способы предупреждения загрязнения окружающей среды кислородсодержащими органическими соединениями;

 влияние гипо- и гиперконцентрации кислородсодержащих соединений на состояние здоровья человека;

2. Уметь:

проводить качественные реакции на кислородсодержащие органические соединения;

 решать расчетные задачи с экологическим содержанием;

 работать в группе;

 определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и ее обработки;

 писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.

Темы рефератов

  1. Ядовитость спиртов, губительное действие на организм человека.
  2. Способы охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
  3. Мыла как соли карбоновых кислот и их моющее действие.

4. Защита природы от загрязнения СМС.

5. Гигроскопичность глицерина как основа для  применения его в косметических препаратах.

6. Ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве.

 

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол.

часов

Элементы содержания

Дата

Тема: . Особенности строения кислородсодержащих органических соединений

17

1.

Техника безопасности.
 Введение. Особенности строения кислородсодержащих органических соединений – спиртов, кетонов, альдегидов, карбоновых кислот.

1

Классификация,номенклатура, изомерия спиртов, кетонов, альдегидов.Особенности химических свойств и способов получения этих веществ.

2.

Биологическая роль спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Понятие о мутагенной и канцерогенной активности

1

Определить биологическую роль спиртов, альдегидов и карбоновых кислот.Дать понятие о мутагенной и канцерогенной активности

3.

 Токсическое действие кислородсодержащих соединений. Биотрансформация

1

Из дополнительных источников составить таблицу токсического действия кислородсодержащих соединений. Дать понятие биотрансформации

4.

 Действие кислородсодержащих соединений на биологические объекты

1

Цепные реакции радикального замещения: стадия инициирования, развития, обрыва. Написание формул изомеров, номенклатура. Свойства галогенпроизводных. Реакция Вюрца и реакция Коновалова.

5-6

Загрязнение окружающей среды кислородсодержащими соединениями

2

Уметь ссставлять структурно-логическую схему «Загрязнение среды кислородсодержащими соединениями».

7.

Качественные реакции на спирты, альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты

Форма занятия: практическая работа.

1

Уметь:

проводить качественные реакции на кислородсодержащие органические соединения.
Цепочки превращений, генетическая связь.

8.

Последствия загрязнения окружающей среды кислородсодержащими соединениями. Изменения метаболизма у теплокровных животных.

Форма занятия: семинар.

1

Выявить причины, источники и основные способы предупреждения загрязнения окружающей среды кислородсодержащими органическими соединениями. По данным материалам составить таблицу.

9.

 Заболевания человека, вызванные воздействием кислородсодержащих соединений на организм.

Форма занятия: семинар

1

Установить влияние гипо- и гиперконцентрации кислородсодержащих соединений на состояние здоровья человека.данные занести в таблицу.

10

Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими кислородсодержащие соединения.

Форма занятия: лекция.

1

Уметь анализировать, находить пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими кислородсодержащие соединения.

11

 Улавливание и использование  выбросов, переработка твердых отходов, повторное вовлечение в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение безотходных технологий.

Форма занятия: работа в группах, семинар

1

Уметь определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и ее обработки.

12

Контроль качества продукции, подбор экологически безопасных компонентов СМС.

Форма занятия: семинар-практикум, работа в группах

1

Уметь определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и ее обработки.

13.

Решение расчетных задач с экологическим содержанием.

Форма занятия: практикум, работа в группах

1

Расчетные задачи, цепочки превращений, логические задания  с участием  кислородсодержащих  органических веществ.

02.12

14

Душистые вещества на основе альдегидов и кетонов. Современные синтетические средства.

Форма занятия: семинар

1

Виды, состав, способы переработки эфирсодержащих  продуктов. Задания и упражнения.

15

Получение душистых веществ из комнатных растений.

Форма занятия: практическая работа

1

Уметь получать душистые  вещества из комнатных растений герани, пеларгонии , жасмина и др.

16

Использование консервантов в пищевой промышленности.

Форма занятия: экскурсия

2

Экскурсия на концерн  «Кока-кола».Составить отчет об экскурсии.

17

Положительное и отрицательное воздействие кислородсодержащих соединений на человека.

Форма занятия:Итоговая конференция

Подведение итогов.

Литература:

Для учащихся

  1. Абрамов, С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов / С.И. Абрамов. – М.: Просвещение,1987. – 447 с.
  2. Артеменко, А.И. Справочное руководство по химии / А.И. Артеменко. – М.: Высшая школа, 2003. – 321 с.
  3. Величковский, Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда / Б.Т. Величковский. – М.: Новая школа, 1997. – 144 с.
  4. Кукушкин, Ю.Н. Химия вокруг нас / Ю.Н. Кукушкин. – М.: Высшая школа, 1992. – 263 с.
  5. Макаров, К.А. Химия и медицина: книга для чтения / К.А. Макаров. – М.: Просвещение, 1981. – 243 с.
  6. Новиков, Ю.В. Природа и человек / Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение, 1991. – 294 с.
  7. Новиков, Ю.В. Экология, окружающая среда и человек / Ю.В. Новиков. – М.: ФАИР-Пресс, 2003. – 380 с.
  8. Очкин, А.В., Химия защищает природу: книга для внеклассного чтения / А.В. Очкин, Г.Н. Фадеев. – М.: Просвещение, 1984. – 305 с.

Для учителя

  1. Барбье, М. Введение в химическую экологию / М. Барбье – М.: Мир, 1978. – 487 с.
  2. Защита окружающей среды от техногенных воздействий / под ред. Г.В. Невской. – М.: Изд-во МГОУ, 1993. – 321 с.
  3. Изразль, Ю.А. Проблемы охраны природной среды и пути их решения / Ю.А. Изразль. – Л.: Гидрометеоиздат, 1984. – 175 с.
  4. Лисичкин, Г.В. Химики изобретают / Г.В. Лисичкин. – М.: Просвещение, 1990. – 250 с.
  5. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов / Ю.А. Ершов. – М.: Высшая школа, 2003. – 439 с.
  6. Шустов, С.Б. Химические основы экологии / С.Б. Шустов, Л.В. Шустова. – М.: Просвещение, 1995. – 126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 класс "Методы решения задач по органической химии"

Настоящий элективный курс содержит задачи и упражнения по различным темам органической химии. В программе уделяется внимание вычислениям по уравнениям реакций, нахождение молекулярной формулы вещества...

Программа элективного курса по химии для 10 класса "Классы органических соединений"

Программа элективного курса по химии «Классы органических соединений» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования,  авторской программы О.С...

Программа элективного курса по химии для 9 класса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» (34 часа)

Данный элективный курс составлен на основании авторской программы элективного курса Н.В. Ширшиной, издательство «Учитель», г. Волгоград.2009г.     Программа элективного курса «Реше...

Программа элективного курса по химии "Решение задач по органической химии"

Курс «Органическая химия» 10 класс (базовый уровень)...

Авторская программа элективного курса по химии "Решение задач по органической химии" (10 -11 класс)

Элективный курс «Решение задач по органической химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по программе И.И. Новошинской, Н.С. Новошинс...

Самостоятельная работа по теме "Свойства кислородсодержащих органических соединений"

Самостоятельная работа по химии по теме "Свойства кислородсодержащих органических соединений" может быть использована для проведения текущего контроля знаний обучающихся...