Проверочная работа по теме: "Железо" (9 класс).
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (9 класс) на тему
Работа предназначена для учащихся 9 класса. Курс предметно-ориентированный (3 часа в неделю). Работа составлена по экзаменационным материалам РХТУ им. Д.И.Менделеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по теме: ” Железо”.
Работа предназначена для учащихся 9 класса.
Курс предметно-ориентированный (3 часа в неделю).
Составлено: учителем химии ГБОУ СОШ №868 Скворцовой Л.П. по экзаменационным материалам РХТУ им. Д.И.Менделеева.
Задание №1. Составить уравнения реакций по цепочке превращений:
Fе→ FеCL2→FеCL3→Fе(OH)3→NaFeO2
Решение:
- Хлорид железа (II) получается при растворении металлического железа в хлороводородной кислоте:
Fe + 2HCL = FeCL2 + H2
- Окисление хлором переводит хлорид железа (II) в хлорид железа (III):
2FeCL2 + CL2 = 2FeCL3
- При действии растворов щелочей на растворы солей железа (III) выпадает осадок гидрооксида железа (III):
FeCL3 + 3NaOH = 3NaCL + Fe(OH)3
- Гидрооксид железа (III), обладающий амфотерными свойствами, при сплавлении со щелочами образует ферриты:
Fe(OH)3 + NaOH = NaFeO2 + 2H2O
Задание №2. Составить уравнения реакций по цепочке превращений:
Fe(NO3)3 →Fe2O3→Fe→FeSO4→Fe2(SO4)3
Решение:
- При прокаливании нитрата железа (III) получается оксид железа (III):
4Fe(NO3)3 = 2Fe2O3 +12NO2 +3O2
Этот же переход можно осуществить в две стадии:
4Fe(NO3)3 + 3KOH = Fe(OH)3 + 3KNO3
2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O
- В промышленности оксиды железа восстанавливают коксом при температуре 1500 градусов:
Fe2O3 + 3C = 2Fe +3CO
Fe +H2SO4 = FeSO4 + H2
- Действием окислителей переводят соединения железа (II) в соединения железа (III):
2FeSO4 + H2O2 + H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 2H2O
10FeSO4 + 2KMnO4 + 8H2SO4 = 5Fe2(SO4)3 + 2MnSO4+ K2SO4 + 8H2O
Задание №3. Составить уравнения реакций по цепочке превращений:
FeSO4→Fe(OH)2→Fe(OH)3→NaFeO2→FeCL3
Решение:
- При действии растворов щелочей на растворы солей железа (II) выделяется осадок гидрооксида железа (II):
FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4
- Это соединение на воздухе быстро окисляется до гидрооксида железа (III):
4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3
Указанный процесс можно ускорить, вводя в реакционную систему более энергичный окислитель, чем кислород воздуха:
2Fe(OH)2 + H2O2 = 2Fe(OH)3
- Сплавление гидрооксида железа (III) со щелочами позволяет получить ферриты:
Fe(OH)3 + NaOH = NaFeO2 + 2H2O
- Ферриты растворяются в кислотах:
NaFeO2 + 4 HCL = NaCL + FeCL3 + 2H2O
Надо помнить, что оксид Fe3O4 содержит атомы железа различных степеней окисления и поэтому при растворении в кислотах образует соли железа (II) и железа (III):
Fe3O4 + 8HCL = FeCL2 + 2FeCL3 + 4H2O
Задание № 4. Железную пластинку массой 2,6 г. продолжительное время выдерживали в растворе, содержащем 2,3 г. сульфата меди. По окончании реакции пластинку вынули из раствора и высушили. Чему стала равна её масса?
Дополнительные данные: M(CuSO4)=160г/моль;M(Fe)=56г/моль;M(Сu)= 64г/моль.
- В соответствии с электрохимическим рядом напряжения металлов, железо вытесняет медь из раствора её соли:
Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4
Выделившаяся медь оседает на железной пластинке.
- По условию задачи найдём количество вещества сульфата меди и количество вещества железо.
n (CuSO4)= 2,3 / 160 = 0,01 моль.
n (Fe) = 2,6/ 56 = 0,05 моль.
- Делаем вывод – сульфат меди находится в недостатке. В реакцию вступило 0,01 моль Fe, и образовалось 0,01 моль Cu.
- Масса пластинки после реакции равна:
m = 2,6 + m(Cu) – m(Fe) = 2,3 + 0,01х64 – 0,01х56 = 2,68 г.
Ответ: m(Fe) = 2,68 г.
Задания для самостоятельного решения:
- Приведите уравнения реакций получения сульфата железа (III) из железа.
- Приведите по два уравнения реакций для качественного определения катиона Fe (II) и катиона Fe (III) в растворах хлоридов.
- Составьте уравнения реакций в соответствии со схемой:
FeO->A->Б->B->C->Fe2O3
Все вещества содержат железо, в схеме две окислительно-восстановительные реакции.
- Привести уравнений реакции, доказывающий качественный состав растворов хлорида железа (III) и сульфата железа (III),
не используя уравнения из задания 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии по теме "Железо". 9 класс.
В данном материале представлена разработка урока химии по теме "Железо: строение атома, свойства" для 9 класса с использованием приемов ТРИЗ и РКМ технологий....
Открытый урок по теме: "Железо" 9 класс
Разработка открытого урока с использованием ЭОР (информационный, практический модули, тренажёр). Конспект урока прошёл экспертизу в издательстве "Дрофа" и опубликован на информационно-образовательном ...
Окрытый урок по теме "Железо" 9 класс
Данная разработка использовалась для проведения открытого урока на учитель года. В ней представлен весь необходимый материал для проведения урока....
проверочная работа по теме "Железы внутренней секреции", 8 класс
Работа для повторения темы "Железы внутренней секреции" по биологии в 8 классе. Работа представлена ввиде презентации....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-860842-1480702973.jpg)
Презентация по химии на тему "Железо" (9 класс)
Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цели урока:Образователная: Создать условия для формирования понятий о генетическом ряде железа(II) и железа (III), качественных реакциях на ионы Fe2+и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/28/picture-466226-1406568151.jpg)
Тестовая работа по теме "Железо и его соединения" 11 класс
Тестовая работа по теме «Железо и его соединения» составлена для обучающихся 11 класса, изучающих химию на углубленном уровне. Критерии оценивания Тестовая работа по теме «...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/07/picture-1135027-1554665411.jpg)
Проверочная работа по теме "Железы внутренней секреции"
Проверочная работа по теме "Железы внутренней секреции"...