Открытый урок по теме: "Железо" 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Разработка открытого урока с использованием ЭОР (информационный, практический модули, тренажёр). Конспект урока прошёл экспертизу в издательстве "Дрофа" и опубликован на информационно-образовательном портале DROFA.RU, что приравнивается к публикации в СМИ. Получен диплом о публикации в январе 2013 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_zhelezo_petuhova.docx | 35.83 КБ |
prezentaciya_k_uroku_himii_dlya_9_klassa_zhelezo.ppt | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА
ФИО учителя, образовательное учреждение, населенный пункт: Петухова Юлия Валентиновна, МБОУ СОШ с. Георгиевка района имени Лазо Хабаровского края.
Предмет: химия .
Название учебно-методического комплекса или иных пособий издательства «Дрофа», использованных при подготовке конспекта: учебно-методический комплекс по химии для 9 класса О. С. Габриеляна и др.
Класс: 9.
Тема: Железо.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- обучающие: формирование представление о физических и химических свойствах элемента железа и важнейших его соединениях, качественные реакции на ионы железа (II) и (III);
- воспитательные: побуждение к пониманию химических процессов, происходящих в окружающем нас мире;
- развивающие: развитие речи и мышления.
Задачи:
- знать о строение и свойства химического элемента железа и его соединений;
- уметь осуществлять химическую реакцию и составлять уравнение реакции соединений железа;
- давать сравнительную характеристику химического элемента;
- владеть приёмами диалогической речи и способами самоконтроля при выполнении тренажерных заданий.
Формы работы учащихся:
изучение материала, формулирование вопросов по теме урока, выполнение практических опытов, фиксирование в тетради уравнений реакций и выводов по уроку, выполнение тренажерных заданий, осуществление самоконтроля по оцениванию уровня усвоения своих знаний.
Оборудование и материалы:
- персональный компьютер и мультимедийные средства;
- таблицы «Периодическая система химических элементов» и «Растворимость кислот, солей и оснований»;
- на столах у учеников химическое оборудование: по 2 пробирки, хлорид железа (II), хлорид железа (III), роданид калия, красная кровяная соль (гексацианоферрат (III) калия);
- карточки для составления плана урока: местоположение Fe в Периодической системе, строение атома, физические свойства, химические свойства, природные соединения железа, качественные реакции Fe+2, Fe+3, биологическое значение;
- магнитики для прикрепления к доске;
- дидактический материал (тест и вопросы для вывода по итогам урока);
- презентация к уроку.
Использованные источники:
1. О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2005.
2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова. «Химия». 9 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2003.
3. О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. Химия. 9 класс: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» – М.: Дрофа, 2011.
4. О.С. Габриелян. Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва: Дрофа, 2010.
5. www.fcior.edu.ru
Ход урока
I. Стадия вызова:
Учитель: Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю вам загадку, а вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.
Очень древний я металл,
Счёт столетьям потерял!
Я давно в названии века,
В организме человека.
Называют мной характер,
Из меня почти весь трактор.
Очень в яблоке полезно,
И зовут меня … (Железо).
Объявление темы, постановка цели.
Из предложенных карточек составить на доске с помощью магнитиков план работы по теме урока: местоположение Fe в Периодической системе, строение атома, физические свойства, химические свойства, природные соединения железа, качественные реакции Fe+2, Fe+3, биологическое значение.
Учитель. Какой карточки не хватает для плана характеристики элемента?
Ответ. Применение.
II. Стадия изучения нового материала:
1. Положение железа в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Учитель: Определите положение железа в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Ученики отвечают.
Учитель: Железо – это элемент побочной подгруппы. Строение атомов элементов побочных подгрупп отличается от строения атомов главных подгрупп.
2. Строение атома железа.
Задания: Составьте электронную схему строения атома железа.
Ответ. +26) 2е, 8е, 14е, 2е.
Какие степени окисления проявляет железо в соединениях?
Ответ. Fe+2, Fe+3.
Fe0 –2e → Fe+2
Fe0 –3e → Fe+3
3. Физические свойства железа.
Учитель. Какие физические свойства железа вы знаете?
Ответ. Серебристо-серый металл, ковкий, пластичный, плотность 7,87г/см3; tпл.=1539°С; tкип.=2740°С; хорошо проводит тепло и электричество, обладает магнитными свойствами.
4. Химические свойства железа.
Учитель: Железо дает два ряда соединений, соответствующих степени окисления +2, +3. Степень окисления Fe зависит от окислительной способности реагирующего вещества. У сильных окислителей железо принимает степень окисления +3, у более слабых +2.
Fe
+2 +3
S, Cu2+, HCI (р), H2SO4 (р) CI2, HNO3
+2, +3
O2, H2O
Проявляют степень окисления | |
Fe+2 | Fe+3 |
Взаимодействие с неметаллами | |
Fe + S → FeS | 2Fe +3CL2 → 2FeCL3 |
С кислородом | |
3Fe + 2О2 → Fe3O4 (FeO · Fe2O3) | |
С кислотами | |
Fe + 2HCl → FeCl2 + H2 | Fе + 6HNOз (конц.) → Fе(NOз)з + 3NО2 + 3Н2О |
С солями | |
Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu | |
С водой | |
3Fe + 4H2O → Fe3O4 (FeO · Fe2O3) + 4H2 |
5. Соединения железа.
Учитель: Железо – второй по распространенности металл в земной коре. В природе встречается в виде оксидов и сульфидов.
Соединения железа (формулы соединений железа записаны на доске, ученики их записывают в тетрадь):
Fe3O4 – магнитный железняк
Fe2O3 – красный железняк (гематит)
2Fe2O3 · 3H2O – бурый железняк
FeS2 – железный (серный) колчедан, пирит
FеСОз – сидерит
Fе(НСОз)2 – гидрокарбонат железа (II)
Железо в природе находится в виде соединений: руд и минералов, а самородное железо встречается очень редко.
6. Качественные реакции на ионы железа.
Учитель: Качественные реакции – реакции, с помощью которых распознаются различные вещества. Качественные реакции, как правило, протекают с каким - либо ярким внешним эффектом.
Демонстрация качественных реакций на ионы железа Fe2+ и Fe3+ с помощью 1-х кадров модулей ЭОР (http://fcior.edu.ru/card/10457/soedineniya-zheleza-so-stepenyu-okisleniya-2.html; http://fcior.edu.ru/card/5718/soedineniya-zheleza-so-stepenyu-okisleniya-3.html).
Обучающиеся записывают уравнения в тетрадь.
Качественная реакция на ион Fe2+
Реактив – красная кровяная соль K3[Fe(CN)6]
Результат воздействия – синий осадок (турнбулевой сини)
K3[Fe(CN)6] + FeCI2 = 2KCI + KFe[Fe(CN)6]
Качественная реакция на ион Fe3+
1) Реактив – желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6]
Результат воздействия – синий осадок (берлинской лазури)
K4[Fe(CN)6] + FeCI3 = 3KCI + KFe[Fe(CN)6]
2) Реактив – роданид калия КNCS
Результат воздействия – интенсивно-красный цвет.
FeCI3 + КNCS = [FeNCS]CI2 + КCI
III. Стадия рефлексии.
Выполнение проверочного теста с последующей проверкой (тест на отдельных карточках).
- При взаимодействии, с какими веществами железо образует соединения со степенью окисления +2?
А) СI2 Б) S В) HNO3
- С какими из веществ реагирует железо?
А) О2 Б) Na2O В) СО2
- Какова электронная формула атома железа?
А) 2е, 8е, 9е, 7е Б) 2е, 8е, 13е, 3е В) 2е, 8е, 14е, 2е
- С какими из веществ реагирует FeO?
А) Н2О Б) HCI В) Na2O
5. Реактиву – желтая кровяная соль, соответствует формула:
А) K3[Fe(CN)6] Б) K4[Fe(CN)6] В) КNCS
Самооценка: за каждый правильный ответ по одному баллу. Добавить по баллу, работающим у доски ученикам.
Тренажер: по модулю ЭОР http://fcior.edu.ru/card/6049/trenazher-svoystva-oksidov-i-gidroksidov-zheleza.html 1-2 ученика работают за компьютерами.
Задание: Написать вывод урока по образцу, закончив предложения:
Сегодня я понял (а), что…
Главным на уроке для меня было…
Больше всего мне запомнилось…
Ученики зачитывают свои выводы.
Домашнее задание: §14, упражнение 4 на странице 82.
Желающие могут пройти тренажёр на сайте ФЦЭОР по ссылке http://fcior.edu.ru/card/6049/trenazher-svoystva-oksidov-i-gidroksidov-zheleza.html.
Местоположение Fe в Периодической системе
Строение атома
Физические свойства
Химические свойства
Природные соединения железа
Качественные реакции Fe+2, Fe+3 Биологическое значение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»
Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и преданного друга Муму.Задачи урока: ...
Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.
Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества обученности по остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»
Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...
Открытый урок в 8 «А» классе Тема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)
Открытый урок в 8 «А» классеТема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)...