Рабочая программа по химии 8-9 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Рабочая программа по химии для 8-9 классов (базовый уровень) разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений: автор О.С. Габриелян. - 7-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnaya_8-9_novaya.odt | 141.96 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8-9 классов составлена в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом требований инструктивно-методического письма департамента образования о преподавании предметов Химии в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2014-2015 учебном году.
Рабочая программа по химии для 8-9 классов (базовый уровень) разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений: автор О.С. Габриелян. - 7-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010 г.
Обучение осуществляется на использовании учебников:
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010; Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой.
Данные учебники соответствует федеральному перечню учебников на 2014-2015 учебный год, утверждённых приказом Минобрнауки образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Рабочая программа по химии для 8-9 классов предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, которым рекомендовано обучение по индивидуальному учебному плану на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Основная форма организации учебного процесса – on-line урок с использованием дистанционных образовательных технологий.
II. Общая характеристика учебного предмета
8 класс
В системе естественно-научного образования, химия, как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования: атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов.
Общая характеристика учебного предмета
9 класс
В содержании курса химии 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства: а) металлов главных подгрупп I, II, III групп, железа и их соединений. Предусмотрено изучение окислительно-восстановительных реакций, периодического закона, Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, что является основой для дальнейшего изучения и предсказания свойств металлов и неметаллов - простых веществ и сложных, или образуемых, веществ. Наряду с этим раскрывается их значение в природе и народном хозяйстве.
Курс оканчивается кратким знакомством с органическими соединениями, в основе которого лежит идея генетического развития органических веществ от углеродов до полимеров.
Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту, который формирует у учащихся не только навыки правильного обращения с веществами, но и исследовательские умения. Изучение тем сопровождается проведением практических работ, так как теорию необходимо подтверждать практикой.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Химия» входит в федеральный компонент базисного учебного плана уровня основного общего образования, обеспечивающего реализацию основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФКГОС.
В индивидуальном учебном плане, ребенка-инвалида, обучающегося на дому с использованием дистанционных образовательных технологий на предмет «Химия» в 8-9 классах отведено 68 часа (2 час в неделю).
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучений данного предмета в 8-9 классах учащиеся должны
знать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
V. Содержание программы учебного предмета
8 класс
Введение (4 часа)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
ТЕМА 1. Атомы химических элементов (10 часов)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
ТЕМА 2. Простые вещества (7 часов)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, серы, углерода и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи.
1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.
ТЕМА 3. Соединения химических элементов (12 часов)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
ТЕМА 4. Изменения, происходящие с веществами ( 10 часов)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Типы химических реакций. Реакции разложения. Реакции соединения. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца (признаки химических реакций).
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения —взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения —взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина, б) возгонка йода, в) растворение перманганата калия. Примеры химических явлений: а) горение магния, б) взаимодействие соляной кислоты с мелом, в) получение гидроксида меди ( II).
Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки.5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
ТЕМА 5. Практикум №1
Простейшие операции с веществом (5 часов)
Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием».
Практическая работа №2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание».
Практическая работа № 3 «Очистка загрязненной поваренной соли».
Практическая работа №4 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе».
Практическая работа № 5 «Признаки химических реакций».
ТЕМА 6. Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов (18 часов)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 8.Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
ТЕМА 7. Практикум №2
Свойства растворов электролитов (2 часа)
Практическая работа №6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».
Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач».
Содержание программы учебного предмета
9 класс
Повторение основных вопросов курса
8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт. 1 Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
ТЕМА 1. Металлы (15 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
ТЕМА 2. Практикум № 1
Свойства металлов и их соединений (3 часа)
1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
ТЕМА 3. Неметаллы (23 часа)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
ТЕМА 4.Практикум № 2
Свойства неметаллов и их соединений (3 часа)
4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.
ТЕМА 5.Органические соединения (10 часов)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.
ТЕМА 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов)
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
VI. Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Наименования разделов и тем | Лабораторные работы | ||
Введение (4 часа) | ||||
1 | Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях. | |||
2 | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. | |||
3 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ее структура. Знаки химических элементов и происхождение их названий. | |||
4 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. | |||
Атомы химических элементов ( 10 часов ) | ||||
5 | Основные сведения о строении атомов. Демонстрации. Модели атомов химических элементов. | |||
6 | Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. | |||
7 | Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д.И. Менделеева. | |||
8 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома. Демонстрации. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | |||
9 | Изменения числа электронов на внешнем энергетическом уровне атома. Ионная связь. | |||
10 | Ковалентная неполярная химическая связь. | |||
11 | Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. | |||
12 | Металлическая химическая связь. | |||
13 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов». | |||
14 | Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов». | |||
Простые вещества (7 часов) | ||||
15 | Простые вещества - металлы. | |||
16 | Простые вещества – неметаллы. Аллотропия. Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. | |||
17 | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | |||
18 | Молярный объём газообразных веществ. | |||
19 | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса». | |||
20 | Решение задач с использованием понятий «молярный объем». | |||
21 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». | |||
Соединения химических элементов ( 12 часов ) | ||||
22 | Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. | |||
23 | Бинарные соединения -оксиды. Составление их формул. | |||
24 | Важнейшие классы бинарных соединений — гидриды и летучие водородные соединения. Составление их формул. | |||
25 | Основания, их состав и названия. | Лабораторный опыт 1.«Знакомство с образцами веществ разных классов» | ||
26 | Кислоты, их состав и названия. | |||
27 | Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. | |||
28 | Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток. Демонстрации. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). | |||
29 | Чистые вещества и смеси. Демонстрации. Взрыв смеси водорода с воздухом. | Лабораторный опыт 2. «Разделение смесей». | ||
30 | Массовая и объемная доли компонентов смеси. | |||
31 | Решение задач с использованием понятия «доля». | |||
32 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов». | |||
33 | Контрольная работа по теме «Простые вещества.Соединения химических элементов». | |||
Изменения, происходящие с веществами (10 часов) | ||||
34 | Физические явления в химии. Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина, б) возгонка йода, в) растворение перманганата калия. | Лабораторный опыт 3. «Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге». | ||
35 | Химические реакции. Демонстрации. Примеры химических явлений: а) горение магния, б) взаимодействие соляной кислоты с мелом, в) получение гидроксида меди ( II). | |||
36 | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | |||
37 | Расчеты по химическим уравнениям. | |||
38 | Реакции разложения. | |||
39 | Реакции соединения. | Лабораторный опыт 4. «Окисление меди в пламени спиртовки». | ||
40 | Реакции замещения. | Лабораторный опыт 5. «Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом». | ||
41 | Реакции обмена. | Лабораторный опыт 6. «Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа». Лабораторный опыт 7. «Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты». | ||
42 | Типы химических реакций на примере свойств воды. | |||
43 | Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами». | |||
Практикум №1 Простейшие операции с веществом (5 часов) | ||||
44 | Практическая работа № 1 «Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием». | |||
45 | Практическая работа №2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание». | |||
46 | Практическая работа №3 «Очистка загрязненной поваренной соли» | |||
47 | Практическая работа № 4 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе». | |||
48 | Практическая работа №5 «Признаки химических реакций». | |||
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 часов) | ||||
49 | Растворение как физико-химический процесс. Типы растворов. | |||
50 | Понятие об электролитической диссоциации. Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. | |||
51 | Основные положения теории электролитической диссоциации. | |||
52 | Ионные уравнения реакций. | |||
53 | Кислоты, их классификация. | |||
54 | Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. | Лабораторный опыт 8. «Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной)». | ||
55 | Основания, их классификация свойства. | |||
56 | Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации | Лабораторный опыт 9. «Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия)».Лабораторный опыт 10. «Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II)». | ||
57 | Соли, их классификация. | |||
58 | Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации | Лабораторный опыт 11. «Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)». | ||
59 | Обобщение сведений об оксидах, их классификации. | |||
60 | Химические свойства оксидов. | Лабораторный опыт 12 «Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция)». Лабораторный опыт 13. «Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа)». | ||
61 | Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. | |||
62 | Окислительно –- восстановительные реакции. | |||
63 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. | |||
64 | Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. Демонстрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды. | |||
65 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | |||
66 | Контрольная работа по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | |||
Практикум №2 Свойства растворов электролитов (2 часа) | ||||
67 | Практическая работа №6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». | |||
68 | Практическая работа №7 “Решение экспериментальных задач”. |
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ п/п | Наименования разделов и тем | Лабораторные работы | ||||
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов) | ||||||
1 | Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И. Менделеева. | |||||
2 | Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления - восстановления. | |||||
3 | Генетические ряды металла и неметалла. | |||||
4 | Понятие о переходных элементах. Амфотерность. | Лабораторный опыт. 1 Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. | ||||
5 | Генетический ряд переходного элемента. | |||||
6 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. | |||||
Тема 1. Металлы (15 часов) | ||||||
7 | Металлы. Положение металлов в периодической системе. Общие физические свойства металлов. | Лабораторный опыт. 2. Ознакомление с образцами металлов. | ||||
8 | Сплавы, их свойства и значение. Демонстрации. Образцы сплавов. | |||||
9 | Химические свойства металлов как восстановителей. Демонстрации.Взаимодействие металлов с неметаллами. | Лабораторный опыт. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | ||||
10 | Способы получения металлов. | Лабораторный опыт 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. | ||||
11 | Коррозия металлов и способы борьбы с ней. | |||||
12 | Общая характеристика щелочных металлов. Демонстрации. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой. Взаимодействие натрия с кислородом. | |||||
13 | Важнейшие соединения щелочных металлов. | |||||
14 | Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Демонстрации. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой. Взаимодействие магния с кислородом. | |||||
15 | Важнейшие соединения щелочноземельных металлов. | |||||
16 | Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. | |||||
17 | Соединения алюминия. | Лабораторный опыт. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. | ||||
18 | Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. | |||||
19 | Генетические ряды Fe 2+ и Fe 3. Важнейшие соли железа. Демонстрации. Получение гидроксидов железа (II) и (III). | Лабораторный опыт. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. | ||||
20 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы». | |||||
21 | Контрольная работа по теме: "Металлы" | |||||
Тема 2. Практикум №1 Свойства металлов и их соединений (3 часа) | ||||||
22 | Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов». | |||||
23 | Практическая работа №2«Получение и свойства соединений металлов». | |||||
24 | Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ». | |||||
Тема 3. Неметаллы (23 часа) | ||||||
25 | Общая характеристика неметаллов. Физические свойства неметаллов. Аллотропия. | |||||
26 | Водород, положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. | |||||
27 | Общая характеристика галогенов. Образцы галогенов — простых веществ. Демонстрации. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. | |||||
28 | Основные соединения галогенов. | Лабораторный опыт. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. | ||||
29 | Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Демонстрации. Образцы природных соединений хлора. | |||||
30 | Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Демонстрации. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. | |||||
31 | Соединения серы: оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислота. Демонстрации. Образцы природных соединений серы. | |||||
32 | Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. | Лабораторный опыт.8. Качественная реакция на сульфат-ион. | ||||
33 | Азот, строение атома и молекулы, свойства простого вещества. | |||||
34 | Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. | |||||
35 | Соли аммония, их свойства и применение. | Лабораторный опыт.9. Распознавание солей аммония. | ||||
36 | Кислородные соединения азота: оксиды азота(II) и (IV). | |||||
37 | Азотная кислота, ее свойства и применение. Азотные удобрения. Демонстрации. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. | |||||
38 | Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. | |||||
39 | Основные соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения. Демонстрации. Образцы природных соединений фосфора. Образцы важнейших для народного фосфатов. | |||||
40 | Углерод. Строение атома, свойства аллотропных модификаций, применение. Демонстрации. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений углерода. | |||||
41 | Соединения углерода: оксиды углерода (II) и ( IV), карбонаты. | Лабораторный опыт.10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. | ||||
42 | Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. | |||||
43 | Соединения кремния: оксид кремния (IV) и его природные разновидности. | Лабораторный опыт.12. Ознакомление с природными силикатами. | ||||
44 | Силикатная промышленность. Демонстрации.Образцы стекла, керамики, цемента. | Лабораторный опыт.13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. | ||||
45 | Решение задач и упражнений по теме «Неметаллы». | |||||
46 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Неметаллы». | |||||
47 | Контрольная работа по теме: Неметаллы". | |||||
Тема 4. Практикум №2 Свойства неметаллов и их соединений (3 часа) | ||||||
48 | Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». | |||||
49 | Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода». | |||||
50 | Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов». | |||||
Тема 5. Органические соединения (10 часов) | ||||||
51 | Предмет органической химии. Химическое строение органических соединений. | |||||
52 | Метан и этан: строение молекул. Свойства метана и этана. Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. | Лабораторный опыт. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. | ||||
53 | Химическое строение молекулы этилена. Свойства этилена. Демонстрации. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. | |||||
54 | Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин. Демонстрации. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. | Лабораторный опыт. 15. Свойства глицерина. | ||||
55 | Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. | |||||
56 | Однооосновные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. | |||||
57 | Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Демонстрации. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. | |||||
58 | Понятие об аминокислотах. Белки, их строение и биологическая роль. Демонстрации. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков. | |||||
59 | Понятие об углеводах. Демонстрации. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. | Лабораторный опыт. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом. | ||||
60 | Контрольная работа по теме: «Органические соединения». | |||||
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов) | ||||||
61 | Периодическая система Д.И.Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода. | |||||
62 | Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах. Значение периодического закона. | |||||
63 | Типы химических связей и типы кристаллических решеток. | |||||
64 | Классификация химических реакций по различным признакам. | |||||
65 | Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. | |||||
66 | Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. | |||||
67 | Оксиды, гидроксиды, кислоты и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления. | |||||
68 | Итоговая контрольная работа «За курс основной школы» |
VII. Форма и средства контроля
Основные формы текущего контроля: устный опрос, тестовые формы контроля по темам с автоматизированным оцениванием , письменный контроль в форме проведения контрольных работ и практических работ.
Рабочая программа по химии для 8 класса (базовый уровень) предусматривает проведение 4 контрольных работ, составленных на основе сборника Габриелян О.С. Химия 8 класс.: Контрольные и проверочные работы /О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2011 год и 7 практических работ при объеме изучения химии 2 часа в неделю.
Перечень контрольных работ
1.Контрольная работа по теме “Атомы химических элементов”;
2.Контрольная работа по теме “Простые вещества. Соединения химических элементов”;
3.Контрольная работа по теме “Изменения, происходящие с веществами”;
4.Контрольная работа по теме “Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов”.
Перечень практических работ
Практическая работа №1«Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием»;
Практическая работа №2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание»;
Практическая работа №3 «Очистка загрязненной поваренной соли»;
Практическая работа №4 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»;
Практическая работа №5 « Признаки химических реакций»;
Практическая работа №6 « Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»;
Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач».
Рабочая программа по химии для 9 класса (базовый уровень) предусматривает проведение 4 конрольных работ, составленных на основе сборника Габриелян О.С. Химия 9 класс.: Контрольные и проверочные работы /О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2011 год и 6 практических работ при 2 часа в неделю.
Перечень контрольных работ
1.Контрольная работа по теме«Металлы»,
2.Контрольная работа по теме«Неметаллы»,
3.Контрольная работа по теме«Органические соединения»,
4.Контрольная работа по теме«За курс основной школы».
Перечень практических работ
Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов».
Практическая работа №2«Получение и свойства соединений металлов»
Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ»
Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»
Практическая работа №5 « Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода
Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов»
Нормы оценок соответствуют решению МО от 28 августа 2013 года , протокол №1.
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Литература для обучающихся 8 классов
1. Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/-16 изд. Испр.-М.:Дрофа, 2010 год
Учебно-методический комплект для учителя:
1.Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/-16 изд. Испр.-М.:Дрофа, 2010 год
2.Габриелян О.С. Химия 8 класс.: Контрольные и проверочные работы /О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2011 год
3.Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005 год
4.Габриелян, О.С., Настольная книга учителя. Химия . 8 класс: методическое пособие/О.С. Габриелян.-М.:Дрофа, 2008 год
5. Рябов, М.А. Тесты по химии к учебнику к учебнику О.С. Габриелян «Химия .8 класс». – М.: Экзамен, 2009 год.
Литература для обучающихся 9 классов
1. Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/-14 изд. Испр.-М.:Дрофа, 2010 год
2.Габриелян, О.С.«Мы изучаем химию, 9 класс», М.,Дрофа, 2010г
Учебно-методический комплект для учителя:
1. Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/-14 изд. Испр.-М.:Дрофа, 2010 год
2.Габриелян, О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2008год.
3.Габриелян, О. С Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» О. С. Габриелян, П. Н.Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2008 год.
4. Габриелян, О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2010 год.
5.Габриелян, О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2008 год.
Средства обучения
Компьютерное оборудование. Базовое рабочее место педагогического работника образовательного учреждения для дистанционного образования детей-инвалидов на базе ОГАОУ “БИЮЛИ”
Итнернет- ресурсы
1.Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus
2. Химия и Жизнь - XXI век http://www.hij.ru
3. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru
4. ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru
5. АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru
6. Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов http://www.hemi.nsu.ru
7. Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru
8. Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.
Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...
Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.
Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....
Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".
Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспит...
рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа со...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....