Элективный курс "Решение задач. Подготовка к ЕГЭ"
рабочая программа по химии (11 класс) на тему
Элективный курс «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии» на научном уровне раскрывает ряд теоретических вопросов школьного курса химии; способствует обобщению материал по общей, неорганической и органической химии. Материал курса позволяет организовать подготовку обучающихся 11 классов к ЕГЭ по химии.
Данный элективный курс можно эффективно использовать как в классах биолого-химического, физико-химического, физико-математического, медицинского, биолого-географического профилей, так и в классах информационного, социально-экономического профилей. В соответствии с потребностями обучающихся, элективный курс можно реализовать в универсальных классах и классах гуманитарного профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-elekt-11.doc | 173.5 КБ |
ek_ege-zadachi-2-ktp.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №1 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрен» «Согласовано» «Утвержден» на заседании ШМО учителей с зам. директора по УВР директор школы
Протокол №
«____»__________2013 г. «____»_________2013г «____»_________2013г.
_________/Кузнецова О.Н. _________/Полунина Н.В./ _________/Зубков А.А./
Рабочая программа
элективного курса по химии
«За страницами учебника»
для обучающихся 11 класса
на 2013-2014 учебный год.
Учитель: Искра О.Ю.
г.Бутурлиновка, 2013г
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса для обучающихся 11 класса составлена на основе авторской программы старшего преподавателя кафедры естественно-математического образования ГОУ ДПО БелРИПКППС Карпухиной М.В. и учителя химии школы-лицея №25, доцента кафедры общей, неорганической и аналитической химии БелГУ Колчановой Л.В.. Рецензенты: Глухарева Н.А., к.х.н., доцент кафедры органической химии БелГУ и Петрюк Л.Ф., учитель химии высшей категории МОУ «Лицей № 10, победитель ПНПО «Образование».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Элективный курс «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии» на научном уровне раскрывает ряд теоретических вопросов школьного курса химии; способствует обобщению материал по общей, неорганической и органической химии. Материал курса позволяет организовать подготовку обучающихся 11 классов к ЕГЭ по химии.
Данный элективный курс можно эффективно использовать как в классах биолого-химического, физико-химического, физико-математического, медицинского, биолого-географического профилей, так и в классах информационного, социально-экономического профилей. В соответствии с потребностями обучающихся, элективный курс можно реализовать в универсальных классах и классах гуманитарного профиля.
Основой для разработки программы элективного курса были следующие нормативные документы: стандарт среднего (полного) общего образования по химии 2004 г., примерные программы по химии для среднего (полного) общего образования 2004 г., методические рекомендации АПКиПРО по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников, спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по химии, кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по химии, варианты контрольных измерительных материалов 2007, 2008, 2009, 2010 годов по химии.
Элективный курс рассчитан на 34 часа и предусматривает лекционные, семинарские, практические занятия. Курс содержит программу, тематическое планирование, методические рекомендации, список учебной литературы для учителя и обучающихся, дидактические материалы, примеры тестов для промежуточного контроля знаний и умений школьников и домашние задания, обеспечивающие систематическую подготовку к сдаче ЕГЭ по химии.
Основной акцент при разработке программы курса делается на решении задач по блокам: «Общая химия», «Неорганическая химия», «Органическая химия». Особое внимание уделяется методике решения задач части В и С по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.
Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления.
Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения школьниками учебного материала, что позволит в дальнейшем успешно заниматься в высших учебных заведениях по выбранному профилю (химия, биология, физика).
В качестве учебно-методического комплекса при организации занятий курса «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии» можно использовать пособие по химии для поступающих в вузы под ред. Хомченко Г.П., и учебно-тренировочные материалы под ред. Кузьменко Н.Е. Вышеуказанные материалы раскрывают наиболее сложные вопросы школьного курса химии, содержат комплекс тренировочных упражнений по сложным темам и методические рекомендации для учителя.
Цели элективного курса:
- развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения;
- развитие творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить;
- закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии;
- обучение обучающихся основным подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному решению практических задач;
- систематическая подготовка школьников старших классов к сдаче единого государственного экзамена по химии;
- подготовка школьников к районным и областным олимпиадам по химии.
Задачи элективного курса:
- научить обучающихся приемам решения задач различных типов;
- закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса общей, неорганической и органической химии;
- способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии;
- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
- развивать учебно-коммуникативные навыки при подготовке к семинарским занятиям и выполнения коллоквиумов.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
Главным назначением данного курса является:
- совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
- сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Особенности курса:
- использование знаний по математике, физике, биологии;
- составление авторских задач и их решение;
- использование местного материала для составления условий задач.
Знания, умения и навыки, формируемые элективным курсом:
По итогам элективного курса учащиеся должны знать:
- химические свойства разных классов неорганических и органических соединений;
- признаки, условия и сущность химических реакций;
- химическую номенклатуру.
По итогам элективного курса учащиеся должны уметь производить расчеты:
- по формулам и уравнениям реакций;
- определение компонентов смеси;
- определение формул соединений;
- растворимости веществ;
- вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных;
- энтальпии веществ;
- переход от одного способа выражения концентрации к другому.
Содержание программы
элективного курса
«За страницами учебника»
Тема 1. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ (1 час)
Спецификация ЕГЭ по химии 2012 г. План экзаменационной работы ЕГЭ по химии 2010 г. (ПРИЛОЖЕНИЕ к спецификации). Кодификатор элементов содержания по химии для составления КИМов ЕГЭ 2012 г. Контрольно-измерительные материалы по химии 2008-2009 г. (анализ типичных ошибок).
Характеристика содержания части А ЕГЭ по химии 2012 г. Характеристика содержания части В ЕГЭ по химии 2012 г. Характеристика содержания части С ЕГЭ по химии 2012 г.
Особенности самостоятельной подготовки дома по тренировочным материалам. Создание дневника «Мои успехи и достижения». Интернет-ресурсы для подготовки школьников к ЕГЭ по химии.
Тема 2. Теоретические основы химии. Общая химия (8 часов)
2.1. Химический элемент
Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Понятие о радиоактивности.
2.2. Химическая связь и строение вещества
Ковалентная химическая связь, её разновидности (полярная и неполярная), механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (длина и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.
2.3. Химические реакции
2.3.1. Химическая кинетика
Классификация химических реакций. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов.
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.
2.3.2. Теория электролитической диссоциации
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена.
Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характеристика основных классов неорганических соединений с позиции теории электролитической диссоциации (ТЭД).
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН). Индикаторы. Определение характера среды водных растворов веществ.
2.3.3. Окислительно-восстановительные реакции
Реакции окислительно-восстановительные, их классификация Коррозия металлов и способы защиты от неё. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических соединений.
2.4. Решение тренировочных задач по теме: «Теоретические основы химии. Общая химия» » (по материалам КИМов ЕГЭ 2007, 2008, 2009, 2010 гг)
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Написание уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
Тема 3. Неорганическая химия (10 часов)
3.1. Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов - щелочных, щелочноземельных, алюминия.
3.2. Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов - водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
3.3. Характеристика переходных элементов и их соединений
Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа.
3.4. Решение тренировочных задач по теме: «Неорганическая химия» (по материалам КИМов ЕГЭ 2007, 2008, 2009, 2010 гг)
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Определение рН среды раствором солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Тема 4. Органическая химия (10 часов)
4.1. Углеводороды
Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомологи и гомологический ряд.
Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений.
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов. Природные источники углеводородов, их переработка. Механизмы реакций присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова, правило Зайцева А.М.
Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола. Механизмы реакций электрофильного замещения в органических реакциях.
Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.
4.2. Кислородсодержащие органические соединения
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.
Органические соединения, содержащие несколько функциональных. Особенности химических свойств.
4.3. Азотсодержащие органические соединения и биологически важные органические вещества
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Гормоны. Ферменты. Металлорганические соединения.
4.4. Решение практических задач по теме: «Органическая химия» (по материалам КИМов ЕГЭ 2007, 2008, 2009, 2010 гг)
Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. Качественные реакции на некоторые классы органических соединений (алкены, алканы, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки). Идентификация органических соединений.
Тема 5. Обобщение и повторение материала за курс школьный химии (10-11 классы) (5 часов)
Основные понятия и законы химии. Периодический закон Д.И.Менделеева и его физический смысл. Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова и особенности органических соединений. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии. Генетическая связь между неорганическими и органическими соединениями. Экспериментальные основы органической и неорганической химии.
Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по химии.
Итоговый контроль в форме ЕГЭ.
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Образовательный продукт |
Тема 1. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ (1 час) | ||||
1 | Структура контрольно-измерительных материалов. Типовые ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии. Особенности подготовки к экзамену | 1 | Семинар | - знать структуру экзаменационной работы в форме ЕГЭ по химии, процессуальные особенности проведения экзамена; - ознакомиться с основными трудностями подготовки к ЕГЭ по химии. |
Тема 2. Теоретические основы химии. Общая химия (8 часов) | ||||
2 | Химический элемент и химическая связь | 1 | Лекция | - выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль |
3 | Решение задач по теме: «Химический элемент и химическая связь» | 1 | Практикум | - выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Химический элемент и химическая связь», осмыслить задание и наиболее трудные вопросы |
4 | Химическая кинетика | 1 | Лекция | - выявлять и понимать характерные признаки понятий: скорость химической реакции, факторы, влияющие на скорость химической реакции, химическое равновесие, факторы, влияющие на смещение химического равновесия, катализаторы, ингибиторы |
5 | Решение задач по теме: «Химическая кинетика» | 1 | Практикум | - выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Химическая кинетика», осмыслить задание и наиболее трудные вопросы |
6 | Теория электролитической диссоциации | 1 | Лекция | - выявлять характерные признаки понятий: вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз |
7 | Решение задач по теме: «Теория электролитической диссоциации» | 1 | Практикум | - выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Теория электролитической диссоциации» |
8 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | Лекция | - знать и понимать: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз |
9 | Решение задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции» | 1 | Практикум | - выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Окислительно-восстановительные- выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Химический элемент и химическая связь»» |
Тема 3. Неорганическая химия (10 часов) | ||||
10 | Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений | 1 | Лекция | - характеризовать: - s-элементы и алюминий, их положение в Периодической системе Д.И. Менделеева; - общие химические свойства простых веществ – металлов; - общие химические свойства основных соединений s-элементов |
11 | Решение задач по теме: «Щелочные и щелочноземельные элементы и их соединения, алюминий и его соединения» | 1 | Практикум | - вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; - расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; - расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; - расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); - расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; - расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; - расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси; - составление цепочек генетической связи неорганических соединений |
12 | Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (галогены, подгруппа кислорода, водород) | 1 | Лекция | - характеризовать: - р-элементы (галогены, подгруппа кислорода, водород), их положение в Периодической системе Д.И. Менделеева; - общие химические свойства простых веществ – неметаллов: - общие химические свойства основных соединений р-элементов |
13 | Решение задач по теме: «Галогены» | 1 | Практикум | - вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; - расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; - расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; - расчеты: теплового эффекта реакции; - расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); - расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; - расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; - расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси; - составление цепочек генетической связи неорганических соединений |
14 | Решение задач по теме: «Подгруппа кислорода, водород» | 1 | Практикум | - вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; - расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; - расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; - расчеты: теплового эффекта реакции; - расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); - расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; - расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; - расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси; - составление цепочек генетической связи неорганических соединений |
15 | Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (подгруппа азота, подгруппа углерода) | 1 | Лекция | - характеризовать: - р-элементы (подгруппа азота и подгруппа углерода), их положение в Периодической системе Д.И. Менделеева; - общие химические свойства простых веществ – неметаллов: - общие химические свойства основных соединений р-элементов |
16 | Решение задач по теме: «Подгруппа азота» | 1 | Практикум | - вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; - расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; - расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; - расчеты: теплового эффекта реакции; - расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); - расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; - расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; - расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси; - составление цепочек генетической связи неорганических соединений |
17 | Решение задач по теме: «Подгруппа углерода» | 1 | Практикум | - вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; - расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; - расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; - расчеты: теплового эффекта реакции; - расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); - расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; - расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; - расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси; - составление цепочек генетической связи неорганических соединений |
18 | Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений | 1 | Лекция | - характеризовать: - d-элементы, их положение в Периодической системе Д.И. Менделеева; - общие химические свойства простых веществ – неметаллов: - общие химические свойства основных соединений d-элементов |
19 | Решение задач по теме: «Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений» | 1 | Практикум | - вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; - расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; - расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; - расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); - расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; - расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; - расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси; - составление цепочек генетической связи неорганических соединений |
Тема 4. Органическая химия (10 часов) | ||||
20 | Теория строения органических соединений. Изомерия | 1 | Семинар |
принадлежность веществ к различным классам органических соединений; - гомологи, изомеры; - строение органических соединений; - химические реакции в органической химии, их механизмы |
21 | Углеводороды – алканы, алкены, циклоалканы, диены | 1 | Лекция | - выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Углеводороды», осмыслить задание и наиболее трудные вопросы |
22 | Решение задач по теме: «Предельные углеводороды» | 1 | Практикум | - определение молекулярной формулы вещества; - расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; - расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; - расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); - расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; - составление цепочек генетической связи органических соединений; - качественные реакции на некоторые неорганические соединения |
23 | Решение задач оп теме: «Непредельные углеводороды» | 1 | Практикум | - определение молекулярной формулы вещества; - расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; - расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; - расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); - расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; - составление цепочек генетической связи органических соединений; - качественные реакции на некоторые неорганические соединения |
24 | Ароматические углеводороды | 1 | Семинар | - выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Ароматические углеводороды», осмыслить задание и наиболее трудные вопросы |
25 | Кислородсодержащие органические соединения (сравнительная характеристика спиртов, альдегидов и карбоновых кислот) | 1 | Лекция | - выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Кислородсодержащие органические соединения», осмыслить задание и наиболее трудные вопросы |
26 | Решение задач | 1 | Практикум | - определение молекулярной формулы вещества; - расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; - расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; - расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); - расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; - составление цепочек генетической связи органических соединений; - качественные реакции на некоторые неорганические соединения |
27 | Решение задач | 1 | Практикум | - определение молекулярной формулы вещества; - расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; - расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; - расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); - расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; - составление цепочек генетической связи органических соединений; - качественные реакции на некоторые неорганические соединения |
28 | Азотсодержащие органические соединения и биологически важные вещества | 1 | Семинар | - выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Азотсодержащие органические соединения и биологически важные органические соединения», осмыслить задание и наиболее трудные вопросы |
29 | Решение задач | 1 | Практикум | - определение молекулярной формулы вещества; - расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; - расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; - расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); - расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; - составление цепочек генетической связи органических соединений; - качественные реакции на некоторые неорганические соединения |
Тема 5. Обобщение и повторение материала за школьный курс химии (10-11 классы) (5 часов) | ||||
30 | Обобщение материала по теме школьного курса «Общая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок | 1 | Практикум | - комплексное применение знаний по решению задач в нестандартной ситуации; - расчеты по термохимическим уравнениям. |
31 | Обобщение материала по теме школьного курса «Неорганическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок | 1 | Практикум | - комплексное применение знаний по решению задач в нестандартной ситуации; - генетическая связи в неорганической химии (выполнение упражнений) |
32 | Обобщение материала по теме школьного курса «Органическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок | 1 | Практикум | - комплексное применение знаний по решению задач в нестандартной ситуации; - генетическая связи в органической химии (выполнение упражнений) |
33, 34 | Итоговый контроль в форме ЕГЭ | 2 | Контрольная работа |
Требования к уровню подготовки выпускников по результатам освоения программы элективного курса «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ»
Знать/Понимать:
Важнейшие химические понятия
- выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- выявлять взаимосвязи понятий, использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
- принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
- гомологи, изомеры;
- химические реакции в органической химии.
Основные законы и теории химии:
- применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ;
- понимать границы применимости указанных химических теорий;
- понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
Важнейшие вещества и материалы
- классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам;
- объяснять обусловленность практического применения веществ их составом, строением и свойствами;
характеризовать практическое значение данного вещества;
- объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.
Уметь:
Называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.
Определять/классифицировать:
- валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;
- вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;
- пространственное строение молекул;
- характер среды водных растворов веществ;
- окислитель и восстановитель;
- принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;
- гомологи и изомеры;
- химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам).
Характеризовать:
- s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
- общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
- строение и химические свойства изученных органических соединений.
Объяснять:
- зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);
- зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;
- сущность изученных видов химических реакций (электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных) и составлять их уравнения;
- влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.
Решать задачи:
- вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;
- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;
- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ;
- расчеты: теплового эффекта реакции;
- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);
- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
- нахождение молекулярной формулы вещества;
- расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;
- расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси;
- составление цепочек генетической связи химических соединений (неорганическая химия и органическая химия).
Методические рекомендации
Элективный курс «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии» можно использовать как в 10, так и в 11 классах.
Основной акцент при разработке программы курса делается на решении задач по блокам: «Общая химия», «Неорганическая химия», «Органическая химия»; внимание уделяется методике решения задач части В и С по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.
Таким образом, при организации занятий учителю следует уделить внимание разбору наиболее сложных тем, по которых школьники допускают много ошибок. Укажем проблемные темы школьного курса химии, по которым следует провести дополнительные тренинги в рамках занятий (по результатам ЕГЭ 2008-2009 и 2009-2010, 2011-2012 учебных годов):
Общая и неорганическая химия
• Механизмы образования ковалентной связи. Сравнение основных характеристик ковалентной и ионной связей. Водородная связь (на примере неорганических и органических соединений). Типы кристаллических решеток и физические свойства веществ.
• Определить степень окисления элемента в комплексном анионе, катионе. Определение степени окисления атома углерода в органических соединениях.
• Принцип Ле-Шателье. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
• Расчеты по уравнениям термохимических реакций
• Классификация окислительно-восстановительных реакций (ОВР). Технология расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР. ОВР в которых задействованы соединения d-элементов (Mn, Cr, Fe).
• Коррозия. Электролиз растворов солей и оснований на конкретных примерах (продукты выделения на катоде и аноде).
• Правила записи полных и сокращенных ионных уравнений. Условия необратимости реакций обмена. Соответствие сокращенных ионных уравнений полным ионным уравнениям. Возможность существования тех или иных ионов в растворе. Определение слабых кислот и оснований. Понятие рН. Изменение окраски индикаторов.
• Цепочки превращений неорганических соединений с участием амфотерных оснований. Растворимые и нерастворимы в воде основания.
• Образование комплектных соединений в растворах (на примере соединений алюминия и цинка).
• Образование средних, основных и кислых солей. Цепочки превращений неорганических соединений с участием кислот и оснований.
• Получение металлов. Взаимодействие металлов с разбавленными и конц. кислотами. Взаимодействие металлов с водой, с растворами солей. Переходные металлы побочных подгрупп и их свойства. Взаимодействие неметаллов с конц. серной и азотной кислотами.
• Специфические свойства ряда соединений неметаллов (например, NH3, H2S и т.д.)
Органическая химия
• Определение изомеров и гомологов.
• Названия веществ по номенклатуре ИЮПАК. Соединения, содержащие несколько функциональных групп.
• Классификация типов изомерии (примеры).
• Особенности строения органических соединений. Понятие о гибридизации.
• Сравнение важнейших химических свойств углеводородов различны классов. Нитрование, сульфирование, изомеризация, полимеризация, каталитическое окисление.
• Арены и их производные. Правило ориентации заместителей бензольного кольца.
• Сравнение важнейших химических свойств кислородсодержащих соединений различны классов. Многоатомные спирты. Образование жиров. Высшие карбоновые кислоты (предельные и непредельные).
• Углеводы, характерные химические реакции. Качественные реакции.
• Сравнение важнейших химических свойств азотсодержащих соединений различны классов. Аминокислоты, характерные химические реакции. Анилин, характерные химические реакции. Качественные реакции.
• Частицы электрофилы и нуклеофилы. Образование карб-катиона. Правила Марковникова и Зайцева (их объяснение с точки зрения механизма химической реакции). Механизмы нитрования, алкилирования, хлорирования аренов и их производных.
Организуя подготовку к занятиям, учитель может пользоваться литературой, которая приведена ниже.
В приложениях 1-12 приводятся примеры тренировочных материалов для организации практических занятий. В приложении 13 представлен пример итоговой контрольной работы по материалам КИАов ЕГЭ по химии 2010 г.
Разрабатывая занятия элективного курса «Решение задач по химии, 10-11 классы: подготовка к ЕГЭ по химии» рекомендуем ориентировать на следующие образовательные технологии:
- технология укрупнения дидактических единиц (обобщение материала на более высоком уровне, синтез и анализ);
- технология модульного обучения;
- технология организации самостоятельной работы учащихся (построение индивидуальных линий обучения, учет индивидуальных потребностей школьника);
- балльно-рейтинговая технология в оценивании достижений (ПОРТФОЛИО как инструмент самооценки и корректировки индивидуальных линий обучения);
- исследовательские технологии (формирование исследовательской культуры ученика, реализация деятельностного подхода в обучении с учетом способностей школьников).
Литература
Литература для учителя (методическая по подготовке школьников к ЕГЭ по химии)
1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.).
2. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1992.
3. Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии. – Белгород, 1996.
4. Пак М. Алгоритмы в обучении химии. – М.: Просвещение, 1993.
5. Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 1978.
6. Романовская В.К. Решение задач. – С-Петербург, 1998.
7. Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.
8. Единый государственный экзамен: Химия: 2003 – 2004: контрол. измерит. материалы/ А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко и др.; под ред. Г.С.Ковалевой; Министерство образования РФ – М.: Просвещение, 2004. Объем 16 п.л.
9. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. 2004: Химия/ А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, Ю.Н.Медведев; Министерство образования РФ – М.: Интеллект-Центр, 2004. Объем 10 п.л.
3. А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, М.Г.Снастина, Н.А.Городилова. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 1,5 п.л
10. А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, М.Г.Снастина, Н.А.Городилова. Материалы для самостоятельной работы экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 1,2 п.л.
11. А.А.Каверина, Д.Ю. Добротин, А.С. Корощенко, М.Г. Снастина, Н.А.Городилова. Материалы для проведения зачета: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 0,7 п.л.
12. А.А.Каверина, А.С.Корощенко. Единый государственный экзамен: содержание и основные результаты. – Химия в школе № 1/2004, с. 14-20.
13. А.С.Корощенко. О подготовке к единому государственному экзамену. - Химия в школе № 7/2004, с. 34-44.
14. Результаты единого государственного экзамена 2004 г.: Химия/ Д.Ю.Добротин, А.А.Каверина (руководитель), А.С.Корощенко, М.Г.Снастина. – В кн. Результаты единого государственного экзамена (июнь 2004 г.) Аналитический отчет: Министерство образования и науки РФ, Государственная служба по надзору в сфере образования и науки, ФИПИ – М.: 2004. Объем 2 п.л.
15. Р.Г.Иванова, А.А.Каверина, А.С.Корощенко. Вопросы, упражнения и задания по химии: Пособие для учащихся 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2004. Объем 8 п.л. Допущено Министерством образования и науки РФ.
16. А.А.Каверина, Р.Г.Иванова, С.В.Суматохин. Методическое письмо о совершенствовании преподавания химии в средней школе. В сб.: Методические письма о совершенствовании преподавания математики, русского языка (и др. предметов) в средней школе – М.: АПК и ПРО. 2004. Объем 1 п.л.
17. Химия. Контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004.
18. Габриелян О.С. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений / О.С. Габриелян, В.Б. Воловик. – М.: Просвещение, 2004.
19. Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ Издательство: Феникс, 2004 года
20. Оржековский П.А., Богданова Н.Н., Дорофеев М.В. и др. Единый государственный экзамен: 2005 г.: Химия: Тренировочные задания.
21. Единый государственный экзамен: Химия: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2. / А.А.Каверина, М.Г. Снастина, Н.А.Богданова – М.: Вентана-Граф, 2006.
22. Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007.
Литература для учащихся (на правах УМК для элективного курса)
1. Аспицкая А.Ф. Проверь свои знания: 10-11 классы: Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009
2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999 (и все последующие издания).
3. Кузьменко Н.Е. и др. Начала химии. – М.: Экзамен, 2005.
4. Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986.
5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003.
6. Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов – М.: Химия, 1993.
7. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. – М.: Издат-школа, 2000.
8. Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. Конкурсные задачи по химии с решениями. – Москва-Харьков: Илекса-гимназия, 1998.
9. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
25. Теория строения молекул. Минкин В.И., Симкин Б.Я., Миняев Р.М. (1997, 560с.)
26. Физическая химия. (Учебник) Кнорре Д.Г., Крылова Л.Ф., Музыкантов В.С. (1990, 416с.)
27. Физическая химия. В 2 книгах. (Учебник) Под ред. Краснова К.С. (2001, 512с., 319с.)
28. Физическая химия. Теоретическое и практическое руководство. (Уч. пос.) Под ред. Никольского Б.П. (1987, 880с.)
29. Химические свойства неорганических веществ. (Уч. пос.) Лидин Р.А. и др. (2000, 480с.)
30. Химический энциклопедический словарь. Гл. ред. Кнунянц И.Л. (1983, 792с.)
31. Химия. (Учебник) Гуров А.А., Бадаев Ф.З. и др. (2004, 748с.)
32. Химия. (Учебник) Никольский А.Б., Суворов А.В. (2001, 512с.)
33. Химия в действии. В 2 частях. Фримантл М., пер. с англ. (1998, 528с., 620с.)
34. Химия окружающей среды. Под ред. Бокриса Дж., пер. с англ. (1982, 672с.)
Список полезных интернет-ресурсов
http://rsr-olymp.ru/ - официальный сайт Всероссийских олимпиад школьников (нормативные документы, дистанционные олимпиады, анализ результатов и рекомендации).
http://www.chem.msu.su/rus/olimp - задачи химических олимпиад. Международные олимпиады, Менделеевская олимпиада, Химико-математические олимпиады, Всероссийские олимпиады школьников по химии. Материалы 1997-2004г.
http://olimp.distant.ru/ – Российская дистанционная олимпиада школьников по химии и Международная дистанционная олимпиада школьников по химии "Интер-Химик-Юниор".
http://www.eidos.ru/olymp/chemistry/ – Всероссийский дистанционный эвристические олимпиады по химии (положение, рекомендации, методические материалы).
http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Ежегодный Турнир имени Ломоносами (творческая олимпиада для школьников, конкурсы, семинары).
http://www.step-into-the-future.ru/ программа «Шаг в будущее (выставки, семинары, конференции, форумы для школьников и учителей по вопросам организации исследовательской деятельности, подготовки проектных работ);
http://www.iteach.ru - программа Intel – «Обучение для будущего» (технология проектного обучения, создание школьных учебных проектов, методические особенности организации проектной деятельности, конкурсы и тренинги).
http://www.it-n.ru/ - сетевое сообщество учителей химии «Химоза» и сообщество учителей-исследователей «НОУ-ХАУ» (интересные материалы, конкурсы, форумы, методические рекомендации по организации исследовательской деятельности).
http://www.alhimik.ru - полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор (сайт будет полезен как для учеников, так и для учителей). .
http://dnttm.ru/ – Дом научно-технического творчества молодежи г. Москва (on-line конференции, тренинги, обучения для творческих ребят по физике и химии)
http://www.redu.ru/ – Цент развития исследовательской деятельности учащихся (подготовка исследовательских проектов, методические рекомендации для учителя, конкурсы, мероприятия для школьников on-line).
http://chemistry-chemists.com/ – «Химия и Химики» - форум журнала (эксперименты по химии, практическая химия, проблемы науки и образования, сборники задач для подготовки к олимпиадам по химии).
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» ____________ директор МКОУ Бутурлиновская СОШ №1
Зубков А.А.
Календарно-тематическое планирование
элективного курса по химии
«За страницами учебника»
для обучающихся 11б класса
на 2013-2014 уч. год
Учитель: Искра О.Ю.
2013 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса и методические рекомендации для обу-чающихся 11 класса составлена на основе авторской программы старшего преподава-теля кафедры естественно-математического образования ГОУ ДПО БелРИПКППС Карпухиной М.В. и учителя химии школы-лицея №25, доцента кафедры общей, неор-ганической и аналитической химии БелГУ Колчановой Л.В.. Рецензенты: Глухарева Н.А., к.х.н., доцент кафедры органической химии БелГУ и Петрюк Л.Ф., учитель химии высшей категории МОУ «Лицей № 10, победитель ПНПО «Образование».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
В качестве учебно-методического комплекса при организации занятий курса «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии» можно использовать пособие по химии для поступающих в вузы под ред. Хомченко Г.П., и учебно-тренировочные материалы под ред. Кузьменко Н.Е. Вышеуказанные материалы рас-крывают наиболее сложные вопросы школьного курса химии, содержат комплекс тре-нировочных упражнений по сложным темам и методические рекомендации для учите-ля.
Цели элективного курса:
- развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения;
- развитие творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить;
- закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии;
- обучение обучающихся основным подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному решению практических задач;
- систематическая подготовка школьников старших классов к сдаче едино-го государственного экзамена по химии;
- подготовка школьников к районным и областным олимпиадам по химии.
Задачи элективного курса:
- научить обучающихся приемам решения задач различных типов;
- закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса общей, неорганической и органической химии;
- способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии;
- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
- развивать учебно-коммуникативные навыки при подготовке к семинар-ским занятиям и выполнения коллоквиумов.
Требования к уровню подготовки выпускников по результатам освоения программы элективного курса «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ»
Знать/Понимать:
Важнейшие химические понятия
- выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- выявлять взаимосвязи понятий, использовать важнейшие химиче-ские понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
- принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
- гомологи, изомеры;
- химические реакции в органической химии.
Основные законы и теории химии:
- применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ;
- понимать границы применимости указанных химических теорий;
- понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и ис-пользовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
Важнейшие вещества и материалы
- классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам;
- объяснять обусловленность практического применения веществ их составом, строением и свойствами;
характеризовать практическое значение данного вещества;
- объяснять общие способы и принципы получения наиболее важ-ных веществ.
Уметь:
Называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.
Определять/классифицировать:
- валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;
- вид химических связей в соединениях и тип кристаллической ре-шетки;
- пространственное строение молекул;
- характер среды водных растворов веществ;
- окислитель и восстановитель;
- принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;
- гомологи и изомеры;
- химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам).
Характеризовать:
- s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- общие химические свойства простых веществ – металлов и неме-таллов;
- общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
- строение и химические свойства изученных органических соединений.
Объяснять:
- зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);
- зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;
- сущность изученных видов химических реакций (электролитиче-ской диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных) и составлять их уравнения;
- влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.
Решать задачи:
- вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;
- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;
- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количе-ству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции ве-ществ;
- расчеты: теплового эффекта реакции;
- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов ре-акции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);
- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
- нахождение молекулярной формулы вещества;
- расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;
- расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси;
- составление цепочек генетической связи химических соединений (неорганическая химия и органическая химия).
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1. | Структура контрольно-измерительных материалов. Типовые ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии. Особенности подготовки к экзамену | 1 | |
2. | Химический элемент и химическая связь | 1 | |
3. | Решение задач по теме: «Химический элемент и химическая связь» | 1 | |
4. | Химическая кинетика | 1 | |
5. | Решение задач по теме: «Химическая кинетика» | 1 | |
6. | Теория электролитической диссоциации | 1 | |
7. | Решение задач по теме: «Теория электролитической диссоциации» | 1 | |
8. | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | |
9. | Решение задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции» | 1 | |
10. | Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений | 1 | |
11. | Решение задач по теме: «Щелочные и щелочнозе-мельные элементы и их соединения, алюминий и его соединения» | 1 | |
12. | Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (галогены, подгруппа кислорода, водород) | 1 | |
13. | Решение задач по теме: «Галогены» | 1 | |
14. | Решение задач по теме: «Подгруппа кислорода, водород» | 1 | |
15. | Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (подгруппа азота, подгруппа углерода) | 1 | |
16. | Решение задач по теме: «Подгруппа азота» | 1 | |
17. | Решение задач по теме: «Подгруппа углерода» | 1 | |
18. | Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений | 1 | |
19. | Решение задач по теме: «Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений» | 1 | |
20. | Теория строения органических соединений. Изомерия | 1 | |
21. | Углеводороды – алканы, алкены, циклоалканы, диены | 1 | |
22. | Решение задач по теме: «Предельные углеводороды» | 1 | |
23. | Решение задач по теме: «Непредельные углеводороды» | 1 | |
24. | Ароматические углеводороды | 1 | |
25. | Кислородсодержащие органические соединения (сравнительная характеристика спиртов, альдегидов и карбоновых кислот) | 1 | |
26. | Решение задач | 1 | |
27. | Решение задач повышенной трудности | 1 | |
28. | Азотсодержащие органические соединения и биологически важные вещества | 1 | |
29. | Решение задач | 1 | |
30. | Обобщение материала по теме школьного курса «Общая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок | 1 | |
31. | Обобщение материала по теме школьного курса «Неорганическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок | 1 | |
32. | Обобщение материала по теме школьного курса «Органическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок | 1 | |
33. | Итоговый контроль в форме ЕГЭ | 1 | |
34. | Коррекция ЗУН и работа над ошибками. | 1 |
Формы контроля:
- классные и домашние контрольные работы
- самостоятельные работы;
- зачеты;
- защита авторских задач.
Методика диагностики знаний и умений учащихся.
Каждое знание и умение оценивается в баллах: 2 – высокий уровень сформированности (знаю, владею в полном объеме); 1 – средний (знаю, владею с помощью преподавателей, одноклассников, учебника); 0 – низкий (не владею знаниями, умениями).
Количественная оценка вычисляется по формуле:
К = сумма баллов/(количество отметок 4).
Полученный коэффициент соотносится с качественной характеристикой (см. таблицу)
Характеристика уровня сформированности знаний и умений | |
Качественные | Количественные |
Оптимальный | 0,41 – 0,5 |
Допустимый | 0,3 – 0,4 |
Критический | 0,2 – 0,29 |
Низкий | Ниже 0,2 |
Литература.
Нормативная база элективного курса
1) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).
2) Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
4) Спецификация экзаменационной работы по химии единого госу-дарственного экзамена 2010 год.
5) Кодификатор элементов содержания по химии для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 год.
Литература для учителя (методическая по подготовке школьников к ЕГЭ по химии)
1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.).
2. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1992.
3. Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии. – Белгород, 1996.
4. Пак М. Алгоритмы в обучении химии. – М.: Просвещение, 1993.
5. Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 1978.
6. Романовская В.К. Решение задач. – С-Петербург, 1998.
7. Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.
8. Единый государственный экзамен: Химия: 2003 – 2004: кон-трол. измерит. материалы/ А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко и др.; под ред. Г.С.Ковалевой; Министерство образования РФ – М.: Просвещение, 2004. Объем 16 п.л.
9. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. 2004: Химия/ А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, Ю.Н.Медведев; Министерство образования РФ – М.: Интеллект-Центр, 2004. Объем 10 п.л.
3. А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, М.Г.Снастина, Н.А.Городилова. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 1,5 п.л
10. А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, М.Г.Снастина, Н.А.Городилова. Материалы для самостоятельной работы экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 1,2 п.л.
11. А.А.Каверина, Д.Ю. Добротин, А.С. Корощенко, М.Г. Снастина, Н.А.Городилова. Материалы для проведения зачета: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства об-разования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 0,7 п.л.
12. А.А.Каверина, А.С.Корощенко. Единый государственный экзамен: содержание и основные результаты. – Химия в школе № 1/2004, с. 14-20.
13. А.С.Корощенко. О подготовке к единому государственному экзамену. - Химия в школе № 7/2004, с. 34-44.
14. Результаты единого государственного экзамена 2004 г.: Хи-мия/ Д.Ю.Добротин, А.А.Каверина (руководитель), А.С.Корощенко, М.Г.Снастина. – В кн. Результаты единого государственного экзамена (июнь 2004 г.) Аналитический отчет: Министерство образования и науки РФ, Государственная служба по надзору в сфере образования и науки, ФИПИ – М.: 2004. Объем 2 п.л.
Литература для учащихся (на правах УМК для элективного курса)
1. Аспицкая А.Ф. Проверь свои знания: 10-11 классы: Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009
2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999 (и все последующие издания).
3. Кузьменко Н.Е. и др. Начала химии. – М.: Экзамен, 2005.
4. Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986.
5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003.
Дополнительная литература для самообразования учителя (подго-товки школьникам к олимпиадам и конкурсам)
1. Введение в химию окружающей среды. Андруз Дж. и др. (1999, 271с.)
2. Задачи по органической химии с решениями. Курц А.Л. и др. (2004, 264с.)
3. Краткий справочник по химии. Под ред. Куриленко О.Д. (1974, 992с.)
4. Краткий химический справочник. Рабинович В.А., Хавин З.Я. (1991, 432с.)
5. Курс общей химии. Мингулина Э.И., Масленникова Г.Н., Ко-ровин Н.В. (1990, 446с.)
6. Механизмы реакций в органической химии. Сайкс П. (1991, 448с.)
7. Начала органической химии. В 2 книгах. Несмеянов А.Н., Несмеянов Н.А. (1969, 664с.; 1970, 824с.)
Начала современной химии. Рэмсден Э.Н. (1989, 784с.)
8. Общая и неорганическая химия. (Учебник) Ахметов Н.С. (2001, 4-е изд., 743с.)
9. Общая и неорганическая химия. (Учебник) Угай Я.А. (1997, 527с.)
10. Общая химия. Глинка Н.Л. (1985, 702с.)
11. Общая химия в формулах, определениях, схемах. Шиманович И.Е. и др. (1996, 528с.)
12. Органическая химия. Моррисон Р., Бойд Р. (1974, 1132с.)
13. Органическая химия. (Учебник) Нейланд О.Я. (1990, 751с.)
14. Органическая химия. Углубленный курс. В 2 т. Физер Л., Фи-зер М. (1966, 680с., 784с.)
15. Основные законы химии. В 2 томах. Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. (1982, 652с., 620с.)
Список полезных интернет-ресурсов
http://rsr-olymp.ru/ - официальный сайт Всероссийских олимпиад школьников (нормативные документы, дистанционные олимпиады, анализ результатов и рекомендации).
http://www.chem.msu.su/rus/olimp - задачи химических олимпиад. Международные олимпиады, Менделеевская олимпиада, Химико-математические олимпиады, Всероссийские олимпиады школьников по химии. Материалы 1997-2004г.
http://olimp.distant.ru/ – Российская дистанционная олимпиада школьников по химии и Международная дистанционная олимпиада школьников по химии "Интер-Химик-Юниор".
http://www.eidos.ru/olymp/chemistry/ – Всероссийский дистанци-онный эвристические олимпиады по химии (положение, рекомендации, методические материалы).
http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Ежегодный Турнир имени Ломоносами (творческая олимпиада для школьников, конкурсы, се-минары).
http://www.step-into-the-future.ru/ программа «Шаг в будущее (вы-ставки, семинары, конференции, форумы для школьников и учителей по вопросам организации исследовательской деятельности, подготовки проектных работ);
http://www.iteach.ru - программа Intel – «Обучение для будущего» (технология проектного обучения, создание школьных учебных про-ектов, методические особенности организации проектной деятельности, конкурсы и тренинги).
http://www.it-n.ru/ - сетевое сообщество учителей химии «Химоза» и сообщество учителей-исследователей «НОУ-ХАУ» (интересные материалы, конкурсы, форумы, методические рекомендации по организации исследовательской деятельности).
http://www.alhimik.ru - полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор (сайт будет полезен как для учеников, так и для учителей). .
http://dnttm.ru/ – Дом научно-технического творчества молодежи г. Москва (on-line конференции, тренинги, обучения для творческих ребят по физике и химии)
http://www.redu.ru/ – Цент развития исследовательской деятель-ности учащихся (подготовка исследовательских проектов, методические рекомендации для учителя, конкурсы, мероприятия для школьников on-line).
http://chemistry-chemists.com/ – «Химия и Химики» - форум журнала (эксперименты по химии, практическая химия, проблемы науки и образования, сборники задач для подготовки к олимпиадам по хи-мии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Задачи с модулями»
Понятие абсолютной величины (модуля) является одной из важнейших характеристик числа как в области действительных, так и в области комплексных чисел. Это понятие широко применяется не только в различн...
Программа учебного элективного курса по биологии . "Биологические задачи . Подготовка ЕГЭ по биологии."
Курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Решение задач по биологии даёт возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражажающие строение и функционирование б...
Авторская рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ"
Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю, итого- 35 часов в год . Предполагае...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9 класса: "Я решу задачу по физике!"
Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деяте...
Программа элективного курса "Решение текстовых задач. Подготовка к ЕГЭ"
Структура экзаменационной работы ЕГЭ отличается от традиционной контрольной работы, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.В школе подготовка к экзамену осуществляется на уроках, а также н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии Решение расчётных задач (подготовка к сдаче ЕГЭ)
Пояснительная запискаПредлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государс...
Рабочая программа элективного курса по математике, 9 класс «Решение задач. Подготовка к ОГЭ.»
При проверке базовой математической компетентности обучающиеся должны продемонстрировать: владение основными алгоритмами; знание и понимание ключевых элементов...