урок по химии "Кислота"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Лобанова Лариса Валерьевна

Конспект урока по химии 8 класс с использованием структур Сингапурской технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_8_klass_lobanova_l_v.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ

 Русско-Шуганская СОШ имени П.А. Днепрова

 Муслюмовского муниципального района

Предмет:  химия

8 класс

Тема: «Кислоты»

Форма мероприятия: урок

Использованные технологии: информационно-коммуникационные,

приемы проблемно - диалогической,

структуры Сингапурской технологии

        

Учитель: Лобанова Л.В.

Урок по теме «Кислоты»

Учебник: Рудзитис Г. Е. Ф Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение. М. 2010г.

Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах.

Задачи урока:  

Обучающие.

1).Дать определение кислотам

2). Рассмотреть состав и название кислот

4). Научить, составлять формулы кислот

5). Познакомить учащихся с классификацией кислот

6). Познакомить с физическими и химическими свойствами кислот

Развивающие:  

1). Учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку; умение работать с малым набором реактивов;

2). Коммуникативные: развитие навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

3). Информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

Воспитывающие:

1). воспитание толерантности, ценностного самосознания, воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям

Методы: частично- поисковый, исследовательско - поисковый,  объяснительно- иллюстративный, с использованием  обучающих структур Сингапурской технологии.

 Форма организации деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты обучения:

В результате изучения данного материала учащиеся должны:

Знать:

1) определение понятия - кислоты;

2) классификацию кислот;

3) физические и химические свойства кислот;

Уметь:

1) составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства кислот;

2) распознавать кислоты при помощи индикаторов;

3) определять валентность кислотного остатка;

4) соблюдать ТБ при обращении с кислотами в повседневной жизни

  Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран, презентация, штатив с пробирками,

Таблица растворимости, ряд активности металлов , условный ряд силы кислот; раздаточный материал «История индикаторов»; шаблоны-заготовки  таблицы1,3 и схем 1,3;  инструкции 1.2; таблица  «Цвет индикаторов» ; карточки с заданием №5,

тестовое задание; видео опыт (ЦОР); листы  для работы с Моделью Фрейдера; карточки с нумерацией столов и  управляющая карта «Мэнэдж мэт»;

  карточки с формулами и названиями кислот; карточки формулами веществ (оксидов, оснований, кислот) для задания №2; учебник Рудзитис Г.Е. «Химия. Неорганическая химия. 8 класс».М. Просвещение. 2010г

      Реактивы: Кислоты: соляная, серная, борная , кремниевая; индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин; оксид меди, гидроксид  меди; металлический цинк, алюминий, медь; штатив для пробирок;  

План урока:

Этапы

урока

Содержание этапов

Действия учащихся

1

Организационный момент

Готовность к уроку

Эпиграф урока

Готовность к уроку

2

Актуализация

Задание №1

Работа с понятием  «Основание»

Задание №2

Работа с формулами неорганических веществ различных классов

Работа по структуре « МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА- альтернативный вариант»

Работа в группе

3

4

5

6

7

Новая тема

Закрепление

Домашнее задание

Итоги урока

Рефлексия

1.Постановка цели и задач

2.Понятие и номенклатура кислот

  1).Задание №3

       Работа с понятием

      «кислота»

2). номенклатурой кислот

3). Задание №4

    Формулы кислот и валентности кислотных остатков

3.  Классификация кислот

Задание №5

 Составление схемы «Классификация кислот»

4. Физические свойства

Лабораторный опыт №1

Исследование физических свойств кислот

5.Химические свойства

1).Теоретические исследования по схеме 3

2).Практические исследования

а)Лабораторная работа №2

Исследование свойств кислот 1-4. Выполнить опыты №1-4

б)Опыт №5

в)Опыт №6

Выполнить тестовое задание

Получение домашнего задания

Выставление оценок

Коллективная работа

Работа по структуре

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН» («подумай-запиши-обсуди в группе»)

Индивидуальная работа

Работа по структуре «КОНТИНИУС РАУНД РОБИН»

Работа по структуре

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН»

Работа в группе

Работа с учителем

Работа группой по инструкционной карточке

Работа с учителем

Просмотр видео

Коллективная работа (учитель- класс)

Индивидуальная работа с взаимопроверкой и выставлением оценок

Индивидуальная работа

Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Проверка наличия необходимого оборудования для проведения урока на рабочих местах учащихся.

Эпиграф урока: Единственный путь, ведущий к знанию,

                             – это деятельность. Б.Шоу

  1. Актуализация знаний

1. Задание №1.

Работа со структурой « Модель Фрейера- альтернативный вариант»

Центральное понятие :  «Основание».

2. Коллективный анализ по структуре.

 

3. Задание №2.

Работа в группе с карточками

Выберите из представленного списка основания, оксиды и назовите их:

 NO, HNO3, NaOH, CO2, Mg(OH)2, H2CO3, MgO , H2SO4.

III .   Новая тема

1.Постановка цели и задачи урока

1).Определение темы урока

Учитель: Карточки с какими формулами в задании №2 не использовались? Что у них общего?

Ответ учащегося: Все оставшиеся вещества начинаются с атома водорода.

Учитель: Правильно. Это сложные вещества. Они состоят из атомов водорода, который может замещаться на атом металла и кислотных остатков. Такие вещества называются кислотами.

Тема  урока: «Кислоты»

2). Постановка целей и задач урока по теме урока.

(беседа)

2. Понятие и номенклатура кислот

1). Определение понятия «кислота»

 Задание №3. Сформулировать определение, что такое  « кислота»

 Работа по структуре «ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН» («подумай-запиши-обсуди в группе»)

Учащиеся:

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков

2)Дополнение учителя:

Общая формула  HnR , где «R»- кислотный остаток

3).Номенклатура кислот

Записать  формулы и названия  основных кислот ( с экрана)

H3PO4

фосфорная

HCl

соляная

H2SiO3

кремниевая

HNO3

азотная

H2CO3

угольная

H2SO4

серная

Учитель: Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.

 

4). Задание №4.  . В формулах кислот подчеркнуть кислотный остаток и определить его валентность. Проговорить названия кислот.

H3PO4

HCl

H2SiO3

HNO3

H2CO3

H2SO4

Работа по структуре «КОНТИНИУС РАУНД РОБИН»

3. Классификация кислот.

Задание №5.  «Найди третье лишнее» и,  проанализировав итоги, заполни

                          схему  1

Работа  в группах по структуре «ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН».

Задание№5: Найди третье лишнее:

а) HCl   H2S    HBr

б) HNO3    H2SO4    H2CO3

в) H2SO4     H3PO4      H2CO3

г) HCl     HBr      HNO3       

Схема 1

Анализ работы учащихся:

Учитель вводит правильные понятия, открывая в презентации скрытые слова. Результат- схема 2.

Схема 2

4. Физические свойства кислот

Познакомимся с физические  свойства кислот

Проведём лабораторную работу.

Лабораторная работа №1

Цель: изучить физические свойства кислот соляной, серной, борной, кремниевой и заполнить таблицу №1

Учащиеся, работая в группах, знакомятся с образцами кислот и заполняют таблицу №1

              Таблица №1

Название вещества

Агрегатное

Состояние

Цвет

Формула

Раство-

римость

в воде

Соляная кислота

Серная кислота

Борная

Кислота

Кремниевая

Кислота

Учащиеся после выполненной работы делают выводы.

Учитель дополняет.

Выводы:

Почти все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, метафосфорная, борная. Почти все растворимы в воде. Нерастворима кремниевая кислота   H2SiO3. Кислоты используют в домашнем хозяйстве. Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.

5.Химические свойства

1). Теоретические исследования

Вопрос учителя: «Используя знания, полученные на прошлых уроках

вспомним, при изучении каких  веществ и  классов  веществ, мы встречались с кислотами?»

Ответы учащихся:

1. При получение водорода

2. При изучении  свойств оксидов

3. При изучении свойств  оснований

Изучить  схему 3 по слайду презентации и раздаточному материалу.

(Первоначальна схема даётся без «примечания» и красного текста,

Эта информация появляется постепенно в ходе объяснения учителя и проведения лабораторных опытов учащимися)

схема 3 (окончательный вариант)

 

Н2О+

2).Практические исследования

Учитель: Проверим как выполняются химические свойства , выполнив лабораторные опыты.

 При выполнении опытов помните про  ТБ при работе с кислотами. Ознакомьтесь с ее положениями инструкции №1

Инструкция №1

ТБ при работе с кислотами

1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

Выполняем работу по инструкции №2. ( текст отмеченный знаком ( * ), в  раздаточном материале отсутствует)

Инструкция №2

 Проведение лабораторной работы

 «Исследование химических свойств кислот»

Свойство 1

 Опыт  №1. Исследование кислот индикаторами

  1. Обсудите в группе, какие вещества называют индикаторами и сравните свой ответ с определением на экране

 (вещества, под действием которых растворы кислот и щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами)*

  1. Ознакомьтесь с  интересной информацией  о истории индикаторов в раздаточном материале на вашем столе

 ( Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот) *.

  1. Изучите таблицу №2  «Цвет индикаторов»

Таблица №2

Лакмус

метиловый

оранжевый

Фенолфталеин

Красный

Розовый

Бесцветный

4.Испытать соляную  кислоту индикаторами, убедившись в  верности информации  таблицы №2

Свойство 2

 Опыт №2. Взаимодействие кислот с металлами

  1.   Проведите реакции по взаимодействию кислоты с металлами : Mg, Zn, Cu
  2. Результаты оформите в таблицу №3

Таблица № 3

Магний

Цинк

Медь

(Пузырьки газа выделяются

Интенсивно

Mg  +  H2SO4   =MgSO4  + H2) *

(Пузырьки газа выделяются менее интенсивно

Zn +  H2SO4 =

 ZnSO4  + H2) *

(Пузырьки газа не выделяются.) *

  1. Изучить информацию о ряде активности металлов :учебник стр .102. Сделать вывод . (Все металлы, стоящие до водорода, способны вытеснять его из кислот) *

  1. Запишите для одной  из существующих  химических реакций,  уравнения в тетрадь  
  2. Вывод оформите на схеме №2  в графе «примечания» (ряд Бекетова) *

Свойство 3

Опыт №3. Взаимодействие  кислот с оксидами

  1. Из  таблицы  №13  на стр.103 учебника  узнай с какими оксидами реагирует кислота (с основными) *.
  2. Проведите  реакцию  между оксидом меди и серной кислотой.
  3. Запишите  наблюдения и уравнение реакции в тетрадь.

(CuO + H2SO4   =CuSO4 + H2O) *

  1. Заполните  примечание  на схеме №2

     (С основными оксидами) *

Свойство 4

Опыт №4. Взаимодействие  кислот с основаниями

 

1. Проведите  реакцию  между гидроксидом меди и соляной кислотой

2. Запишите  наблюдения и уравнение реакции в тетрадь и проверить у товарищей , сверься с записью на экране.

(Cu(OH)2 + 2HCl =CuCl2 +  2H2O) *

3.Продолжите  работать  вместе с учителем

Свойство 5

Учитель: Кислоты различаются по своей силе.

Демонстрация на экране ряда активности кислот

А также  в учебнике на стр. 103.

 Учитель: По этой причине возможно ещё одно свойство кислот:

Взаимодействие с солями

Каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую

Демонстрация  видео /опыта:  Между хлоридом бария и серной кислотой

(ЦОР:  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c522a4f2-20e4-c15b-3543-acad60b247a3/index.htm )

Запишем  уравнение реакции ( вместе ):

Свойство 6

Учитель: Некоторые кислоты могут разлагаться при нагревании  с образованием кислотного оксида и воды.

Отсюда ещё одно свойство кислот:

VI).

Разложение при нагревании (некоторых кислот)

Запишем уравнение реакции( вместе):

            t

H2SO3 →  H2O +SO2

IV.  Закрепление  

  1. Выполнить  тест,  вопросы на экране (раздаточный материал)

Тест

1. Выберите список  веществ, где представлены формулы только кислот:

а) НСI, AICI3,  CO2, H2SO4

б) H2SO4, HCI, HNO3, HF

в) NaOH, BaCI2, CO, Ca(OH)2

г) AI(OH)3, NaOH, KOH, Ba(OH)2

          2.Выберите формулу серной кислоты:

а) H2SiO3 б) H2SO4  в) H2 SO3 г) H2 S

3.Выберите формулу вещества, в котором лакмус изменяет цвет на красный:

а) НСI  б) H2SO4  в) NaOH  г) KOH

  1. Выберите список  веществ в котором,  каждое вещество реагирует с  соляной кислотой:

            а) CO2     Mg         NaOH

            б) Fe         CaO      Mg(OH)2

                 в) Ag        ZnO      H2SO4 

2) Проверка

Учащиеся меняются попарно листочками и проверяют выполнение теста. На экране изображены правильные ответы и критерии оценивания учащихся. Выставляют друг другу оценки.

Все ответы верны «5»

Одна ошибка «4»

Две ошибки «3»

  1. Домашнее задание

  1. § 32
  2. Изучить схему 16 на стр.102 «Получение кислот», придумать и записать свои примеры
  3. Стр.104 упр.№7  

  1. Итоги урока

 Выставление оценок

  1. Рефлексия

На экране запись:

Подумай  о прошедшем уроке и продолжи мысли:

Я хочу сказать…

Я задумался…

Я узнал…

Учитель: Лаплас говорил: «То, что мы знаем, - ограничено,

а то, что мы не знаем – бесконечно». 

Удачи  Вам на пути познания!

Список литературы.

  1.   Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение. М. 2010г.
  2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.
  3. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1981.
  4. Преобразование обучения  для XXI  века. Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан. 2013 г.

      5. Ресурсы Интернета.

Инструкция №2

 Проведение лабораторной работы

 «Исследование химических свойств кислот»

Свойство 1

 Опыт  №1. Исследование кислот индикаторами

1.Обсудите в группе, какие вещества называют индикаторами и сравните свой ответ с определением на экране

2.Ознакомьтесь с  интересной информацией  о истории индикаторов в раздаточном материале на вашем столе

      3.Изучите таблицу №2  «Цвет индикаторов»

Таблица №2

Лакмус

метиловый

оранжевый

Фенолфталеин

Красный

розовый

Бесцветный

     4.Испытать соляную  кислоту индикаторами, убедившись в  верности

         информации  таблицы №2

Свойство 2

 Опыт №2. Взаимодействие кислот с металлами

     5.  Проведите реакции по взаимодействию кислоты с металлами : Mg, Zn, Cu

     6. Результаты оформите в таблицу №3

Таблица № 3

Магний

Цинк

Медь

     7.Изучить информацию на стр. 102 учебника о ряде активности металлов.

         Сделать выводы.

    8.Запишите для одной  из существующих  химических реакций,  уравнения в

       тетрадь  

    9.Вывод оформите на схеме №2  в графе «примечания»

Свойство 3

Опыт №3. Взаимодействие  кислот с оксидами

    10.Из  таблицы  №13  на стр.103 учебника  узнай, с какими оксидами реагирует  

           кислота.

     11.Проведите  реакцию  между оксидом меди и серной кислотой.

   12.Запишите  наблюдения и уравнение реакции в тетрадь.

   13.Заполните  примечание  на схеме №2    

Свойство 4

Опыт №4. Взаимодействие  кислот с основаниями

 

     14. Проведите  реакцию  между гидроксидом меди и соляной кислотой

     15. Запишите  наблюдения и уравнение реакции в тетрадь и проверить у

            товарищей, сверься с записью на экране.        

     16.Продолжите  работать  вместе с учителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии "Кислоты"

Конспект урока по химиии в 8 классе "Кислоты"....

Методическая разработка урока по химии "Кислоты"

Методическая разработка урока по химии "Кислоты"...

Конспект урока по химии. "Кислоты" 8 Класс

Конспект открытого урока по химии   в 8 классе на тему: " Кислоты". Учебник О.Г. Габриелян...

Презентация и конспект к уроку по химии "Кислоты"

Презентация и конспект к уроку по химии "Кислоты"...

Презентация и конспект к уроку по химии "Кислоты"

Презентация и конспект к уроку по химии "Кислоты"...

Конспект урока по химии : Кислоты.

Рассмотреть класс неорганических соединений : " Кислоты"....

Методическая разработка урока по химии "Кислоты.Состав и классификация" , 8 класс

Методическая разработка урока включает в себя пояснительную записку, цели и задачи, технологическую карту урока с подробным описанием деятельности учителя, ученика, формируемых УУД. Прописаны ожидаемы...