урок по химии "Кислота"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Конспект урока по химии 8 класс с использованием структур Сингапурской технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_klass_lobanova_l_v.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ
Русско-Шуганская СОШ имени П.А. Днепрова
Муслюмовского муниципального района
Предмет: химия
8 класс
Тема: «Кислоты»
Форма мероприятия: урок
Использованные технологии: информационно-коммуникационные,
приемы проблемно - диалогической,
структуры Сингапурской технологии
Учитель: Лобанова Л.В.
Урок по теме «Кислоты»
Учебник: Рудзитис Г. Е. Ф Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение. М. 2010г.
Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах.
Задачи урока:
Обучающие.
1).Дать определение кислотам
2). Рассмотреть состав и название кислот
4). Научить, составлять формулы кислот
5). Познакомить учащихся с классификацией кислот
6). Познакомить с физическими и химическими свойствами кислот
Развивающие:
1). Учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку; умение работать с малым набором реактивов;
2). Коммуникативные: развитие навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
3). Информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
Воспитывающие:
1). воспитание толерантности, ценностного самосознания, воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям
Методы: частично- поисковый, исследовательско - поисковый, объяснительно- иллюстративный, с использованием обучающих структур Сингапурской технологии.
Форма организации деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты обучения:
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
Знать:
1) определение понятия - кислоты;
2) классификацию кислот;
3) физические и химические свойства кислот;
Уметь:
1) составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства кислот;
2) распознавать кислоты при помощи индикаторов;
3) определять валентность кислотного остатка;
4) соблюдать ТБ при обращении с кислотами в повседневной жизни
Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран, презентация, штатив с пробирками,
Таблица растворимости, ряд активности металлов , условный ряд силы кислот; раздаточный материал «История индикаторов»; шаблоны-заготовки таблицы1,3 и схем 1,3; инструкции 1.2; таблица «Цвет индикаторов» ; карточки с заданием №5,
тестовое задание; видео опыт (ЦОР); листы для работы с Моделью Фрейдера; карточки с нумерацией столов и управляющая карта «Мэнэдж мэт»;
карточки с формулами и названиями кислот; карточки формулами веществ (оксидов, оснований, кислот) для задания №2; учебник Рудзитис Г.Е. «Химия. Неорганическая химия. 8 класс».М. Просвещение. 2010г
Реактивы: Кислоты: соляная, серная, борная , кремниевая; индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин; оксид меди, гидроксид меди; металлический цинк, алюминий, медь; штатив для пробирок;
План урока:
№ | Этапы урока | Содержание этапов | Действия учащихся |
1 | Организационный момент | Готовность к уроку Эпиграф урока | Готовность к уроку |
2 | Актуализация | Задание №1 Работа с понятием «Основание» Задание №2 Работа с формулами неорганических веществ различных классов | Работа по структуре « МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА- альтернативный вариант» Работа в группе |
3 4 5 6 7 | Новая тема Закрепление Домашнее задание Итоги урока Рефлексия | 1.Постановка цели и задач 2.Понятие и номенклатура кислот 1).Задание №3 Работа с понятием «кислота» 2). номенклатурой кислот 3). Задание №4 Формулы кислот и валентности кислотных остатков 3. Классификация кислот Задание №5 Составление схемы «Классификация кислот» 4. Физические свойства Лабораторный опыт №1 Исследование физических свойств кислот 5.Химические свойства 1).Теоретические исследования по схеме 3 2).Практические исследования а)Лабораторная работа №2 Исследование свойств кислот 1-4. Выполнить опыты №1-4 б)Опыт №5 в)Опыт №6 Выполнить тестовое задание Получение домашнего задания Выставление оценок | Коллективная работа Работа по структуре ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН» («подумай-запиши-обсуди в группе») Индивидуальная работа Работа по структуре «КОНТИНИУС РАУНД РОБИН» Работа по структуре ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН» Работа в группе Работа с учителем Работа группой по инструкционной карточке Работа с учителем Просмотр видео Коллективная работа (учитель- класс) Индивидуальная работа с взаимопроверкой и выставлением оценок Индивидуальная работа |
Содержание урока:
- Организационный момент.
Проверка наличия необходимого оборудования для проведения урока на рабочих местах учащихся.
Эпиграф урока: Единственный путь, ведущий к знанию,
– это деятельность. Б.Шоу
- Актуализация знаний
1. Задание №1.
Работа со структурой « Модель Фрейера- альтернативный вариант»
Центральное понятие : «Основание».
2. Коллективный анализ по структуре.
3. Задание №2.
Работа в группе с карточками
Выберите из представленного списка основания, оксиды и назовите их:
NO, HNO3, NaOH, CO2, Mg(OH)2, H2CO3, MgO , H2SO4.
III . Новая тема
1.Постановка цели и задачи урока
1).Определение темы урока
Учитель: Карточки с какими формулами в задании №2 не использовались? Что у них общего?
Ответ учащегося: Все оставшиеся вещества начинаются с атома водорода.
Учитель: Правильно. Это сложные вещества. Они состоят из атомов водорода, который может замещаться на атом металла и кислотных остатков. Такие вещества называются кислотами.
Тема урока: «Кислоты»
2). Постановка целей и задач урока по теме урока.
(беседа)
2. Понятие и номенклатура кислот
1). Определение понятия «кислота»
Задание №3. Сформулировать определение, что такое « кислота»
Работа по структуре «ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН» («подумай-запиши-обсуди в группе»)
Учащиеся:
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков
2)Дополнение учителя:
Общая формула HnR , где «R»- кислотный остаток
3).Номенклатура кислот
Записать формулы и названия основных кислот ( с экрана)
H3PO4 фосфорная | HCl соляная | H2SiO3 кремниевая | HNO3 азотная | H2CO3 угольная | H2SO4 серная |
Учитель: Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.
4). Задание №4. . В формулах кислот подчеркнуть кислотный остаток и определить его валентность. Проговорить названия кислот.
H3PO4 | HCl | H2SiO3 | HNO3 | H2CO3 | H2SO4 |
Работа по структуре «КОНТИНИУС РАУНД РОБИН»
3. Классификация кислот.
Задание №5. «Найди третье лишнее» и, проанализировав итоги, заполни
схему 1
Работа в группах по структуре «ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН».
Задание№5: Найди третье лишнее:
а) HCl H2S HBr
б) HNO3 H2SO4 H2CO3
в) H2SO4 H3PO4 H2CO3
г) HCl HBr HNO3
Схема 1
Анализ работы учащихся:
Учитель вводит правильные понятия, открывая в презентации скрытые слова. Результат- схема 2.
Схема 2
4. Физические свойства кислот
Познакомимся с физические свойства кислот
Проведём лабораторную работу.
Лабораторная работа №1
Цель: изучить физические свойства кислот соляной, серной, борной, кремниевой и заполнить таблицу №1
Учащиеся, работая в группах, знакомятся с образцами кислот и заполняют таблицу №1
Таблица №1
Название вещества | Агрегатное Состояние | Цвет | Формула | Раство- римость в воде |
Соляная кислота | ||||
Серная кислота | ||||
Борная Кислота | ||||
Кремниевая Кислота |
Учащиеся после выполненной работы делают выводы.
Учитель дополняет.
Выводы:
Почти все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, метафосфорная, борная. Почти все растворимы в воде. Нерастворима кремниевая кислота H2SiO3. Кислоты используют в домашнем хозяйстве. Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.
5.Химические свойства
1). Теоретические исследования
Вопрос учителя: «Используя знания, полученные на прошлых уроках
вспомним, при изучении каких веществ и классов веществ, мы встречались с кислотами?»
Ответы учащихся:
1. При получение водорода
2. При изучении свойств оксидов
3. При изучении свойств оснований
Изучить схему 3 по слайду презентации и раздаточному материалу.
(Первоначальна схема даётся без «примечания» и красного текста,
Эта информация появляется постепенно в ходе объяснения учителя и проведения лабораторных опытов учащимися)
схема 3 (окончательный вариант)
Н2О+
2).Практические исследования
Учитель: Проверим как выполняются химические свойства , выполнив лабораторные опыты.
При выполнении опытов помните про ТБ при работе с кислотами. Ознакомьтесь с ее положениями инструкции №1
Инструкция №1
ТБ при работе с кислотами
1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции. 2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема. 3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем. 4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза. 5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой. |
Выполняем работу по инструкции №2. ( текст отмеченный знаком ( * ), в раздаточном материале отсутствует)
Инструкция №2
Проведение лабораторной работы
«Исследование химических свойств кислот»
Свойство 1
Опыт №1. Исследование кислот индикаторами
- Обсудите в группе, какие вещества называют индикаторами и сравните свой ответ с определением на экране
(вещества, под действием которых растворы кислот и щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами)*
- Ознакомьтесь с интересной информацией о истории индикаторов в раздаточном материале на вашем столе
( Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот) *.
- Изучите таблицу №2 «Цвет индикаторов»
Таблица №2
Лакмус | метиловый оранжевый | Фенолфталеин |
Красный | Розовый | Бесцветный |
4.Испытать соляную кислоту индикаторами, убедившись в верности информации таблицы №2
Свойство 2
Опыт №2. Взаимодействие кислот с металлами
- Проведите реакции по взаимодействию кислоты с металлами : Mg, Zn, Cu
- Результаты оформите в таблицу №3
Таблица № 3
Магний | Цинк | Медь |
(Пузырьки газа выделяются Интенсивно Mg + H2SO4 =MgSO4 + H2) * | (Пузырьки газа выделяются менее интенсивно Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2) * | (Пузырьки газа не выделяются.) * |
- Изучить информацию о ряде активности металлов :учебник стр .102. Сделать вывод . (Все металлы, стоящие до водорода, способны вытеснять его из кислот) *
- Запишите для одной из существующих химических реакций, уравнения в тетрадь
- Вывод оформите на схеме №2 в графе «примечания» (ряд Бекетова) *
Свойство 3
Опыт №3. Взаимодействие кислот с оксидами
- Из таблицы №13 на стр.103 учебника узнай с какими оксидами реагирует кислота (с основными) *.
- Проведите реакцию между оксидом меди и серной кислотой.
- Запишите наблюдения и уравнение реакции в тетрадь.
(CuO + H2SO4 =CuSO4 + H2O) *
- Заполните примечание на схеме №2
(С основными оксидами) *
Свойство 4
Опыт №4. Взаимодействие кислот с основаниями
1. Проведите реакцию между гидроксидом меди и соляной кислотой
2. Запишите наблюдения и уравнение реакции в тетрадь и проверить у товарищей , сверься с записью на экране.
(Cu(OH)2 + 2HCl =CuCl2 + 2H2O) *
3.Продолжите работать вместе с учителем
Свойство 5
Учитель: Кислоты различаются по своей силе.
Демонстрация на экране ряда активности кислот
А также в учебнике на стр. 103.
Учитель: По этой причине возможно ещё одно свойство кислот:
Взаимодействие с солями
Каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую
Демонстрация видео /опыта: Между хлоридом бария и серной кислотой
(ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c522a4f2-20e4-c15b-3543-acad60b247a3/index.htm )
Запишем уравнение реакции ( вместе ):
Свойство 6
Учитель: Некоторые кислоты могут разлагаться при нагревании с образованием кислотного оксида и воды.
Отсюда ещё одно свойство кислот:
VI).
Разложение при нагревании (некоторых кислот)
Запишем уравнение реакции( вместе):
t
H2SO3 → H2O +SO2
IV. Закрепление
- Выполнить тест, вопросы на экране (раздаточный материал)
Тест
1. Выберите список веществ, где представлены формулы только кислот:
а) НСI, AICI3, CO2, H2SO4
б) H2SO4, HCI, HNO3, HF
в) NaOH, BaCI2, CO, Ca(OH)2
г) AI(OH)3, NaOH, KOH, Ba(OH)2
2.Выберите формулу серной кислоты:
а) H2SiO3 б) H2SO4 в) H2 SO3 г) H2 S
3.Выберите формулу вещества, в котором лакмус изменяет цвет на красный:
а) НСI б) H2SO4 в) NaOH г) KOH
- Выберите список веществ в котором, каждое вещество реагирует с соляной кислотой:
а) CO2 Mg NaOH
б) Fe CaO Mg(OH)2
в) Ag ZnO H2SO4
2) Проверка
Учащиеся меняются попарно листочками и проверяют выполнение теста. На экране изображены правильные ответы и критерии оценивания учащихся. Выставляют друг другу оценки.
Все ответы верны «5»
Одна ошибка «4»
Две ошибки «3»
- Домашнее задание
- § 32
- Изучить схему 16 на стр.102 «Получение кислот», придумать и записать свои примеры
- Стр.104 упр.№7
- Итоги урока
Выставление оценок
- Рефлексия
На экране запись:
Подумай о прошедшем уроке и продолжи мысли:
Я хочу сказать…
Я задумался…
Я узнал…
Учитель: Лаплас говорил: «То, что мы знаем, - ограничено,
а то, что мы не знаем – бесконечно».
Удачи Вам на пути познания!
Список литературы.
- Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение. М. 2010г.
- Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.
- Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1981.
- Преобразование обучения для XXI века. Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан. 2013 г.
5. Ресурсы Интернета.
Инструкция №2
Проведение лабораторной работы
«Исследование химических свойств кислот»
Свойство 1
Опыт №1. Исследование кислот индикаторами
1.Обсудите в группе, какие вещества называют индикаторами и сравните свой ответ с определением на экране
2.Ознакомьтесь с интересной информацией о истории индикаторов в раздаточном материале на вашем столе
3.Изучите таблицу №2 «Цвет индикаторов»
Таблица №2
Лакмус | метиловый оранжевый | Фенолфталеин |
Красный | розовый | Бесцветный |
4.Испытать соляную кислоту индикаторами, убедившись в верности
информации таблицы №2
Свойство 2
Опыт №2. Взаимодействие кислот с металлами
5. Проведите реакции по взаимодействию кислоты с металлами : Mg, Zn, Cu
6. Результаты оформите в таблицу №3
Таблица № 3
Магний | Цинк | Медь |
7.Изучить информацию на стр. 102 учебника о ряде активности металлов.
Сделать выводы.
8.Запишите для одной из существующих химических реакций, уравнения в
тетрадь
9.Вывод оформите на схеме №2 в графе «примечания»
Свойство 3
Опыт №3. Взаимодействие кислот с оксидами
10.Из таблицы №13 на стр.103 учебника узнай, с какими оксидами реагирует
кислота.
11.Проведите реакцию между оксидом меди и серной кислотой.
12.Запишите наблюдения и уравнение реакции в тетрадь.
13.Заполните примечание на схеме №2
Свойство 4
Опыт №4. Взаимодействие кислот с основаниями
14. Проведите реакцию между гидроксидом меди и соляной кислотой
15. Запишите наблюдения и уравнение реакции в тетрадь и проверить у
товарищей, сверься с записью на экране.
16.Продолжите работать вместе с учителем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии "Кислоты"
Конспект урока по химиии в 8 классе "Кислоты"....
Методическая разработка урока по химии "Кислоты"
Методическая разработка урока по химии "Кислоты"...
Конспект урока по химии. "Кислоты" 8 Класс
Конспект открытого урока по химии в 8 классе на тему: " Кислоты". Учебник О.Г. Габриелян...
Презентация и конспект к уроку по химии "Кислоты"
Презентация и конспект к уроку по химии "Кислоты"...
Презентация и конспект к уроку по химии "Кислоты"
Презентация и конспект к уроку по химии "Кислоты"...
Конспект урока по химии : Кислоты.
Рассмотреть класс неорганических соединений : " Кислоты"....
Методическая разработка урока по химии "Кислоты.Состав и классификация" , 8 класс
Методическая разработка урока включает в себя пояснительную записку, цели и задачи, технологическую карту урока с подробным описанием деятельности учителя, ученика, формируемых УУД. Прописаны ожидаемы...