собственная методическая система учителя
статья по химии по теме
Собственная методическая система «Использование современных образовательных технологий для развития познавательной и творческой активности учащихся как средство повышения качества обучения» построена на концепциях дидактики М.И. Махмутова. Систему отношу к модели «Творческий».Ведущими являются цели – результаты; использование новых современных технологий ведет к поиску и реализации эффективных методов организации деятельности учащихся, в том числе и творческой; организационные формы – традиционные и инновационные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nalichie_sobstvennoy_metodicheskoy_sistemy_uchitelya.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Суслова Ирина Викторовна
Собственная методическая система учителя, апробированная в педагогическом сообществе.
Тенденции новых образовательных стандартов связаны с актуализацией личностно- ориентированных, инновационных, смысловых аспектов в определении целей содержания и методов обучения русскому языку. Современное общество ставит перед учителями задачу развития ученика в новых информационных условиях, поэтому миссия учителя заключается в его обновлённой роли – роли проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации; и что сегодня особенно важно- донести Слово до своих учеников и «образ мира, в слове явленный».
Цель современного образования – не только усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию ученика; формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
В соответствии с этой целью разработана собственная методическая система учителя. Под понятием «методическая система» я подразумеваю упорядоченную целостность взаимодействующих элементов: цели, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности учащихся.
Собственная методическая система «Использование современных образовательных технологий для развития познавательной и творческой активности учащихся как средство повышения качества обучения» построена на концепциях дидактики М.И. Махмутова. Систему отношу к модели «Творческий».Ведущими являются цели – результаты; использование новых современных технологий ведет к поиску и реализации эффективных методов организации деятельности учащихся, в том числе и творческой; организационные формы – традиционные и инновационные.
Актуальность выбранной темы: Перед современной школой стоит задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к условиям жизни в обществе. И поэтому учитель должен умело использовать все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Вся система работы, основанная на принципах дифференцированного, развивающего и проблемного обучения, направлена на развитие личностных интересов, познавательной активности и творческой деятельности учащихся.
Цели методической системы:
1) глобальные (определены государственным заказом) - уметь сформировать у школьников способность к успешной адаптации в обществе
2) этапные:
- осознавать необходимость использования инновационных технологий;
- в совершенстве владеть приемами организации самостоятельной и творческой деятельности;
- уметь организовать образовательный процесс с высокой социальной значимостью учебно-познавательной деятельности обучающихся
-применять на практике современные методы и способы отслеживания мотивации обучающихся;
- обмениваться опытом с коллегами.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Аналитические: 1)анализировать педагогическую деятельность в рамках системы.
Проектировочно - прогностические: 1)вести поиск наиболее эффективных способов и приемов педагогических действий, 2)прогнозировать предполагаемые у школьников трудности и ошибки.
Организационно - деятельностные: 1)применять элементы различных педагогических технологий (информационной, исследовательских, проектной, дифференцированного обучения); 2) уметь организовывать различные формы деятельности обучающихся в условиях данной технологии.
Оценочно – рефлексивные: 1)оценивать эффективность применяемых форм, методов и средств обучения, используя разнообразные формы контроля; проводить диагностику состояния различных видов деятельности; 2) рефлексировать свою собственную деятельность, прогнозировать результаты.
Мои педагогические принципы:
- Принцип научности;
- Принцип прочности усвоения знаний;
- Принцип сотрудничества: со-учение, со-воспитание, со-авторство;
- Принцип индивидуализации;
- Педагогический гуманизм;
На уроках я использую богатый инструментарий педагогических технологий (мастерская, технология проектного обучения, технология игрового обучения, технология индивидуализированного обучения и т.д.), но, учитывая требования сегодняшнего времени, хочу остановиться на применении информационных технологий обучения на химии.. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии. А значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующее: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания различных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности уч-ся.
Используя информационные технологии на своих уроках, я поняла, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, но и задачи развивающего обучения.
Методы организации обучения с применением персонального компьютера следующие:
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- проблемно-поисковый
- исследовательский
- самостоятельной работы
- формирования познавательного интереса
Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой. В этом плане более успешным является применение проблемного и исследовательского методов. Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности учеников. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.Исследовательский метод обучения с применением персонального компьютера обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия.
Преподаватель на современном этапе перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. В своей работе я использую технологию личностно-ориентированного обучения, поэтому при планировании процесса обучения обращаю внимание на разнообразие видов и соотношение репродуктивной и творческой деятельности школьников, чтобы новые знания и способы деятельности открывали ученики, опираясь на имеющиеся знания и опыт. Ученик сам исследует изучение какого-либо правила, темы, создавая свою презентацию. Он как бы сам «творит» научное знание. Роль учителя в данном случае – роль дирижёра. Таким образом, при развивающей системе обучения использую дидактические принципы педагогики сотрудничества. Методом обучения, предполагающим развитие творческой самостоятельности учащихся, является игра: игры – викторины, игра по станциям, дискуссии, конференции. Игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу ребёнка, социальные навыки поведения, творческие способности, а самое главное, познавательный интерес к предмету.
Проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (создание буклета, презентаций). Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей: презентацию, публикацию, буклет, рекламный проспект и т.д. Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку, находить положительные стороны, научиться видеть отрицательные стороны презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Таким образом, в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.
Практический опыт убеждает, что использование информационных технологий позволяет достичь хороших результатов: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление; помогает получить высокие баллы при сдаче ЕГЭ.
Проанализировав свою методическую систему, я выделяю основные её функции:
1) Гносеологическая (познание учебного процесса как объекта конструирования; создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач).
2) Гуманистическая (направлена на утверждение в педагогическом процессе ценности личности ребенка, становление позитивной концепции ученика, осознание личного опыта).
3) Нормативная (поддерживает соблюдение педагогических норм, правил учебно-воспитательного процесса).
4) Проектировочная (осуществление конкретных педагогических технологий, обеспечивающих целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта; выбор наиболее эффективных технологий).
5) Социальная компетентность (сформировать способность решать экономические, правовые и другие социальные задачи на основе наличия целостной научной картины окружающего мира и с позиции ценностей гражданского общества и демократического государства).
6) Рефлексивная (осмысление субъектами учебного процесса основ своей деятельности; создание условий для развития рефлексии).
Данная методическая система (отдельные элементы) активно используется педагогами школ Лазаревсого района г. Сочи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая система
Описание собственной методической системы....
Наличие собственной методической системы
К5 Наличие собственной методической системы учителя - Приложения...
Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны
«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...
Сущность собственной методической системы
Моя метод система и то как я ее вижу....
Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.
Распространение педагогического опыта...
Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе
Задание курсов для участников конкурса лучших учителей в рамках реализации Приоритетно...
Собственная методическая система учителя осетинского языка и литературы МБОУ СОШ №18 г.Владикавказ
В данной работе представлена собственная методическая система по теме "Применение игровых технологий на уроках осетинского языка в 5-7 классах для повышения мотивации обучения"...