Стратегия подготовки учащихся к ЕГЭ по химии
методическая разработка по химии (11 класс) на тему

Запорожец Елена Петровна

Успешная подготовка к ЕГЭ по химии должна включать следующие элементы: формирование учебной мотивации, изучение психологических особенностей ученика для разработки индивидуальной траектории подготовки к ЕГЭ, дифференцированные методики подготовки в зависимости от психологических особенностей ребёнка, формирование банка заданий по всем тематическим блокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стратегия подготовки учащихся к ЕГЭ по химии

Цель методической системы – успешная подготовка учащихся к ЕГЭ по химии, что очень актуально и востребовано в условиях современного образования

Задачи:

  • Сформировать устойчивую  мотивацию учащихся к изучению предмета;
  • Разработать психологическую модель подготовки к ЕГЭ по химии;
  • Апробировать различные методики изучения материала в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
  • Сформировать банк заданий, включая интернет-ресурсы, для подготовки к ЕГЭ;
  • Обобщить  данную методическую систему в  профессиональном сообществе.

Стратегия подготовки учащихся к ЕГЭ по химии включает следующие элементы:

1.формирование учебной мотивации

2.изучение психологических особенностей учащихся для разработки индивидуальной траектории подготовки к ЕГЭ

3.дифференцированные методики подготовки  к ЕГЭ в соответствии с психологическими особенностями учащихся

4.Формирование банка заданий для подготовки учащихся к ЕГЭ по химии

Итак, с чего и когда нужно начинать подготовку учащихся к ЕГЭ? Несомненно, с  первых уроков химии в 8 классе. Для формирования учебной мотивации я использую следующие приёмы:

- активные методы обучения на уроках, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный и творческий характер. Это могут быть различного рода игры, проблемные ситуации, экспериментальная деятельность, использование цифровых образовательных ресурсов. Данные приёмы позволяют активизировать учащихся и вовлечь их в учебный процесс.

- внеурочная деятельность: цикл практических работ «Домашний эксперимент»,  КВН химиков, часы занимательной химии, выпуск тематического журнала;

-работа с одарёнными детьми и выполнение ими научно-исследовательских проектов.

- участия в школьных ,муниципальных олимпиадах, всероссийских интеллектуальных конкурсах.

Результатом данного элемента методической системы является популярность химии как учебного предмета в школе, профилизация старшеклассников, ежегодный выбор ЕГЭ по химии.

2. Изучение психологических особенностей учащихся для разработки индивидуальной траектории подготовки к ЕГЭ.

                Индивидуальная программа подготовки к ЕГЭ должна учитывать психологические особенности ребёнка и  тип его мыслительной деятельности. В идеале эти исследования должен проводить психолог. При отсутствии  указанного специалиста данные исследования могут быть выполнены учителем. Очень распространённая и довольно объективная психофизиологическая методика определения функциональной ассиметрии полушарий разработана Полем Торрансом. Исследования, которые я проводила с 2010 года показали, что подавляющая часть учащихся имеют правополушарный (художественный) стиль мышления. Как считают психологи, высокая доля правополушарных детей связана с воздействием новой информационной среды, которая активизирует и стимулирует в большей степени мыслительные процессы правого полушария, чем левого.

Наиболее успешны учащиеся с сильным типом нервной системы и левополушарным мышлением . Такие выпускники  получили на ЕГЭ по химии в период с 2010-2013 учебные года высокие баллы:

от 80  до 95.

Учащиеся с ведущим правым полушарием и равнополушарные за трёхлетний период показали результаты

от 63 до 79 баллов.

Для того, чтобы достигнуть таких хороших результатов на ЕГЭ необходим следующий элемент стратегии - дифференцированные методики подготовки к ЕГЭ в соответствии с психологическими особенностями учащихся. Для левополушарных детей, обладающих рациональным, логическим, аналитическим и алгоритмическим мышлением наиболее целесообразны следующие методики  при подготовке к ЕГЭ:

- опорные схемы и тренировочные упражнения;

- структурирование учебного материала;

- алгоритмика;

- обобщённый метод решения задач на основе системного анализа их условий;

-проблемное обучение на основе межпредметной интеграции.

        Правополушарным детям с чувственно-эмоциональным, образным, поисковым и творческим мышлением очень полезными окажутся следующие методики:

- творческие экспериментальные задачи;

- информационные технологии;

- использование метафор;

- графические и иллюстративные  способы решения задач;

 - интеграция медиаобразования с курсом химии.

 Следующий элемент стратегии - формирование банка заданий для подготовки учащихся к ЕГЭ по химии, который должен включать6

-  КИМы прошлых лет;

-  Тематические задания по основным блокам содержания ЕГЭ,

-  Диагностические контрольные работы для ежемесячного мониторинга качества подготовки к ЕГЭ, размещённые на школьном сайте;

  • Интернет - сайты для тестирования в режиме online:

http://www.fipi.ru

http://ege.yandex.ru 

http://www.edu.ru

http://testbiohim.ru

http://www.moeobrazovanie.ru 

        Результаты методической системы

     Выпускники 11 классов МБОУ СОШ № 13 в 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебных годах получили средний балл ЕГЭ по химии  выше среднекраевого показателя.

2012-2013 учебный год – 75 баллов

Средний балл по краю -73,6

2011-2012 учебный год – средний балл по школе – 77,4
Средний балл по краю - 62

2010-2011 учебный год
Средний балл по краю – 61,5
Средний балл по школе - 84


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по подготовке учащихся к олимпиадам по химии

Работа является итогом прохождения дистанционных курсов по данной теме в Педагогическом университете "Первое сентября". В работе рассмотрены подходы к подготовке олимпиадников и оли...

Подготовка учащихся к ЕГЭ по химии

Содержит методические рекомендации и разработки по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ по химии...

Некоторые аспекты подготовки учащихся к ЕГЭ по химии

Знать или понимать? Точность определения понятий. Элементы методики подготовки....

Подготовка учащихся к олимпиадам по химии - форма учебной мотивации одаренных школьников

Презентация к выступлению на городском семинаре учителей химии по теме "Подготовка учащихся к олимпиадам по химии - форма мотивации одаренных школьников"...

Стратегии подготовки учащихся к устной части ЕГЭ по английскому языку

Подготовка к экзаменам - это полное понимание и освоение всех требований и критериев, это и знание языка, это и развитие и совершенствование необходимые метапредметных умений. Не зная всех составляющи...