Стратегия подготовки учащихся к ЕГЭ по химии
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
Успешная подготовка к ЕГЭ по химии должна включать следующие элементы: формирование учебной мотивации, изучение психологических особенностей ученика для разработки индивидуальной траектории подготовки к ЕГЭ, дифференцированные методики подготовки в зависимости от психологических особенностей ребёнка, формирование банка заданий по всем тематическим блокам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта успешной подготовки учащихся к ЕГЭ по химии | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия подготовки учащихся к ЕГЭ по химии
Цель методической системы – успешная подготовка учащихся к ЕГЭ по химии, что очень актуально и востребовано в условиях современного образования
Задачи:
- Сформировать устойчивую мотивацию учащихся к изучению предмета;
- Разработать психологическую модель подготовки к ЕГЭ по химии;
- Апробировать различные методики изучения материала в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
- Сформировать банк заданий, включая интернет-ресурсы, для подготовки к ЕГЭ;
- Обобщить данную методическую систему в профессиональном сообществе.
Стратегия подготовки учащихся к ЕГЭ по химии включает следующие элементы:
1.формирование учебной мотивации
2.изучение психологических особенностей учащихся для разработки индивидуальной траектории подготовки к ЕГЭ
3.дифференцированные методики подготовки к ЕГЭ в соответствии с психологическими особенностями учащихся
4.Формирование банка заданий для подготовки учащихся к ЕГЭ по химии
Итак, с чего и когда нужно начинать подготовку учащихся к ЕГЭ? Несомненно, с первых уроков химии в 8 классе. Для формирования учебной мотивации я использую следующие приёмы:
- активные методы обучения на уроках, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный и творческий характер. Это могут быть различного рода игры, проблемные ситуации, экспериментальная деятельность, использование цифровых образовательных ресурсов. Данные приёмы позволяют активизировать учащихся и вовлечь их в учебный процесс.
- внеурочная деятельность: цикл практических работ «Домашний эксперимент», КВН химиков, часы занимательной химии, выпуск тематического журнала;
-работа с одарёнными детьми и выполнение ими научно-исследовательских проектов.
- участия в школьных ,муниципальных олимпиадах, всероссийских интеллектуальных конкурсах.
Результатом данного элемента методической системы является популярность химии как учебного предмета в школе, профилизация старшеклассников, ежегодный выбор ЕГЭ по химии.
2. Изучение психологических особенностей учащихся для разработки индивидуальной траектории подготовки к ЕГЭ.
Индивидуальная программа подготовки к ЕГЭ должна учитывать психологические особенности ребёнка и тип его мыслительной деятельности. В идеале эти исследования должен проводить психолог. При отсутствии указанного специалиста данные исследования могут быть выполнены учителем. Очень распространённая и довольно объективная психофизиологическая методика определения функциональной ассиметрии полушарий разработана Полем Торрансом. Исследования, которые я проводила с 2010 года показали, что подавляющая часть учащихся имеют правополушарный (художественный) стиль мышления. Как считают психологи, высокая доля правополушарных детей связана с воздействием новой информационной среды, которая активизирует и стимулирует в большей степени мыслительные процессы правого полушария, чем левого.
Наиболее успешны учащиеся с сильным типом нервной системы и левополушарным мышлением . Такие выпускники получили на ЕГЭ по химии в период с 2010-2013 учебные года высокие баллы:
от 80 до 95.
Учащиеся с ведущим правым полушарием и равнополушарные за трёхлетний период показали результаты
от 63 до 79 баллов.
Для того, чтобы достигнуть таких хороших результатов на ЕГЭ необходим следующий элемент стратегии - дифференцированные методики подготовки к ЕГЭ в соответствии с психологическими особенностями учащихся. Для левополушарных детей, обладающих рациональным, логическим, аналитическим и алгоритмическим мышлением наиболее целесообразны следующие методики при подготовке к ЕГЭ:
- опорные схемы и тренировочные упражнения;
- структурирование учебного материала;
- алгоритмика;
- обобщённый метод решения задач на основе системного анализа их условий;
-проблемное обучение на основе межпредметной интеграции.
Правополушарным детям с чувственно-эмоциональным, образным, поисковым и творческим мышлением очень полезными окажутся следующие методики:
- творческие экспериментальные задачи;
- информационные технологии;
- использование метафор;
- графические и иллюстративные способы решения задач;
- интеграция медиаобразования с курсом химии.
Следующий элемент стратегии - формирование банка заданий для подготовки учащихся к ЕГЭ по химии, который должен включать6
- КИМы прошлых лет;
- Тематические задания по основным блокам содержания ЕГЭ,
- Диагностические контрольные работы для ежемесячного мониторинга качества подготовки к ЕГЭ, размещённые на школьном сайте;
- Интернет - сайты для тестирования в режиме online:
http://www.edu.ru
http://testbiohim.ru
Результаты методической системы
Выпускники 11 классов МБОУ СОШ № 13 в 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебных годах получили средний балл ЕГЭ по химии выше среднекраевого показателя.
2012-2013 учебный год – 75 баллов
Средний балл по краю -73,6
2011-2012 учебный год – средний балл по школе – 77,4
Средний балл по краю - 62
2010-2011 учебный год
Средний балл по краю – 61,5
Средний балл по школе - 84
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по подготовке учащихся к олимпиадам по химии
Работа является итогом прохождения дистанционных курсов по данной теме в Педагогическом университете "Первое сентября". В работе рассмотрены подходы к подготовке олимпиадников и оли...
Эффективные способы подготовки учащихся к экзамену по химии в форме ЕГЭ. Технология современных методов обучения и контроля по химии (тестирование).
Обобщение педагогического опыта...
Подготовка учащихся к ЕГЭ по химии
Содержит методические рекомендации и разработки по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ по химии...
Некоторые аспекты подготовки учащихся к ЕГЭ по химии
Знать или понимать? Точность определения понятий. Элементы методики подготовки....
Мастер-класс «Эффективные стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку»
Мастер-класс в помощь учителям старших классов...
Подготовка учащихся к олимпиадам по химии - форма учебной мотивации одаренных школьников
Презентация к выступлению на городском семинаре учителей химии по теме "Подготовка учащихся к олимпиадам по химии - форма мотивации одаренных школьников"...
Стратегии подготовки учащихся к устной части ЕГЭ по английскому языку
Подготовка к экзаменам - это полное понимание и освоение всех требований и критериев, это и знание языка, это и развитие и совершенствование необходимые метапредметных умений. Не зная всех составляющи...