Некоторые аспекты подготовки учащихся к ЕГЭ по химии
статья по химии (11 класс) на тему

Воробьев Валерий Олегович

Знать или понимать? Точность определения понятий. Элементы методики подготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты подготовки учащихся к ЕГЭ по химии

        Единый Государственный Экзамен по химии проводится в Санкт-Петербурге уже достаточно давно и, казалось бы, методика подготовки к экзамену должна быть уже отработана до мелочей. Совершенствование формулировок заданий экзамена позволяет однозначно отвечать практически на все вопросы, а набор заданий и проверяемых тем и модулей в основном не меняется. При этом подготовка к экзамену ежегодно вызывает волнения и трудности, как для учителей, так и для учащихся. В настоящей статье автор считает своим долгом поделиться некоторыми соображениями, использование которых может облегчить работу и учителям и их ученикам именно по подготовке к экзамену, а не к изучению химии вообще.

        Что же проверяется на этом экзамене? Прежде всего, это знание основ химии. Именно знания основных положений важнейших теорий химии и современных представлений развития этих теорий, хотя современность их достаточно сомнительна. Скажем, теория химической связи преподается почти со столетним опозданием. Но это не имеет решающего значения, т.к. существует высшее образование, в рамках которого эти представления будут углублены и расширены. Учащиеся должны четко знать закономерности, вытекающие из теоретических представлений и безошибочно применять их на практике при выборе правильного ответа. При этом на экзамене нет ни одного вопроса, который бы начинался со слов «Почему» или «По какой причине». То есть понимания в данном случае совершенно не требуется. Хорошо это или плохо, является предметом многолетних дискуссий сторонников и противников ЕГЭ. Все это напоминает сдачу экзамена по Правилам дорожного движения. Любой участник движения  должен неукоснительно выполнять эти правила для общей безопасности. Для любителей во всем разобраться по подробней существуют Комментарии к правилам, в которых присутствуют  элементы понимания, почему то или иное правило является таковым и действует именно так. Следовательно, необходимо четко различать понятия знания и понимания. Конечно, некоторые свойства веществ могут быть на школьном уровне определены исходя из их строения, но это лишь небольшая часть их свойств. Для обоснования черного цвета оксида меди (II) или бурого цвета диоксида азота требуются знания физики и химии, далеко выходящие за рамки даже университетского курса. И зачем это понимать? Вполне достаточно увидеть эти вещества и запомнить их образ. Или прочитать об этом. Или узнать от кого-то, например от учителя. И запомнить. Поэтому для успешной сдачи экзамена наиболее важно знание конкретных фактов, а не понимание причин их проявлений. Не хочется употреблять слово «зубрежка» но, увы…. Ведь так и иностранные языки изучают….

        В свою очередь, учащиеся хотят якобы все «понять», наивно думая, что ничего учить при этом не нужно и все само собой усвоится. Здесь также уместна аналогия с Правилами дорожного движения. Нельзя быть уверенным в своей безопасности выучив половину или две трети правил. А при подготовке к ЕГЭ учащиеся почему-то думают, что этого достаточно. Видимо, они так соотносят уровень своего знания предмета и отметки, которые по этому предмету они имеют.

        При этом знания должны быть точными, общепринятыми, каноническими. В качестве примера приведем сведения о различных классах оксидов и гидроксидов. В учебниках приводятся определения оксидов различных классов исходя из валентности входящего в их состав металла. Это только путает учащихся, т.к. характер оксида бария и оксида бериллия они не различают - ведь оба металла двухвалентны. Значительно уместнее в данном случае исходить из характера металла. Бериллий металл переходный, а барий типичный, поэтому первый образует амфотерный оксид, а второй основный. При этом обязательно нужно сказать, что некоторые оксиды переходных металлов, например, оксид хрома (II) или оксид марганца (II) основные и это надо запомнить.

        В случае гидроксидов металлов еще сложнее. Например, гидроксид алюминия приводят как пример трехкислотного основания или называют амфотерным основанием, что само по себе абсурдно. В теме «Гидролиз солей», например, хлорид цинка позиционируется как соль слабого основания – гидроксида цинка. Так это основание или амфотерный гидроксид, как утверждалось на предыдущих уроках? Все это сильно затрудняет структурирование понятий и знаний для учащихся.

        Именно по причинам отсутствия конкретных знаний наибольшую трудность представляют вопросы, связанные с химическими производствами, с прикладной химией, с качественными реакциями органических и неорганических соединений.

        Выводы:

- «знание» и «понимание» нужно различать;

- необходимы четкие определения важнейших понятий;

- для качественной подготовки к экзамену нужны постоянные тренинги.

P.S. Учителей часто обвиняют в практике так называемого «натаскивания на ЕГЭ». Это вопрос, конечно,  дискуссионный. Но в данном случае цель оправдывает средства.

В.О.Воробьев, методист ИМЦ по химии, учитель химии ГБОУ СОШ №77 с углубленным изучением химии

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты воспитания учащихся в процессе преподавания математики

Статья содержит некоторые предложения из опыта моей работы учителем математики в сельской школе. Некоторые мои находки, позволяющие  привлечь учащихся к самому трудному для них предмету....

Некоторые аспекты подготовки обучающихся к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ

Сейчас очень много методических разработок и материалов, которые помогают нам в подготовке к итоговой аттестации. Чем может быть интересен предложенный мною материал? Подготовку я веду уже с 10 класса...

Некоторые аспекты подготовки хормейстера к разучиванию хорового произведения

ВступлениеИзучение поэтического текстаВокально-хоровой анализОсновные вокально-хоровые трудности произведенияРабота над мелодическим и гармоническим строемСоздание целостного художественного образа...

Некоторые аспекты подготовки хормейстера к разучиванию хорового произведения

ВступлениеИзучение поэтического текстаВокально-хоровой анализОсновные вокально-хоровые трудности произведенияРабота над мелодическим и гармоническим строемСоздание целостного художественного образа...

Некоторые аспекты подготовки юных шахматистов.

У юных шахматистов возникает много проблем. О решении некоторых из них говорится в этой статье....

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...

Некоторые приемы подготовки учащихся к сдаче устной части ОГЭ по английскому языку (из опыта работы)

В статье освещаются все задания устной части ОГЭ и особенности их выполнения. Автор делится советом,как успешно подготовиться к экзамену,прккомендуя разные виды работ и различные цифровые ресурсы. Дан...