Рабочая программа по химии 8 класс О.С.Габриелян
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Рабочая программа по курсу химия 8 класс обеспеченная УМК О.С.Габриеляна составлена из расчета 3 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_8_kl.docx | 74.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Салганская средняя общеобразовательная школа »
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ « Салганская СОШ » _____ ___________/ Федосеева .Е.Ф./ ФИО «___» _________ 20____г. | «Утверждено» Директор МБОУ « Салганская СОШ» _____ _________/ Ерыкалова Г.И./ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20____г. |
Рабочая программа
по предмету «Химия»
на 2014-2015 учебный год
для 8 класса
Рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 8 – 11 классов
общеобразовательных учреждений к комплекту учебников «Химия. 8 – 11 классы» О.С. Габриеляна
Рассмотрено на заседании педагогического совета МБОУ « Салганская СОШ » Протокол №____ от «___» _________ 20____г. | Составитель: Калинина Ольга Анатольевна учитель химии и биологии МБОУ « Салганская СОШ» |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Учебного плана МБОУ « Салганская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год
- Авторской программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна.
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования от 5 марта 2004 г.
- Примерной программы по химии основного общего образования.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебно-методичекого комплекта:
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 – 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2011.
- Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2011.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8». – М.: Дрофа, 2011.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8». – М.: Дрофа, 2010.
Количество часов по плану:
в неделю – 3 ч (2 ч федеральный компонент и 1 ч школьный компонент);
всего – 105 ч;
контрольные работы – 6 ч.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения химии:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи обучения:
- формирование знаний основ науки, важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Контроль знаний осуществляется посредством фронтального опроса, тестирования, письменных опросов. Промежуточная аттестация проводится в форме письменных и проверочных работ, взаимоконтроля.
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Лабораторные опыты | Демонстрации | Контрольные работы | Экскурсии | Практические работы | Примечание |
Введение | 8 | 3 | 2 | |||||
Атомы химических элементов | 13 | 2 | 1 | |||||
Простые вещества | 9 | 6 | 1 | |||||
Соединения химических элементов | 18 | 2 | 8 | 1 | 2 | |||
Изменения, происходящие с веществами | 14 | 5 | 16 | 1 | 1 | |||
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 30 | 6 | 11 | 1 | 4 | |||
Портретная галерея великих химиков | 10 | 1 | 4 | |||||
Резерв | 3 | |||||||
Итого | 105 | 13 | 46 | 6 | 4 | 9 |
III. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Эксперимент (Д – демонстрационный, Л – лабораторный) | Дата |
Введение (8 уроков) | |||
Предмет химии. Вещества. (§1) | Д. Коллекции изделий – тел из алюминия и стекла. | ||
Предмет химии. Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. (§2) | Д. 1. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. 2. Помутнение «известковой воды» при пропускании через неё углекислого газа. | ||
Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии. (§3) | |||
Практическая работа №1. «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами» | |||
Практическая работа №2. «Наблюдение за горящей свечой» | |||
Знаки (символы) химических элементов. (§4) | |||
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. (§4) | |||
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении. (§5) | |||
Тема 1. Атомы химических элементов (13 уроков) | |||
Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. (§6) | |||
Изменение числа протонов в ядре – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре – образование изотопов. (§7) | Д. Модели атомов химических элементов. | ||
Электроны. Строение электронных оболочек атомов. (§8) | Д. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | ||
Строение электронных оболочек атомов элементов № 1 – 20. (§8) | |||
Металлические и неметаллические свойства элементов. Изменение свойств химических элементов по периодам и группам. (§9) | |||
Ионная химическая связь. (§9) | |||
Ковалентная неполярная химическая связь. (§10) | |||
Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь. (§11) | |||
Металлическая химическая связь атомов элементов-металлов между собой – образование металлических кристаллов. (§12) | |||
Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах. | |||
Обобщение и систематизация знаний о видах химической связи. | |||
Решение расчетных задач. | |||
Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов» | |||
Тема 2. Простые вещества (9 уроков) | |||
Работа над ошибками. Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов. (§13) | Д. Коллекция металлов: Fe, Al, Ca, Mg, Na, K. | ||
Простые вещества – неметаллы. Физические свойства неметаллов – простых веществ. (§14) | Д. Коллекция неметаллов: S, P, Br (в ампуле), угля активированного. | ||
Аллотропия. (§14) | Д. 1. Образцы белого и красного фосфора, белого и серого олова. 2. Получение озона. | ||
Количество вещества. (§15) | Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль, 1 ммоль, 1 кмоль. | ||
Молярная масса вещества. (§15) | |||
Молярный объём газообразных веществ. (§16) | Д. Модель молярного объема газов. | ||
Решение расчетных задач. | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». | |||
Контрольная работа по теме «Простые вещества» | |||
Тема 3. Соединения химических элементов (18 уроков) | |||
Работа над ошибками. Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов. (§17) | Л. Знакомство с образцами неорганических веществ различных классов. | ||
Составление формул бинарных соединений по степеням окисления элементов. (§17) | |||
Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения. (§18) | Д. Образцы оксидов: (газы и растворы) | ||
Основания, их состав и названия, классификация. (§19) | Д. 1. Образцы щелочей и нерастворимых оснований. 2. Изменение окраски индикаторов. | ||
Основания. Расчеты по формулам оснований. (§19) | |||
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. (§20) | Д. 1. Образцы кислот: , некоторых других минеральных и органических кислот. 2. Изменение окраски индикаторов. | ||
Кислоты. Расчеты по формулам оснований. (§20) | |||
Соли как производные кислот и оснований. (§21) | Д. Образцы солей. | ||
Соли. Расчеты по формулам солей. (§21) | |||
Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. (§22) | Д. Модели кристаллических решеток NaCl, алмаза, графита, металлов, . | ||
Чистые вещества и смеси. (§23) | Д. 1. Взрыв смеси водорода с воздухом. 2. Способы разделения смесей. 3. Дистилляция воды. Л. Разделение смесей. | ||
Практическая работа №3. «Анализ почвы и воды» | |||
Массовая и объемная доля компонентов смеси в том числе и доля примесей. (§24) | |||
Расчеты, связанные с понятием «доля» (ω, φ) | |||
Практическая работа №5. «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе» | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | |||
Решение расчетных задач. | |||
Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов» | |||
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (14 уроков) | |||
Работа над ошибками. Физические явления. Разделение смесей. (§25) | Д. 1. Плавление парафина Возгонка бензойной кислоты. 2. Способы разделения смесей. Л. Сравнение скорости испарения капель воды и спирта с фильтровальной бумаги. | ||
Химические реакции. (§26) | Д. 1. Горение магния. 2. Взаимодействие HCl с мрамором, получение и последующее его растворение в кислоте. 3. Взаимодействие с Fe. Л. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. | ||
Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения. (§27) | Д. 1. Подтверждение закона сохранения массы веществ в результате химических реакций. 2. Электролиз воды. | ||
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. (§29) | Д. 1. Разложение нитратов калия или натрия, перманганата калия, азотной кислоты, гидроксида меди (II). 2. Разложение в присутствии . | ||
Реакции соединения. Цепочки переходов. (§30) | Д. Осуществление цепочки переходов Л. Окисление меди в пламени спиртовки. | ||
Реакции замещения. Ряд активности металлов. (§31) | Д. 1. Взаимодействие натрия с водой. 2. Взаимодействие цинка и алюминия с соляной кислотой. 3. Взаимодействие металлов с растворами солей. Л. Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом. (6 реакций) | ||
Реакции обмена. Правило Бертолле. (§32) | Д. 1. Взаимодействие растворов щелочей, окрашенных фенолфталеином, с растворами кислот. 2. Взаимодействие серной кислоты и хлорида бария, соляной кислоты и нитрата серебра, гидроксида натрия и сульфата железа (III). Л. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. | ||
Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе. (§33) | Д. 1. Взаимодействие с и CaO. 2. Взаимодействие с Na, Li. 3. Гидролиз сульфида алюминия. | ||
Расчёты по химическим уравнениям. (§28) | |||
Расчёты по химическим уравнениям. (§28) | |||
Практическая работа №4. «Признаки химических реакций». | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» | |||
Решение расчетных задач. | |||
Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами» | |||
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Окислительно-восстановительные реакции (30 уроков) | |||
Растворение как физико-химический процесс. (§34) | Д. 1. Кристаллизация пересыщенного раствора глауберовой соли. 2. Растворение безводного в воде. | ||
Растворимость. Типы растворов. (§34) | Д. Растворимость веществ при разных температурах. Тепловые явления при растворении. | ||
Электролитическая диссоциация (ЭД). (§35) | Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. | ||
Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. (§35) | Д. Зависимость ЭД уксусной кислоты от разбавления. | ||
Основные положения теории электролитической диссоциации. (§36) | Д. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. | ||
Ионные уравнения реакций. (§37) | Д. Примеры реакций, идущих до конца. | ||
Решение упражнений на составление молекулярных и ионных уравнений с использованием таблицы растворимости. (§37) | |||
Практическая работа № 6 «Ионные реакции». | |||
Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства. (§38) | Л. Реакции, характерные для растворов кислот (на примере соляной и серной кислоты). | ||
Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. (§38) | |||
Решение упражнений на составление молекулярных и ионных уравнений реакций кислот. (§38) | |||
Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства. (§39) | Д. 1. Взаимодействие и NaOH. 2. Разложение . Л. Реакции, характерные для растворов щелочей (на примере гидроксида натрия или калия). | ||
Молекулярные и ионные уравнения реакций оснований. (§39) | Л. Получение и свойства нерастворимого основания, например, гидроксида меди (II). | ||
Решение упражнений на составление молекулярных и ионных уравнений реакций оснований. (§39) | |||
Оксиды, их классификация и свойства. (§40) | Л. 1. Изучение свойств основных оксидов для CaO 2. Изучение свойств кислотных оксидов для и . | ||
Решение упражнений на составление молекулярных и ионных уравнений реакций оксидов. (§40) | |||
Соли в свете ТЭД, их свойства. (§41) | Л. Химические свойства солей. | ||
Взаимодействие солей с кислотами и щелочами (повторение). | |||
Практическая работа № 7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца». | |||
Практическая работа №8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». | |||
Генетическая связь между классами неорганических веществ. (§42) | Д. Осуществление цепочки переходов | ||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Теория электролитической диссоциации» | |||
Контрольная работа по теме «Теория электролитической диссоциации» | |||
Работа над ошибками. Классификация химических реакций. | Д. Примеры химических реакций разных типов. | ||
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). (§43) | Д. 1. Взаимодействие Zn с HCl, S, . 2. Горение магния. 3. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды. | ||
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. (§43) | |||
Свойства изученных классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций. | |||
Практическая работа №9. «Решение экспериментальных задач». | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Окислительно-восстановительные реакции» | |||
Решение расчетных задач. Проверочная работа по теме «Окислительно-восстановительные реакции» | |||
Тема 6. Портретная галерея великих химиков (10 уроков) | |||
Знакомство с жизнью и деятельностью Парацельса, Роберта Бойля, М.В. Ломоносова. Строение атомов. Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения (повторение). | |||
Экскурсия в аптеку. | |||
Знакомство с жизнью и деятельностью Лавуазье и Бертолле. Условия протекания химических реакций (повторение). | |||
Знакомство с жизнью и деятельностью Дальтона и Авогадро. Закон Авогадро. | |||
Экскурсия на предприятия местного производства. | |||
Знакомство с жизнью и деятельностью Д.И. Менделеева. Периодический закон и периодическая система химических элементов. | |||
Экскурсия в агрохимлабораторию. | |||
Экскурсия на предприятия местного производства. | |||
Знакомство с жизнью и деятельностью Аррениуса и И.А. Каблукова. Окислительно-восстановительные реакции (повторение). | |||
Итоговая контрольная работа. | |||
Резерв | |||
Резерв | |||
Резерв |
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
восьмиклассников.
знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы(от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
- обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путём: кислород, водород, растворы кислот и щелочей,
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
V. ЛИТЕРАТУРА
а) литература для учащихся:
- Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.
- Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2002г.
- А.Е. Савельев. Основные понятия и законы химии. Химические реакции. – М.: Дрофа, 2008.
б) литература для учителя:
- М.Ю. Горковенко. Поурочные разработки по химии: 8 класс, – М.: ВАКО, 2007.
- М.А. Рябов, Е.Ю. Невская. Тесты по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- Н.С. Павлова. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
- Н.С. Павлова. Контрольные и самостоятельные работы по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- О.С. Габриелян. Задачи по химии и способы их решения. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2010.
- А.М. Радецкий. Химический тренажер: задания для организации самостоятельной работы учащихся 8 – 9 и 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2008.
- О.С. Габриелян. Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». – М.: Дрофа, 2012.
- Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс / Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011.
в) электронные пособия:
СD диски:
«Общая и неорганическая химия»,
«Химия (8 – 11 классы). Виртуальная лаборатория»
«Неорганическая химия», мультимедийное сопровождение уроков.
«Химия. Демонстарционные таблицы»
«Химия. 8 – 9 классы. Интерактивные проверочные работы»
Интернет-ресурсы:
http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html
VI. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
№ изменений | Номера листов | Дата | Подпись лица, внёсшего изменения | |
что изменилось | страницы | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
рабочая программа по химии 8-9кл ос габриелян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия» 8-9 класс за курс основной общей школы на период 2013 – 2014 учебный год ...
рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа со...
рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы
Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....
Рабочая программа 10-11 класс О.С.Габриелян (базовый уровень)
Рабочая программа...
Рабочая программа по химии УМК О.С. Габриелян 8 класс ФГОС
Рабочая программа по химии по химии О.С. Габриелян 8 класс ФГОС...
Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...