Конспект урока "Соли" в 8-м классе
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Конспект урока с использованием технологии проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nov._statya.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. «Соли» (в 8-м классе)
Миронова В.П.
учитель химии МБОУ «СОШ№10»
г. Новочебоксарска.
Цель: Формирование у учащихся знаний о составе и номенклатуре солей.
Задачи:
-научить учеников составлять формулы солей и называть их, определять по составу соединения принадлежность его к классу солей, по названиям солей составлять формулы.
-развивать умения классифицировать соединения, расширить представления о классах неорганических веществ, развивать общеучебные умения и навыки (работать с учебником, обобщать).
-воспитывать добросовестное отношение к труду; положительное отношение к получению знаний.
Планируемые образовательные результаты:
личностные: интерес к предмету
метапредметные: формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда.
предметные: знание классификации и номенклатуры солей, умение составлять формулы солей по названию, умение отличать соли от других классов веществ; расширение представлений о классах неорганических веществ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, алгоритмизация.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.
Основные понятия: соли
Оборудование и реактивы: плакат номенклатура солей, NaCl, CaSO4, CaCO3, карточки для проверки домашнего задания.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
1 этап: организационный | |||
2 этап: проверка домашнего задания | Работают по карточкам 4 варианта | ||
3этап: изучение новой темы | |||
3.1 Актуализация знаний: учитель спрашивает у учащихся: - какие классы сложных веществ вы знаете? Учитель обращается к детям: - на слайде приведены формулы сложных веществ. Разделите их по классам. | Ученики отвечают: бинарные соединения (оксиды, гидриды, летучие водородные соединения), основания, кислоты. 3 минуты работают самостоятельно, затем несколько учеников выходят к доске и в столбик пишут формулы, принадлежащие к определённому классу, на местах сидящие проверяют, исправляют и комментируют ошибки, если они допущены. | ||
Слайд 1. Распределите перечисленные вещества по классам: Al2S3, SO2, Na2O, NaOH, Zn(NO3)2, H2SO4, NaH, N2O5, Zn(OH)2, NH3, CaSO4, BaH2, CH4, Cl2O7, Al(OH)3, H2S, Na2SO3 | |||
Учитель обращается к детям: -на слайде приведены формулы веществ, которые вы не написали на доске. Почему? (создание проблемной ситуации) | Учащиеся отвечают: Не знаем к какому классу относятся, мы не изучали подобные вещества и т.д. Некоторые ученики могут сделать вывод, что существует другой класс неорганических соединений. Какой? | ||
Учитель просит учащихся прочитать формулы данных веществ. | Алюминий-2-эс-три, цинк-эн-о-три-дважды, кальций-эс-о-четыре, натрий-два-эс-о-три. | ||
Слайд 2. Al2S3, Zn(NO3)2,CaSO4, Na2SO3 | |||
- действительно, оставшиеся вещества относятся к отдельному классу веществ – к солям. | Ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока. | ||
Учитель записывает тему на доске. | |||
Учитель проводит диалог с учащимися: - Как вы думаете, по какому плану мы их будем изучать? - Что вы должны о них узнать? - А что вы уже знаете о них? | Ученики вспоминают прежние знания о других классах неорганических веществ и делают вывод, что они должны знать определение, названия и формулы солей. | ||
Учитель обращается к детям: - чтобы дать определение понятию соли, нужно внимательно посмотреть на состав. Молодцы! | По аналогии с кислотами и основаниями учащиеся пытаются сформулировать определение самостоятельно. Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков. Открывают учебники и сравнивают определения. Записывают в тетрадь. | ||
Учитель просит учащихся внимательно посмотреть на слайд. | |||
Слайд 3. NaCl – хлорид натрия CaBr2 – бромид кальция Al2S3 - FeCl2 - FeCl3 - | |||
Учитель проводит диалог с учащимися:по какому алгоритму названы эти соли? | Один из учеников отвечает: Правила систематической номенклатуры бинарных соединений 1Определить степень окисления элементов в соединении. 2Взять латинский корень наиболее электроотрицательного элемента и добавить к нему суффикс –ид-. 3После этого назвать в родительном падеже русское название менее электроотрицательного элемента, в скобках указать римской цифрой его степень окисления. У элементов с постоянной степенью окисления (главные подгруппы I-III групп) она не указывается. [3] | ||
Попробуйте самостоятельно назвать остальные вещества | Называют и записывают в тетрадь | ||
Какие кислоты соответствуют данным солям | NaCl – хлорид натрия - НСl CaBr2 – бромидкальция - НВr Al2S3 – сульфид алюминия – H2S FeCl2 – хлорид железа (II) - НСl FeCl3 – хлорид железа (III) - НСl | ||
Что общего в кислотах и солях? | Кислотный остаток. | ||
Что мы называем сначала? | Кислотный остаток, затем металл. | ||
Что нам нужно знать, чтобы назвать соль? | Названия кислотных остатков | ||
Названия кислотных остатков приведены в таблице 5 (в учебниках 109 страница) | Внимательно изучают таблицу. Один ученик читает вслух. | ||
Назовите следующие соли: K2SO4, Al2(SO3)3 | Сульфат калия, сульфит алюминия | ||
Учимся составлять формулы по названиям | |||
6 Сульфаталюминия: Al SO4 → Al3+SO42- → Al3+SO42- → Al2(SO4)3 | |||
Мы знаем алгоритм составления бинарных соединений. По аналогии, но вместо степеней окисления используем заряды ионов, которые находим в таблице растворимости. | |||
4 этап: Закрепление | |||
4.1. Фронтально составляем формулу карбоната натрия. | Na2CO3 | ||
4.2. Индивидуальная работа под руководством учителя. | Сильные ученики составляют формулы солей самостоятельно: нитрит натрия, силикат кальция, фосфат кальция. Средние и слабые ученики вместе с учителем составляют формулы солей: нитрат серебра, нитрит алюминия, фосфат кальция. (Один ученик может работать у доски, остальные – проверяют) | ||
Слайд 4 4.3. Заполните таблицу | |||
Формула кислоты | Fe2+ | Fe3+ | K+ |
HCl | |||
H2S | |||
HNO3 | |||
HNO2 | |||
H2SO3 | |||
H2SO4 | |||
H2CO3 | |||
H2SiO3 | |||
H3PO4 |
Демонстрация: Различная растворимость солей в воде NaCl(Р) CaSO4(М), CaCO3(Н) | Вывод: Внешне одинаковые соли отличаются по растворимости в воде. |
Слайд 5 Различный цвет солей | |
5 этап: Рефлексия Закончите предложения | Сегодня на уроке я повторил………... Сегодня на уроке я узнал……………. Сегодня на уроке я научился……….. |
Домашнее задание | Параграф 21, № 1-3 стр.113 |
Приложение 1. Карточки. Проверочная работа (по теме кислоты)
Вариант 1.
Напишите названия кислот.
H2SO4 - , HCl - , H2SO3 - , HNO3 - , H2CO3 -
Вариант 2.
Напишите формулы кислот. Соляная кислота - , Фосфорная кислота - , Кремниевая кислота - , Азотистая кислота - , Серная кислота - .
Вариант 3.
Классифицируйте кислоты по основности, напишите названия и формулы кислот
Вариант 4.
- Напишите названия и формулы кислот, которые в водных растворах образуют сложные ионы.
- Определите степени окисления элементов в двух кислотах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс
Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...
Конспект урока "Дружба. Дружный класс". 6 класс
Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц
Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers» Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...
План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).
Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...
Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"
Урок обобщения и закрепления. Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....