Программа индивидуально – групповых занятий по химии
элективный курс по химии (8 класс) на тему
Программа индивидуально-групповых занятий с учащимися «Решение олимпиадных задач по химии, организация исследовательской работы с учащимися» 8-11 класс» является актуальной в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Данная программа может быть использована учителями химии как для индивидуальной работы с одаренными детьми, для проведения кружка, так и для проведения внеклассной работы по предмету.
Программа апробирована на базе АО ГБНОУ «Университетская Ломоносовская гимназия» в 2012-2013 уч году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_hmii.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Общеобразовательная гимназия №3 им. К.П. Гемп»
Программа индивидуально – групповых занятий по химии
«Решение олимпиадных задач по химии, организация исследовательской работы с учащимися» 8-11 класс»
Автор Трифонова Лариса Владимировна,
учитель химии.
г. Архангельск
2014г
Пояснительная записка.
Направленность программы.
Кружок разработан для индивидуальной и групповой работы с учащимися во внеурочное время. Программа кружка расширяет школьную программу по химии в области количественных понятий и расчётов на их основе. Кружок ориентирован на учащихся, отличающихся склонностью к углублённому изучению естественных наук: химии, физики, математики, имеющих хорошие знания по этим предметам.
Актуальность программы.
Занятия кружка приближают школьное обучение к вузовскому, т.к. в его программу включены дополнительные количественные понятия и законы химии.
Основная цель кружка: формирование расчётных навыков решения химических задач.
Задачи: 1) совершенствование и закрепление научных знаний;
2) применение полученных знаний для решения стандартных и нестандартных химических задач;
3) развитие творческого и логического мышления учащихся через решение химических задач повышенной сложности.
Отличительные особенности программы.
Химические расчёты положительно влияют на формирование таких качеств личности, как настойчивость, усидчивость , целеустремлённость, воля. Следовательно, кружок выполняет образовательные, воспитывающие, развивающие функции единого процесса обучения.
Кружок рассчитан на учащихся гимназии, изучающих химию (с восьмого по одиннадцатый классы).
Сроки реализации программы – 2014-2015 учебный год.
Формы занятий учителя с учащимися по программе кружка:
- Индивидуальная работа с отдельными учащимися:
- индивидуальные консультации при подготовке к олимпиаде,
- индивидуальные задания при подготовке к ЕГЭ по химии.
Этот вариант реализуется при работе со старшими школьниками (10-11класс), имеющими хорошие базовые знания по химии.
- Групповые занятия (1ч в неделю).
Этот вариант рассчитан на учащихся 8-х классов (начинающих изучать химию) и старшеклассников (имеющих слабые знания по химии).
Ожидаемые результаты: повышение интереса учащихся к предмету, повышение качества обучения, профилизация старшеклассников, успешная подготовка к промежуточной и итоговой аттестации по химии, участие в олимпиадах и конкурсах по химии.
Способы определения результативности занятий:
- Процент качества обучения химии за четверть, год.
- Качество государственной итоговой аттестации (в форме ЕГЭ).
- Участие в предметных олимпиадах.
- Участие в конференциях.
- Исследование уровня мотивации изучения химии учащимися.
Формы подведения итогов реализации программы кружка:
- участие в олимпиадах и конкурсах по химии разного уровня;
- участие в учебно-исследовательских конференциях разного уровня;
Учебно-тематический план.
Тема | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1.Массовые и молярные отношения | 5 | 2 | 3 |
2. Объёмные отношения | 5 | 2 | 3 |
3.Количественный состав растворов | 5 | 2 | 3 |
4. Вычисления в растворах электролитов | 5 | 2 | 3 |
5.Термодинамические и кинетические расчёты | 6 | 4 | 2 |
6. Технологические расчёты | 3 | 2 | 1 |
7. Электрохимические расчёты | 3 | 2 | 1 |
8. Обобщение | 2 | - | 2 |
Всего | 34 | 16 | 18 |
Содержание программы индивидуально – групповых занятий по химии
«Решение олимпиадных задач по химии, организация исследовательской работы с учащимися» 8-11 класс»
Тема 1. Массовые и молярные отношения.
Теоретическое занятие (2ч). Масса атома. Относительная атомная масса элемента. Масса молекулы. Относительная молекулярная масса вещества. Масса вещества. Число Авогадро. Количество вещества. Молярная масса. Массовые отношения элементов в сложном веществе. Массовая доля элемента в сложном веществе. Закон сохранения массы веществ в химических реакциях. Расчёты по химическим уравнениям.
Практические занятия (3ч). Типы расчётных задач:
- Вычисление относительной молекулярной массы веществ.
- Вычисление массовых отношений в сложном веществе
- Вычисление массовых долей в сложном веществе.
- Вычисление числа структурных единиц вещества.
- Вычисление массы, количества вещества.
- Выведение молекулярной формулы вещества ,если известны массовые доли элементов.
- Выведение формулы, если известны массы продуктов сгорания вещества.
- Комбинированные задачи на выведение формул веществ.
- Вычисления по химическим уравнениям массы, количества вещества.
- Качественные задачи на свойства веществ.
Тема 2. Объёмные отношения.
Теоретическое занятие (2ч). Объём вещества. Закон Авогадро. Следствия закона Авогадро: молярный объём, относительная плотность газов, закон объёмных отношений. Объёмная доля газов в смеси. Газовые законы. Расчёты по химическим уравнениям.
Практические занятия (3ч). Типы расчётных задач:
- Вычисление объёма газа определённого количества вещества.
- Вычисление относительной плотности газа.
- Вычисление объёма газа по массе .
- Вычисление массы газа по объёму.
- Вычисление объёмной доли газов в смеси
- Вычисления объёма, давления порции газа в условиях, отличных от н.у.
- Вычисления по химическим уравнениям.
- Комбинированные задачи по химическим уравнениям с применением газовых законов.
- Выведение молекулярных формул веществ.
- Комбинированные задачи на свойства веществ.
Тема3. Количественный состав растворов.
Теоретическое занятие (2ч). Масса раствора, объём раствора, плотность раствора. Способы выражения состава раствора с помощью понятия «доля». Способы выражения состава раствора с помощью понятия «концентрация». Взаимосвязь понятия «доля» и «концентрация». Разбавление растворов. Приготовление растворов. Смешение растворов.
Практические занятия (3ч).
- Вычисление массовой доли вещества.
- Вычисление объёмной доли вещества в смеси газов.
- Вычисление молярной доли вещества.
- Вычисление молярной концентрации.
- Комбинированные расчёты по уравнениям реакций с использованием различных способов выражения состава растворов.
- Вычисления при приготовлении разбавленных растворов.
- Вычисления при смешении растворов.
- Комбинированные расчёты
- Качественные задачи на состав и свойства растворов.
Тема 4. Вычисления в растворах электролитов.
Теоретическое занятие (2ч). Степень электролитической диссоциации. Закон действия масс для электролитов. Константа диссоциации кислот, оснований. Произведение растворимости. Ионное произведение воды. Концентрация ионов водорода и водородный показатель.
Практические занятия (3ч).
- Расчёты по химическим уравнениям массы, объёма, количества вещества продукта реакции, если известны оба вещества, одно из которых в избытке.
- Расчёты по химическим уравнениям, если известное вещество находится в растворе, указана массовая доля или концентрация.
- Комбинированные расчёты по химическим уравнениям.
- Вычисление степени диссоциации в растворах электролитов.
- Вычисление константы диссоциации электролитов.
- Комбинированные задачи.
- Качественные задачи на состав и свойства электролитов.
Тема 5.Термодинамические и кинетические расчёты.
Теоретическое занятие (4ч). Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия системы. Тепловой эффект реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Закон Гесса. Термохимические уравнения. Теплота сгорания и образования веществ. Скорость реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. Правило Вант- Гоффа. Химическое равновесие. Смещение равновесия. Принцип Ле Шателье.
Практические занятия (2ч).
- Расчёты по термохимическим уравнениям.
- Вычисления тепловых эффектов реакций.
- Вычисления по закону Гесса.
- Вычисления по закону действующих масс.
- Вычисления по правилу Вант- Гоффа.
- Комбинированные задачи.
- Упражнения на установление кинетических закономерностей.
- Качественные задачи по химической кинетике.
Тема 6. Технологические расчёты.
Теоретическое занятие (2ч). Массовая доля примесей в исходном образце. Практический выход продукта реакции (массовая и объёмная доли практического выхода).
Практические занятия (4ч).
- Вычисления по уравнениям массы и объёма продукта, если исходное вещество содержит примеси.
- Вычисления по уравнениям массовой и объёмной доли практического выхода продукта.
- Вычисления по уравнениям массы и объёма практически полученного продукта.
- Комбинированные расчёты по химическим уравнениям.
- Решение задач с производственным содержанием.
- Качественные задачи на состав и свойства соединений неметаллов.
Тема 7. Электрохимические расчёты.
Теоретическое занятие (2ч). Электролиз растворов и расплавов солей. Количественные законы электролиза (законы Фарадея).
Практические занятия (1ч).
- Вычисления по химическим уравнениям массы металла, выделившегося в результате замещения его иона в растворе соли другим металлом.
- Расчёты по стехиометрическим схемам, комбинированные расчёты.
- Вычисления по уравнениям электролиза.
- Качественные задачи на состав и свойства соединений металлов.
Тема 8. Обобщение.
Практические занятия (2ч).
Решение комбинированных задач всех типов по всему курсу химии.
Список использованной литературы.
- Задания по химии для районных и городских олимпиад/ Сост. Таскаева Л.Г., Нестерова Л.Н. – Архангельск: АО ИППК,1992
- 111 вопросов по химии ….для всех :книга для учащихся./П.Бенеш и др. – М.: Просвещение, 1994.-191с.
- Единый государственный экзамен. Химия. Типовые тестовые задания. Учебно-практическое пособие. / Под общей редакцией Н.Е. Кузьменко.- Ь: Издательство «Экзамен»,2013.-32с
- Единый государственный экзамен 2014: Контрольно-измерительные материалы: Химия./А.А. Каверина и др.- М.: Просвещение,2002.-142с.
- Химия. Тренировочные тесты ЕГЭ/ Оржековский и др.- М.: Издательство Эксмо,2004.-88с.
- Химия. Анализ результатов ЕГЭ в Архангельской области в 2014 году.-Архангельск: ПГУ, 2014.-56с.
- Химия. 8кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8»/ О.С. Габриелян и др. – М.: Дрофа, 2003-2006.
- Химия. 9кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9»/ О.С. Габриелян и др. – М.: Дрофа, 2003-2006.
- Химия. 10кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10»/ О.С. Габриелян и др. – М.: Дрофа, 2003-2006.
- Химия. 11кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11»/ О.С. Габриелян и др. – М.: Дрофа, 2004-2006.
- Хомченко Г.П., И.Г. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы: Учебн. пособие , - М.: Высш. шк. , 1987 -2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа индивидуальных групповых занятий в 6 классе "Решение логических задач"
Программа разработана для индивидуальных занятиях по математике в 6 классе. рассчитана на 34 часа ....
Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку в коррекционном классе
Программа индивидуально-групповых занятий в коррекционном классе VII вида по русскому языку....
Индивидуально-групповые занятия по химии 9 класс
Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Программа курса химии для 8-11 к...
Тематическое планирование индивидуально- групповых занятий по химии 10 класс
Тематическое планирование индивидуально- групповых занятий по химии 10 класс...
Календарное планирование индивидуально – групповых занятий по химии Решение задач , 11 класс
Календарное планирование индивидуально – групповых занятий по химии Решение задач , 11 класс...
Индивидуально-групповые занятия по химии 10-11 класс
Индивидуально-групповые занятия по химии 10-11 класс...
Календарно-тематическое планирование. Индивидуально-групповые занятия по химии для 9-х классов
ИГЗ по химии. Подготовка к ГИА...