Урок химии в 11 классе по подготовке к ЕГЭ
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

На уроке рассматриваются несколько разных заданий, на которые нужно особо обратить внимание учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_himii_v_11_klasse_po_podgotovke_k_ege.doc311.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».

Место проведения урока: Беркет – Ключевская СОШ Черемшанского района РТ.

Дата проведения урока: 22 декабря 2014 года.

Цель урока: подготовка учащихся к ЕГЭ по химии.

Задачи урока:

Воспитывающая: создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении данной темы, а также умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников.

Развивающая: формировать умения и навыки работы с тестами, навыки выполнения практической работы, умение к самоанализу при проверке теста, умение рационального распределения времени на выполнение заданий.

Обучающая: повторение химических реакций в органической химии, а именно: химические свойства, способы получения, качественные реакции.

Тип урока: обобщающий.

Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная .

Средства обучения: лабораторное оборудование, вещества, ЦОР.

 В связи с поставленными целями выбираются методы обучения:

                             

Общий метод

(частично-поисковый)

                  Частный метод

     (словесно-наглядно-практический)

  Конкретный метод

  (объяснение с элементами беседы)

Методические приёмы

(лабораторные опыты,  участие в эвристической беседе, создание проблемной ситуации)

Структура урока:

Этапы урока

Основные дидактические

задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения и приемы обучения

Средства обучения  

Прим

ерное

время

1.Организационный

Психологический настрой учащихся  на урок

Фронтальная

Словесный

1 мин.

2. Актуализация знаний. Проверка ДЗ

Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке

Индивидуальная

Частично-поисковый

Экран

5 мин.

4. Целеполагание

Постановка цели урока и доведения её до сознания учащихся

Фронтальная

Словесно-наглядный

Доска

2 мин.

5. Изучение нового материала

Организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности

Групповая

Частично-поисковый

(словесно-наглядно-практический)

Реактивы и лабораторное оборудование, тетрадь.

25мин

6. Самоконтроль и взаимоконтроль

Выявление качества знаний,

установление причин недостатков,

обеспечение способностей к оценочным действиям

Групповая

(работа в парах)

Словесно-наглядно-практический

Карточки с  

Заданиями, проектор

7 мин

7. Подведение итогов.

Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении

Фронтальная

Словесно-наглядный;

поощрение лучших учеников

Оценочный лист

3 мин

8. Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий

Фронтальная

Словесно-наглядный

Учебник, доска

2 мин

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся  на урок
  1. Актуализация знаний.  Проверка домашнего задания.

Повторение регламента, структуры, системы оценивания ЕГЭ в 2015 году.  

Таблица            № 1  

Часть  работы

Количество заданий

Тип и уровень сложности

Максимальный первичный балл

% максимального первичного балла за выполнение данной группы заданий

Часть 1

26

Задания базового уровня сложности с кратким ответом

26

40,6

9

Задания  повышенного  уровня сложности с кратким ответом

18

28,1

Часть 2

5

Задания  высокого  уровня сложности с  развернутым ответом

20

31,3

Итого

40

64

100

Общее время выполнения работы: 3 часа (180 минут)

Дополнительные материалы и оборудование, с которыми можно пользоваться  на экзамене:

  1. периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
  2. таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде;
  3. электрохимический ряд напряжений металлов;
  4. непрограммируемый калькулятор

Проверка домашнего задания.

Выполнение ДЗ должно было занять у учащихся 23-32 мин., т.к. состоит из 10  заданий части А и 1 задания части В).

Тест проверяем, используя  проектор.

Тест по теме «Реакции, характеризующие основные свойства органических соединений» (ДЗ).

 10 вопросов относятся к части А (с выбором одного правильного ответа), 1 вопрос  - части В (с кратким ответом)

1. Какая из этих реакций называется реакцией Кучерова:

1) 2 Na + 2 CH 3I→ C 2H 6 +2 NaI       2) 3 C 2H 2→ C 6H 6                3) C 2H 2 + H 2O→ CH 3СНO

2. Укажите, какое вещество будет реагировать с бромэтаном:

1) HCl (р)         2) Br(р)         3) NaOH (р)

3. Укажите, какое вещество будет реагировать с уксусной кислотой:

1) NaOH (р)         2) HCl (р)         3) Br(р)

4. Укажите, какое вещество будет реагировать с ацетиленом:

 1) Br(р)         2 ) NaOH (р)         3) HCl (р)

5. Укажите, какое вещество будет реагировать с этиленом:

1) HCl (р)         2) NaOH (р)         3) Br(р) 

6. Укажите, какое вещество образуется в результате реакции  дегидрирования

СН3  -СН2 -СН3

1)CH3 -СН2 -СН2 -ОН;  2) (СН3)2СН-О-СН(СН3)2;

3) СН3СН =СН2;  4) СН3СН(ОН)СН3

7. Укажите, какое вещество образуется в результате реакции  дегидратации СН3СН(ОН)СН3

1) СН3  -СН = СН2;  2) CH3  -СН2  - СН2  -ОН;

3) СН3 – СН (ОН) - СН3;  4) (СН3)2СН-О-СН(СН3)2

8. Укажите, какое вещество образуется в результате реакции (СН3)2СНСl + NaOH

1) CH3СН2 СН2ОН;  2) (СН3)2СН-О-СН(СН3)2;

3) (СН3)2СН-ОН;  4) СН3СН = СН2 

9. Укажите, какое вещество образуется в результате реакции

СН3-СН2-СНО + Н2

1) СН-СН(ОН)-СН3;  2) CH-СН2 -СН2ОН;

3) (СН3)2СН-О-СН(СН3)2;  4) СН3СН =СН2 

10. Метан в лаборатории получают по реакции

1) CH3СН2СООNa + NaOH                 2) CH3СООNa + NaOH

3) СН3I + Na                                 4) CH3СН2Br + Na

1.(часть В). Укажите, какие вещества будут реагировать с фенолом:

а) Br(р) б) NaOH (р) в) HCl (р)

Ответ напишите буквами без пробелов и других символов.

Самопроверка. Ответы на экране:

№ вопроса

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

В 1

Правильный ответ

3

3

1

1

3

3

1

3

2

2

АБ

Самооценка  

Количество баллов

% выполненных заданий

Оценка

11 - 12

91 - 100

5

9 - 10

75 - 83

4

6 - 8

50 - 66

3

1 - 5

8 - 42

2

Консультация по домашнему заданию.

Итого: максимальный балл – 12 (за В1 -2б).

Итоги заносим в таблицу для подсчёта баллов.

  1. Практическая работа «Определение органических веществ с помощью качественных реакций».

Работа в группах по 3-4 человека.

В 4 пробирках даны вещества:

1) муравьиная кислота; 2) альдегид;  3) одноатомный спирт;  4) многоатомный спирт.

Цель работы: с помощью качественных реакций определите, в какой пробирке какое вещество находится.

Учащиеся в группах обсуждают алгоритм действий.

Сделайте выводы  

Определяемое вещество

Реактив

Наблюдения

Выводы

Альдегид

Водный раствор аммиачного серебра

Эффект зеркала

Учитель наблюдает за работой групп и оценивает работу каждого члена  группы и комментирует оценку.

Одноатомный спирт

Нагревание соксидом меНагревание с оксидом меди

Образуется розовый раствор

Многоатомный спирт

Свежеосажденный гидроксид меди

Раствор интенсивной синей окраски

Муравьиная кислота

Свежеосажденный гидроксид меди при нагревании и без нагревания

При при нагревании образуется осадок кирпично – красного цвета и без нагревания образуется интенсивно – синий раствор

IV. Закрепление.

Ответьте на следующие вопросы:

№1. Уксусная кислота может реагировать с каждым из двух веществ:

  1. Метанолом и серебром
  2. Гидроксидом меди (II) и метанолом
  3. Серебром и гидроксидом меди (II)
  4. Этаном  и метанолом

    Уксусная кислота относится к слабым кислотам и не способна реагировать с металлами, стоящими после водорода в ряду активности металлов. Поэтому варианты ответов 1 и 3 исключаются из-за серебра.

    Так как предельные углеводороды с карбоновыми кислотами не реагируют, то ответ 4 не подходит.

    Таким образом, подходит ответ 2, в связи с тем, что карбоновые кислоты вступают в реакции и с основаниями и со спиртами. А так же потому что это единственный оставшийся ответ.

Ответ: 2

№2. Со свежеприготовленным гидроксидом меди (II) реагирует:

  1. Пропанол
  2. Этандиол
  3. Дихлорэтан
  4. Этен

    Свежеприготовленный гидроксид меди (II), главным образом,  реагирует с тремя классами органических веществ: многоатомными спиртами, альдегидами, карбоновыми кислотами. Среди перечисленных в вариантах ответа веществ к данным классам относится только этандиол (этиленгликоль).

Ответ: 2

         

№3. Муравьиная кислота не взаимодействует с:

  1. Бромом
  2. Карбонатом калия
  3. Гидроксидом кальция
  4. Пропаном

    Так как карбоновые кислоты аналогично неорганическим реагируют с гидроксидами металлов и солями более слабых кислот, поэтому исключаются ответы 2 и 3.  

    Записав структурную формулу муравьиной кислоты, мы увидим, что в ней формально содержится альдегидная группа. Это придаёт ей нехарактерные для карбоновых кислот восстановительные свойства. Так как бром является сильным окислителем, то он её будет окислять до углекислого газа. Остаётся единственный верный ответ 4.

Ответ: 4      

№4. Верны ли следующие суждения о производстве метанола?

А: В промышленности метанол получают из синтез-газа СО и Н2.

Б: Реакция синтеза метанола – каталитическая.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

    Метанол в промышленности получают из синтез-газа (смесь оксида углерода (II) и водорода) в присутствии катализатора ZnO∙Cr2O3.

Ответ: 3

№5. Отличить раствор фенола от раствора пропанола-2 можно с помощью:

  1. Раствора хлорида железа (III)
  2. Свежеприготовленного гидроксида меди (II)
  3. Аммиачного раствора оксида серебра
  4. Раствора щёлочи

    Для верного ответа на этот вопрос необходимы знания конкретных химических свойств органических веществ различных классов. У фенолов есть одна из качественных реакций: они образуют окрашенные в сине-сиреневые тона комплексные соединения с хлоридом железа (III).

Ответ: 1

5 заданий части А – на 10 минут.    После этого ответы проецируются на экран. Самопроверка.

№1

№2

№3

№4

№5

2

2

4

3

1

Самооценка

Правильные ответы

Оценка

5

5

4

4

3

3

2

2

Рефлексия.

Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы  ученику».

Вопросы  ученику

Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:

№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Какова была тема урока?

2

Какая цель стояла перед тобой на уроке?

3

Каков вывод урока?

4

Как работали на уроке твои одноклассники?

5

Как работал ты на уроке?

6

Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке?

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
  1. Комментированное выставление оценок.
  2. Домашнее задание:

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

СН3СНО  X1  X2  этилен   CH3CHO   X3

Анализ урока химии в 11-м классе по теме " Химические реакции в органической химии ".

     Преподавание химии в 11-м классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по программе  Н. Н. Гара (2 ч в неделю), по  учебнику Г.Е. Рудзитиса.

  1. Мне удалось  достичь поставленных целей.        
  2. Сложности в усвоении содержания у учащихся связаны с проблемами в навыках учебного труда, у некоторых учеников с проблемами в фактических знаниях и умениях.
  3. Учитывая специфику класса, я хотела бы разнообразить познавательный материал, используя  различные методы работы на уроке.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировка и выработка устойчивых навыков работы с тестами при контроле и оценке знаний обучающихсяна уроках химии и биологиис целью подготовки учащихся к ЕГЭ"

Данная презентация может оказать методическую помощь при подготовке обучающего семинара по вопросу использования тестовой технологии...

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"

Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.

Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....