Методика организации и проведения урока Мужества
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Структура урока объединяет логическую последовательность изучения материала на уроках химии (химические элементы → химические формулы → уравнения реакций → эксперимент → расчётная задача) и некоторые разработки химической науки в военной сфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тазовская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока химии
«Химия на защите Родины»
Квяткевич Рита Геннадьевна
учитель химии и биологии
п.. Тазовский, 2015
Тема: Химия на защите Родины.
Класс: 9
Цель: воспользоваться логической последовательностью изучения учебного материала в школьном курсе химии для объяснения разработок химической науки в оборонной промышленности времён Великой Отечественной войны.
Задачи:
Обучающая -повышение мотивации к учению, выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом общеучебных навыков и умений, а именно систематизация знаний о структуре школьного курса химии применительно к различным отраслям оборонной промышленности времён Великой Отечественной войны;
Развивающая - развитие умений совершать логические операции, обеспечение системности в учении;
Воспитывающая - создание патриотического настроя на основе чувства гордости за победителей войны.
Форма: урок-эврика
Тип урока: комбинированный
Методы: активное взаимодействие и общение учащихся в выборе направления поиска решения задачи: метод сотрудничества, метод моделирования, экспериментальный метод.
Образовательная технология: элементы ТРИЗ-технологии, технологии развития критического мышления.
Оборудование: мультимедийная техника и электронная презентация; химические реактивы для проведения эксперимента в соответствии с инструктивной картой.
Применяемые техники обучения: моделирование ситуации, анализ, размышление, самостоятельное решение проблемы.
Оценки за урок: группе - за решение задачи, индивидуально – за активность, за опережающее домашнее задание.
Литература:
1.Валентинов А. Металла огненный поток. М.: Дет. лит-ра, 1988.
2.Таубе П.Р., Руденко Е.И. От водорода до… М.: Высшая школа, 1996.
3.Фримантл М. Химия в действии. Т. 2. М.: Мир, 1998, с. 258;
4.Химия в школе, 1995, № 4; 1996, № 1.
План
Фрагмент «Оружие Победы»
Фрагмент «Горючая смесь»
Фрагмент «Цветная завеса»
Фрагмент «Чтобы жить»
Ход урока
Я уверенна, нет такого человека в ближайшем окружении, который бы не знал, что в эти дни идёт подготовка к празднованию 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Эта дата знаменательна не только для россиян, но и для жителей государств бывшего Советского Союза, старшее поколение которых вынесло всю тяжесть войны. В этой связи проходят памятные мероприятия на различных уровнях. У нас сейчас урок по теме «Химия на защите Родины».
Фрагмент «Оружие Победы» (Работа с периодической системой)
Фрагмент «Горючая смесь» (Моделирование бутылки КС)
Опережающее домашнее задание отдельных учащихся | Деятельность учащихся на уроке |
Вспомним начало войны, 1941 г. Немецкие танки рвались к Москве, Красная Армия буквально грудью сдерживала врага. Не хватало обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот критический период на помощь пришли ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок КС (Качурина–Солодовникова), или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и даже весной 1945 г. – в Берлине. | Задача: 1.Прослушай информационное сообщение. 2.Запиши название-аббревиатуру и фамилии учёных, создавших противотанковое средство. (Предполагаемый ответ: Бутылка КС (Качурин–Солодовников) 3. Укажи в скобках химические формулы веществ. Состав горючей смеси: концентрированная серная кислота ( ), бертолетова соль ( ), сахарная пудра ( ), бензин. 4. Рассмотри уравнения реакции, иллюстрирующие действие запала : -Расставь коэффициенты в уравнении, используя метод электронного баланса KClO3 + H2SO4 → ClO2 + KСlO4 + K2SO4 + H2O - Расставь коэффициенты в уравнении, используя метод подбора ClO2 → Cl2 + O2 C12H22O11 + O2 → CO2 + H2O. 5. Примени метод моделирования для воспроизведения модели бутылки КС. |
Фрагмент «Цветная завеса» (Проведение эксперимента)
Опережающее домашнее задание отдельных учащихся | Деятельность учащихся на уроке | ||||||||
Трудная задача стояла перед войсками противовоздушной обороны. На нашу Родину были брошены тысячи самолетов, пилоты которых уже имели опыт войны в Испании, Польше, Норвегии, Бельгии, Франции. Для защиты городов использовали все возможные средства. Так, помимо зенитных орудий небо над городами защищали наполненные водородом шары, которые мешали пикированию немецких бомбардировщиков. Во время ночных налетов пилотов ослепляли специально выбрасываемыми составами, содержащими соли стронция и кальция. Ионы Са2+ окрашивали пламя в кирпично-красный цвет, ионы Sr2+ – в малиновый. | Задача: 1.Прослушай информационное сообщение. 2.Проведи химический эксперимент, в соответствии с текстом в инструктивной карте. Соблюдай Правила техники безопасности в обращении с растворами химических веществ и нагревательными приборами (спиртовкой). 3.Заполни таблицу по результатам эксперимента
|
Фрагмент «Чтобы жить» (Решение расчётной задачи)
Опережающее домашнее задание отдельных учащихся | Деятельность учащихся на уроке |
Основная задача – возвращение в строй и к труду как можно больше раненых воинов (в строй было возвращено более 50 % всех пациентов госпиталей). Для этого разработан рациональный рецепт консервирования крови, глюкозоцитратным раствором (цитрата натрия 5 г, глюкозы 25 г, дистиллированной воды 100 мл), на 100 мл крови применяют 10 мл раствора цитрата и 1 мг глюкозы, длительность хранения до 25 сут. Цитрат натрия - натриевая соль лимонной кислоты - Na3C6H5O7. Глюкоза – виноградный сахар - (C6H12O6), | Задача: 1.Прослушай информационное сообщение. 2. По тексту рецепта составь и реши расчётную задачу «Определение массы и массовой доли глюкозоцитратного раствора». (Предполагаемый ответ) Дано: m (Na3C6H5O7)=5г m (C6H12O6)=25г v(H2O)=100мл _________________ m (р-ра) - ? w(р.в.) - ? Решение: 1.Определил массу растворённого вещества в растворе m(р.в.)=m(Na3C6H5O7)+m(C6H12O6)=5г+25г = 30г 2. Определил массу растворителя в растворе m (H2O)=V*p= 100мл *1г/мл=100г 3. Определил массу раствора m (р-ра)=m (р.в.)+ m (р-ля)=30г+100г =130г 4.Определил массовую долю растворённого вещества в растворе w (р.в.)= m (р.в.)/m (р-ра)= 30г/130г = 0,23 или 23%. Ответ: 130г; 23%. |
Домашнее задание (творческое): проект на тему урока, тезисы по уроку, план-конспект, стихотворение, рисунок, мини-сочинение, модель и т.д.
Вывод: ученые-химики в годы Великой Отечественной войны принимали самое активное участие в обеспечении Победы. Они создавали новые способы производства самых разных материалов: взрывчатых веществ, топлива для реактивных снарядов «катюш», сплавы для изготовления броневой стали, легкие сплавы для авиации, лекарственные препараты.
Советские химики внесли достойный вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне
Кто про химика сказал: “Мало воевал”,
Кто сказал: “Он мало крови проливал?”
Я в свидетели зову химиков–друзей, -
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто с армией родной шел в одном строю,
Тех, кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…
Сколько полегло на них молодых парней…
Не померкнет никогда память о войне,
Слава химикам живым, павшим - честь вдвойне.
Старший преподаватель ДХТИ
бывший фронтовик З.И. Барсуков.
Приложение
«Рабочий лист для учащихся» к уроку «Химия на защите Родины»
70-летию Победы советского народа
в Великой Отечественной войне посвящается…
Урок – эврика
Слово «эврика» произошло от греческого «heureka» - я нашёл. (В переносном смысле -выражение радости, удовлетворения при решении какой-либо сложной задачи, возникновении новой идеи).
Тема: __________________________________
Цель: ______________________________________________________________________
План урока: Фрагмент «Оружие Победы»
Фрагмент «Горючая смесь»
Фрагмент «Цветная завеса»
Фрагмент «Чтобы жить»
Ход урока
Фрагмент «Оружие Победы»
Задача:
1.Прослушай информационное сообщение.
2.Найди в периодической системе химический элемент – металл (химический элемент - неметалл), который использовался для производства перечисленных видов оружия.
3.Заполни таблицу
Металл | Изготавливаемое из него оружие |
Фрагмент «Горючая смесь»
Задача:
1.Прослушай информационное сообщение.
2.Запиши название-аббревиатуру и фамилии учёных, создавших противотанковое средство _____________________________________________________________
3. Укажи в скобках химические формулы веществ.
Состав горючей смеси: концентрированная серная кислота ( ), бертолетова соль ( ), сахарная пудра ( ), бензин.
4. Рассмотри уравнения реакции, иллюстрирующие действие запала :
-Расставь коэффициенты в уравнении, используя метод электронного баланса
KClO3 + H2SO4 → ClO2 + KСlO4 + K2SO4 + H2O
- Расставь коэффициенты в уравнении, используя метод подбора
ClO2 → Cl2 + O2
C12H22O11 + O2 → CO2 + H2O.
5. Примени метод моделирования для воспроизведения модели бутылки КС.
Фрагмент «Цветная завеса»
Задача:
1.Прослушай информационное сообщение.
2.Проведи химический эксперимент, в соответствии с текстом в инструктивной карте. Соблюдай Правила техники безопасности в обращении с растворами химических веществ и нагревательными приборами (спиртовкой).
3.Заполни таблицу по результатам эксперимента
Что делали | Что наблюдали |
Окрашивание пламени солями лития | Цвет пламени: |
Окрашивание пламени солями калия | Цвет пламени: |
Окрашивание пламени солями бария | Цвет пламени: |
Фрагмент «Чтобы жить»
Цитрат натрия - натриевая соль лимонной кислоты - Na3C6H5O7.
Глюкоза – виноградный сахар - (C6H12O6),
Задача:
1.Прослушай информационное сообщение.
2. По тексту рецепта составь и реши расчётную задачу «Определение массы и массовой доли глюкозоцитратного раствора».
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание: проект на тему урока: тезисы по уроку, план-конспект, стихотворение, рисунок, мини-сочинение, модель и т.д. Не забывай о защите своего проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.
Методический материал «Ты ведь тоже Россия, край алтайский родной» ориентирован на учащихся начальных и средних классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных меропри...
Методика организации и проведения «Урока Мужества» посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.«Бессмертный подвиг Ленинграда»
Ленинград поразил мир своим мужеством. Он выстоял и победил. Он залечил раны и на развалинах построил новые дома и дворцы. Там, где, ощетинившись, стояли бронированные дзоты, широко раскинулись кварта...
Методические рекомендации по организации и проведению «Уроков мужества» и торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории
Празднование 70-летия полного снятия блокады Ленинграда является огромнейшим событием в жизни не только России, но и всего человечества. Такое событие будет широко отмечаться различными мероприятиями:...
Выступление на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»
Выступление на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»...
Презентация к Выступлению на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»
Презентация к Выступлению на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова» содержит 8 слайдов...
Методика организации и проведения «Уроков Мужества»
Торжественные мероприятие посвященные воинам интернационалистам....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «УРОКОВ МУЖЕСТВА»
В статье рассматриваются методика организации патриотического воспитания школьников, описывается эффективность приведенных форм и методов воспитательной работы с целью исторического,культурно-нравстве...