Методика организации и проведения «Уроков Мужества»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotizm.odt | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дома детского творчества р.п.Башмаково Башмаковского района Пензенской области.
Номинация : Методика организации и проведения « Уроков Мужества», торжественных мероприятий посвященных воинам интернационалистам.
Авторы:
Педагоги дополнительного образования
Потопова Наталья Анатольевна
Тимина Антонина Владимировна
р.п.Башмаково, 2018г
Пояснительная записка.
Важную роль в воспитании детей. Играет патриотическое воспитание. Оно направлено на формирование и развитие личности , обладающей качествами гражданина — патриота родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное военное время. Героическая борьба, подвиги лучших сынов отечества становятся основой патриотического воспитание. У молодого поколения, которое выросло в эти годы , сформировалось не всегда объективное представление о событиях , происходивших в нашей стране ,и людях участниках этих событий. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной и актуальнейших. В Башмаковского районе только школа и дом детского творчества остается единственным местом ,где воспитывают подрастающее поколение в духе любви к Родине, используя при этом преемственность традиционных форм и методов. Патриотическое воспитание было и должно оставаться одним из основных направлений воспитательной работы ДДТ.
Ежегодно в Доме детского творчества стало традицией проводить мероприятие посвященные ветеранам Великой отечественной войны и войнам — интернационалистам : проводят встречи и беседы с интересными людьми , изучают биографию героев, оформляют альбомы и стенды героев Башмаковского района, записывают воспитание, выступают с рассказами о подвигах и мужестве героев, организуют просмотры фильмов, совершают экскурсии в музеи,. Учащимися Образцового детского коллектива фольклорно-этнографического ансамбля «Яблонька» ведется поисково-исследовательская работа по сбору этнографического материала: песен, частушек сочиненных нашими земляками в годы войны о подвигах героев Башмаковского района. Выезжая в экспедиции по селам Башмаквоского района дети встречаются с интересными людьми воинами интернационалистами, ветеранами великой отечественной войны беседуют с ними о былом , и оказывают им посильную помощь.
Целью данного мероприятия является сформировать у детей представление о долге ,чести ,ответственности, понимания того , что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению на примерах героических подвигах наших земляков в Афганистане .
Задачи:
- воспитание преданности к своему Отечеству , к своему народу ;
- развития нравственных и духовных качеств;
- познакомить с героическим и трагическими страницами истории Отечества ;
- воспитывать молодежи уважение к подвигам военнослужащих, защитников отечества, осознание необходимости увековечение памяти павших героев;
- способствовать формированию у молодежи готовности к защите родины;
- повышение интереса к событиям в Афганистане , путем привлечения учащихся к проведению мероприятия посвященного Афганской войне.
Перед тем как провести урок — Мужества «Солдат войны не выбирает» , педагоги совместно с детьми провели большую предварительную работу по сбору материала к уроку . При этом использовались различные формы и методы работы.
Поисково-исследовательская деятельность где дети посетили школьный музей боевой славы с целью сбора материала об участниках -земляках воинах Афганистана .
Встреча с ветеранами боевых действий в Афганистане .
Встреча с матерями погибших сыновей Башмаковского района и оказание помощи им.
Была проведена акция «Зажги свечу- памяти».
Облагораживание памятников погибших воинов .
Торжественное возложение цветов у памятников героев земляков Башмаковского района.
Также проводилась литературно музыкальное композиция посвященное воинам Афганистана .
Устный журнал « Эхо памяти».
Данная разработка может быть использована для педагогов и учащихся образовательных учреждений во внеклассной работе.
Мероприятие рассчитано на детей 13-17 лет.
Краткое тематическое содержание урока.
Данный материал представлен в виде торжественного мероприятия урока Мужества « Солдат войны не выбирает», посвященное войны в Афганистане.
Перед стеной установлены стенды с фотографиями воинов — земляков, погибших в горячих точках. Перед каждой фотографии зажженная свеча. За сценой звучат стихи. Вступительное слово педагога дает возможность детям вспомнить и пережить то былое событие исторической давности Афганской войны 1979-1989 г. и осознать с болью и скорбью страшные дни войны.
Ярким моментом данного мероприятия было выступление ветеранов войны Афганистана .
Главным действием уроком мужества показан видеоклип « Афганистан: пришел приказ», который дал задуматься и пережить детям с болью те трагические события войны в Афганистане .
Мероприятие предусматривает проведение конкурса « Блиц- турнир» на тему подвиги наших земляков Башмаковского района. Дети показывают глубокие исторические знания того времени .
Ярко и эмоционально прозвучали песни и частушки военных лет учащимися Образцового детского коллектива фольклорно-этнографического ансамбля «Яблонька».
Были вручены поделки воинам на память сделанными учащимися объединения « Умелые ручки» педагог Потапова Н.А. , и « мастерица» Комарова Л.В.
Показан видеоклип «Снегири».
Подзадорили и увлекли своей игрой на шумовых инструментах ансамбль ложкарей « Добрые молодцы» руководитель Тимина А. В.
С короткой речью юношам , которым в ближайшем будущем предстоит служба в армии , и к своим товарищам обратился ветеран боевых действий в Афганистане В.Е. Силкин. Для них, реальных участниках тех событий, память о далекой Афганской войне жива, и время не сотрет воспоминания.
Дети объединения « Я -Актер» педагог Потапова Н,А. Выразительно прочитали стихи о матерях потерявших своих сыновей в годы войны.
Выступили учащиеся ансамбля « яблонька». С танцевальной композиции « Смуглянка» .
В заключении мероприятие дети выпустили в небо белых голубей .
Ожидаемые результаты: Подготовка учащихся к участию в общественно политической жизни страны ,готовности достойного служению Отечества; решение проблемы преемственности поколений.
Урок мужества , посвященный Афганской войне
«Солдат войны не выбирает»
Оборудование: компьютер , мультимедийный проектор , магнитофон , баян ,гармонь ,шумовые инструменты ,стенды с фото земляков Афганцев ,воздушные шары и.т.д.
Ход мероприятия.
1 Организационный момент.
Наше мероприятие начинается в алее героев у вечного огня , торжественная линейка и возложение цветов. Затем дети и гости приходят в ДДТ.
На экране: Слайд 1-2
Перед сценой установлены стенды с фотографиями воинов-земляков, погибших в «горячих точках». Перед каждой фотографией – зажженная свеча.
За сценой звучат стихи:
Чтец :
Получают мальчики повестки,
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Расцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.
А отцы, махнув по рюмке «горькой»,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку:
«Ты, сынок, писать не позабудь».
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап все меньше,
Все они уходят в мир иной…
А сынок в граните остается,
Остается вечно молодой!
Ведущий 1: Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.
2 Основная часть ( вступительное слово педагога)
Добрый день, дорогие ребята, добрый день наши уважаемые гости. Сегодня мы встретились с вами, чтобы вспомнить события исторической давности и большого значения. «Афганистан: эхо памяти». Так называется наш патриотический час. Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота, интернационалист.
Ведущий2
28 лет назад, 15 февраля 1989 года, закончилась афганская война. Условную линию государственной границы СССР, проходящую по мосту через Амударью, пересёк последний наш солдат. Это был генерал - лейтенант Громов Б.В. Завершился вывод из Афганистана ограниченного контингента советских войск.
Ты мне снишься ночами, Афган,
Хоть прошло долгих двадцать лет ...
Я давно не сопливый пацан,
Только твой не истёрся след.
Не медалями на груди И не льготами, коих нет...
А друзьями, что там, позади Да и кровью оставлен след.
^ След от пота, что ест глаза, След от пули, когда стрельба, След, когда по щеке - слеза, След, что люди зовут Судьба. Злость прошла на своих врагов, Боль притупилась старых ран... Не успел я отдать долгов, Только помню тебя, Афган.
1979 год... Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны... Мир, тишина и покой воцарились на Российской земле. Восстановлены города и сёла. Появились улыбки на лицах людей, опалённых страшной войной. А новое поколение молодёжи думало о прекрасном будущем, выбирало мирные профессии.
Афганская война... Героическая и трагическая не только из-за обелисков, она длилась в два раза дольше, чем Отечественная. Никем и никому не объявленная, она требует глубокого осмысления, требует ответа на вопросы: что было? Как было? Почему все произошло?
Ведущий 2: Впервые вопрос о вводе наших войск в Афганистан был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА).
Ведущий 1: Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.
Слайды 3-4
Ведущий 2: 25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул.
В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР «Зенит » и «Гром», образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм-333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле.
На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…
Слайд 5
Чтец:
Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан.
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем не строки.
И, куполам свою судьбу доверив,
Опустимся в афганские пески,
И сапогами скалы будем мерить
Видеоклип «Афганистан: Пришел Приказ».
1 ведущий Эти события сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок. Тех, кто выполнял свой воинский долг в Афганистане, отличали натиск и упорство. Их основной принцип — никогда не стоять на месте, любой ценой выполнить поставленную задачу. Их жизнь - пример честного и достойного служения Отечеству.
Сегодня хочется забыть войну и её составляющие. А лучше и не знать совсем. Нашим детям расти, двигаться вперёд, быть частичкой России всегда. А нам, взрослым, смотреть и радоваться, какие умные, добрые и талантливые наши дети.
2 ведущий
Для вас, уважаемые гости, выступает образцовый детский коллектив, фольклорно-этнографический ансамбль «Яблонька». Художественный руководитель - Антонина Тимина/щскомпаниатор - Юрий Ширяйкин песня «Вышла ротушка солдат». Записана в селе Куземкино у Хорошениной М.В.
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ
Советские солдаты, офицеры и специалисты, сражаясь плечом к Г плечу, теряя боевых друзей, сделали всё возможное, чтобы помочь народу Афганистана вырваться из мрака средневекового невежества и нищеты. Наши воины под огнем врага освобождали узников тюрем в Герате и Кабуле, прикрывали школы в ,Самархане и Шибаргане, спасали лицеисток в Кандагаре и Балхе от надругательства душманов.
. Наши войска на простреленных Ми-8, на опаленных КамАЗах везли в кишлаки хлеб и сгущенку, книги и тетради, керосин и мыло обездоленным и голодным. Нашим солдатам, почти еще мальчишкам, пришлось проходить «науку воевать» на месте, в ходе войны. Непривычный знойный климат, холодное высокогорье или раскаленные пустыни, тяжелейшие условия партизанской войны, когда за любым камнем, кустом или домом может оказаться вооруженный враг - вот в таких условиях воевали наши воины-интернационалисты.
Читают стихотворение дети объединения « Я -актер», педагог Потапова Н,А.
Попал в засаду разведвзвод.
Огонь такой ,что небу жарко стало!
Танцуют пули хоровод,
А от гранат всю землю разметало.
Бой на последнем рубеже.
Бойцов огнем и смертью испытало.
Цена большая в платеже- Их кровь афганская земля впитала.
Комвзвода раненый лежал,
Но,все же,командиром оставался.
Сквозь боль вертушки вызывал,
И в шум эфира голос прорывался.
Услышан этот был сигнал: "Братки!Держитесь!Видим!Мы в полете!" И звук вертушек засвистал,
Ракетный хор раздался на подлете.
Сказал комвзвода сквозь бинты:
"Мы с вами духов сделали,ребята!".
' И отошел в мир темноты.
Пускай его дорога будет свята!
С тех пор прошло немало лет,
Но помнят этот бой однополчане!
И пусть комвзвода с ними нет,
Всегда тост третий за него, в молчаньи!
Песня « Как за доном ,за рекой» исполняет образцовый детский коллектив, фольклорно-этнографический ансамбль «Яблонька». Художественный руководитель - Антонина Тимина/окомпаниатор - Юрий Ширяйкин
2 ведущий Однажды на высоком горном перевале, заснеженном и холодном, наш солдат получил посылку из дома. Родные прислали ему яблоки. Красные, спелые, они напоминали солдату дом, тепло и заботу близких. Паренек бежал к друзьям, чтобы поделиться с ними, но не успел - пуля снайпера настигла его. Падая, он выронил коробку, и яблоки рассыпались. Оборвалась жизнь. Остались только красные яблоки на белом снегу...
Находясь в горячих точках, воины, в минуты затишья вспоминали родные края, дом, и конечно же маму:
«Милая мама! Не хватает всех ласковых слов, чтобы рассказать о моей любви к тебе... Мама! Наверное, слаще и роднее этого имени нет на белом свете. С самого рождения до конца дней ты та единственная, которая не способна предать, обидеть, разлюбить. Я дорожу теплотой твоих рук. Иногда ты бываешь сердитой, грустной, да и я порой веду себя не примерно, но даже в такие минуты твои глаза всегда выражают безграничную доброту и понимание. Нет судьи справедливее тебя!»
Мать... Вот кто испытал всю боль и ужас Афганистана. Мать... Вот чье имя спасало, под держивало и оберегало!
Народная мудрость утверждает: «Не купишь ни за какие деньги, не одолжишь, не возьмёшь напрокат человека, который бы любил тебя, волновался за тебя, оберегал и молился, был готов отдать за тебя жизнь так, как мама. Самый близкий и дорогой для каждого из нас человек — наша мама. Наверное, поэтому от афганцев довольно часто можно было услышать: «Да, нам довелось служить на афганской земле, нам приходилось трудно. Но наши трудности несравнимы с теми, которые выпали на долю наших матерей».
Ты не хотел, чтоб стала я вдовой,
Чтобы с тоской смотрела ночью в небо.
Слезами умываясь, не водой,
Шепча: «Вернись! Давно ты дома не был!»
Хоть ты и слышишь голос мой земной,
И хоть ко мне вернуться ты не вправе,
Пусть будет слышен всюду шепот твой,
В журчании ручья и в шорохе дубравы.
Прости меня, что стала я вдовой,
Но не горюй, любимый мой, не надо,
Тебя я помню – значит, ты – живой,
Моей душе все это как награда.
В исполнение Александра Петровича Колачева ветерана ,воина-интернационалиста афганистана звучит песня о матерях под гитару.
Ведущий 2: 14 апреля 1988 г. министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступавшим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев.
Слайды 9-10
Ведущий 1: Первый вывод наших войск состоялся в июне-июле 1980 г. В 1983 г. на территорию Советского Союза возвращено еще несколько подразделений. Крупномасштабный вывод советских войск из Афганистана был проведен в три этапа. Первый – октябрь 1986 года. Второй – 15 мая 1988 года. Третий – 15 февраля 1989 года. С территории Афганистана войска уходили в боевой обстановке. Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колонн на марше.
Чтец:
В последний раз взлетаю над Кабулом.
Домой! Домой! Теперь уж навсегда.
Ночь звездами полна и реактивным гулом.
И где-то в ней горит моя звезда.
Крен на пределе, нервы на пределе.
И перегрузка не поднять руки.
Вы помните меня, березы, сосны, ели?
Вы от меня, как звезды, далеки.
Внизу лежит чужой полночный город:
Десятки тысяч крохотных огней.
Десятки тысяч звезд, просыпанных на горы,
И каждая таит угрозу мне.
Над зоной безопасности, кругами,
Громадный лайнер рвется в высоту,
И ложных целей ярко вспыхивает пламя,
Чтоб отвести враждебную звезду.
А там, внизу, я знаю, их немало,
Готовых хищно ринуться в полет,
И брызги раскаленного металла
Вонзить в людьми набитый самолет.
И каждый, каждый, каждый это знает,
И каждый, каждый напряженно ждет,
Когда завоет вдруг и замигает
Сигнал, который нам подаст пилот!
Граница! Родина! А, значит, будем живы.
Теперь дождется нас аэродром.
Друг другу улыбаемся счастливо,
Гори, моя звезда, греми, салютный гром!
Слайд 11
Ведущий 2: Последним покидал Афганистан батальон 201-й дивизии. Перед выводом Б.В. Громов построил батальон и, зная, что с ним уже больше не придется встречаться, поблагодарил всех бойцов и сказал, что в этот особенный день разведбат 201-й дивизии войдет в историю как последнее подразделение советских войск, покинувшее территорию Афганистана. Но последним Афганистан покинул БТР, на котором выезжал командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-полковник Борис Всеволодович Громов.
Чтец:
Спокойно спите, матери-отцы,
Невесты-жены, сердцу дорогие.
Храним мы свято честь родной страны,
Мы, верные сыны твои, Россия.
И, повстречавшись на родной земле,
Уйдя в круговорот воспоминаний,
Помянем невернувшихся парней
Единственной минутою молчания.
Слайд 12
Объявляется минута молчания.
Слайд 13
Ведущий 1: Тяжелейшим итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров. Убито и умерло от ран и болезней 13 833 военнослужащих, в том числе 1979 офицеров и генералов, погибло 572 военнослужащих КГБ, 28 сотрудников МВД, 190 военных советников, из них 145 офицеров, инвалидами стали 6669 афганцев, из них 1479 человек, инвалиды 1-й группы. Гепатитом поражено 115308 человек, брюшным тифом 31080 солдат и офицеров. Во время вывода советских войск из Афганистана были эвакуированы на Родину все обелиски, которые были установлены на местах гибели солдат и офицеров 40-й армии.
Видеоклип «Снигери».
В боевых действиях в афганистане приняли участие 120 человек из Башмаковского района , погиб Базденков Евгений Анатольевич урожениц села Троицкоеи был воздвигнут памятник в честь погибшего воина афганца . В настоящее время дети возлагают цветы погибшему солдату на данный момент проживает 60 афганцев в Башмаковском районе. На данном мероприятие присутствовали воины-интернационалисты: Александр Николаевич Кобзев, Игорь Иванович Голованов, Александр Петрович Калачев ,Ромашков Александр, усатинкий. Написать .
Ведущий : Ну как ребята удальцы, говорят вы молодцы ,ложками туда сюда машете и еще с ними пляшете .
Выступает Ансамбль ложкарей « Добрые молодцы». Руководитель Тимина А.В.
1 ведущий В памяти людской этой войне еще жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей, обелисками с жестяными звездочками и ворвавшимися фронтовым ветром в нашу жизнь песнями. И уж навечно останется эта война в душах вышедшего из нее поколения, опаленного огнем и усвоившего ее фронтовые и нравственные уроки.
А сейчас мы хотим предоставить слово воину афганиста землеку Голованову Игорю Ивановичу.
Выступление почетных гостей.
1 ведущий: Сегодня мы чествуем ветеранов локальных войн. Наши ребята не жалели себя в Афгане, Чечне. Для них показательным примером был подвиг героев-дедов в Великой Отечественной войне.
В исполнении Ансанбля « Яблонька». Танцевальная композиция
«Смуглянка». Руководитель Тимина А.В.
Мы хотим сегодня поздравить наших сильных, мужественных, надёжных мужчин и мальчишек, всю мужскую половину с наступающим праздником - Днём Защитника Отечества! Вы - наша опора. Самое главное пожелание - жить в мире, г
Вас приветствуют и поздравляют детский коллектив «Яблонька « с песней « Как под горокой ,под горой». Записанная в селе Луч , у Осетровой Н.
Уважаемые гости! Примите от нас небольшие подарки и от учащихся Дома детского творчества сувенирных снегирей как символ памяти и мира.
Вот и подошла к концу наша встреча. И мы говорим вам, наши дорогие гости - большое спасибо. Спасибо за доблесть, спасибо за то, что пройдя через ад и смерть, через кровь и слёзы, вы сохранили человеческую доброту.
Мы надеемся что наша встреча не последняя , желаем вам здоровья ,счастья ,и мирного неба над головой!
Звучит музыка Все выходят
Что бы жизнь ваша процветала и не когда не угасала
Пусть в мире будет доброта , согреет души и сердца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.
Методический материал «Ты ведь тоже Россия, край алтайский родной» ориентирован на учащихся начальных и средних классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных меропри...
Методика организации и проведения «Урока Мужества» посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.«Бессмертный подвиг Ленинграда»
Ленинград поразил мир своим мужеством. Он выстоял и победил. Он залечил раны и на развалинах построил новые дома и дворцы. Там, где, ощетинившись, стояли бронированные дзоты, широко раскинулись кварта...
Методические рекомендации по организации и проведению «Уроков мужества» и торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории
Празднование 70-летия полного снятия блокады Ленинграда является огромнейшим событием в жизни не только России, но и всего человечества. Такое событие будет широко отмечаться различными мероприятиями:...
Методика организации и проведения урока Мужества
Структура урока объединяет логическую последовательность изучения материала на уроках химии (химические элементы → химические формулы → уравнения реакций → эксперимент → расчётная за...
Выступление на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»
Выступление на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»...
Презентация к Выступлению на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова»
Презентация к Выступлению на тему: «Организация и проведение Уроков Мужества на примере жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова» содержит 8 слайдов...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «УРОКОВ МУЖЕСТВА»
В статье рассматриваются методика организации патриотического воспитания школьников, описывается эффективность приведенных форм и методов воспитательной работы с целью исторического,культурно-нравстве...