Урок по химии в 9 классе "Галогены"
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Химические элементы VII группы. Галогены – простые вещества.
Учащиеся должны знать:
- положение галогенов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов галогенов;
- общую и сравнительную характеристику галогенов как простых веществ, их физические и химические свойства;
- важнейшие соединения галогенов;
- способы получения и области применения галогенов и их соединений.
Первая ступень
В начале урока предлагаю учащимся вспомнить, что они уже знают об элементах главной подгруппы VII группы. Напоминаю, что , давая характеристику группы элементов, мы всегда придерживаемся определенного порядка. Вместе с учащимися формируем те вопросы, на которые они должны отвечать к концу первого урока.
- Положение галогенов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
- Строение атомов галогенов.
- Галогены – простые вещества, их физические и химические свойства.
- Сравнительная характеристика галогенов.
Вторая ступень
Предлагаю школьникам представить, что они – авторы учебника химии. О чем можно написать в параграфе, который называется «Галогены»? Даю 3 мин. на то, чтобы учащиеся вспомнили все , что знают о галогенах. Разговор идет в группах, каждый имеет право высказаться, дополнить другого.
Цель: сформировать базу для получения информации.
Затем учащиеся получают карточки 1 и 2 и в течении 10 мин. Работают с ними , опираясь на имеющиеся знания.
Цель: систематизировать имеющиеся знания
Карточка 1.
- Что означает слово «галогены» ?
- Назовите элементы главной подгруппы VII группы.
- Изобразите строение атомов фтора, хлора, составьте электронные формулы.
- Сделайте выводы об особенностях строения атомов галогенов.
- Атомы какого из элементов главной подгруппы VII группы легче принимают электроны?
- Какие степени окисления могут проявлять атомы элементов главной подгруппы VII группы?
В каждой группе учащиеся совместно готовятся ответить на данные вопросы, затем приступают к работе по карточке 2.
Карточка 2.
- Назовите формулы простых веществ, образованных элементами главной подгруппы VII группы.
- Предположите, с какими веществами могут реагировать галогены.
- Напишите уравнения реакций хлора с натрием, водородом и водой.
- Окислителем или восстановителем является галоген в этих реакциях?
Третья ступень
Далее следует рассказ учителя с демонстрацией опытов (15 мин.)
Цель: сообщить информацию, подтверждающую и дополняющую знания учащихся.
Учащиеся, используя карточку – путеводитель, работают с учебником и дополнительной литературой (5 мин). При чтении учащиеся составляют опорные схемы или выписывают опорные слова. При возможности в группах кратко пересказывают материал по схеме.
Цель: научиться находить информацию.
Карточка- путеводитель.
- Найдите в учебнике описание опытов, которые вы наблюдали.
- Какие еще опыты описаны в учебнике?
- Найдите в предложенной вам литературе материал о физических и химических свойствах галогенов, внимательно прочитайте его. Нашли ли вы что-то новое?
Четвертая ступень
Учащиеся работают по карточкам контроля, причем задания, приведенные на карточках 2-4, выполняются индивидуально.
Цель: запоминание, закрепление знаний, осмысление их практической значимости.
Если учащиеся не успевают выполнить все задания, но у них есть желание испытать себя, карточки 3 и 4 они могут взять домой.
Карточка контроля 1
(первая ступень)
- Объясните этимологию слова галогены.
- Напишите формулы простых веществ, образованных элементами-галогенами.
Твердые - …;
Жидкие - …;
Газообразные -…
- Допишите уравнения реакций:
H2+ CI2 =;
Na + CI2=;
Mg + CI2=;
CI2 + H2O =.
Карточка контроля 2
(вторая ступень)
- Что общего в строении атомов галогенов? В чем различие?
- Какой из галогенов наиболее активен? Почему?
- Напишите уравнения реакций:
а) иода с металлом, который в соединениях одновалентен;
б) иода с металлом, который в соединениях двухвалентен;
в) иода с металлом, который в соединениях трехвалентен;
г) брома с водородом;
д) хлора с бромоводородом.
4. Объясните, почему возможна последняя реакция.
Карточка контроля 3
(третья ступень)
- Расскажите об истории открытия галогенов.
- Радиус атома какого из неметаллов меньше: азота или фтора? Фтора или брома?
- Чем объясняется различная активность взаимодействия галогенов с металлами и водородом? Составьте уравнения реакций различных галогенов с металлами, проявляющими в соединения различные валентности.
- Галогены активно взаимодействуют с другими неметаллами. Напишите уравнения реакций хлора с фосфором и кремнием. Назовите окислитель и восстановитель.
- Напишите уравнения реакций между бромом и сложными веществами: иодоводородом, сероводородом, метаном, иодидом калия. Для уравнения второй реакции подберите коэффициенты методом электронного баланса.
Карточка контроля 4
(четвертая ступень)
- Чем объясняется возрастание плотности галогенов с увеличением заряда ядра атома?
- Чем является вода в реакциях иода с металлами?
- Какой из галогенов был получен первым? Почему за получение фтора А. Муасан получил Нобелевскую премию? С чем связан тот факт , что астат был получен лишь спустя 54 года после получения фтора, в 1940 г.?
- Подготовьте исследование на тему «Галогены – простые вещества». Используйте различные источники информации. Сначала составьте план и согласуйте его с учителем.
Пятая ступень
Проверяю выполнение заданий у 1-2 учащихся из каждой команды и заполняю лист подсчета баллов (см. таблицу).
В конце урока, подводя итоги, организую процесс рефлексии. У каждого учащегося имеются рисунки колб- пустой и заполненной. Отвечая на вопрос, они поднимают рисунок. Пустая колба означает «нет», полная – «да» . вопросы могут быть различными.
Вам было интересно на уроке?
Вы удовлетворены объемом полученных знаний? работой команды на уроке? Своей работой в составе группе?
Вы готовы к выполнению домашнего задания (шестая ступень)?
команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | всего | В среднем На одного человека |
Сумма баллов за карточку | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 |
Седьмая ступень
Эту ступень учащиеся проходят в начале второго урока «Соединения галогенов». С карточкой контроля знаний каждый работает самостоятельно в течении 5 мин.
Тест по теме
«Химические элементы VII группы.
Галогены – простые вещества».
- Среди галогенов
а) одно вещество жидкое, два – газообразных, два – твердые
б) два вещества жидкие, два – газообразные, одно – твердое
в) одно вещество жидкое, три – газообразные, одно – твердое
2. С увеличением относительной молекулярной массы галогенов
а) температуры кипения и плавления повышаются
б) плотность возрастает
в) температуры плавления и кипения понижаются
г) плотность уменьшается
3. Химическая активность галогенов
а) ослабевает от фтора к иоду
б) усиливается от фтора к иоду
в) в реакциях с металлами усиливается от фтора к иоду, а в реакциях с водородом – ослабевает
4. В реакциях с галогенами металл
а) всегда окислитель
б) всегда восстановитель
в) может быть и окислителем, и восстановителем в зависимости от валентности
5. Установите соответствие.
Галогены Ученые Даты их открытия
открывшие галогены
- Фтор А) К. Шееле а) 1826 г.
- Хлор Б) А. Муассан б) 1811 г.
- Бром В) Б. Куртуа в) 1774 г.
- Иод Г) А. Балар г) 1886 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».
Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ХИМИИ НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ VII класс
В помощь учителю...
Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)
Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...
Презентация урока по химии "Бытовая химия"
Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....
Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...
Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"
Теннологическая карта урока по химии в 8 классе "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...