урок по химии в 6 классе "Важнейшие классы неорганических соединений"
план-конспект урока по химии (6 класс) на тему
Предлагаю разработку одного из обобщающих уроков в 6-м классе пропедевтический курс по программе А. Е. Гуревич по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khmelevskaya_statya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Предлагаю разработку одного из обобщающих уроков в 6-м классе пропедевтический курс по программе А. Е. Гуревич по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Хмелевская Л. П.
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Кантемировский лицей. Поселок Кантемировка Воронежская область.
Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах оксидов, оснований, кислот и солей; рассмотреть области применения некоторых представителей классов неорганических соединений.
Оборудование: пробирки.
Вещества: H2O, растворы HCI, NaOH, лакмус, фенолфталеин.
Дидактический материал: разноуровневые карточки, презентация «Кислоты», «Оксиды».
Ход урока.
В начале урока предлагаю учащимся, отправится в химическое путешествие с целью повторения изученного материала о важнейших классах неорганических соединений.
Станция «Составляй – ка».
Составьте формулы различных соединений, используя фрагменты формул на карточках.
Например: Na2O, CaO, MgO, K2O.
KOH, LiOH, NaOH, Mg(OH)2.
H2SO4, HNO3, HCI, H2CO3.
После того как учащиеся выполнят задание, предлагаю назвать их.
Станция «Отгадай – ка».
Загадки.
- их получают путем горения
Или сложных веществ разложением
В них два элемента,
Один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед.
(Оксиды).
- Они имеют кислый вкус,
В них изменяет цвет лакмус.
А если активный металл попадет,
Получим мы соль и еще водород.
(Кислоты.)
- В каких веществах
У фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?
(Щелочи.)
- Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединяю в класс…
(Соли.)
Направление «Оксидное».
-определение?
-классификация оксидов?
Упражнение: «Не прерви цепочку».
Для каждого ученика приготовлена карточка с формулой оксида. Ученик показывает карточку классу и называет оксид. Работу класса организую по цепочке.
Задание: из предложенного перечня веществ выпишите отдельно основные оксиды, отдельно кислотные:
Na2O, CO, SO3, CO2, CaO, K2O, CuO, P2O5.
Сообщение: «О распространении в природе и применении наиболее известных оксидов».
Задание: исключите лишнее вещество. Объясните свой выбор.
А) CaO, CH4, N2O.
Б) SiO2, O2, H2O.
B) KOH, PbO, CO2.
Г) AI2O3, ZnO, CaCI2.
Задание: найдите соответствие между формулой оксида и его названием.
А) SO3 1) оксид азота (IV)
Б) ZnO 2) оксид натрия
В) NO2 3) оксид серы (VI)
Г) Na2O 4) оксид цинка
Направление «Кислотное».
-определение?
-классификация кислот?
-дать названия кислотам.
-Конкурс «Вращающиеся круги»
Вращающиеся круги – это два круга разного диаметра, соединенные в центре осью, поэтому они могут свободно вращаться вокруг оси. Круги раскрашены в разные цвета и разделены на 8 секторов. На внутреннем круге записаны формулы кислот, на внешнем - названия солей.
Задание 1. Совместить эти круги таким образом, чтобы формуле данной кислоты соответствовало название соли: HCI- хлориды, HNO3-нитраты и т. д.
Задание 2. Составить формулы всех этих солей, например для Na: NaCI – хлорид натрия и т. д.
- Назовите кислоты, с которыми вы имеете дело в быту.
( Уксусная и лимонная – в консервировании и выпечке, серная – в аккумуляторах.)
- Какая кислота находится в желудочном соке?
( Соляная кислота.)
Сообщение: «Применение серной кислоты».
«А если с неба польется кислота».
Задание: распределите кислоты по соответствующей схеме.
HNO3, HCI, HNO2, H2SiO3, H2SO4, H2S, H2CO3, H3PO4.
Кислородные Бескислородные Одноосновные Двухосновные
Трехосновные
- Практическое задание. Исследуйте содержимое пробирок 1, 2, 3 (H2O, HCI, NaOH) с помощью имеющихся на столе реактивов (лакмус, фенолфталеин). Определите, в какой из них находится кислота.
Направление «Основное».
-определение?
-классификация оснований?
-названия?
Задание: «Найди родственников».
Из предложенных веществ выбрать основания
NaOH, HCI, LiOH, Ca(OH)2, H2SO4, Fe(OH)3, CaO, CO2и т. д.
Сообщение: «Знакомство с наиболее известными щелочами».
Практическое задание.
Исследуйте содержимое пробирок 1, 2, 3 ( H2O, растворы HCI, NaOH) с помощью имеющихся на столе реактивов ( лакмус, фенолфталеин). Определите, в какой из них находится щелочь.
Экзамен по технике безопасности (ТБ).
Перед тем как вызванный учителем ученик приступит к выполнению практического задания, другие ребята экзаменуют своего товарища. Учитель по очереди надевает на головы экзаменаторов переходящую корону короля ТБ, в этот момент они задают по одному вопросу экзаменуемому.
Направление «Солевое».
-определение?
-названия?
Сообщение: «Содержание и применение солей».
Станция «Финальная».
Заполните таблицу, распределив по классам предложенные соединения:
оксиды | основания | кислоты | соли |
NO2, CaSO4, Ba(OH)2, SO2, Mn(OH)2, HNO3, NaCI, Fe2(SO4)3, CaO, KHO3, MgO, Fe2O3, Na2SO4, Ca3(PO4)2, CuO, H2CO3, KOH, H2SO4, Fe(OH)3.
Задание дается каждому на парту.
- Конкурс-лото «Соли».
Установите соответствие названий соединений их химическим формулам. Закройте карточками с названиями соединений соответствующие им формулы на карте лото.
- Назовите соли, с которыми вы ежедневно или довольно часто сталкиваетесь в быту (NaCI, Na2CO3 и т. д.)
- Из разрезанных карточек составьте формулы солей:
Ca, AI2, K3, PO4, (SO4)3.
Подводя итоги урока, привожу слова Д. Хевелси :
«Мыслящий ум не чувствует
Себя счастливым,
Пока ему не удается связать
Воедино разрозненные факты».
На этом уроке были систематизированы знания об основных классах неорганических соединений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"
Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Открытый урок по химии в 9 классе «Бинарные соединения серы»
Автор - О. С. Габриалян. Урок проводится после изучения серы и серной кислоты. Работа учащихся в трёх группах....
Урок обобщение .по теме "Основные классы неорганических соединений"
Задания для закрепления и обобщения знаний по теме....
Маршрутный оценочный лист к уроку - обобщению по теме «Основные классы неорганических соединений»
Раздаточный материал к обобщающему уроку по химии в 8 классе на тему "Основные классы неорганических соединений"...