урок по химии в 6 классе "Важнейшие классы неорганических соединений"
план-конспект урока по химии (6 класс) на тему

Хмелевская Людмила Петровна

 

Предлагаю разработку одного из обобщающих уроков в 6-м классе пропедевтический курс по программе А. Е. Гуревич по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khmelevskaya_statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Предлагаю разработку одного из обобщающих уроков в 6-м классе пропедевтический курс по программе А. Е. Гуревич по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

Хмелевская Л. П.
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Кантемировский лицей. Поселок Кантемировка Воронежская область.

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах оксидов, оснований, кислот и солей; рассмотреть области применения некоторых представителей классов неорганических соединений.

Оборудование: пробирки.

Вещества: H2O, растворы HCI, NaOH, лакмус, фенолфталеин.

Дидактический материал: разноуровневые карточки, презентация «Кислоты», «Оксиды».

Ход урока.

В начале урока предлагаю учащимся, отправится в химическое путешествие с целью повторения изученного материала о важнейших классах неорганических соединений.

Станция «Составляй – ка».

Составьте формулы различных соединений, используя фрагменты формул на карточках.

Например: Na2O, CaO, MgO, K2O.

KOH, LiOH, NaOH, Mg(OH)2.

H2SO4, HNO3, HCI, H2CO3.

После того как учащиеся выполнят задание, предлагаю назвать их.

Станция «Отгадай – ка».

Загадки.

- их получают путем горения

Или сложных веществ разложением

В них два элемента,

Один – кислород.

Я отнесу к ним и известь, и лед.

(Оксиды).

- Они имеют кислый вкус,

В них изменяет цвет лакмус.

А если активный металл попадет,

Получим мы соль и еще водород.

(Кислоты.)

- В каких веществах

У фенолфталеина

Бывает не жизнь, а сплошная малина?

(Щелочи.)

- Хлориды и нитраты,

Сульфаты, карбонаты

Я без труда и боли

Объединяю в класс…

(Соли.)

Направление «Оксидное».

-определение?

-классификация оксидов?

Упражнение: «Не прерви цепочку».

Для каждого ученика приготовлена карточка с формулой оксида. Ученик показывает карточку классу и называет оксид. Работу класса организую по цепочке.

Задание: из предложенного перечня веществ выпишите отдельно основные оксиды, отдельно кислотные:

Na2O, CO, SO3, CO2, CaO, K2O, CuO, P2O5.

Сообщение: «О распространении в природе и применении наиболее известных оксидов».

Задание: исключите лишнее вещество. Объясните свой выбор.

А) CaO, CH4, N2O.

Б) SiO2, O2, H2O.

B) KOH, PbO, CO2.

Г) AI2O3, ZnO, CaCI2.

Задание: найдите соответствие между формулой оксида и его названием.

А) SO3        1) оксид азота (IV)

Б) ZnO        2) оксид натрия

В) NO2        3) оксид серы (VI)

Г) Na2O       4) оксид цинка

                                               Направление «Кислотное».

-определение?

-классификация кислот?

-дать названия кислотам.

-Конкурс «Вращающиеся круги»

Вращающиеся круги – это два круга разного диаметра, соединенные в центре осью, поэтому они могут свободно вращаться вокруг оси. Круги раскрашены в разные цвета и разделены на 8 секторов. На внутреннем круге записаны формулы кислот, на внешнем -  названия солей.

Задание 1. Совместить эти круги таким образом, чтобы формуле данной кислоты соответствовало название соли: HCI- хлориды, HNO3-нитраты и т. д.

Задание 2. Составить формулы всех этих солей, например для Na: NaCI – хлорид натрия и т. д.

- Назовите кислоты, с которыми вы имеете дело в быту.

( Уксусная и лимонная – в консервировании и выпечке, серная – в аккумуляторах.)

- Какая кислота находится в желудочном соке?

( Соляная кислота.)

Сообщение: «Применение серной кислоты».

                      «А если с неба польется кислота».

Задание: распределите кислоты по соответствующей схеме.

HNO3, HCI, HNO2, H2SiO3, H2SO4, H2S, H2CO3, H3PO4.

Кислородные   Бескислородные   Одноосновные    Двухосновные

Трехосновные

- Практическое задание. Исследуйте содержимое пробирок 1, 2, 3 (H2O, HCI, NaOH) с помощью имеющихся на столе реактивов (лакмус, фенолфталеин). Определите, в какой из них находится кислота.

Направление «Основное».

-определение?

-классификация оснований?

-названия?

Задание: «Найди родственников».

Из предложенных веществ выбрать основания

NaOH, HCI, LiOH, Ca(OH)2, H2SO4, Fe(OH)3, CaO, CO2и т. д.

Сообщение: «Знакомство с наиболее известными щелочами».

 Практическое задание.

Исследуйте содержимое пробирок 1, 2, 3 ( H2O, растворы HCI, NaOH) с помощью имеющихся на столе реактивов ( лакмус, фенолфталеин). Определите, в какой из них находится щелочь.

Экзамен по технике безопасности (ТБ).

Перед тем как вызванный учителем ученик приступит к выполнению практического задания, другие ребята экзаменуют своего товарища. Учитель по очереди надевает на головы экзаменаторов переходящую корону короля ТБ, в этот момент они задают по одному вопросу экзаменуемому.

Направление «Солевое».

-определение?

-названия?

Сообщение: «Содержание и применение солей».

Станция «Финальная».

Заполните таблицу, распределив по классам предложенные соединения:

оксиды

основания

кислоты

соли

NO2, CaSO4, Ba(OH)2, SO2, Mn(OH)2, HNO3, NaCI, Fe2(SO4)3, CaO, KHO3, MgO, Fe2O3, Na2SO4, Ca3(PO4)2, CuO, H2CO3, KOH, H2SO4, Fe(OH)3.

Задание дается каждому на парту.

- Конкурс-лото «Соли».

Установите соответствие названий соединений их химическим формулам. Закройте карточками с названиями соединений соответствующие им формулы на карте лото.

- Назовите соли, с которыми вы ежедневно или довольно часто сталкиваетесь в быту (NaCI, Na2CO3 и т. д.)

- Из разрезанных карточек составьте формулы солей:

Ca, AI2, K3, PO4, (SO4)3.

Подводя итоги урока, привожу слова Д. Хевелси :

«Мыслящий ум не чувствует

Себя счастливым,

Пока ему не удается связать

Воедино разрозненные факты».

На этом уроке были систематизированы знания об основных классах неорганических соединений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"

Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Открытый урок по химии в 9 классе «Бинарные соединения серы»

Автор - О. С. Габриалян. Урок проводится после изучения серы и серной кислоты. Работа учащихся в трёх группах....

Урок обобщение .по теме "Основные классы неорганических соединений"

Задания для закрепления и обобщения знаний по теме....

Маршрутный оценочный лист к уроку - обобщению по теме «Основные классы неорганических соединений»

Раздаточный материал к обобщающему уроку по химии в 8 классе на тему "Основные классы неорганических соединений"...