Использование КСО на уроках химии
методическая разработка (химия) на тему

Букарь Наталья Викторовна

Обобщение опыта использования методики КСО на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_bukar_n.v.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районное управление образованием  администрации муниципального образования Успенский район Краснодарского края

КСО на уроках химии.

Букарь Наталья Викторовна

учитель химии МБОУООШ №15

 

село Коноково

Букарь Наталья Викторовна

Содержание.

1. Условие возникновения, становления и актуальность опыта.                            3

2.Теоретическое обоснование  и ведущая педагогическая идея опыта.              3 -4

3.Технология опыта                                                                                                  4 - 13

Приложения                                                                                                             14 - 27

Букарь Наталья Викторовна

1. Условие возникновения, становления и актуальность опыта.

Коллективная организация обучения, коллективные учебные занятия, коллективный способ обучения (КСО) – понятия сопряжённые, но не тождественные. Во – первых, ими охватывается разный объём образовательной действительности. Если первое понятие фиксирует единицу организации обучения ( работу в парах сменного состава, то последнее – общественно – историческое состояние всей сферы образования. Во – вторых, содержание понятия КСО  гораздо шире понятий коллективного занятия и коллективной формы обучения.

Говоря о развитии процесса обучения в направлении гармонизации, становления личности ребёнка, его умственного и интеллектуального роста , следует отметить, что методика  КСО ставит во главу каждого обучающегося  и позволяет ему реализовать свою индивидуальную образовательную программу за счёт большого спектра разных по содержанию, типу и форме и месторасположению взаимодействий с другими обучающимися, которые тоже реализуют свои индивидуальные программы. Программы максимально индивидуализируются, а сам процесс обучения в большей мере принимает коллективный характер. Это способствует социализации деятельности учащихся, развитию его потребностей и способностей.

Таким образом, учащимся предлагается обратиться к их совместной деятельности и рассказать о своих неудачах и затруднениях в решении проблемы, выявить причины ошибок и наметить пути их исправления. Методика КСО  постоянно ведёт обучаемого к осознанию его конкретных способов деятельности, к систематизации, обобщению их, отказу от ошибочных приёмов и подходов, что в итоге развивает его как личность

2.Теоретическое обоснование  и ведущая педагогическая идея опыта.

«Стержнем» модели КСО является управление процессом усвоения учеником знаний, в ходе которого развиваются внутренние потребности и способности каждого. Цели, содержание, способы развития определяются педагогом и учащимися совместно, с учётом их интересов.

Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Учитель организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать, извлекать рациональное, нести личную ответственность за доверенную ему часть коллективного дела.

Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме КСО состоит в том, что обучение ведётся в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с того уровне ( развитие потребностей – способностей), на котором находятся обучаемые.

В отличие от обычного группового обучения работа учащихся по методике КСО предусматривает:

1) взаимозависимость членов группы;

2) личную ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;

3) совместную учебно- познавательную, творческую деятельность учащихся;

4) социализацию деятельности учащихся.

Введение в проблемную ситуацию вызывает у учащихся актуализацию противоречий, определение внутренних целей, реальных способов деятельности. Результативность обучения многократно возрастает, если поднять обучаемого до осознания собственной и коллективной только что произведенной деятельности как конкретного выражения общих законов человеческой деятельности.

Букарь Наталья Викторовна

Однако следует отметить, что взаимообучаемость хоть и важный момент в методике КСО, но всё же не решающий. Просто высокий уровень коллективности в обучении не может быть получен исключительно за счёт организующей деятельности учителя.

 Умения продуктивно работать приобретаются постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей преподавателя. В обучении этому умению следует отметить семь постепенных шагов:

  1. помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык;
  2. постарайтесь, чтобы учащиеся поняли, из чего это умение, навык состоит, как его сформировать;
  3. организуйте необходимую и достаточную для формирования необходимого навыка, умения практику;
  4. убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, насколько правильно он выполняет задания по овладению навыком, умением;
  5. стимулируйте учащихся, чтобы они помогали друг другу;
  6. создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;
  7. стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в её применении.

Но самое главное,  следует структурировать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.

3.Технология опыта.

Родоначальницей всех методик коллективных занятий считают методику Александра Григорьевича Ривина. В 1918 году он впервые организовал работу учащихся в парах сменного состава (или по Ривину, диалогических сочетаниях), в которых каждый обучал каждого. Сущность методик А.Г. Ривина заключается в поабзацной проработке учебных текстов, специально составленных или подобранных учителем для парной работы. Каждый абзац своего текста ученик прорабатывает с разными партнерами, причем партнер помогает ему сформулировать главную мысль абзаца, отвечая на вопрос «О чем говорится в абзаце?» При работе с новым партнером каждый ученик воспроизводит содержание предыдущего (предыдущих) абзаца, а затем читает новый абзац, вместе они находят наиболее удачную формулировку главной мысли данного абзаца. В результате каждый ученик с помощью своих товарищей составляет план текста, по которому докладывает его в малой группе, где учащиеся передают содержание своего текста. По методике Ривина каждый абзац текста подробно изучается и обсуждается в паре, что позволяет достаточно качественно усвоить изучаемый материал. Применение методики Ривина дает возможность более глубоко разобраться в теме, учит работать с научной и справочной литературой, готовиться к выступлениям, заставляет более четко формулировать мысли, раскрепощает учащихся в общении, формирует навыки диалогической речи.

При проведении коллективного занятия по обратной методике Ривина («ОМР») учащиеся, наоборот, по предложенному плану своей темы составляют текст, при этом по каждому пункту плана отбирается текст с новым партнером. Подготовленный таким образом текст докладывается и обсуждается в малой группе.

Главной отличительной чертой коллективных занятий по «МР» и «ОМР» является соединение в одном учебном процессе динамических пар и малых групп, работа которых мобилизует интеллектуальные и коммуникативные возможности каждого, обучает этически формам общения.

Букарь Наталья Викторовна

По данным методикам ученик прорабатывает только свой текст, т.е. партнер выступает в этом случае в роли помощника, ему не нужно усваивать «чужой» текст. После выступления в малой группе ученик берет новый текст и прорабатывает его таким же образом, но гораздо быстрее, так как при проработке одной (первой) темы непроизвольно знакомится и с другими темами.

Для проведения коллективных занятий по методикам «Взаимообмен заданиями» и «Взаимопередача тем» организация работы учащихся и форма усвоения изучаемого материала иная. Каждый ученик получает карточку, имеющую две части: в первой сформулировано задание для взаимообмена (оно же для так называемого «ввода» или «самоввода»), во второй части  - задание для самоконтроля. При изучении нового материала по «ВЗ» и «ВТ» учащиеся сначала самостоятельно изучают содержание своей карточки, происходит «самовывод» темы с последующей проверкой учителем или консультантом правильности выполнения заданий первой и второй части карточек. Затем, после передачи содержания первой части карточки партнеру, происходит обмен карточками, после чего партнеры самостоятельно выполняют задания второй части карточек и сверяют ответы.

Целью общения в каждой паре является усвоение содержания «чужой» карточки, т.к. на второй контакт ученик идет уже не со своей, а с «чужой» карточкой, и в общении с новым партнером передает содержание темы, которое он усвоил, работая с предыдущим партнером. При этом резко повышается ответственность учащихся, так как они должны в результате совместной проработки своих тем так их усвоить и разобраться в содержании, чтобы без искажения и потери информации передать эту тему новому партнеру.

При решении дидактической задачи по отработке знаний, умений и навыков учащихся используются иные методики : «Взаимообмен заданиями» («ВЗ»), «Мурманская методика» («ММ») и методика Ривина-Баженова («МРБ»). При подготовке таких занятий обязательно составление «Листа учителя». Для каждой методики «Лист учителя» имеет свою форму. (Приложение 1), для проведения занятий по методике «ВЗ»). Учитель заранее разбивает весь материал учебной темы на пропорции (подтемы); каждая порция затем оформляется на карточку. Карточек может быть от 4 до 8. В «Листе учителя» определяется перечень подтем, формулируется перечень отрабатываемых умений по данной подтеме, подбираются задания, с помощью которых можно отработать соответствующие умения, составляются задания для самоконтроля.

При проведении коллективного занятия по «ММ», имеющего дидактическую задачу отработки формулировок понятий, законов, правил и т.д. в «Листе учителя» определяется перечень отрабатываемых понятий, составляются вопросы и задания, с помощью которых проверяется их понимание, причем учащиеся работают только устно. (Приложение 2).

По методике Ривина-Баженова целесообразно отрабатывать расчетные и практические умения учащихся. При этом составляются задачи одного типа в двух вариантах: прямые и обратные задачи, задачи разного или одинакового уровней сложности. (Приложение 3).

Если при проведении коллективных занятий по методикам «ВЗ» и «ММ» учащиеся обмениваются своими карточками, то при проведении занятия по методике Ривина-Баженова учащиеся помогают друг другу усвоить решение задачи того или иного типа.

Следует особо отметить, что при проведении одних коллективных занятий класс делится, но в обоих случаях должна быть визуальная свобода. Для работы в малых группах собираются учащиеся (2-реже 3) соседних уровней подготовленности, поэтому «слабый» ученик никогда не обучает «сильного». Когда же класс не делится на малые группы, то первыми готовы работать в паре друг с другом сильные учащиеся. Таким образом, в данном случае осуществляется дифференциация учащихся по временному признаку. Кроме того, возможна дифференциация содержания дидактических материалов по уровню их сложности.

Букарь Наталья Викторовна

*******

ИЗВЕСТНО, что учебные занятия в школе должны быть направлены на выработку у  учащихся таких важных качеств, как:

  1. Умение мыслить (анализировать и делать выводы).
  2. Умение излагать изученный материал (научить другого), а также свои мысли.
  3. Умение слушать, получать информацию (вникать в суть дела).
  4. Умение самостоятельно изучать литературу.
  5. Умение трудиться в коллективе (иметь навыки организационно- управленческой деятельности, самоконтроля и самооценки).

Эти качества появляются и развиваются у школьников только тогда, когда каждый из них в своей собственной деятельности оказывается в ситуациях, дающих возможность проявления и развития этих качеств, т.е.:

  • каждый школьник должен регулярно изучать тему, разделы темы самостоятельно;
  • каждый школьник должен систематически получать информацию из рассказа другого;
  • каждый школьник должен систематически излагать другому тему или ее раздел;
  • каждому должна предоставляться возможность знать все, что знают остальные и передавать другому все, что он знает.

Рассмотрим детально одну из методик организации коллективных занятий, на которых у школьников формируются и развиваются выше перечисленные качества.

МЕТОДИКА «ВЗАИМООБМЕН ЗАДАНИЯМИ»

(«ВЗ»).

Название этой методики вполне отражает суть работы учащихся в парах сменного состава: происходит передача информации (с проговариванием и записью в тетрадь партнера) от одного ученика (носителя данной информации) другому ученику (не обладающему данной информацией). Другими словами, «взаимообмен» значит – каждый партнер нечто знает, а в паре они передают информацию друг другу.

Данную методику можно использовать как при изучении нового материала, так и при отработке умений, навыков учащихся по изученной теме (разделу).

Для того, чтобы использовать данную методику (равно как и другие методики коллективных занятий), надо сначала поработать с учащимися в парах постоянного состава (или в постоянных парах). На предыдущих уроках необходимо, например, организовать 8-10 минутные взаимодиктанты с взаимоконтролем по данной теме.

 Рассмотрим методику проведения коллективного занятия «Взаимообмен заданиями» при отработке умений учащихся.

1. Подготовка учебного материала

Выбирается небольшая тема (блок) или раздел большой темы. Весь ее материал  разбивается на подтемы (порции), подлежащие отработке. Подтемы являются темами карточек, с которыми учащиеся будут работать в парах. Набор карточек называют блоком заданий. В блоке, как правило, 4-6 карточек.

Самая важная, творческая работа учителя при подготовке коллективного занятия учителя при подготовке коллективного занятия по данной методике заключается в разработке так называемого «Листа учителя», который представляет собой таблицу, структура которой представлена ниже.

Букарь Наталья Викторовна

Таблица 1.

«ВЗ»                             Лист учителя. Тема «…………..»                                             Класс

Темы карточек

Отрабатываются умения

Задания для взаимообмена

Задания для самоконтроля

 

Как видно из таблицы 1, слева вверху обозначается название методики в виде аббревиатуры, по которой проводится коллективное занятие, затем записывается название темы, а в правом верхнем углу таблицы фиксируется класс (нередко через черточку записывают номер изучаемой темы по программе).

По теме каждой карточки необходимо сформулировать не только перечень умений, которые будут отрабатываться на данном занятии, но и продумать, с какой целью нужно их отрабатывать.

Далее следует подобрать задания для взаимообмена, с помощью которых будут отрабатываться указанные умения по теме каждой карточки. Наконец, нужно составить такие задания для самоконтроля, чтобы партнер сумел их выполнить самостоятельно на основе той информации, которую он получил от ученика-«учителя» в процессе изучения и усвоения заданий для взаимообмена. При формулировке заданий для взаимообмена подбирают слова-глаголы, побуждающие ученика применять различные виды деятельности, например,:«Напомните партнеру…», «Составьте в тетради партнера схему…», «Докажите, что…», «Запишите…», «Объясните…» и т.д. При составлении заданий для самоконтроля используются глаголы в повелительном наклонении: «Запишите уравнения химических реакций…», «Отберите существенные признаки понятий…», «Рассчитайте…» и т.д.

2. Как выглядят карточки для учащихся?

В каждую карточку переносятся из таблицы 1 «Лист учителя» задания для взаимообмена и задания для самоконтроля. Каждая карточка состоит из двух частей: первая часть – задание для взаимообмена (оно же для ввода, о чем будет сказано ниже); вторая часть – задание для самоконтроля (оно же для самоконтроля (оно же для самостоятельной работы).

В простейшем варианте в карточке может быть одно задание для взаимообмена и одно задание для самоконтроля (Приложение 4)

Другой вариант. Карточка тоже состоит из двух частей, но во второй части дан набор задач или упражнений для прочного усвоения и выработки умений выполнять упражнения данного вида (Приложение 5).

Третий вариант. В первой части карточки перед формулировками заданий могут быть даны образцы решенной задачи, составление химической формулы или уравнения, которые ученик должен записать в свою тетрадь, выучить и научиться объяснять партнеру (Приложение 6).

Четвертый вариант. Задания второй части карточки усложняются. (Приложение 7)

Каждая карточка, кроме номера, имеет еще цветовой сигнал (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий) для удобства и красоты.

Можно использовать разные формы карточек. Например, наряду с традиционными прямоугольными карточками, можно сделать круглые, в форме эллипса и др.

Несмотря на то, что каждая карточка содержит идею, отличную от других карточек, ученик может начать работу с любой карточки и выполнить задания в любой

Букарь Наталья Викторовна

последовательности, поскольку отрабатываемый материал уже известен из предыдущих уроков.

Трудоемкой частью работы является размножение карточек на класс. Если карточек всего 4 (красная, оранжевая, желтая и зеленая), а в классе 20 человек, тог карточек каждого вида должно быть по 5. Обязательно нужно иметь дополнительный комплект карточек.

3. Как работает класс во время коллективного занятия?

Для проведения коллективного занятия класс делится на малые группы. Количество учащихся в малой группе соответствует числу карточек. Как создается малая группа? Ее создает учитель. Условно считают, что в каждом классе есть учащиеся шести уровней подготовки: самые сильные, сильные, средние, слабые, очень слабые и слабее очень слабых. Эти уровни приблизительно можно определить, подсчитав средние баллы учащихся по 10 предметам – шести предметам естественно-математического цикла (алгебра, геометрия, физика, химия, биология и география) и четырем предметам гуманитарного цикла (русский язык, литература, история, иностранный язык). В таблице 2  представлены интервалы средних баллов, в которые попадают учащиеся того или иного уровня  подготовленности.

В одну группу следует включать школьников двух (реже трех) соседних уровней, т.е. в одной малой группе не должны находиться сильные и слабые учащиеся (на первых порах, пока учащиеся учатся работать в парах сменного состава).

Таблица 2.

Уровни подготовленности учащихся

Средние баллы учащихся по 10 предметам

Самые сильные

Сильные

Средние

Слабые

Очень слабые

Слабее очень слабых

5-4,7

4,6-4,0

3,9-3,6

3,5-3,3

3,2-3,0

2,9 и меньше

     

4. Как посадить учащихся для работы в малых группах?

Ученические столы, если они не закреплены и легко перемещаются, сдвигаются так, как показано на рис. 1.

Рис.1

(Точками на рисунках обозначены учащиеся).

При закрепленных столах посадку учащихся осуществляют так, как показано на рис. 2

 

Букарь Наталья Викторовна

                                                                                                                Рис. 2

Важно, чтобы при такой работе учащиеся визуально общались. Для образования пары возможны пересадки. Закончив работу с одним партнером, ученик переходит к следующему и так до тех пор, пока не выполнит задания всех карточек.

5. Сколько времени требуется для проведения коллективного занятия?

Время выполнения заданий блока карточек учитель рассчитывает заранее при подготовке учебного материала. Если в блоке 4 карточки, а в карточке 1-2 задания в первой и второй частях, то учащиеся могут справиться с работой за один урок (40мин.) Как правило, для проведения коллективного занятия по методике «Взаимообмен заданиями» требуется сдвоенный урок (80 мин.). Но может быть подготовлен блок заданий для отработки его на 4-5 уроках в разные дни. В этом случае состав малых групп не меняется, т.е. задания по теме выполняет малая группа постоянного состава.

6. Как проходит ввод заданий блока карточек?

Разработано несколько вариантов ввода: ввод делает учитель, ввод делают ассистенты (консультанты), самоввод и др.

В практике часто ввод осуществляют ассистенты. Накануне, примерно за неделю до проведения коллективного занятия, ассистенты (ими могут быть наиболее подготовленные учащиеся данного или параллельного класса, а также старшеклассники) получают карточки с заданиями. Ассистентов столько, сколько карточек с разными темами (в нашей практике 4 или 6). Они получают карточки на дом и готовятся к вводу. Учитель проверяет их готовность перед коллективным занятием. Иногда учитель сам разрабатывает конспекты ответов на задания карточек, тогда работа ассистентов значительно облегчается.

Итак, класс готов к проведению коллективного занятия: ассистенты подготовлены, малые группы созданы, столы расставлены, на них размещены карточки, листки учета (см. ниже), необходимые для работы пособия, учебники, справочные таблицы, задачники. Столы пронумерованы. В начале занятия номер стола соответствует номеру малой группы. В одной малой группе могут находиться сразу все ассистенты. Каждый учащийся в малой группе берет карточку (любую) с определенным номером и цветовым сигналом, отличным от других. После этого учитель организует переход учащихся для ввода

карточек. Для этого учащиеся, получившие карточки с номером 1 (с красным цветовым сигналом), приглашаются к столу №1. За этот же стол переходит ассистент, который будет вводить карточку №1, т.е. обучать остальных учащихся по теме данной карточки. Учащиеся, получившие карточки с номером 2 (с оранжевым цветовым сигналом), переходят за 2-ой стол, туда же переходит ассистент и т.д. В этом случае номер стола соответствует номеру карточки. На вводе групп учащихся будет столько, сколько карточек в блоке.

Букарь Наталья Викторовна

На вводе в одной группе работают учащиеся всех уровней подготовленности в течение определенного времени (15-25 мин.). Ассистент рассказывает первую часть карточки, показывая образец записи, сделанной в его тетради накануне. Все учащиеся группы фиксируют объяснения в своих тетрадях. Ассистент может вписать образец в тетрадь слабого ученика, если тот пожелает. Происходит отработка первой части карточки: ассистент отвечает на вопросы учащихся в своей группе, сам задает контрольные вопросы, учит объяснять материал. После этого учащиеся выполняют задания второй части карточки. Сильные учащиеся, как правило, быстро справляются с работой и вместе с ассистентом помогают слабым учащимся выполнить задание. В результате такой работы каждый ученик в группе становится «учителем» по своей карточке.

По сигналу учителя заканчивается ввод карточек, и все учащиеся возвращаются в свои прежние малые группы, в которых все учащиеся знают по одной карточке, т.е. одну тему.

Если в классе 20 человек и используются 4 карточки, то на вводе будет четыре группы по 5 человек. Малых групп учащихся, где они работают в парах сменного состава, будет пять – в каждой группе по 4 человека, т.е. столько, сколько карточек.

7. Как работают учащиеся в парах?

После того. Как учащиеся образовали малую группу, начинается работа каждого ученика, которому необходимо четко представлять, что он должен делать в любой промежуток времени, иначе работа малой группы будет малоэффективна. Для этого нужно каждому ученику, как памятку, записать алгоритм работы. (Приложение 8).

Работая в парах, ученики должны научиться говорить, слушать, задавать вопросы, четко писать в тетради партнера, аргументировано спорить, пользоваться учебной и справочной литературой, справочными таблицами.

8. Учет работы учащихся в малых группах.

Для учета работы учащихся на коллективном занятии каждый составляет листок учета в виде таблицы 3.

В таблицу вписываются фамилии всех учащихся данной малой группы, указываются номера их карточек, причем по горизонтали указанна роль каждого учащегося как «учителя», в вертикальном столбце – роль учащегося как «ученика».

Таблица 3.

Листок учета работы в малой группе

«Учитель»

«Ученик»

Иванов С.

Петров В.

Волкова Н.

Ильин Е.

1. Иванов С.

красный

2. Петров В.

оранжевый

3. Волкова Н.

желтый

4. Ильин Е.

синий

Пусть в пару сели Иванов С. И Петров В. Иванов С. начал объяснять Петрову В. содержание первой части своей карточки, т.е. он выполняет роль «учителя», а Петров В – роль «ученика». Затем наоборот, Петров В. обучает Иванова С. По первой части своей карточки. Теперь Петров В. «учитель», а Иванов С. «ученик». Затем они обмениваются карточками и самостоятельно выполняют задания второй части карточки партнера. После проверки вторых заданий (а у каждого в тетради записано верное решение заданий второй

Букарь Наталья Викторовна

части карточки, полученное на вводе), партнеры смогут оценить работу друг друга и отразить ее в листе учета. При этом «учитель» ставит оценку своему «ученику». Например, Иванов – «учитель» ставит Петрову – «ученику» оценку против фамилии Иванова С.

Таким образом учащиеся – «учителя» выставляют оценки своим партнерам – «ученикам» по вертикали. Если же они выступают в роли «учеников», их оценки выставляются по горизонтали. Преподаватель может быстро установить с кем и какую карточку изучал Иванов С., какие оценки он выставил своим товарищам как «учитель», и какие оценки получил сам, как «ученик». Эта работа отражена в таблице 4.

Таблица 4.

 

«Учитель»

«Ученик»

Иванов С.

Петров В.

Волкова Н.

Ильин Е.

1. Иванов С.

красный

4

5

4

2. Петров В.

4

оранжевый

3. Волкова Н.

4

желтый

4. Ильин Е.

4

синий

В новой паре Иванов С. будет передавать Волковой Н. или Ильину Е. содержание карточки Петрова В., а Петров В. – содержание карточки Иванова С., поэтому очень важно передать новому партнеру только что полученную информацию полностью и без искажения.

9. Контроль.

При работе учащихся в парах сменного состава основной формой контроля является индивидуальный. Учащиеся в малых группах работают каждый со своей скоростью и заканчивают изучение карточек в разное время. Если даже разница во времени окончания работы небольшая, целесообразно проконтролировать отдельно тех, кто закончил раньше, и освободить им время на уроке либо для выполнения контрольного задания с последующим освобождением от контрольной работы по данной теме или ее разделу, либо учащиеся используют освободившееся время по своему усмотрению.

Если учащиеся не успевают проработать все карточки, то они дорабатывают их дома, письменно выполняя задания второй части карточки, и на следующем уроке сдают свою работу на проверку учителю или консультанту (ассистенту). Таким образом, все учащиеся класса на следующем уроке готовы к повторному проговору преподавателем всех основных вопросов темы (целесообразнее всего проговор осуществлять с помощью кодоскопа, проецируя на экран образцы ответов). Затем проводится текущий контроль. При выставлении оценок в журнал учитываются оценки учащихся, выставленные в листках учета во время работы в парах сменного состава.

10. Особенности работы учащихся в парах сменного состава.

Практика показывает, что обучение в парах сменного состава значительно обогащает каждого участника этого процесса например, Иванов С. встречается с каждым учеником

своей малой группы. У одного он учится задавать вопросы, у другого учится четко излагать материал, у третьего его удивляет аккуратный почерк, четвертому он благодарен за его доброжелательность и терпение, за готовность объяснять ему несколько раз. При работе в парах сменного состава в результате общения происходит глубокое усвоение изучаемого материала, формируются навыки социального и делового общения, а также педагогические умения и навыки.

Букарь Наталья Викторовна

        11. Некоторые советы.

  1. Учитель может работать со школьниками по данной методике после достаточной собственной подготовки (изучение литературы по данной проблеме, прохождение соответствующей курсовой подготовки, посещение и анализ открытых уроков своих коллег и др.).
  2. Каждое коллективное занятие необходимо начинать традиционно: с разъяснения обязательных задач данного занятия и мотивировки решения каждой образовательной задачи коллективного занятия.
  3. Во время коллективного занятия учитель должен прежде всего следить за уровнем громкости своего голоса; все присутствующие а помещении общаются спокойно и по деловому.
  4.  Очень важно продумать окончание коллективного занятия, подведением итогов работы учащихся. Нельзя ограничиваться фиксацией того факта, кто и сколько карточек проработал за отведенное время.

12. Подведем итоги.

Итак, конкретная дидактическая задача, которая решается на коллективном занятии по методике «Взаимообмен заданиями», - это отработка умений учащихся по теме или ее разделу. Коллективные занятия по данной методике можно проводить во всех возрастных группах учащихся практически по всем школьным предметам, кроме физкультуры и музыки. На проведение данного занятия требуется в зависимости от содержания отрабатываемого материала и возможностей школьников от 45 до 180 минут. При проведении коллективного занятия класс делится на малые группы, чтобы учащиеся могли визуально общаться друг с другом. К проведению коллективного занятия учитель разрабатывает «Лист учителя», оформляет карточки на всех учащихся класса, заранее оформляются листки учета. Для ввода карточек заранее подготавливаются ассистенты. Материал карточек усваивается в ходе обмена заданиями: ученик передает ту информацию, которую ему рассказали; при этом резко повышается ответственность школьников (этот факт указывали в своих анкетах многие учащиеся). Объяснение заданий сопровождается записью в тетради партнера. Результаты работы учащихся в парах сменного состава отражаются в листке учета.

.

По вышеописанной методике,  «Взаимообмен заданиями» можно изучать новый материал. Сразу же приведем вариант алгоритма (Приложение 9) и дадим комментарий.

Теоретические сведения даются либо в самой карточке перед формулировками заданий для взаимообмена, либо на отдельных листах-конспектах , либо просто указываются параграфы и страницы учебника. Следовательно, к проведению подобного занятия учителю необходимо подготовить теоретический материал для изучения его в парах сменного состава. При этом надо помнить, что не каждую тему можно изучать, используя данную методику. Структурирование учебного материала темы должно быть не линейным, а параллельным, чтобы ученик мог начать изучать тему с любой карточки. Для этого накануне коллективного занятия проводится вводная лекция, на которой учитель кратко знакомит учащихся со всеми вопросами, которые будут изучать в парах сменного

состава. В лекции обращается особое внимание на такие сложные вопросы, как, например, строение химических соединений, присутствующие во всех карточках.

       На  коллективном занятии, как следует из приведенного алгоритма, происходит самоввод карточек, т.е. учащиеся сразу же начинают работать в малых группах, изучая свои темы самостоятельно. Еще одно отличие этой методики, обусловленное решением другой дидактической задачи,- учащийся трижды обращается к теме карточки, изучая ее в разных формах. Сначала он выслушивает тему партнера, затем он прочитает и уточнит то,

Букарь Наталья Викторовна

что рассказал ему его товарищ, и только после этого он передаст содержание темы другому партнеру, т.е. учащийся «штурмует» материал многократно, в разных формах. Психологами доказано, что в таком случае происходит глубокое усвоение материала, учащиеся меньше устают и снимается нервное напряжение.

       Поскольку на коллективном занятии изучается новый материал, нет необходимости в жестком контроле за работой  учащихся в виде оценок. Здесь важно познакомится со всеми темами, и поэтому в листках учета фиксируется с помощью знака «+» число изученных тем. Однако, в ходе занятий (на проведение коллективного занятия по изучению нового материала затрачивается времени больше – от 2 до 6 уроков в зависимости от объема материала и других факторов) учитель осуществляет постоянный контроль за работой учащихся: он работает в паре с учащимися, по ходу работы задает вопросы, просматривает записи в тетрадях, наблюдает за работой одного ученика в разных парах, помогает слабым учащимся.

       В малых группах, где работают слабые учащиеся, каждый ученик может рассказывать только свою карточку, не обмениваясь карточкой с партнером, т.е. учитываются индивидуальные особенности учащихся при организации коллективного занятия.

По методике «ВЗ» автором предлагается дополнительный материал для проведения занятия №9 элективного курса «Химическая термодинамика и некоторые вопросы физической химии ». (Приложение 10). Время работы по каждой карточке – 10 минут.

Для того, чтобы дети могли правильно определить «маршрут движения» каждой группе выдаётся «лист контроля». (Приложение 10).

Букарь Наталья Викторовна

Приложение 1.        

 «Лист учителя» по теме «Повторение сведений об основных классах веществ» для проведения коллективного занятия в 9 классе.

«ВЗ» ЛИСТ УЧИТЕЛЯ ПО ТЕМЕ «ПОВТОРЕНИЕ ЗА 8 КЛАСС»

Номера и тема карточки

Отрабатываются умения

Задания для взаимообмена

Задания для самоконтроля

1. ОКСИДЫ

1. Определять оксиды

2. Классифицировать оксиды

3. Составлять ур-ния р-ций, характеризующие хим. св-ва оксидов.

4. Составлять формулы оксидов

1. Напомни партнеру, какие в-ва наз. оксидами и как составляют их хим. формулы

2. В тетради партнера изобрази схему классиф. оксидов по хим. св-м с примерами.

Запиши в тетради партнера Ур-ния реакций, характеризующих хим. св-ва оксидов на примере СuО и СО2. Охарактеризуй р-ции.

1. Для элементов Mg, Fe (+2), Р (+5), Cu (+2), S (+4), S (+6) составьте хим. формулы оксидов и проведите их классификацию.

2. Составьте ур-ния р-ций оксида железа (+2) с серной и соляной кислотами.

 

2.КИСЛОТЫ

1. Определять кислоты в свете атомно-молекулярного учения (АМУ).

2. Классифицировать кислоты.

3. Составлять ур-ния р-ций, характеризующие св-ва к-т.

4. Правильно обращаться с кислотами.

1. Напомни партнеру, что такое кислоты, кислотный остаток, как определяют валентность кислотного остатка.

2. Составьте в тетради партнера схемы классификации к-т. приведите примеры.

3. Составьте в тетради партнера ур-ние р-ции гидроксида натрия с серной к-той. Охарактеризуйте эту р-цию.

1. Выполни упр. 7 на с. 95

2. Определи, в какой из трех пробирок находится раствор кислоты.

3. ОСНОВАНИЯ

1. Определять основания в свете АМУ и составлять формулы оснований.

2. Классифицировать основания.

3. Отличать щелочи от нерастворимых оснований.

4. Правильно обращаться со щелочами.

1. Запиши в тетрадь партнера информацию об основаниях по плану:

а) определение оснований;

б) классификация оснований;

в) хим. св-ва щелочей;

г) хим. св-ва нерастворимых оснований.

2. Напомни партнеру правила обращения со щелочами.

1. Выполни упр. 4 с.95

2. Докажи различие в св-вах щелочей и нерастворимых оснований на примере NaOH и Al(OH)3 (экспериментально).

4. СОЛИ

1. Определять соли в свете АМУ.

2. Классифицировать соли.

3. Составлять формулы солей.

4. Составлять ур-ния р-ций, характеризующие св-ва солей

1. Напомни партнеру определение солей и правила составления их хим. формул и названий.

2. Зарисуй в тетради партнера схему классификации солей с примерами (см. таблицу растворимости).

3. Запиши в тетради партнера ур-ние р-ции хлоридаСи (II) с железом. Охарактеризуйте эту р-цию.

1. Выполни упр. 2 на с. 100

2. Выполни упр. 9 а, б на с. 100.

Приложение 2

«Лист учителя» при проведении коллективного занятия по «ММ» по теме:

«Электролитическая диссоциация».

№п/п

Понятия

Вопросы и задания

1

2

3

4

5

6

7

Электролиты.

Неэлектролиты.

Электролитическая диссоциация.

Теория электролитической диссоциации..

Катионы.

Анионы.

Обратимые процессы.

1.Объясните, почему NaOH (крист.) при обычных условиях не проводит электрический ток, а егорасплав или раствор проводит?

2. Неэлектролитом является:

а) раствор хлорида кальция;

б) раствор сахара;

в) раствор серной кислоты;

г) расплав поваренной соли.

3.Среди следующих веществ электрический ток проводит:

а) раствор хлорида кальция в бензоле;

б) сульфат кальция (крист.);

в) водный раствор хлороводорода;

г) раствор нитрата натрия в бензоле.

4. Выберите из приведённых формул ионов, те которые при пропускании электрического тока движутся  а) к катоду;  б) к аноду. Как называются эти ионы?

K+, NO -3, PO43-, Cl-, Ca2+, Fe3+, Н+, ОН-.

Приложение 3.

Расчётные задачи по методике Ривина – Баженова.

Прямые и обратные задачи.

Разноуровневые задачи.

1.Рассчитать, какой объём сернистого газа (н.у.) образуется при сжигании 20г технической серы, содержащей 5% примесей.

1.Вычислить массу осадка, полученного действием раствора, содержащего 7, 3г соляной кислоты, на раствор, содержащий 17г нитрата серебра.

2. Определить массовую долю примесей в технической сере, если из её 200г получено 56л сернистого газа (н.у.).

2. К 200г раствора с массовой долей нитрата серебра 8,5% прилили 200г раствора с массовой долей хлорида калия 5%. Определите массу осадка.

Букарь Наталья Викторовна

Приложение 4 Карточка для учащихся по методике «ВЗ» (первый вариант).

.

Для взаимообмена.

К электронному р- семейству относится элемент:

а) хлор; б) медь; в) магний; г)хром.

Составьте электронную формулу этого элемента.

Для самоконтроля

К электронному s- семейству относится элемент:

а) железо; б) калий; в) неон; г) фосфор.

Составьте электронную формулу этого элемента.

Приложение 5 Карточка для учащихся по методике «ВЗ» (второй вариант).

.

Для взаимообмена.

К электронному р- семейству относится элемент:

а) хлор; б) медь; в) магний; г) хром.

Составьте электронную формулу этого элемента.

Решение:

Медь и хром - элементы побочной подгруппы – d – элементы. Магний находится во IIA группе – s-элемент, хлор – в VIIА группе – р- элемент.

Его  электронная формула  1s2 2s2 2p6 3s2 3p6

Для самоконтроля

1.К электронному s- семейству относится элемент:

а) железо; б) калий; в) неон; г) фосфор.

Составьте электронную формулу этого элемента.

2. К электронному р- семейству относится элемент:

а) хром; б) германий; в) литий; г) кальций.

Составьте электронно - графическую формулу этого элемента.

3. К электронному d- семейству относится элемент:

а) аргон; б) кальций; в) германий; г) марганец.

Составьте электронно - графическую формулу этого элемента, укажите валентные электроны.

Приложение 6 Карточка для учащихся по методике «ВЗ» (третий вариант).

.

Для взаимообмена.

1.К электронному р- семейству относится элемент:

а) хлор; б) медь; в) магний; г)хром.

Составьте электронную формулу этого элемента.

Решение:

Медь и хром - элементы побочной подгруппы – d – элементы. Магний находится во IIA группе – s-элемент, хлор – в VIIА группе – р- элемент.

Его  электронная формула  1s2 2s2 2p6 3s2 3p6

2..К электронному s- семейству относится элемент:

а) железо; б) калий; в) неон; г) фосфор.

Составьте электронную формулу этого элемента.

Для самоконтроля

К электронному s- семейству относится элемент:

а) железо; б) калий; в) неон; г) фосфор.

Составьте электронную формулу этого элемента.

Букарь Наталья Викторовна

Приложение 7 Карточка для учащихся по методике «ВЗ» (четвёртый вариант).

.

Для взаимообмена.

1.К электронному р- семейству относится элемент:

а) хлор; б) медь; в) магний; г) хром.

Составьте электронную формулу этого элемента.

Решение:

Медь и хром - элементы побочной подгруппы – d – элементы. Магний находится во IIA группе – s-элемент, хлор – в VIIА группе – р- элемент.

Его  электронная формула  1s2 2s2 2p6 3s2 3p6.

2..К электронному s- семейству относится элемент:

а) железо; б) калий; в) неон; г) фосфор.

Составьте электронную формулу этого элемента.

Для самоконтроля

1.Укажите к какому семейству относится элемент, содержащий в атомном ядре 20 протонов.

Составьте электронно - графическую формулу этого элемента.

Укажите валентные электроны.

2. Составьте электронную формулу атома элемента, содержащего в атомном ядре 14 нейтронов. Расположите валентные электроны по орбиталям для нормального и возбуждённого строения атома. Укажите возможные валентности атома этого элемента.

3.Элемент, атомы которого имеют пять валентных электронов и четыре валентные орбитали, - это:

а) бериллий; б) азот; в) кислород; г) фосфор.

Составьте электронную формулу атома этого элемента. Расположите валентные электроны по орбиталям.

Приложение 8.

Алгоритм

работы учащихся при отработке умений

по методике «Взаимообмен заданиями»

1.Получите карточку и цветовой сигнал.

               2.Разойдитесь на ввод своей карточки на группы, где постарайтесь усвоить

                   содержание своей карточки.

3.После ввода разойдитесь в свои малые группы и приступайте к работе со своим партнером.

4.Сядьте рядом. Добровольно решите, кто первым начнет объяснять.

5.Объясните партнеру задание первой части карточки и сделайте необходимые записи в его тетрадь.

6.Выслушайте объяснения товарища первой части его карточки. Проверьте, как он сделал записи в вашу тетрадь.

7.После того, как объяснили друг другу содержание первой части карточки и ответили на вопросы друг друга, обменяйтесь карточками и каждый выполните задания второй части новой для себя карточки.

8.Сверьте вторые задания и обсудите свои ответы. Оцените работу друг друга. Выставьте оценки в листок учета.

9.Поблагодарите друг друга за совместную работу.

Букарь Наталья Викторовна

10.При наличии свободного времени прочитайте по учебнику или конспекту материал, которому вы будете обучать нового партнера.

11.Найдите нового партнера (с другим цветовым сигналом) и работайте так, как описано в алгоритме, начиная с п.4.

Приложение 9.

АЛГОРИТМ

работы учащихся при изучении нового материала

 по методике «Взаимообмен  заданиями»

1.Получите карточку и цветовой сигнал.

2.Осуществите самоввод в свою тему: внимательно прочитайте и изучите параграф учебника (пособия, конспекта) по заданной теме. Проверьте себя, все ли вы поняли.

3.Если вы не нашли ответ или сомневаетесь в его правильности, запишите вопросы для обсуждения их с партнером.

4.Приступайте к выполнению второго задания. Проверьте правильность его выполнения у учителя или консультанта.

5. Найдите партнера с другим цветовым сигналом и начните работать в паре. Договоритесь об очередности работы

6.Познакомьте партнера с названием своей темы, перескажите содержание первой части своей темы, перескажите содержание первой части своей карточки. Свой рассказ объяснение сопровождайте записями в тетради партнера.

7.Теперь выслушайте объяснения своего партнера по первой части его карточки, предоставив свою тетрадь для записей.

8.Обменяйтесь карточками и начинайте работать с карточкой партнера самостоятельно:

  • прочитайте по учебнику (конспекту) ту часть теории, которую Вы услышали от партнера.
  • приступайте к выполнению второй части карточки Вашего партнера.

9.После окончания этой работы сверьте и оцените свои советы.

10.Поблагодарите друг друга за совместную работу и ищите в своей группе нового партнера (с другой темой и другим цветовым сигналом).

      11.Работайте в новой паре так, как описано в алгоритме, начиная с п. 7.

12.Работа считается законченной, если Вы проработали содержание всех карточек.

     

 

Букарь Наталья Викторовна

Приложение 10

Планирование

элективного курса для учащихся

10-11 классов

«Химическая термодинамика

и некоторые вопросы физической химии ».

         

№п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

    I

Физическая химия

      1

    1

Введение

      1

    II

Учение о химических процессах

      17

   II.1

Химическая  термодинамика

       9

    2

Понятие о химической термодинамике.

        1

    3

Экзо- и  эндотермические реакции. Основы термохимии

        1

    4

Энтальпия химических реакций

        1

    5

Закон Гесса

        1

    6

ТБ Л.Р,№1: «Определение теплового эффекта химической реакции»

        1

    7

Энтропия

        1

    8

Химический потенциал и свободная энергия Гиббса.

        1

    9 –

   10

Решение задач на вычисление термодинамических характеристик.(По методике «ВЗ»)

        1

II.2

Химическая кинетика

       8

   11

Понятие о химической кинетике. Скорость химических реакций

        1

   12

Основной закон химической кинетики

        1

   13

.Зависимость скорости скорости

реакции от температуры. Энергия активации.

        1

   14

. Обратимые химические реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия.

        1

   15

Смещение химического равновесия.Принцип Ле Шателье.

        1

   16

Решение задач с использованием понятий «скорость реакций» и «константа равновесия».

        1

   17

Понятие о катализе. Гомогенный и гетерогенный катализ.

        1

   18

ТБ Л.Р,№2: «Гомогенный катализ. Гетерогенный катализ»

        1

   III

Жидкое состояние. Растворы

        6

   19

Дисперсные системы. Растворы

        1

   20   

Коллоидные системы: лиофобные и лиофильные

        1

   21

. Идеальный раствор.Законы разбавленных растворов.

        1

   22

Теория электролитической диссоциации. Степень и константа диссоциации

        1

   23

Теории кислот и оснований:протолитическая и электронная.

        1

   24

Л.Р,№3: «Характер диссоциации гидроксидов».

Расчётные задачи . Решение задач с использованием понятий «степень

диссоциации» и «константа диссоциации».

        1

 IV

Электрохимия

       6

   25

Гальванический элемент. Стандартные электродные потенциалы металлов.

        1

   26

Уравнение Нернста

       1

   27

Направление реакций. ЭДС и энергия Гиббса.

       1

   28

Решение задач  на вычисление ЭДС  гальванических   элементов.

       1

   29

Электролиз, его сущность. Химические источники тока

       1

   30

Законы электролиза. Решение задач по теме  «Электролиз».

       1

   V

Строение вещества

       4

   31

Модели строения атома. Строение атома по Бору

       1

   32

Движение электрона в атоме. Квантовые числа

       1

   33

Понятие о квантовой химии

       1

   34

   

Учение о химической связи. Методы ВС и МО

Роль физической химии в развитии науки

       1

       

Карточка 1.

Для взаимообмена.

Задача 1. На разрушение связей в 1 моль кислорода затрачивается 493,8 кДж, в 1 моль азота -941,6 кДж. При образовании связей в 1 моль монооксида азота выделяется 626,8 кДж. Как изменяется энтальпия в ходе реакции образования монооксида азота из азота и кислорода?

Решение:

 Изменяется ли энтальпия, если одни химические связи разрушаются, а другие возникают вновь? (При разрушении и образовании химических связей изменяется характер движения электронов и ядер атомов. Следовательно, изменяется внутренняя энергия веществ. Поскольку энтальпия включает эту энергию, то, значит, энтальпия также изменяется в процессе перераспределения электронной плотности химических связей.)

Составим уравнение реакции с учетом образования 1 моль продукта:

1/2N2 + 1/2О2 = NO,

а затем — энергетическую диаграмму. (рис. 1).

Рис. 1. Энергетическая диаграмма образования монооксида азота из простых веществ

 Чему равен тепловой эффект реакции? Рассчитаем тепловой эффект:

Q = 626,8 кДж - (246,9 кДж + 470,8 кДж) =

= -90,9кДж.

 Чему будет равно изменение энтальпии? (Той же величине, но со знаком «минус».)

Предлагаем учащимся записать термохимическое уравнение реакции, указав тепловой эффект:

1/2N2 + 1/2О2 = N0 - 90,9 кДж.

А теперь с изменением энтальпии.

1/2N2 + 1/2О2 = N0, ΔН = 90,9 кДж.

Для самоконтроля

. Задача 2. Чему равно изменение энтальпии и каков тепловой эффект реакции горения метана, если энергия связей в метане равна 1660,2 кДж/моль, в кислороде — 493,8 кДж/моль, в углекислом газе 1606,5 кДж/молъ, в газообразной воде — 920,6 кДж/моль?

Карточка 2.

Для взаимообмена.

Задача 1. Чему равно изменение энтальпии и каков тепловой эффект реакции горения метана, если энергия связей в метане равна 1660,2 кДж/моль, в кислороде — 493,8 кДж/моль, в углекислом газе 1606,5 кДж/молъ, в газообразной воде — 920,6 кДж/моль?

Решение

СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О. На разрушение связей в метане и кислороде затрачена энергия И$

Е1 = (1660,2 кДж + 2 • 493,8 кДж) = 2647,8 кДж.

При образовании связей в углекислом газе и воде выделилась энергия Е2:

Е2 = (1606,5 кДж + 2 • 920,6 кДж)= 3447,7 кДж.

Выделившаяся энергия больше, чем поглотившаяся. Реакция горения метана экзотермическая. Изменение энергии  в ходе реакции можно представить в виде

энергетической диаграммы (рис.2).

Рис. 2. Энергетическая диаграмма реакции сгорания метана

Следовательно, ΔН = - 799,9 кДж. Ответ: Q = 799,9 кДж; ΔН = - 799,9 кДж.

? Как вы понимаете такую характеристику вещества, как энтальпия?

? Почему изменение энтальпии в химических реакциях связано с энергией химических связей в веществах, участвующих в реакции?

? Что собой представляет энтальпия образования вещества?

Для самоконтроля

. Задача 2. На разрушение связей в 1 моль кислорода затрачивается 493,8 кДж, в 1 моль азота -941,6 кДж. При образовании связей в 1 моль монооксида азота выделяется 626,8 кДж. Как изменяется энтальпия в ходе реакции образования монооксида азота из азота и кислорода?

Карточка 3.

Для взаимообмена.

Задача 1. Составьте энергетические диаграммы реакций образования фторида водорода и хлорида водорода из простых веществ. Энергии связей равны: водорода — 432 кДж/молъ, хлора — 242,6 кДж/моль, фтора — 155 кДж/моль, хлороводорода — 429,1 кДж/молъ, фтороводорода — 564,2 кДж/моль. В каком случае изменение энтальпии больше: при образовании хлороводорода или фтороводорода? От чего зависит энтальпия образования вещества?

Задачу можно решать арифметическим или графическим путем. Приведем первый способ.

Решение

1/2Н2 + 1/2С12 = НС1. Поглощение энергии:

Е1 = (0,5 • 432 кДж + 0,5 • 242,6 кДж) = 337,3 кДж; выделение энергии: Е2 = 429,1 кДж;

              ΔН = 337,3 кДж - 429,1 кДж = - 91,8 кДж.

1/2Н2 + 1/2F2 = HF. Поглощение энергии:

Ех = (0,5 • 432 кДж + 0,5 • 155 кДж) = 293,5 кДж;

выделение энергии: Е2 = 564,2 кДж;

ΔН = 293,5 кДж - 564,2 кДж = - 270,7 кДж.

О т в е т: во втором случае изменение энтальпии больше; изменение энтальпии зависит от прочности химических связей в исходных веществах и продуктах реакции.

Закон Гесса позволяет вычислять тепловые эффекты любых реакций, даже тех, в которых тепловые эффекты невозможно измерить практически. Для этого используют энтальпии образования веществ, участвующих в реакции.

Для самоконтроля

Задача 2. Изменение энтальпии при окислении монооксида углерода до диоксида равно -2833 кДж/моль. На основании закона Гесса рассчитайте энтальпию образования монооксида углерода. Энтальпия образования диоксида углерода равна -393,8 кДж/моль.

Карточка 4.

Для взаимообмена.

Задача 1. Изменение энтальпии при окислении монооксида углерода до диоксида равно -2833 кДж/моль. На основании закона Гесса рассчитайте энтальпию образования монооксида углерода. Энтальпия образования диоксида углерода равна -393,8 кДж/моль.

Решение:

 Составим термохимические уравнения реакций:

СО + 1/2О2 = СО2, ΔН = -283,3 кДж;  С + О2 = СО2, ΔН = -393,8 кДж.

Объясняем, что по закону Гесса с термохимическими уравнениями можно производить такие же действия, как с алгебраическими: складывать, вычитать, умножать.

? Какое действие следует произвести с двумя исходными уравнениями, чтобы получить нужное уравнение реакции:

С + 1/2О2 = СО?

Учащиеся должны сообразить, что из второго уравнения следует вычесть первое:

С + О2 = СО2, ΔН = - 393,8 кДж

СО + 1/2О2 = СО2 , ΔН = - 283,3 кДж

С + О2 - СО - 1/2О2 = СО2 - СО2, ΔН = -393,8 кДж - (-283,3 кДж).

Преобразуем полученное уравнение:

С + 1/2О2 = СО, ΔН = -110,5 кДж. Ответ: АН= -110,5 кДж.

.

Для самоконтроля

Задача 2. Составьте энергетические диаграммы реакций образования фторида водорода и хлорида водорода из простых веществ. Энергии связей равны: водорода — 432 кДж/молъ, хлора — 242,6 кДж/моль, фтора — 155 кДж/моль, хлороводорода — 429,1 кДж/молъ, фтороводорода — 564,2 кДж/моль. В каком случае изменение энтальпии больше: при образовании хлороводорода или фтороводорода? От чего зависит энтальпия образования вещества

Карточка 5

Для взаимообмена.

Задача1 Вычислите изменение энтальпии в реакции окисления монооксида азота до диоксида азота.

Решение:

 При решении задач часто используют следствие из закона Гесса: энтальпия реакции равна сумме энтальпий образования продуктов реакции за вычетом суммы энтальпий образования исходных веществ.

Предлагаем составить уравнение реакции и найти энтальпии образования исходного вещества и продукта реакции в приложении I к учебнику. Записываем эти данные под формулами веществ:

N0   +   1/2О2   =   N02

АЯобр     90,9 кЦж        33 чДж

 Энтальпию вещества измерить нельзя, а можно измерить только изменение энтальпии в ходе химической реакции. Поэтому выбрана «точка отсчета» — это энтальпия простых веществ. Она равна нулю.

Изменение энтальпии в данной реакции вычислим по следствию из закона Гесса:

ΔН = 33 кДж - 90,9 кДж = -57,9 кДж.

Ответ: ΔН = -57,9 кДж

Для самоконтроля

Задача 2 Какое количество теплоты выделится при растворении 1 моль оксида фосфора в воде?

 Карточка 6

Для взаимообмена.

Задача1 Какое количество теплоты выделится при растворении 1 моль оксида фосфора в воде?

Решение

Р2О5   +    ЗН2О(ж.)    =    2Н3РО4

-1492 кДж      3(-28б) кДж        2(-1288,3) кДж

ΔН =2(-1288,3) кДж- (-1492 кДж + 3(-28б) кДж) = -226,6 кДж.

Ответ: 226,6 кДж.

Для самоконтроля

Задача 2. Вычислите изменение энтальпии в реакции окисления монооксида азота до диоксида азота.

. Карточка 7

Для взаимообмена.

Задача 1. В какой реакции изменение энтальпии больше: при разложении карбоната кальция или при разложении карбоната магния? Как это объяснить?

Решение

Значения необходимых величин учащиеся берут из приложения I к учебнику2:

СаСО3 = СаО + СО2

ΔНобр, ^Дж/моль  -1207,7        -635        -393,8

ΔН = (-635 кДж/моль) + + (-393,8 кДж/моль) - (-1207,7 кДж/моль) =

= 178,9 кДж/моль.

MgCO3 = MgO + СО2

ΔНобр, кДж/моль   -1113        -601,8      -393,8

ΔН = (-601,8 кДж/моль) + + (-393,8 кДж/моль) - (-1113 кДж/моль) =

= 117,4 кДж/моль.

Ответ: изменение энтальпии больше в реакции разложения карбоната кальция..

Для самоконтроля

Задача 2. Задача 1. В какой реакции изменение энтальпии больше: при разложении карбоната кальция или при разложении карбоната магния? Как это объяснить?

 

. Карточка 8

Для взаимообмена.

Задача 1. Энтальпия образования пищевого продукта определяет его энергетическую ценность для живого организма (калорийность). Какое количество тепловой энергии получает организм при полном окислении глюкозы С6Н12О6 (до углекислого газа и воды)? Энтальпия образования глюкозы равна 1263 кДж/молъ.

 

Решение

             С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2О (ж.)

кДж/моль       1263        0        -393,8       -286

ΔН = 6(-28б кДж/моль) + 6(-393,8 кДж/моль) - 1263 кДж/моль = -2815,8 кДж/моль.

Ответ: ΔН = -2815,8 кДж/моль.

Для самоконтроля

Задача 8. Энтальпия образования пищевого продукта определяет его энергетическую ценность для живого организма (калорийность). Какое количество тепловой энергии получает организм при полном окислении глюкозы С6Н12О6 (до углекислого газа и воды)? Энтальпия образования глюкозы равна 1263 кДж/молъ.

Букарь Наталья Викторовна

Лист контроля .

.

№ группы

Номер карточки,  по которой работает группа

1

1

2

7

8

5

6

3

4

2

2

1

8

7

6

5

4

3

3

3

4

1

2

7

8

5

6

4

4

3

2

1

8

7

6

5

5

5

6

3

4

1

2

7

8

6

6

5

4

3

2

1

8

7

7

7

8

5

6

3

4

1

2

8

8

7

6

5

4

3

2

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учёт индивидуальных особенностей учащихся при использовании КСО на уроках химии "

В статье анализируется система КСО и рассматривается возможность её применения на уроках химии...

Использование ТКМ на уроках химии.Тема занятия « Влияет ли строение вещества на его физические свойства?» 11 класс

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.Кри...

Презентация "Использование ТРКМ на уроках химии"

В данной презентации показана пошаговая характеристика ТРКМ....

Презентация "Использование ТРКМ на уроках химии"

В данной презентации показана пошаговая характеристика ТРКМ....

Использование ИКТ на уроках химии и во внеурочной деятельности.

Систематизация работы как учителя химии, выявление наиболее часто употребляемых средств ИКТ в рамках преподавания химии в 8-11 классах  сельской общеобразовательной школы, показать возможности ис...

Использование ЦОР на уроках химии как основной компоненты интерактивного урока

Особую роль в повышении  качества образования на современном этапе должно сыграть внедрение ИКТ И ЦОР в практику  учителя......