Сборник задач и упражнений "Непредельные углеводороды"
учебно-методическое пособие по химии (10 класс) на тему
Сборник составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины Химия (по учебному плану общеобразовательной подготовки специалистов по специальностям здравоохранения) и «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 25.09.2007 № 03-1180).
На изучение пяти тем отводится 10 часов, из них на комбинированные занятия – 8 часов, на практические – 2 часа. Программой предусмотрена внеаудиторная самостоятельная работа студентов в количестве 4 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predelnye_.doc | 274.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ СПО Тольяттинский медколледж
Сборник
задач и упражнений для самостоятельной работы студентов
Темы: 1. Предмет органической химии. Теория А.М.Бутлерова.
2. Строение атома углерода. Валентные состояния атома углерода.
3. Алканы . Строение, гомологический ряд, номенклатура.
4. Химические свойства алканов. Циклоалканы.
5. . Качественный анализ органических соединений.
Дисциплина: Химия(по учебному плану общеобразовательной подготовки специалистов по специальностям здравоохранения)
Специальность: Фармация, Сестринское дело, Лабораторная диагностика
Курс: I
Преподаватель: Осянкина Н.В.
Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК № 1 Протокол № ___ от «________2011 г Председатель ЦМК № 1 ___________________М.В.Думаева |
Тольятти - 2011
Пояснительная записка
Сборник составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины Химия (по учебному плану общеобразовательной подготовки специалистов по специальностям здравоохранения) и «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 25.09.2007 № 03-1180).
На изучение пяти тем отводится 10 часов, из них на комбинированные занятия – 8 часов, на практические – 2 часа. Программой предусмотрена внеаудиторная самостоятельная работа студентов в количестве 4 часа.
Изучение тем направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;
- воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате изучения тем студент должен знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава;
- основные теории химии: строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: метан.
В результате изучения тем студент должен уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- называть тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам соединений;
- характеризовать класс органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи ( ковалентной);
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту; для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения среды на организм человека; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
Основное внимание при составлении сборника было направлено на развитие личностных качеств студентов, формирование у них навыков практической деятельности, самостоятельности мышления, что будет способствовать овладению студентами ключевыми и предметными компетенциями.
Сборник рекомендуется для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов 1 курса специальностей Фармация, Сестринское дело, Лабораторная диагностика .
ТЕМА 1. Предмет органической химии. Теория А.М.Бутлерова.
Обобщённые требования к знаниям и умениям студентов
Цели изучения данной темы
Студент должен знать:
- что изучает органическая химия
- особенности строения и свойств органических соединений
- основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова
- классификация органических соединений.
Студент должен уметь:
- сформулировать понятие «органическая химия»;
- объяснить классификацию органических соединений;
- объяснить понятие «изомерия».
Студент должен иметь представление:
- о многообразии органических соединений.
Студент должен подтвердить:
- умения изложить основные положения теории А.М.Бутлерова;
- навыки составления молекулярных и структурных формул органических веществ;
- навыки составления формул изомеров.
Работа № 1
(15 мин)
Вариант 1
1. Назовите вещества, формулы которых приведены ниже, по систематической номенклатуре:
а) CH3 — CH — СН3 б) CH3 — CH2 — CH —CH3
| |
CH3 C2H5
СН3
|
в) СН3 ― CH2―С― СН3
|
СН3
2. Составьте формулы: а) 2, 3-диметилбутана, б) 3-этилгексана, в) 2,3-диметилпентана.
Вариант 2
1. Назовите вещества, формулы которых приведены ниже, по систематической номенклатуре:
CH3
|
а) CH―CH2―CH3 б) CH3―CH―CH2―CH―CH2
| | |
CH3 CH3 CH3
в) СН3―СН―СН3
|
С2Н5
2. Составьте формулы: а) 3-этилпентана, б) 2,3-диметилбутана, в) 2-метил-3-этилпентана.
Вариант 3
1. Назовите вещества, формулы которых приведены ниже, по систематической номенклатуре:
а) CH3―CH2―CH―CH3 б) СН3―СН―СН2―СН3
| |
CH3 С2Н5
СН3
|
в) СН3―С―СН3
|
СН3
2. Составьте формулы: а) 2-метилпропана, б) 3,3-диметилпентана, в) 2-метил-4-этилгеснана.
Вариант 4
1. Назовите вещества, формулы которых приведены ниже, по систематической номенклатуре:
а) СН2―СН―СН2 б) СН3―СН―СН―СН3
| | | | |
СН3 СН3 СН3 СН3 СН3
СН3
|
в) СН3―СН
|
С2Н5
2. Составьте формулы: а) 3-этилгексана, б) 2,2-диметилбутана, в) 2-метил-3-этилпентана.
ТЕМА 2. Строение атома углерода. Валентные состояния атома углерода.
Обобщённые требования к знаниям и умениям студентов.
Цели изучения данной темы.
Студент должен знать:
- электронные формулы атомов углерода в нормальном и возбуждённом состоянии:
- разновидности ковалентной химической связи: сигма и пи;
- валентные состояния атома углерода.
Студент должен уметь:
- характеризовать виды ковалентной связи в молекулах метана, этилена, ацетилена;
- определять валентные состояния атомов углерода.
Студент должен подтвердить:
- умения составлять электронные формулы;
- умения характеризовать строение молекул органических соединений разных гомологических рядов.
Работа №2
(15 мин)
Вариант 1
1. Составьте формулу гомолога (с более длинной углеродной цепью) для вещества:
СН3―СН―СН2―СН3
|
СН3
Назовите оба вещества по систематической номенклатуре.
2. Укажите, какие из веществ являются изомерами:
а) СН3―СН2―СН2―СН3 г) СН3―СН―СН―СН3
б) СН3―СН2―СН―СН2―СН3 | |
| СН3 СН3
СН3
д) СН2―СН―СН3
в) СН3―СН2―СН―СН3 | |
| СН3 СН3
СН3
Вариант 2
1. Составьте формулу гомолога (с более длинной углеродной цепью) для вещества:
СН3
|
СН3―С―СН3
|
СН3
Назовите оба вещества по систематической номенклатуре.
2. Укажите, какие из веществ являются изомерами:
а) СН3―СН2―СН2―СН3 г) СН3―СН2―СН―СН3
СН3 СН3 |
| | СН3
б) СН3―СН―СН―СН3 д) СН2―СН―СН3
в) СН3―СН2―СН―СН2―СН3 | |
| СН3 СН3
СН3
Вариант 3
1. Составьте формулу гомолога (с более длинной углеродной цепью) для вещества:
CH3
|
СН3―СН
|
СН3
Назовите оба вещества по систематической номенклатуре.
2. Укажите, какие из веществ являются изомерами:
а) СН3―СН2―СН―СН3 г) СН3―СН―СН―СН3
| | |
СН3 СН3 СН3
б) СН3―СН2―СН2―СН2―СН3 СН3
СН3 |
| д) СН3―СН
в) СН3―С―СН2―СН3 |
| СН3
СН3
Вариант 4
1. Составьте формулу гомолога (с более длинной углеродной цепью) для вещества:
СН3―СН―СН2
| |
СН3 СН3
Назовите оба вещества по систематической номенклатуре.
2. Укажите, какие из веществ являются изомерами:
СН3
|
а) СН3―СН2―СН―СН3 б) СН3―С―СН3
| |
СН3 СН3
СН3
|
в) СН3―СН―СН―СН3 г) СН3―С― СН―СН3
| | | |
СН3 СН3 СН3 СН3
д) СН3―СН―СН2―СН―СН3
| |
СН3 СН3
ТЕМА 3. Алканы . Строение, гомологический ряд, номенклатура.
Обобщённые требования к знаниям и умениям студентов.
Цели изучения данной темы:
Студент должен знать:
- гомологический ряд алканов;
- строение алканов;
- основы номенклатуры алканов;
- физические свойства алканов.
Студент должен уметь:
- объяснить понятие «гомологический ряд»;
- объяснить строение алканов;
- называть алканы по международной номенклатуре.
Студент должен иметь представление:
- о промышленных способах получения алканов.
Студент должен подтвердить:
- навыки составления формул гомологов и изомеров;
- умения называть алканы по их структурным формулам.
Работа №3
(20 минут)
Задание: укажите правильный ответ.
Вариант 1
1. Органическим является вещество, формула которого:
а) Н2СО3; в) К2СО3;
б) СН3Вr; г) СО2.
2. Органическим соединением немолекулярного строения является вещество, формула которого:
а) СН3ОН; в) СН3СООNа;
б) СН4; г) СН3Сl.
3. Неправильно написана формула:
а) СН3 – СН2 – СН2; в) СН3 – С = СН2;
│
СН3
б) СН ≡ С – СН3;
г) СН3 – СН3
4. Элемент, атомы которого способны соединятся в длинные цепи, - это:
а) кислород; б) азот; в) углерод; г) водород.
5. Молекулярная формула гептана:
а) С6Н14; б) С7Н14; в) С6Н12; г) С7Н16.
6. Гомологом бутана является:
а) пропан; в) этилен;
б) изобутан; г) ацетилен.
7. Структурная формула гексана:
а) СН3 – СН – СН2 – СН2 – СН3; в) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3
│
СН3
б) СН3 – СН2 СН2 – СН3 г) СН2 – СН2 – СН2
│ │ │ │
СН2 – СН2 СН2 – СН2 – СН2
8. Алкан СН3 – СН – СН3 имеет название:
│
СН3
а) бутан; б) 2-метилпропан; в) пентан; г) пропан.
9. Название 3-этилгексан имеет алкан:
СН3
│
а) СН3 – СН2 – СН – СН2 – СН2 – СН3
б) СН3 – СН2 – СН2 – СН – СН2 – СН3
│
С2Н5
в) СН3 – СН2 – СН – СН2 – СН3
│
С2Н5
г) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3
10. Наиболее высокую температуру кипения имеет:
а) пентан; в) пропан;
б) гексан; г) метан.
11. Наиболее низкую температуру плавления имеет углеводород, формула которого:
а) СН3 – СН2 – СН – СН3
│
СН3
б) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3
в) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 − СН3
СН3
│
г) СН3 – С – СН3
│
СН3
12. Метан от бутана можно отличить:
а) по запаху; в) цвету;
б) растворимости в воде; г) температуре кипения.
13. При сгорании 5 л метана выделяется углекислый газ объемом:
а) 5,0;
б) 10,0;
в) 22.;;
г) 2,5.
14. Для осуществления превращений I и II:
I II
СО2 С2Н6 С2Н5Сl
потребуются вещества, формулы которых соответственно:
а) Н2О, Сl2;
б) О2, НСl;
в) О2, Сl2;
г) NО2, НСl.
15. Изомеризацией пентана можно получить:
а) пропан;
б) бутан;
в) 2-метилбутан;
г) 2-метилпентан.
16. В результате последовательных превращений:
+ Br2 + Na
Этан … Х
образуется:
а) бромбутан;
б) бромэтан;
в) бутан;
г) циклобутан.
17. В результате реакции изомеризации из пентана можно получить:
а) 3-метилпентан;
б) изобутан;
в) 2-метилбутан;
г) бутан.
18. Алканы с меньшим числом атомов углерода можно получить:
а) реакцией Вюрца; в) изомеризацией;
г) дегидрированием.
Вариант 2
Задание: укажите правильный ответ.
1. Органическим является вещество, формула которого:
а) К2СО3; в) С3Н8;
б) НNО2; г) СаСО3.
2. Органическим соединением немолекулярного строения является вещество, формула которого:
а) С2Н6; в) С2Н5ОН;
б) НСООК; г) СН4.
3. Валентность атомов углерода в молекуле этилового спирта
СН3 – СН2 – ОН равна:
а) 3; б) 4; в) 5; г) 2.
4. Неправильно написана формула:
а) СН ≡ С – СН3; в) СН3 – С = СН2;
б) СН3 – СН2 – СН3; г) СН4.
5. Молекулярная формула пентана:
а) С3Н8; в) С5Н12;
б) С7Н14; г) С7Н16.
6. Гомологом пропана не является:
а) метан; в) этан;
б) бутен; г) гексан.
7. Структурная формула бутана:
а) СН3 – СН – СН2 – СН3; в) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3
│
СН3
б) СН3 – СН2 г) СН2 – СН2
│ │ │
СН2 – СН3 СН2 – СН2
8. Алкан СН3 – СН2 − СН – СН3 имеет название:
│
СН3
а) бутан; б) 2-метилбутан; в) пентан; г) 3-метилбутан.
9. Название 3-этилгексан имеет алкан:
СН3
│
а) СН3 – СН2 – СН – СН2 – СН2
│
СН3
б) СН3 – СН2 – СН2 – СН – СН2 – СН3
│
С2Н5
в) СН3 – СН2 – СН – СН2 – СН3
│
С2Н5
г) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3
10. Наиболее низкую температуру кипения имеет:
а) бутан; в) пропан;
б) гексан; г) этан.
11. Наиболее высокую температуру плавления имеет углеводород, формула которого:
а) СН3 – СН2 – СН – СН3 │ СН3
б) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3 | в) СН3 – СН2 – СН2 – СН3 СН3 │ г) СН3 – С – СН3 │ СН3 |
12. Метан в отличие от гексана:
а) имеет запах; в) является газом;
б) растворим в воде; г) не имеет цвета.
13. Для полного сгорания 5 л метана необходим кислород объемом, л:
а) 5,0; в) 22,4;
б) 10,0; г) 2,5.
14. Для осуществления превращений I и II:
I II
С2Н5Br С2Н6 Н2О
потребуются вещества, формулы которых соответственно:
а) Br2, Н2;
б) НBr, О2;
в) Вr2, О2;
г) НВr, СО2.
15. При дегидрировании пропана можно получить непредельный углеводород:
а) С3Н6;
б) С3Н8;
в) С4Н8;
г) С2Н4.
16. . В результате последовательных превращений:
+ Br2 + Na
СН4 … Х
образуется:
а) бромэтан;
б) этан;
в) бутан;
г) пропан.
17. В результате реакции изомеризации из бутана можно получить:
а) пентан;
б) этан;
в) метилпропан;
г) роппан.
18. Метан не получают:
а) из углерода и водорода;
б) карбида алюминия;
в) карбоната кальция;
г) природного газа.
Вариант 3
Задание: укажите правильный ответ.
1. Органическим является вещество, формула которого:
а) NН3; в) Н2СО3;
б) СО2; г) С2Н4.
2. Органическим соединением немолекулярного строения является вещество, формула которого:
а) С4Н10; в) СН4;
б) СН3Сl; г) С2Н5ОNа.
3. Неправильно написана формула:
а) СН3 – СН2 – СН2; в) СН3 – С = СН2;
│
СН3
б) СН ≡ СН – СН3;
г) СН3 – СН3 – СН – ОН.
4. Атомы углерода могут соединятся друг с другом связями:
а) одинарными; в) тройными;
б) двойными; г) все ответы верны.
5. Молекулярная формула пропана:
а) С3Н6; в) С5Н12;
б) С7Н14; г) С3Н8.
6. Гомологом бутана является вещество, формула которого:
а) С3Н6; в) С2Н5;
б) С7Н14; г) СН4.
7. Структурная формула пентана:
а) СН3 – СН – СН2 – СН3; в) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3
│
СН3
б) СН3 – СН2 г) СН2 – СН – СН3
│ │ │
СН2 – СН3 СН2 – СН2
8. Алкан СН3 – СН – СН – СН3 имеет название:
│ │
СН3 СН3
а) гексан;
б) 2,3-метилбутан;
в) 2,3-диметилгексан;
г) 2,3-диметилбутан.
9. Название 3-этилпентан имеет алкан:
СН3
│
а) СН3 – СН2 – СН – СН2 – СН3
б) СН3 – СН2 – СН2 – СН – СН2 – СН3
│
С2Н5
в) СН3 – СН2 – СН – СН2 – СН3
│
С2Н5
г) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3
10. Температура кипения алканов в ряду: гексан, пентан, бутан, этан:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) не изменяется;
г) сначала увеличивается, затем уменьшается.
11. Наиболее высокую температуру плавления имеет углеводород, формула которого:
а) СН3 – СН2 – СН – СН3 │ СН3
б) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 │ СН3 | в) СН3 – СН2 – СН2 – СН3 СН3 │ г) СН3 – СН – СН3
|
12. Характерное свойство парафина:
а) растворимость в воде; в) тугоплавкость;
б) легкоплавкость; г) высокая плотность.
13.Для полного сгорания 10 л пропана необходим кислород объемом, л:
а) 50; б) 10; в) 20; г) 30.
14. Для осуществления превращений I и II:
I II
СН4 СН3Br СН2Br2
потребуется вещества, формулы которых соответственно:
а) Br2, НBr;
б) НBr, Br2;
в) NaBr, НBr;
г) Br2, Br2.
15. Изомеризацией гексана нельзя получить:
а) 3-метилпентан;
б) 2-метилбутан;
в) 2-метилпентан;
г) 2,2-диметилбутан.
16. В результате последовательных превращений:
+ Na + Cl
СН3Сl … Х
образуется:
а) хлорэтан;
б) этан;
в) бутан;
г) дихлорэтан.
17. Из пентана можно получить 2-метилбутан в результате реакции:
а) гидрирования;
б) крекинга;
в) изомеризации;
г) галогенирования.
18. Алканы с большим числом атомов углерода можно получить:
а) реакцией Вюрца;
б) крекингом;
в) изомеризацией;
г) дегидрированием.
Вариант 4
Задание: укажите правильный ответ.
1. Органическим является вещество, формула которого:
а) С5Н12; в) СО2;
б) НNО3; г) Н2О.
2. Органическим соединением немолекулярного строения является вещество, формула которого:
а) СН3ОН; в) С6Н6;
б) СН3СООNа; г) С2Н6.
3. Свойства органических соединений зависят:
а) только от состава молекул;
б) от состава и строения молекул;
в) от валентности атомов углерода;
г) только от строения углеродной цепи.
4. Неправильно написана формула:
а) СН ≡ СН;
б) СН3 – СН2 – СН3;
в) СН ≡ СН;
г) СН3.
5. Общая формула алканов:
а) СnH2n; в) CnH2n-2;
б) CnH2n+2; г) CnHn.
6. Гомологом пропана является вещество, формула которого:
а) С3Н6; в) С4Н10;
б) С7Н14; г) С3Н8.
7. Структурная формула гептана:
а) СН3 – СН – СН2 – СН3; в) СН3 – СН – СН2 – СН – СН3
│ │ │
СН3 СН3 СН3
б) СН3 – СН2 г) СН2 – СН – СН3
│ │ │
СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3 СН2 – СН2
8. Алкан СН3 – СН2 – СН – СН – СН3 имеет название:
│ │
СН3 СН3
а) гептан;
б) 2,3-диметилпентан;
в) 3,3-диметилпентан;
г) 3,4-диметилпентан.
9. Название 2,2-диметилпентан имеет алкан:
СН3 │ а) СН3 – СН2 – СН – СН2 – СН3
б) СН3 – СН2 – СН – СН – СН3 │ │ СН3 СН3 | в) СН3 – СН2 – СН – СН2 – СН3 │ С2Н5 СН3 │ г) СН3 – СН2 − СН2 – С – СН3 │ СН3 |
10. Температура кипения алканов в ряду: пентан, гексан, бутан, этан:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) не изменяется;
г) сначала увеличивается, затем уменьшается.
11. Наиболее низкую температуру плавления имеет углеводород, формула которого:
а) СН3 – СН2 – СН – СН3 │ СН3
б) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 │ СН3 | в) СН3 – СН2 – СН2 – СН3 СН3 │ г) СН3 – СН – СН3
|
12. Характерное свойство гексана:
а) растворим в воде;
б) не имеет запаха;
в) летуч;
г) имеет плотность больше, чем вода.
13. Для полного сгорания 10 л пропана необходим воздух объемом:
а) 50; б) 100; в) 250; г) 300.
14. Для осуществления превращений I и II:
I II
С СН4 СН3Br
Потребуются вещества, формулы которых соответственно:
а) H2, HBr;
б) Н, Br2;
в) Н2О, НBr;
г) H2, NaBr.
15. Конверсией метана получают смесь двух газов:
а) Н2 и СО2;
б) Н2 и СО;
в) Н2О и СО2;
г) СН4 и Н2О.
16. В результате последовательных превращений:
+ Na AlCl3
С2Н5Cl … Х
образуется:
а) хлорэтан;
б) изобутан;
в) бутан;
г) хлорбутан.
17. Метан в промышленности получают главным образом:
а) по реакции Вюрца;
б) из природного газа;
в) из угля;
г) синтезом из углерода и водорода.
18. Важнейший природный источник алканов:
а) нефть;
б) уголь;
в) бензин;
г) торф.
ТЕМА 4. Химические свойства алканов. Циклоалканы.
Обобщённые требования к знаниям и умениям студентов.
Цели изучения данной темы:
Студент должен знать:
- химические свойства предельных углеводородов;
- строение и свойства циклоалканов.
Студент должен уметь:
- составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства алканов и циклоалканов.
Студент должен подтвердить:
- навыки написания уравнений химических реакций с участием алканов и циклоалканов.
Работа № 4
(15 мин)
Вариант 1
Составьте уравнения реакций: а) горения пропана в атмосфере кислорода; б) второй и третьей стадий хлорирования этана, если известно, что замещение протекает у одного и того же атома углерода; в) изомеризации пентана. Дайте названия веществам по систематической номенклатуре.
Вариант 2
Составьте уравнения реакций: а) горения метана в атмосфере кислорода; б) второй и третьей стадий хлорирования пропана, если известно, что первые две стадии замещения протекают у второго атома углерода; в) неполного сгорания на воздухе гексана.
Вариант 3
Составьте уравнения реакций: а) горения бутана в атмосфере кислорода; б) третьей и четвертой стадий хлорирования метана; в) изомеризации бутана. В заданиях «б» и «в» дайте названия всем веществам по систематической номенклатуре.
Вариант 4
Составьте уравнения реакций: а) горение этана в атмосфере кислорода; б) первой и второй стадий бромирования пропана, если известно, что замещение протекает у второго атома углерода; в) неполного сгорания пентана на воздухе. Дайте названия бромпроизводным пропана по систематической номенклатуре.
ТЕМА 5. Качественный анализ органических соединений.
Обобщённые требования к знаниям и умениям студентов.
Цели изучения данной темы:
Студент должен знать:
- качественный состав органических соединений;
- практическое определение углерода и водорода в органических соединениях; - практическое определение хлора в органических веществах;
- правила обращения с лабораторным оборудованием.
Студент должен уметь:
- собирать прибор для проведения опыта;
- производить наблюдения и делать выводы;
- подтверждать выводы химическими уравнениями.
Студент должен подтвердить:
- навыки работы с приборами; - умения делать выводы о проделанных реакциях; - умения составлять химические уравнения.
Работа № 5
НАХОЖДЕНИЕ ФОРМУЛ УГЛЕВОДОРОДОВ ПО ИХ ПЛОТНОСТИ И МАССОВОЙ ДОЛЕ ЭЛЕМЕНТОВ, ВЫРАЖЕННОЙ В ПРОЦЕНТАХ
(15 мин)
Вариант 1
Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода в котором составляет 80%, а относительная плотность по водороду равна 15.
Вариант 2
Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода в котором составляет 81, 82%, а плотность которого (при н.у.) равна 1, 96 г/л.
Вариант 3
Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода в котором составляет 75%, а относительная плотность по кислороду равна 0,5.
Вариант 4
Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода в котором составляет 82, 75%, а плотность которого (при н.у.) равна 2,59 г/л.
Эталоны ответов
Работа № 1
Вариант 1
1. а) СН3―СН―СН3 б) СН3―СН2―СН―СН3
| |
СН3 2-метилпропан С2Н5 3-метилпентан
СН3
|
в) СН3―СН2―С―СН3
|
СН3 2,2-диметилбутан
2. а) СН3―СН―СН―СН3 б) СН3―СН2―СН―СН2―СН2―СН3
| | |
СН3 СН3 2,3-диметилбутан С2Н5 3-этилгексан
в) СН3―СН―СН―СН2―СН3
| |
СН3 СН3 2,3-диметилпентан
Вариант 2
1. а) СН―СН2―СН3 б) СН3―СН―СН2―СН―СН3
| | |
СН3 2-метилбутан СН3 СН3 2,4-диметилпентан
в) СН3―СН―СН3
|
С2Н5 2-метилбутан
2. а) СН3―СН2―СН―СН2―СН3 б) СН3―СН―СН―СН3
| | |
С2Н5 3-этилпентан СН3 СН3 2,3-диметилбутан
в) СН3―СН―СН―СН2―СН3
| |
СН3 С2Н5 2-метил-3-этилпентан
Вариант 3
1. а) СН3―СН2―СН―СН3 б) СН3―СН―СН2―СН3
| |
СН3 2-метилбутан С2Н5 3-метилпентан
СН3
|
в) СН3― С―СН3
|
СН3 2,2-диметилпропан
СН3
|
2. а) СН3―СН―СН3 б) СН3―СН2―С―СН2―СН3
| |
СН3 2-метилпропан СН3 3,3-диметилпентан
в) СН3―СН―СН2―СН―СН2―СН3
| |
СН3 С2Н5 2-метил-4-этилгексан
Вариант 4
1. а) СН2―СН―СН2 б) СН3―СН―СН―СН3
| | | | |
СН3 СН3 СН3 3-метилпентан СН3 СН3 2,3-диметилбутан
СН3
|
в) СН3―СН
|
С2Н5 2-метилбутан
СН3
|
2. а) СН3―СН2―СН―СН2―СН2―СН3 б) СН3―С―СН2―СН3
| |
С2Н5 3-этилгексан СН3 2,2-диметилбутан
в) СН3―СН―СН―СН2―СН3
| |
СН3 С2Н5 2-метил-3-этилпентан
Критерии оценки самостоятельной работы №1.
Оценка «5» ставится если студент правильно и полностью выполнил два задания, допускается не грубая ошибка или описка.
Оценка «4» ставится если студент допустил 2-3 негрубые ошибки и полностью выполнил два задания.
Оценка «3» ставится если студент правильно выполнил одно задание или в двух заданиях допустил по одной грубой ошибке и 2-3 негрубые ошибки или описки.
Оценка «2» ставится если студент в каждом задании допустил 2 грубые ошибки.
Работа № 2
Вариант 1
1. СН3―СН―СН2―СН3 СН3―СН2―СН2―СН2―СН3
| Гомолог: |
СН3 2-метилбутан СН3 2-метилпентан
2. Изомеры: б) и г)
Вариант 2
1. СН3 СН3
| |
СН3―С―СН3 Гомолог: СН3―СН2―С―СН3
| |
СН3 2,2-диметилпропан СН3 2,2-диметилбутан
2. Изомеры: б) и в)
Вариант 3
1. СН3
|
СН3―СН Гомолог: СН3―СН―СН2― СН3
| |
СН3 2-метилпропан СН3 2-метилбутан
2. Изомеры: а) и б); в) и г)
Вариант 4
1. СН3―СН―СН2 СН3―СН2―СН―СН2―СН3
| | Гомолог: |
СН3 СН3 2-метилбутан СН3 3-метилпентан
2. Изомеры: а) и б); г) и д)
Критерии оценки самостоятельной работы №2.
Оценка «5» ставится если студент правильно и полностью выполнил два задания, допускается не грубая ошибка или описка.
Оценка «4» ставится если студент допустил 2-3 негрубые ошибки и полностью выполнил два задания.
Оценка «3» ставится если студент в двух заданиях допустил по одной грубой ошибке и 2-3 негрубые ошибки или описки.
Оценка «2» ставится если студент в каждом задании допустил 2 грубые ошибки
Работа№ 3
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
|
| 1. г | 1. а |
|
| 2. г | 2. б |
|
| 3. в | 3. б |
|
| 4. г | 4. г |
|
| 5. г | 5. б |
|
| 6. г | 6. в |
|
| 7. в | 7. б |
|
| 8. г | 8. б |
|
| 9. в | 9. г |
|
| 10. а | 10. г |
|
| 11. б | 11. г |
|
| 12. б | 12. в |
|
| 13. а | 13. в |
|
| 14. г | 14. б |
|
| 15. б | 15. б |
|
| 16. а | 16. б |
|
| 17. в | 17. б |
|
| 18. а | 18. а |
Критерии оценки самостоятельной работы №3.
Оценка «5» ставится если студент правильно ответил на 16 вопросов
Оценка «4» ставится если студент правильно ответил на 14 вопросов.
Оценка «3» ставится если студент правильно ответил на 12 вопросов.
Оценка «2» ставится если студент дал менее 12 правильных ответов.
Работа№ 4
Вариант 1
а) С3Н8 + 5О2 → 3СО2 + Н2О
б) С2Н6 + Сl2 → C2H5Cl + HCl (хлорэтан)
С2H5Cl + Cl2 → C2H4Cl2 + HCl (дихлорэтан)
C2H4Cl2 + Cl2 → C2H3Cl3 + HCl (трихлорэтан)
С2Н3Сl3 + Сl2 → С2Н2Сl4 + HСl (тетрахлорэтан)
кат, t ° кат, t °
в) CH3―CH2―CH2―CH2―CH3 −———→ СН3—СН—СН2—СН3 −———→
|
СН3
СН3
кат, t ° |
−———→ СН3—С—СН3 2,2-метилпропан
|
СН3
Вариант 2
а) СН4 + 2О2 → СН3 + 2Н2О
б) С3Н8 + Сl2 → C3H7 + HCl (хлорпропан)
С3Н7 + Cl2 → C3H6Cl + Cl (дихлорпропан)
в) 2С6Н14 + 7О2 → 12С + 14Н2О (без доступа О2)
Вариант3
а) С4Н10 + 9О2 → 4 СО2 + 5Н20
б) СН3 + Cl2 → CH3Cl + HCl (хлорметан)
СН3Сl + Cl2 → CН2Cl2 + HCl (дихлорметан)
CH2Cl2 + Cl2 → CHCl3 + HCl (трихлорметан)
CHCl3 + Cl2 → CCl4 + HCl (тетрахлорметан)
кат, t °
в) СН3—СН2—СН2—СН3 −———→ СН3—С—СН3 2-метилпропан
|
СН3
Вариант 4
а) 2С2Н6 + 7О2 → 4СО2 + 6Н2О
б) С3Н8 + Br2 → C3H7Br + HBr (бромпропан)
C3H7Br + Br2 → C3H6Br2 + HBr (дибромпропан)
C3H6 Br2 + Br2 → C3H5Br2 + HBr (трибромпропан)
в) С5Н12 + 3О2 → 5С + Н2О
Критерии оценки самостоятельной работы №4.
Оценка «5» ставится если студент правильно и полностью выполнил три задания, допускается не грубая ошибка или описка.
Оценка «4» ставится если студент допустил 2-3 негрубые ошибки и полностью выполнил три задания.
Оценка «3» ставится если студент правильно выполнил два задания или в трёх заданиях допустил две грубые ошибки .
Оценка «2» ставится если студент в каждом задании допустил 1 грубую ошибку.
Работа №5
Вариант 1
Дано: Решение:
W (C) = 80% M (CXHY) = DH2 (CXHY) × M (H2) = 15×2 г/моль = 30 г/моль
DH2 (CXHY) = 15 W(H) = 100% - 80% = 20%
CXHY -? n (С) = M (CXHY) × W (C) / A(C) × 100% = 30×80% / 12×100% =2
M (H2) = 2 г/моль n (H) = M (CXHY) × W(H) / A (H) × 100% = 30× 20% / 1× 100% = 6
Ответ: С2Н6 - этан
Вариант 2
Дано: Решение:
W (C) = 81, 82% M (CXHY) = VМ × р = 22,4л/моль × 1,96 г/л = 44 г/моль
р (CXHY) = 1, 96 г/л W (Н) = 100% - 81,82% = 18,18%
СXHY - ? n (С) = M (CXHY) × W (C) / A(C) × 100% =
= 44 г/моль × 81,82% / 12×100% = 3
n (H) = M (CXHY) × W(H) / A (H) × 100% =
= 44 г/моль × 18,18% / 1× 100% = 8
Ответ: С3Н8 – пропан
Вариант 3
Дано: Решение:
W (C) = 75% M (CXHY) = Dо2 (CXHY) × M (о2) = 0,5×32 г/моль = 16 г/моль
Dо2 (CXHY) = 15 W (H) = 100% - 75% = 25%
CXHY - ? n (С) = M (CXHY) × W (C) / A(C) × 100% = 16×75% / 12×100% = 1
M (О2) = 32 г/моль n (О) = M (CXHY) × W (О) / A (О) × 100% = 16× 25% / 16× 100% = 2
Ответ: СН2 – метан
Вариант 4
Дано: Решение:
W (C) = 82, 75% M (CXHY) = VМ × р = 22,4л/моль × 2,59 г/л = 58 г/моль
р (CXHY) = 2, 59 г/л W (Н) = 100% - 82,75% = 17,25%
СXHY - ? n (С) = M (CXHY) × W (C) / A(C) × 100% =
= 58 г/моль × 82,75% / 12×100% = 4
n (H) = M (CXHY) × W(H) / A (H) × 100% =
= 58 г/моль × 17,25% / 1× 100% = 10
Ответ: С4Н10 – бутан
Критерии оценки самостоятельной работы №5.
Оценка «5» ставится если студент правильно и полностью выполнил задание.
Оценка «4» ставится если студент допустил 2 негрубые ошибки в расчёте и полностью выполнил задание.
Оценка «3» ставится если студент допустил ошибку в конечном расчёте при условии ,что ход решения был верным. .
Оценка «2» ставится если студент не справился с заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник задач по прикладной математике (задачи физического содержания) 5 класс
Предлагаемый «Сборник задач по прикладной математике. (Физика)» содержит задачи и примеры по темам, которые предусмотрены в школьном курсе математики, применим как для учителя, так и для ученика....
Сборник задач «Страницы истории России в математических задачах»
Данная работа является сборником математических задач, содержащих отдельные страницы, фрагменты и эпизоды Отечественной истории.Математические темы, используемые в представленных задачах, соответствую...
Сборник задач."Использование дробей при решении текстовых задач в 5-8классах"
Сборник предназначен для использования при повторении пройденных тем по дробям, и особенно, по решению задач. В ней даются в виде математических моделей: схем, таблиц, числовых и буквенных выраж...
Сборник задач "Задачи жизненной компетенции".
В сборнике представленны задачи, наполненные экономическим содержанием с широким использованием экономической терминологии. Задания сориентированы на усвоение знаний и умений, предусмотренные программ...
Сборник задач " Байкал в задачах"
Живя на территории вблизи Байкала, этого уникального места, нужно знать о нем как можно больше. И мы считаем, что эту задачу можно решить частично через уроки математики. Мы попытались составить позна...
Сборник задач для подготовки к ЕГЭ по математике (базовый уровень) задачи №20.
Сборник задач для подготовки к ЕГЭ по математике (базовый уровень) задачи №20....
Сборник задач по математике для учащихся 5-7 классов «Задачи о родном крае»
В сборнике собраны задачи об истории и географии Ульяновской области и Старокулаткинского района....