Учебный проект на тему: "Белки"
проект по химии (10 класс) на тему
Данный проект ориентирован на изучение темы белки на уроках химии в 10-х классах. Проект позволяет разделить программу на тематические модули, создать учебно-методический комплект на тему, наименее охваченную в учебнике, а также предусмотреть задания для учеников с разным уровнем подготовки.
Цель проекта: привлечь внимание учащихся к изучению химии, помочь ученику в освоении темы, выработать у него личностное эмоциональное отношение к сущности жизни.
В проекте участвуют: учитель химии, биологии, учащиеся 10-х классов.
В проекте используется самостоятельный поиск учащихся информации, индивидуальная работа учащихся по заданию выбранной «миссии», обсуждение полученной информации в рамках круглого стола и групповая работа по проведению научных исследований.
По окончании проекта учащиеся сдают групповые презентации и буклеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uchebnogo_proekta.ppt | 756 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Творческое название: Белки- есть форма существования живой материи.
Основополагающий вопрос: Возможна ли жизнь без белков? Вопрос учебной темы: Каковы биохимические особенности белков? Учебные предметы: Химия, биология, информатика. Участники: Учащиеся 10-х классов.
Аннотация: Данный проект ориентирован на изучение темы белки на уроках химии в 10-х классах. Проект позволяет разделить программу на тематические модули, создать учебно-методический комплект на тему, наименее охваченную в учебнике, а также предусмотреть задания для учеников с разным уровнем подготовки. Цель проекта: привлечь внимание учащихся к изучению химии, помочь ученику в освоении темы, выработать у него личностное эмоциональное отношение к сущности жизни. В проекте участвуют: учитель химии, биологии, учащиеся 10-х классов. В проекте используется самостоятельный поиск учащихся информации, индивидуальная работа учащихся по заданию выбранной «миссии», обсуждение полученной информации в рамках круглого стола и групповая работа по проведению научных исследований. По окончании проекта учащиеся сдают групповые презентации и буклеты.
Если вы хотите подняться выше на ступеньку в изучении живого мира и желаете открыть для себя истинную суть живого, а также провести интересные исследования по доказательству наличия жизни в неживых на первый взгляд объектах, то смело приступайте к изучению нашего проекта!
Дидактические цели проекта: Сформировать умения самостоятельной работы с информацией; Изучить влияние белков на жизнедеятельность организмов; Развить коммуникативные навыки и практические умения учащихся; Сформировать умения намечать решения проблемы. Методические задачи проекта: Освоить представления о: Строении и функциях белков; Многообразии белков; Роли белков в природе и жизни человека. Научить: Проводить качественные реакции на белки; Оформлять результаты исследований. Отработать: навыки обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов. Привить: навыки исследовательской работы и умение пользоваться Интернет-ресурсами. Развить: логическое мышление. Активизировать: творческую деятельность.
Темы самостоятельных исследований: Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается? Белковая философия жизни. Результаты представления исследований: Презентации; Буклеты.
Информационные ресурсы: Интернет-ресурсы: G :\ХиМик _ ru -Белки -Химическая энциклопедия, htm. G :\Белки- Википедия, htm. G :\Белки, htm. G :\ Белки, files. Литература: Г. Г. Манке, Р. Д. Маш, М. Я. Михеева. Методика проведения факультативных занятий по биологии.- М.: Просвещение, 1999.-279с Т. А. Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии в 10-11 классах.- М.: Экзамен, 2006.-286с. А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. Общая биология. 10-11 классы.- М.: Дрофа, 2005.-367с.
Этапы и сроки проведения проекта: Знакомство с проектом, дискуссия по основному вопросу- 1 урок, 10 минут. «Мозговой штурм» (формирование тем исследований учеников, их корректировка учителем)- 1 урок, 10 минут. Формирование групп по проведению исследований по темам- 1 урок, 5 минут. Обсуждение плана работы учащимися индивидуально или в группе- 1 урок, 10 минут. Обсуждение возможных источников информации- 1 урок, 5 минут. Работа в группах, подготовка презентаций- 2 урок, 40 минут. Итоговая конференция (защита полученных результатов и выводов)- 3 урок, 30 минут. Подведение итогов- 3 урок, 10 минут.
Белковая философия жизни. Проект учащихся 10 класса Рогова Александра Малышевой Екатерины Орешкина Ивана
Цель исследования: Выявить значение белка как основного вещества клетки. Задачи исследования: Определить место белков в жизни растений, животных и человека; Доказать наличие белков в живых организмах; Выяснить особенности их строения и познакомиться с функциями которые они выполняют в организме; Сравнить энергетическую и строительную функции белков, углеводов и липидов; Проанализировать результаты опытов.
Гипотеза исследования: Если из белков построены все ткани и органы, то их недостаток скажется на жизнедеятельности человека.
Ход исследования: Изучить строение и функции белков, их нахождение в природе; Обсудить их значение для жизнедеятельности человека; Сравнить энергетическую и строительную ценность белков, жиров и углеводов; Проанализировать наличие белков в разных продуктах.
Результаты исследований: Изучили строение белка. Выяснили, что они очень сложно устроены и имеют первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуру. Познакомились с биологическими функциями белков: Ферменты Гормоны Защитные белки Рецепторные белки Двигательные белки Регуляторные белки Структурные белки Транспортные белки Запасные белки Б Е Л К И
Сравнительный анализ энергетической и строительной функций: Сравнивае-мые функции Белки Углеводы Липиды Энергети-ческая 17,6 кДж 17,6 кДж 38,9 кДж Строитель-ная 50% массы клетки. Клеточные мембраны и органоиды клетки, хрящи, сухожилия. волосы, ногти. От 1-2 до 90% клетки. Клеточные стенки клеток, наружный скелет, опорные ткани. От 1-2 до 90% клетки. Клеточные мембраны, жировая ткань.
Выяснение химических свойств белков: Приготовили белковый раствор. Для этого белок одного яйца растворили в 1л воды и отфильтровали. Полученный фильтрат разлили в 5 пробирок. Одну из них прокипятили, во 2 добавили 30% раствор сульфата меди, а в 3 добавили 8% соляную кислоту. Во всех случаях белок сворачивается, что свидетельствует о том, что для нормального функционирования белка требуется определенная температура, кислотность среды и определенный солевой состав. Значит необходимо поддерживать постоянство внутренней среды организмов для их нормального функционирования.
Выяснение химических свойств белков: В 4 пробирку с 1 мл белка прилили такое же количество 10% раствора едкого натра, а затем по каплям 1% раствор сульфата меди. При взбалтывании появилось типичное фиолетовое окрашивание (Биуретова реакция). В 5 пробирку к 1 мл белка прилили несколько капель азотной кислоты. Появился светло-желтый осадок (ксантопротеиновая реакция). Затем приступили к доказательству наличия белков в некоторых пищевых продуктах.
Анализ наличия белка в различных продуктах: Пытаемся определить наличие белка в белом хлебе, вареной колбасе, конфетах. При анализе колбасы и хлеба образцы вначале прокипятили в пробирке с небольшим количеством воды. Продукты питания Результат проведения биуретовой реакции Хлеб пшеничный Фиолетовое окрашивание Леденец __________ Колбаса Фиолетовое окрашивание
Ферментативная особенность белков: Для доказательства присутствия в мясе и картофеле фермента добавляем к ним пероксид водорода и по вспениваю доказываем их наличие в данных продуктах. О том что ферменты- это белки, можно доказать обработав продукты сульфатом меди или прокипятив продукты. Активность ферментов снижается.
Вывод: В результате проведенных исследований гипотеза подтвердилась. Белки выполняют не только строительную, но и ферментативную сущность. Недостаток белка скажется на всех процессах жизнедеятельности организма, замедлит его рост и развитие, а также приведет к различным заболеваниям или даже к смерти.
Информационные ресурсы: G :\ХиМик _ ru -Белки -Химическая энциклопедия, htm. G :\Белки, htm. Г. Г. Манке, Р. Д. Маш, М. Я. Михеева. Методика проведения факультативных занятий по биологии.- М.: Просвещение, 1999.-279с. А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. Общая биология. 10-11 классы.- М.: Дрофа, 2005.-367с.
Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается? Проект учащихся 10 класса Кан Дарины Сальникова Дениса
Гипотеза: Ферментативная активность присуща только живым клеткам.
Задачи исследования: Доказать ферментательный характер реакций обмена веществ Доказать, что ферменты принадлежат к белковым соединениям Выяснить как пероксид водорода ведет себя в клетках живого и мертвого организма Доказать, что ферментативная активность присуща только живым клеткам
Ход исследования: Изучили литературу, объясняющую особенности строения ферментов и процессы которые они регулируют в организме Отобрали методики эксперимента Определили принадлежность фермента каталазы к белковым соединениям Выяснили действие пероксида водорода на живые и мертвые организмы
Ход исследования: Для доказательства присутствия фермента каталазы в живых организмах взяли мясной фарш и обработали пероксидом водорода. Пероксид вспенился, что доказывает наличие фермента. Для доказательства того, что каталаза является белком проводим биуретовую реакцию. При этом появляется фиолетовое окрашивание. Однако это изменение могло произойти и из-за других белков.
Ход исследования: Поэтому для дополнительной проверки немного фарша помещаем в колбу, добавляем воды и кипятим. Если в каталазе имеется белок, то он свернется и фермент потеряет свою активность. После охлаждения добавляем пероксид водорода. Реакции не происходит, значит действительно в состав каталазы входят белки. Однако многие вещества разрушаются при кипячении, поэтому для большей убедительности проводим обработку фарша 20% раствором сульфата меди. Она снижает активность фермента, что окончательно утверждает нас в мысли о белковой природе каталазы.
Ход исследования: Натерли на терке 2 г картофеля, добавили 50 мл воды, разлили отжатый сок в две пробирки. Одну пробирку с отжатым соком прокипятили. Добавили в обе пробирки по 2 мл 8%-ного пероксида водорода. В пробирке, где сок прокипятили признаков реакции не наблюдается, а в не кипяченой заметили выделение пузырьков газа.
Ход исследования: Приготовили микропрепараты листа элодеи один из которых предварительно был прокипячен и рассмотрели их под микроскопом. Капнули на микропрепараты немного пероксида водорода и еще раз рассмотрели микропрепараты под микроскопом. Заметили выделение газа только в необработанном микропрепарате.
Вывод: В результате проведенных исследований гипотеза подтвердилась. Ферменты функционируют являются белковыми веществами и находятся только в клетках живых организмов, а при температуре выше 60 º ферменты не функционируют.
Информационные ресурсы: G :\ХиМик _ ru -Белки -Химическая энциклопедия, htm. О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии.- М.: Вако, 2006.-458с. Т. А. Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии в 10-11 классах.- М.: Экзамен, 2006.-286с. А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. Общая биология. 10-11 классы.- М.: Дрофа, 2005.-367с. Г. Г. Манке, Р. Д. Маш, М. Я. Михеева. Методика проведения факультативных занятий по биологии.- М.: Просвещение, 1999.-279с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум по теме "Белки"
Урок разработан с использованием технологии "Модульного обучения", проходит согласно тематического плана по химии в 10 классе по теме "Азотсодержащие органические вещества". Учащиеся выполняют работу ...
презентация урока-практикума по теме"Белки" в 10 классе
Презентация содержит материал для интегрированного урока химии и биологии по теме"Белки, их состав, свойства и биологические функции". На слайдах представлены вопросы для самостоятельной работы учащих...
Проверочная работа по теме "Белки" 10 класс
Работа состоит из 3 частей А, В и С. Проверяет уровень обученности учащихся по теме белки....
Дидактические пособия. Тема "БЕЛКА"
Пособия способствуют эффективному усвоению материала, развитию познавательных процессов....
Модульный урок по теме "Белки и нуклеиновые кислоты"
Урок модульного обучения....
Учебный проект "Честь и совесть человека". Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций.
Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций. Мы попробовали провести грань между понятиями "честь" и "совесть"...
«Педагогический учебный проект как одна из разновидностей учебных проектов»
Цель данного педагогического проекта: показать на примере занятия «Газетные иллюстрации» в курсе «Основы журналистики» возможности обучения обучающихся с помощью ИКТ (интеракти...