Разработки уроков
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Кузнецова Татьяна Ивановна

Разработки уроков по органической химии, может быть использован и при изучении материала и 9 и 11 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий  урока в 9 классе по теме  «Карбоновые кислоты»

Медиаурок разработан на основе использования возможностей ОМС (в данном случаи информационных модулей и модулей контроля),  размещенных на сайте http://fcior.edu.ru.

Цели урока:

 Сформировать  понятие о карбоновых кислотах и их классификации.

 Рассмотреть основы международной и тривиальной номенклатуры

 Научиться характеризовать химические свойства карбоновых кислот в сравнении с минеральными и использовать полученные знания в быту.

Развивать исследовательские компетенции учащихся при  организации лабораторной работы и проблемного  изучения  информационных ресурсов.  

 Воспитывать культуру общения и сотрудничества через работу в паре и коллективе.

Оборудование и материалы:

  • На столе учителя: лимоны, апельсины, яблоки, черная смородина, ваза;

образцы кислот: уксусная, стеариновая.

  • Лабораторное оборудование и реактивы на столах учащихся: лакмус, штативы с пробирками, цинк, медная проволока, раствор уксусной кислоты; памятка по составлению названий, таблица с тривиальными названиями некоторых кислот.
  • В кабинете: компьютер с мультимедийным проектом для учителя и компьютеры для учащихся с установленным программным обеспечением ОМС.

Тип урока - изучение нового материала.

План урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация

3. Целеполагание – постановка задач

4.  Изучение новой темы с поэтапным закреплением

5. Рефлексия занятия

6. Контроль знаний – выполнение заданий контрольного модуля

7. Домашнее задание

Ход урока

1. Приветствие

2. Мотивация

Перед вами ваза, она пуста, но сейчас мы её наполним. Я кладу в неё яблоко, кислое яблоко, апельсин и лимон, лимон и еще лимон. Вот и наполнили вазу.  Какой вкус вы ощущаете во рту? (Кислый).

А знаете ли вы, что уже с древних времён для придания пищи кисловатого привкуса люди использовали листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы, что продолжают делать и в настоящее время. А что же придает этим фруктам, овощам и ягодам кислый вкус? ( Кислоты).  Действительно, кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса органических соединений, который мы будем изучать на сегодняшнем уроке, карбоновых кислот.

Тема урока «Карбоновые кислоты» (слайд №2)

3. Целеполагание (слайд №3)

  • сформулировать определение
  • вывести общую формулу
  • изучить классификацию и принципы номенклатуры
  • овладеть навыками составления изомеров
  • изучить физические и химические свойства
  • рассмотреть  способы получения
  • оценить разнообразие органических кислот
  • познать  области применения некоторых карбоновых кислот

4. Изучение нового материала – поэтапная рефлексия

4.1. Состав и классификация карбоновых кислот (слайд №4)

Ответы запишите в тетради.

4.2. Гомологический ряд и номенклатура кислот (слайд №5)

4.3. Изомерия карбоновых кислот (слайд №6)

А) СН3-СН-СООН    Б) СН3-СН2-СН2-СОН

               СН3

В) СН3-СО-О-СН2-СН3   г) СН3-СН2-СООН  

Знакомство с межклассовой изомерией (вещество под буквой  В имеет такой же качественный и количественный состав как и бутановая кислота С4Н8О2

4.4. Физические свойства (слайд №7)

Цель: изучить физические свойства низших и высших карбоновых кислот

Вопросы для учащихся после изучения 3 информационного блока ЦОРа

  • 1. Какие физические свойства характерны для уксусной кислоты (стеариновой) кислот?

4.5. Химические свойства (слайд №8)

Цель: изучить хим. свойства карбоновых кислот в сравнении с неорганическими на примере уксусной кислоты

  • Лабораторные опыты – ТБ при работе с кислотами – аккуратное обращение, вызывает ожоги)
  • (записать уравнения реакций в тетрадь)
  1. Диссоциация
  2. Взаимодействие с металлами
  • Вопросы для учащихся после изучения
  • 4 информационного блока ЦОРа   ( Уравнения реакций с основными оксидами, основаниями и солями записать дома, пользуясь ресурсами учебника и информационного модуля).
  • С какими веществами взаимодействуют карбоновые кислоты? Назовите характерные свойства как для органических так и неорганических кислот.

( Уравнения реакций с основными оксидами, основаниями и солями записать дома, пользуясь ресурсами учебника и информационного модуля).

  • Что называют реакцией этерификации?

  1. Способы получения: промышленные и лабораторный (для уксусной кислоты)

(Здесь же о применении  в быту - как приправа к пище и как консервант).

  1. Рефлексия – сопоставление поставленных задач с достигнутыми (слайд№11).

                Планировали

  • сформулировать определение
  • вывести общую формулу
  • изучить классификацию и принципы номенклатуры
  • овладеть навыками составления изомеров
  • изучить физические и химические свойства
  • рассмотреть  способы получения
  • оценить разнообразие
  • познать  области применения веществ, с которыми нам предстоит познакомиться

                  Достигли

Знаем 

  • определение
  • общую формулу
  • классификацию и принципы номенклатуры карбоновых кислот

      Владеем

  • навыками составления изомеров

Умеем характеризовать

  •  физические,  химические свойства
  • способы получения
  • Будем использовать полученные знания в жизни (?)
  1. Компьютерное тестирование (выполнение заданий контрольного модуля), в соответствии с предписанием (слайд №12)

Задание для учащихся

  • Ответьте на вопросы контрольного модуля: №1, 2, 3,  5, 6, 7, 9, 10  
  • Оцени себя
  • Если вы выполнили правильно 8-7 заданий (горит зелёный фонарик),  значит усвоили материал урока на «5»
  • Если 6-5 заданий значит усвоили материал
  • на «4»
  • Если  4- 3 – на «3» бала
  • Повторно изучите материал информационных ресурсов по неусвоенным вопросам (в  вашей таблице ответов они отмечены красным цветом)
  1. Подведение итогов, Д/З -§21 , № 2,4

Учитель химии Кузнецова Т.И.



Предварительный просмотр:

Сценарий  урока в 9 классе по теме  «Спирты»

Медиаурок разработан на основе использования возможностей ОМС (в данном случаи информационных модулей и модулей контроля),  размещенных на сайте http://fcior.edu.ru.

Цели урока:

 Сформировать  понятие о спиртах и их классификации.

 Рассмотреть основы международной и тривиальной номенклатуры

 Научиться характеризовать химические свойства спиртов и использовать полученные знания в быту.

Развивать исследовательские компетенции учащихся при  организации лабораторной работы и проблемного  изучения  информационных ресурсов.  

 Воспитывать культуру общения и сотрудничества через работу в паре и коллективе.

Оборудование и материалы:

  • На столе учителя: лимоны, апельсины, яблоки, черная смородина, ваза;

образцы кислот: уксусная, стеариновая.

  • Лабораторное оборудование и реактивы на столах учащихся: лакмус, штативы с пробирками, цинк, медная проволока, раствор уксусной кислоты; памятка по составлению названий, таблица с тривиальными названиями некоторых кислот.
  • В кабинете: компьютер с мультимедийным проектом для учителя и компьютеры для учащихся с установленным программным обеспечением ОМС.

Тип урока - изучение нового материала.

План урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация

3. Целеполагание – постановка задач

4.  Изучение новой темы с поэтапным закреплением

5. Рефлексия занятия

6. Контроль знаний – выполнение заданий контрольного модуля

7. Домашнее задание

Ход урока

1. Приветствие

2. Мотивация

Перед вами ваза, она пуста, но сейчас мы её наполним. Я кладу в неё яблоко, кислое яблоко, апельсин и лимон, лимон и еще лимон. Вот и наполнили вазу.  Какой вкус вы ощущаете во рту? (Кислый).

А знаете ли вы, что уже с древних времён для придания пищи кисловатого привкуса люди использовали листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы, что продолжают делать и в настоящее время. А что же придает этим фруктам, овощам и ягодам кислый вкус? ( Кислоты).  Действительно, кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса органических соединений, который мы будем изучать на сегодняшнем уроке, карбоновых кислот.

Тема урока «Спирты» (слайд №1)

3. Целеполагание (слайд №2)

  • сформулировать определение
  • вывести общую формулу
  • изучить классификацию и принципы номенклатуры
  • овладеть навыками составления изомеров
  • изучить физические и химические свойства
  • рассмотреть  способы получения
  • оценить разнообразие спиртов
  • познать  области применения спиртов

4. Изучение нового материала – поэтапная рефлексия

4.1. Состав и классификация  спиртов (слайд №3)

Ответы запишите в тетради.

4.2. Гомологический ряд и номенклатура кислот (слайд №4)

                               l

                              СН3

 

4.3.  Физические свойства спиртов (слайд №5)

Цель: изучить физические свойства спиртов

          Вопросы для учащихся после изучения 3 информационного блока ЦОРа

  • 1. Какими физическими свойствами характеризуются метанол и этанол?

4.4. Гомологический ряд и виды изомерии  спиртов (слайд №6)

                  ОН               СН3

4.5. Химические свойства (слайд №7)

Цель: изучить хим. свойства спиртов на примере этанола.

  • Демонстрационные опыты
  1. Горение
  2. Взаимодействие с Na
  3. Окисление  нагретым СuO

Контроль уравнений реакций по 7 информационному   блоку  ЦОРа

  1. Способы получения: промышленные и лабораторные (слайд №8)

4.7. Области применения спиртов (слайд №9)

Цель: изучить и проанализировать области применения спиртов

4.8. Влияние спиртов на живые  организмы.

Цель: выяснить влияние спирта на организм человека

Презентация исследований учащихся по теме

Вопрос для учащихся:

  • Алкоголь - социальный токсин или яд для всех органов?

  • 5. Рефлексия

      Игра «Да- нет» вопросы на слайде №11

   Задание для учащихся  (слайд№12)

  • Ответьте на вопросы контрольного ЦОРа №1, 2, 3, 4, 5, 6, 9
  • Оцени себя
  • Если вы выполнили правильно 7-6 заданий (горит зелёный фонарик) значит, усвоили материал урока на отлично
  • Если 5-4 заданий значит,  усвоили материал на достаточном уровне
  • Если менее 4 – на недостаточном уровне. Повторно изучите материал информационных ресурсов по неусвоенным вопросам.
  • Повторно изучите материал информационных ресурсов по неусвоенным вопросам (в  вашей таблице ответов они отмечены красным цветом)
  1. Подведение итогов, Д/З -§20 , № 2,4

Учитель химии Кузнецова Т.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...