Рабочая программа по химии 11 класс Габриэлян
рабочая программа по химии (11 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Свердловская средняя общеобразовательная школа №2
городского округа Лосино-Петровский Московской области
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
МАОУ Свердловская СОШ №2
г.о. Лосино-Петровский МО
от « 31 » августа 2021 г.
№ 224
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету химия
11 класс
(базовый уровень)
р. п. Свердловский
2021 г
Рабочая программа по химии для обучающихся 11 класса в 2021-2022 учебном году составлена на основе:
- образовательной программы основного общего образования МАОУ Свердловская СОШ №2 ЩМР МО;
- авторской программы под редакцией Габриеляна О. С. «Химия. 11класс. Базовый уровень», М.: Дрофа, 2017.
Программа рассчитана на 34 часа учебного времени.
Для реализации программы используется УМК «Химия. 11 класс. Базовый уровень», автор О. С. Габриелян (М.: Дрофа, 2017).
Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения химии, которые определены стандартом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Деятельность образовательного учреждения среднего (полного) общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками среднего (полного) общего образования программы по химии являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками среднего (полного) общего образования программы по химии являются:
В познавательной сфере:
•давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, пери-одическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
•описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
•описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
•классифицировать изученные объекты и явления;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
•делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
•структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
В ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
В трудовой сфере:
•проводить химический эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
•оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и
других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Выпускник научится:
∙ раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
∙ демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
∙ раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
∙ понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
∙ объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
∙ применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению; ∙ составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
∙ характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
∙ приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
∙ прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
∙ использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
∙ приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
∙ проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
∙ владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
∙ устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
∙ приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
∙ приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
∙ приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
∙ проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
∙ владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
∙ осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
∙ критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
∙ представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
∙ использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
∙ объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
∙ устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
∙ устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3 часа).
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. S- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Раздел 2. Строение вещества (11 часов).
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Состав веществ и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное строение вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение.
Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества. Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Раздел 3. Химические реакции (10 часов)
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Раздел 4. Вещества и их свойства (8 часов)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты органические и неорганические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания органические и неорганические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Календарно-тематическое планирование по химии в
11 классе, 34 часа.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | ||
Раздел 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3 часа) | ||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Основные сведения о строении атома. | 1 неделя | ||
2 | Особенности строения электронных оболочек атомов. | 2 неделя | ||
3 | Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. | 3 неделя | ||
Раздел 2. Строение вещества (11 часов). | ||||
4 | Ионная связь. | 4 неделя | ||
5 | Ковалентная химическая связь. | 5 неделя | ||
6 | Металлическая и водородная связи. | 6 неделя | ||
7 | Единая природа химической связи. | 7 неделя | ||
8 | Состав вещества. Смеси. | 8 неделя | ||
9 | Газообразные вещества. | 9 неделя | ||
10 | Практическая работа №1 «Получение, собирание, распознавание газов». | 10 неделя | ||
11 | Жидкие вещества. Твердые вещества. | 11 неделя | ||
12 | Дисперсные системы. | 12 неделя | ||
13 | Обобщение знаний по темам: «Строение атома. Периодический закон. Строение вещества». | 13 неделя | ||
14 | Контрольная работа №1 по темам: «Строение атома. Периодический закон. Строение вещества». | 14 неделя | ||
Раздел 3. Химические реакции (10 часов). | ||||
15 | Анализ контрольной работы. Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ. | 15 неделя | ||
16 | Классификация химических реакций, протекающих с изменением состава веществ. | 16 неделя | ||
17 | Скорость химических реакций. | 17 неделя | ||
18 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. | 18 неделя | ||
19 | Роль воды в химических процессах. | 19 неделя | ||
20 | Гидролиз органических и неорганических веществ. Среда водных растворов. | 20 неделя | ||
21 | Окислительно-восстановительные реакции. | 21 неделя | ||
22 | Электролиз. | 22 неделя | ||
23 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Химические реакции». | 23 неделя | ||
24 | Контрольная работа №2 «Химические реакции». | 24 неделя | ||
Раздел 4. Вещества и их свойства (10 часов) | 4-8.03 | |||
25 | Анализ контрольной работы. Металлы. | 25 неделя | ||
26 | Неметаллы. | 26 неделя | ||
27 | Кислоты. | 27 неделя | ||
28 | Основания. | 28 неделя | ||
29 | Соли. | 29 неделя | ||
30 | Генетическая связь между классами неорганических органических соединений. | 30 неделя | ||
31 | Обобщение знаний по теме «Вещества и их свойства». | 31 неделя | ||
32 | Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений» | 32 неделя | ||
33 | Контрольная работа №3 «Вещества и их свойства». | 33 неделя | ||
34 | Анализ контрольной работы. Подведение итогов. | 34 неделя |
Приложение к рабочей программе
по биологии для 11 класса
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ | Название раздела | Форма контроля | Сроки проведения (№ недели) |
1 | Строение атома. Периодический закон. Строение вещества | Контрольная работа. | 14 неделя |
2 | Химические реакции | Контрольная работа. | 24 неделя |
3 | Вещества и их свойства | Контрольная работа. | 33 неделя |
№ | Даты по плану | Темы по плану. | Скорректированная дата | Причина коррекции |
| ||||
Лист коррекции программы на 2021/2022 учебный год
Учитель Москалева М. В. Предмет – химия
Учитель класса_____________________
Заместитель директора по УВР ______________________
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ШМО учителей
естественно-научного цикла
от « » августа 2021 г. № 1
Руководитель ШМО
____________И. М. Баканова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
школы по УВР
_________________И. Д. Азарапина
« » августа 2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии 9 класс О.С. Габриэлян
За основу рабочей программы взята Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2008, соответствующая Федеральном...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии. УМК Габриэлян О.С. 8 класс.
Аннотация к РП по ХИМИИ (базовый уровень) для 8 классаНормативная основа программыРабочая программа по химии для 8-9 классов составлена в соответствии с основными положениями ФГОС ООО (Приказ Ми...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...