Кислоты. 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, на основе деятельного подхода к организации образовательного процесса.
Цели урока: формировать представления о кислотах и их классификации, научить выделять общие признаки класса кислот, уметь составлять формулы кислот, давать им названия, продолжить формирование естественного мышления, развитие коммуникативных умений путем работы в парах, навыков самоконтроля и взаимоконтроля через самопроверку.
Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Планируемые результаты:
- Личностные: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.
ᵡ Познавательные: находить сходства и различия между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдения, классифицировать объекты по предложенным критериям.
ᵡ Информационно - коммуникативные: уметь формулировать определение, подбирать аргументы.
ᵡ Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Соотносить учебные действия с известными правилами. Выполнять учебное действие в соответствии с планом. Оценивать свои учебные достижения.
- Предметные умения: давать определение «кислоты», распознавать кислоты среди других веществ, составлять формулы кислот и называть их, описывать кислоты, знать их классификацию.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.
Организация образовательного пространства: ресурсы – мультимедийный проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kisloty.docx | 52.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Кислоты
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, на основе деятельного подхода к организации образовательного процесса.
Цели урока: формировать представления о кислотах и их классификации, научить выделять общие признаки класса кислот, уметь составлять формулы кислот, давать им названия, продолжить формирование естественного мышления, развитие коммуникативных умений путем работы в парах, навыков самоконтроля и взаимоконтроля через самопроверку.
Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Планируемые результаты:
- Личностные: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.
ᵡ Познавательные: находить сходства и различия между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдения, классифицировать объекты по предложенным критериям.
ᵡ Информационно - коммуникативные: уметь формулировать определение, подбирать аргументы.
ᵡ Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Соотносить учебные действия с известными правилами. Выполнять учебное действие в соответствии с планом. Оценивать свои учебные достижения.
- Предметные умения: давать определение «кислоты», распознавать кислоты среди других веществ, составлять формулы кислот и называть их, описывать кислоты, знать их классификацию.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.
Организация образовательного пространства: ресурсы – мультимедийный проектор.
1-й этап. Актуализация опорных знаний
Учитель: мы приступаем к изучению сложных неорганических веществ.
Назовите, какие вещества вы знаете? ( Оксиды, основания, кислоты, соли). Вспомните их определения.
Задание: перед учениками формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строке вычеркнуть формулы веществ, которые принадлежат к другому классу соединений (Кислоты).
CaO | Cu(OH)2 | KNO3 |
BaO | NaOH | HNO3 |
K2O | HCl | CaCO3 |
H2SO4 | Zn(OH)2 | BaCl2 |
Учитель: из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус эти продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная, скисшему молоку – молочная. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.
2-й этап. Изучение нового материала
Учитель: итак, цели нашего урока:
ᵡ дать определение кислотам;
ᵡ классифицировать кислоты;
ᵡ ознакомиться с номенклатурой кислот;
ᵡ изучить способы получения кислот.
Итак, что такое кислоты?
Это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода кислотного остатка.
Предмет нашего изучения сегодня – это кислоты (Сообщает тему урока, цели, задачи, знакомит с планом урока(на доске).)
- Кислоты (определение)
- Классификация кислот
- Физические и химические свойства кислот.
Задание: составить формулы разных кислот и дать им названия:
H, H2, H3, S, No2, PO4, Cl, SO3.
(HNO2, HCl, H2S, H2SO3, H3PO4)
Задание: найти лишнюю формулу и объяснить почему ( Учитель показывает карточки.)
HCl H2SО4 H2CO3
HNO3 H3PO4 H2SO4
Входит ученик-историк. На нем старинная накидка, в руках свиток и гусиное перо. Он заранее подготовил материал об истории открытия уксусной, соляной, серной и азотной кислот и характеризует области их применения (см. приложение 3).Основные даты, фамилии ученых он прикрепляет на доске.
ᵡ CH3COOH – уксусная кислота (I – век до н.э.; «древесная кислота»).
ᵡ H2SO4 – серная кислота (X век; купоросное масло).
ᵡ HCl – соляная кислота (XV век; селитряная водка).
ᵡ H2CO3 – угольная кислота (XVIII век; содовая кислота).
Учитель: По каким признакам разделяют кислоты? (по основности, по наличию кислорода в кислотном остатке).
Задание: дайте характеристику: первый ряд: H2SO4, второй ряд – H3PO4, третий ряд – HCl, используя различные признаки классификации кислот.
Назовите окраску лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа в кислотной среде (ответы учащихся учитель подтверждает демонстрационным опытом).
Учитель: вспомните физические свойства H2SO4 при демонстрации ( бесцветная жидкость, вязкая, не имеющая запаха, гидроскопична, обугливает древесину, кожу, ткани).
Вспомните слова М.Фарадея: «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты, поэтому постоянный контроль необходим.
Задание: провести лабораторный опыт.
Инструктаж «Меры безопасности при работе с кислотами», инструктаж по проведению опыта. Четыре группы учеников работают в парах. Перед выполнением лабораторного опыта учащиеся читают инструкцию №2(см. приложение 1).
Учитель: перечисленные кислоты относятся к минеральным, или неорганическим.
А вот названные вами ранее лимонная, яблочная, аскорбиновая, а так же хорошо известная уксусная кислоты и многие другие относятся к органическим.
Большинство кислот (в том числе и приведенные примеры) являются растворимыми веществами. Исключение составляет кремниевая кислота, формула которой H2SiO3.
Применение кислот в быту: уксусная и лимонная кислоты используются для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях. 1 чайная ложка на 1 стакан воды, смесь подогреть до кипения и ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор (или пятно протереть раствором). Затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением нескольких капель нашатырного спирта – для нейтрализации кислоты.
Для того чтобы узнать как правильно составить и записать формулу кислоты, обратимся к алгоритму ( на каждой парте).
3-й этап. Диагностика качества усвоения материала
Учитель: выполните работу, предложенную на слайде, и осуществите самопроверку.
Классификация кислот
Как вы думаете, на какие виды можно разделить кислоты?
- По агрегатному состоянию.
- По составу.
VII VI V VII
Например:
Выполнение работы по вариантам.
Оценки за урок.
4-й этап. Домашнее задание
5-й этап. Рефлексия
Задание 1 (самоанализ)
Закончите предложение.
Мне нужно знать, что такое кислоты, потому что…
Задание 2 (самооценка)
ᵡ Я могу составить формулу кислот( Да/ нет/ не знаю);
ᵡ Я могу дать ей название (Да/ нет/ не знаю).
Практическое значение кислот в жизни человека
Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, образованная из оксидов азота, возникающих при горении воздуха вокруг плазменного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолетов, ракет и под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн т азотной кислоты. Это немало.
Немало кислот содержится и в нашей пище – фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый «букет» кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масляную. Синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки слив и вишен и лакомился их ядрышками. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно из недозрелых плодов.
Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает – он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70% муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так жжется крапива. А тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, на 84% состоящей из уксусной кислоты. «Химическое оружие» широко используется в природе, особенно в растительном царстве. Около 800 видом растений вырабатывают синильную кислоту и используют ее как оружие межвидовой борьбы.
Но самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и создании почвы. Как же гранит – символ прочности – может превратиться в труху, из которой потом образуется почва? Оказывается, под действием кислот, выделяемых лишайниками. Их так и называют – лишайниковые кислоты.
Важна роль кислот и в человеческом организме. Например, аскорбиновая кислота – поставщик витамина С. Аминокислоты образуют множество белков, а из них, в свою очередь, строятся все ткани нашего организма. «Много дел» и у соляной кислоты – сильнейшего бактерицида, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок, погибают. Как видим, наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот в организме.
Приложение 1
Карточки с формулами кислот (для работы во время урока)
Формулы записаны с обеих сторон карточек: с одной стороны, например, - соляная кислота, а с другой – серная кислота.
HCl H2SO3 H2SO4 HNO3
H2CO3 HBr
H2S HNO2 H3PO4 H2SiO3
Приложение 2
Рассказы о кислотах
Уксусная кислота. «Древесная кислота»(около 3 тыс. лет)
Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была, видимо, уксусная. Знаете ли вы, что слово «уксус» происходит от греческого слова «оксос», означающего «кислый»? почему уксусная кислота оказалась первой, понять нетрудно. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, и получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Вначале его, видимо, выливали, а потом научились использовать как лекарство, приправу к пище, как растворитель красок. В России уксус, т.е. водный раствор уксусной кислоты, называли «кислая влажность», или «древесная кислота».
Серная кислота (X в.)
С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в X в. Честь ее открытия приписывают персидскому химику Абубакери аль Рази. Но это установлено не совсем точно. По крайней мере, серную кислоту человечество знает около 1000 лет. Ее выделили из купороса и назвали купоросным маслом. Именно под таким названием серная кислота была известна в России.
Соляная и азотная кислоты
Они были выделены и определены химиками примерно в XV в. Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную кислоты – селитряной водкой. Получали эти кислоты с помощью серной кислоты, которую потом поэтично стали называть «матерью всех кислот».
Угольная кислота (XVIII в.)
Угольную кислоту получили впервые в конце XVIII века Джозеф Пристли, английский химик, он же священник. Для этого он растворил в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде назвали содовой водой, а так как она получила широкое применение как напиток, за это открытие Д.Пристли наградили золотой медалью.
Приложение 3
Опорный конспект «Путешествие в мир кислот»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"
1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....
Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"
1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....
Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс
Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....
Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств
Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему: «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...
Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты
Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....
Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"
С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....