Конспект урока "Количество вещества"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Манукян Елена Олеговна

Решение задач по теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolichestvo_veshchestva._reshenie_zadach.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Количество вещества. Решение задач.

Учитель химии: Манукян Елена Олеговна

Цель: Создать условия для решения задач по теме «Количество вещества».

Задачи: Обучающая – Продолжить формирование знаний о количестве вещества, единицах его измерения: ммоль, моль, кмоль; о постоянной Авогадро. Научить решать задачи.

        Развивающая – Развить понятия: количество вещества, моль, ммоль, кмоль, постоянная Авогадро, молярная масса. Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.

        Воспитывающая – Вызвать интерес к изучаемой теме. Воспитать аккуратность ведения тетради.

Оборудование: периодическая система Д.И.Менделеева.

Ход урока

Организация урока

        Оцениваю санитарно-гигиеническое состояние класса, проверяю наличие необходимого для урока оборудования. Приветствую учащихся:

 - Здравствуйте! Садитесь. Для начала отметим, кого сегодня на уроке нет. Оценки за проверочную работу оглашу в конце урока.

        Отмечаю состав класса.

 - Ребята, сегодня мы продолжим изучать количество вещества. Будем учиться решать задачи. Но сначала немного повторим.

Актуализация знаний учащихся

        Провожу фронтальный опрос.

        Вопросы:

  1. В каких единицах измеряются физические величины? (мг, г, кг – масса; с, мин, час – время; мм, см, м, км – расстояние).
  2. С какой новой физической величиной вы познакомились? (моль)
  3. Что такое количество вещества? (Это физическая величина, которая определяется числом структурных частиц этого вещества).
  4. В каких единицах измеряется количество вещества? (моль, ммоль, кмоль).
  5. Что подразумевается под понятием структурные единицы? (атомы, молекулы, электроны).
  6. Что означает число Авогадро? (1 моль любого вещества содержит 6*1023 молекул вещества).
  7. Как объединяются количество вещества и число структурных единиц?   ( n=N/NА)

8. Выведите N и NА.       (N=n*NА; NА=N/n).

 - Записываем число и тему урока в тетрадь.

Работа с доской – заполнение таблицы. Вызываю ребят по одному к доске.

n

N

NА

1 моль H2

12*1023 N2

2 моль серы

36*1023 O2

8 моль озона

6*1023

0,5 моль О2

Ответы:

n

N

NА

1 моль H2

6*1023

6*1023

2 моль азота

12*1023 N2

6*1023

2 моль серы

12*1023

6*1023

6 моль О2

36*1023 O2

6*1023

8 моль озона

48*1023

6*1023

0,5 моль О2

3*1023

6*1023

 - Ребята, а как быть, если вам нужно взвесить, например    36*1023 молекул воды? С какой величиной вы должны быть знакомы? (с массой)

 - А масса в каких единицах может измеряться? (мг, г, кг).

   Какую формулу мы знаем? (m=M*n)

 - А M - что такое? (Это масса 1 моль вещества, численно равная его относительно молекулярной массе).

        Mr=М; Mr (H2O) =18, а М=18 г/моль (есть единица измерения)

 - Выведите М и m.        (М=m/n; n=m/М).

Работа с доской – заполнение таблицы. Вызываю ребят по одному к доске.

n

m

N

M

NА

2 моль азота

48 г. С

1 моль СО2

44 г/моль

6*1023

155 г. Р

31 г/моль

36*1023 Al

8 моль В

6*1023

294 г. Н2SO4

2 моль СuО

                                          

Ответы:

n

m

N

M

NА

2 моль азота

56 г

12*1023

28 г/моль

6*1023

4 моль С

48 г. С

24*1023

12 г/моль

6*1023

1 моль СО2

44 г

6*1023

44 г/моль

6*1023

5 моль Р

155 г. Р

30*1023

31 г/моль

6*1023

6 моль Al

162 г

36*1023 Al

27 г/моль

6*1023

8 моль В

80 г

48*1023

10 г/моль

6*1023

3 моль

294 г. Н2SO4

18*1023

98 г/моль

6*1023

2 моль СuО

160 г

12*1023

80 г/моль

6*1023

Закрепление изученного материала

        Выполнение упражнений из рабочей тетради.

 - Ребята, открываем рабочие печатные тетради и начинаем выполнять задания. Тема: Количество вещества.

        №1

А) Ar(К)= 39→ 39 г. К содержат 6*1023 атомов калия;

Б) Mr(О2)=32→32 г. О2 содержат 6*1023 молекул О2;

В) Mr(СО2)=44→44 г. СО2 содержат 6*1023 молекул СО2.

        №2

=//=//=//= (молекул, атомов, ионов), обозначается n, измеряется в моль.

        №3

Моль – это такое количество вещества, в котором содержится 6*1023 молекул этого вещества.

        №4

=//=//=//=, что в 1 моль любого вещества содержится 6*1023 молекул (атомов) вещества; NA; 6*1023.

        №5

А) 1 моль О3 содержит 6*1023 молекул;

Б) 1 моль Н2О содержит 6*1023 молекул;

В) 0,5 моль Н2 содержит 3*1023 атомов;

Г) 6*1023 молекул Н2 составляет количество вещества, равное 1 моль;

Д) 3*1023 молекул СО2 составляет n, равное 0,5 моль.

        №6-7

N=n*NА; NА=N/n; n=N/NА

        №8

А) Число атомов, содержащихся  =  числа атомов, сод-ся

     в 2 моль Na                                  в 2 моль Не

     т.к. в 2 моль Na содержится 12*1023 атомов и в 2 моль  Не – 12*1023 атомов;

Б) Число атомов, сод-ся               =  числа атомов, сод-ся

     в 1 моль Zn                                  в 1 моль О2

     т.к. в 1 моль Zn содержится 6*1023 атомов и в 1 моль О2 –  6*1023 атомов;  

В) Число атомов, сод-ся                <   числа атомов, сод-ся        

     в 2 моль О3                                                        в 3 моль О2

    т.к. в 2 моль О3 содержится 12*1023 атомов, в 3 моль О2 – 18*1023 атомов.

        Тема: Молярная масса.

        №2

=//=//=//= массу 1 моль вещества, обозначается М, численно равна относительной молекулярной массе, измеряется в г/моль.

        №3

А) Ar(Cu)= 64→ М(Cu)= 64 г/моль;

Б) Ar(О2) = 32→ М(О2)= 32 г/моль;

В) Mr(Н2SO4)= 98→ М(Н2SO4)= 98 г/моль.

        №4-5

М=m/n; n=m/М; m=M*n

        №6

Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц:

В 1000 раз меньше

основная

В 1000 раз больше

m

мг

г

кг

n

ммоль

моль

кмоль

M

мг/ммоль

г/моль

кг/кмоль

NA

6*1020

6*1023

6*1026

        №7

Заполняем таблицу:

n

M

m

n(H2O)= 1 моль

18 г/моль

18 г

n(Ca)= 0,1 кмоль

40 кг/кмоль

4 кг

n(CO2)= 1 ммоль

44 мг/ммоль

m(CO2)= 44 мг

        №8

Сколько молекул содержится в 180 мг. Н2О?

 Дано:                    

m(H2O)=180 мг.  N=n*NА; n=m/М= 10 ммоль. N= m/М*NА

Найти:                М(H2O)= 18 г/моль; NА= 6*1020 молекул.

 N-?                     N= 180/18*6*1020 = 60*1020 молекул.

Ответ:

60*1020 молекул

        №9

Сколько молекул содержится в 704 г. сахара С12Н22О11?

Дано:                

m= 704г.                N= m/М*NА

Найти:                   М(С12Н22О11)= 342 г/моль

   N-?                      N= 704/342*6*1023= 18*1023 молекул.

        №10

Найдите массу 24*1023 молекул Cl2.

Дано:                                        

N(Cl2)= 24*1023 молекул          m=M*n; n=N/NА → m= М* N/NА

Найти:                                    NA= 6*1023;

   m-?                                      М(Cl2)= 35,5*2= 71 г/моль

                                               m= 71*24*1023/6*1023 = 284 г.

        №11

Вычислите массу 3*1023 молекул озона.

Дано:                               m=M*n; n=N/NА;  

N(О3)= 3*1023                     n= 3*1023/6*1023= 0,5 моль.

Найти:                             М(О3)= 48 г/моль.

  m-?                                m= 0,5*48= 24 г.

        №12

Вычислите массу 48*1023 молекул азота.

Дано:                               m=M*n; n=N/NА;  

N(N2)= 48*1023                   n= 48*1023/6*1023= 8 моль.

Найти:                             М(N2)= 28 г/моль.

  m-?                                m= 8*28= 224 г.

Обобщение урока

        Предлагаю учащимся записать домашнее задание в дневники или в тетради:

  1. Изучить § 15.
  2. Выполнить упр. 1, 2, 3, 4 после § (стр. 82).

Ребята сдают печатные рабочие тетради мне на проверку.

Выставляю оценки за урок в журнал и в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока в 7 классе по теме "Строение вещества" (надомное обучение)

Конспект урока "Строение вещества"с детьми, обучающихся на дому....

Конспект урока по физике " Плотность вещества. Лабораторная работа"

Конспект урока-лабораторной работы в 7 классе составлен не в традиционной форме.Позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроках , сделать лабораторную работу интересной и увлекательной. К...

Конспект заключительного урока физики в 8 классе школы глухих по теме “Первоначальные сведе-ния о строении вещества”

Основным методом данного урока систематизации знаний является обобщающая беседа, сопровождающаяся различными видами деятельности учащихся. Особенностью урока является использование обучающих заданий н...

конспект "Строение вещества" 7 класс.

Цель урока: повторить, расширить и закрепить знания учащихся по теме «Строение вещества».   Задачи урока:1.Образовательные: расширить, систематизировать и закрепить знания учащихся по...

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Вещества и явления в окружающем мире». Введение в биологию. 5 класс УМК Сонин Н.И.

План-конспект урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» Урок № 1 "Тело и вещество"....

Конспект модульного урока по теме "Биологически активные органические вещества Тема. Лекарства. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика".10 класс.

Тема " Биологически активные органические соединения".Данный урок разработан к программе О.С. Габриеляна .Химия 10, базовый уровень. 2010г. На уроке развиваются умения учащихся организовыват...