Конспект урока "Количество вещества"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Решение задач по теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolichestvo_veshchestva._reshenie_zadach.docx | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Количество вещества. Решение задач.
Учитель химии: Манукян Елена Олеговна
Цель: Создать условия для решения задач по теме «Количество вещества».
Задачи: Обучающая – Продолжить формирование знаний о количестве вещества, единицах его измерения: ммоль, моль, кмоль; о постоянной Авогадро. Научить решать задачи.
Развивающая – Развить понятия: количество вещества, моль, ммоль, кмоль, постоянная Авогадро, молярная масса. Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.
Воспитывающая – Вызвать интерес к изучаемой теме. Воспитать аккуратность ведения тетради.
Оборудование: периодическая система Д.И.Менделеева.
Ход урока
Организация урока
Оцениваю санитарно-гигиеническое состояние класса, проверяю наличие необходимого для урока оборудования. Приветствую учащихся:
- Здравствуйте! Садитесь. Для начала отметим, кого сегодня на уроке нет. Оценки за проверочную работу оглашу в конце урока.
Отмечаю состав класса.
- Ребята, сегодня мы продолжим изучать количество вещества. Будем учиться решать задачи. Но сначала немного повторим.
Актуализация знаний учащихся
Провожу фронтальный опрос.
Вопросы:
- В каких единицах измеряются физические величины? (мг, г, кг – масса; с, мин, час – время; мм, см, м, км – расстояние).
- С какой новой физической величиной вы познакомились? (моль)
- Что такое количество вещества? (Это физическая величина, которая определяется числом структурных частиц этого вещества).
- В каких единицах измеряется количество вещества? (моль, ммоль, кмоль).
- Что подразумевается под понятием структурные единицы? (атомы, молекулы, электроны).
- Что означает число Авогадро? (1 моль любого вещества содержит 6*1023 молекул вещества).
- Как объединяются количество вещества и число структурных единиц? ( n=N/NА)
8. Выведите N и NА. (N=n*NА; NА=N/n).
- Записываем число и тему урока в тетрадь.
Работа с доской – заполнение таблицы. Вызываю ребят по одному к доске.
n | N | NА |
1 моль H2 | ||
12*1023 N2 | ||
2 моль серы | ||
36*1023 O2 | ||
8 моль озона | 6*1023 | |
0,5 моль О2 |
Ответы:
n | N | NА |
1 моль H2 | 6*1023 | 6*1023 |
2 моль азота | 12*1023 N2 | 6*1023 |
2 моль серы | 12*1023 | 6*1023 |
6 моль О2 | 36*1023 O2 | 6*1023 |
8 моль озона | 48*1023 | 6*1023 |
0,5 моль О2 | 3*1023 | 6*1023 |
- Ребята, а как быть, если вам нужно взвесить, например 36*1023 молекул воды? С какой величиной вы должны быть знакомы? (с массой)
- А масса в каких единицах может измеряться? (мг, г, кг).
Какую формулу мы знаем? (m=M*n)
- А M - что такое? (Это масса 1 моль вещества, численно равная его относительно молекулярной массе).
Mr=М; Mr (H2O) =18, а М=18 г/моль (есть единица измерения)
- Выведите М и m. (М=m/n; n=m/М).
Работа с доской – заполнение таблицы. Вызываю ребят по одному к доске.
n | m | N | M | NА |
2 моль азота | ||||
48 г. С | ||||
1 моль СО2 | 44 г/моль | 6*1023 | ||
155 г. Р | 31 г/моль | |||
36*1023 Al | ||||
8 моль В | 6*1023 | |||
294 г. Н2SO4 | ||||
2 моль СuО |
Ответы:
n | m | N | M | NА |
2 моль азота | 56 г | 12*1023 | 28 г/моль | 6*1023 |
4 моль С | 48 г. С | 24*1023 | 12 г/моль | 6*1023 |
1 моль СО2 | 44 г | 6*1023 | 44 г/моль | 6*1023 |
5 моль Р | 155 г. Р | 30*1023 | 31 г/моль | 6*1023 |
6 моль Al | 162 г | 36*1023 Al | 27 г/моль | 6*1023 |
8 моль В | 80 г | 48*1023 | 10 г/моль | 6*1023 |
3 моль | 294 г. Н2SO4 | 18*1023 | 98 г/моль | 6*1023 |
2 моль СuО | 160 г | 12*1023 | 80 г/моль | 6*1023 |
Закрепление изученного материала
Выполнение упражнений из рабочей тетради.
- Ребята, открываем рабочие печатные тетради и начинаем выполнять задания. Тема: Количество вещества.
№1
А) Ar(К)= 39→ 39 г. К содержат 6*1023 атомов калия;
Б) Mr(О2)=32→32 г. О2 содержат 6*1023 молекул О2;
В) Mr(СО2)=44→44 г. СО2 содержат 6*1023 молекул СО2.
№2
=//=//=//= (молекул, атомов, ионов), обозначается n, измеряется в моль.
№3
Моль – это такое количество вещества, в котором содержится 6*1023 молекул этого вещества.
№4
=//=//=//=, что в 1 моль любого вещества содержится 6*1023 молекул (атомов) вещества; NA; 6*1023.
№5
А) 1 моль О3 содержит 6*1023 молекул;
Б) 1 моль Н2О содержит 6*1023 молекул;
В) 0,5 моль Н2 содержит 3*1023 атомов;
Г) 6*1023 молекул Н2 составляет количество вещества, равное 1 моль;
Д) 3*1023 молекул СО2 составляет n, равное 0,5 моль.
№6-7
N=n*NА; NА=N/n; n=N/NА
№8
А) Число атомов, содержащихся = числа атомов, сод-ся
в 2 моль Na в 2 моль Не
т.к. в 2 моль Na содержится 12*1023 атомов и в 2 моль Не – 12*1023 атомов;
Б) Число атомов, сод-ся = числа атомов, сод-ся
в 1 моль Zn в 1 моль О2
т.к. в 1 моль Zn содержится 6*1023 атомов и в 1 моль О2 – 6*1023 атомов;
В) Число атомов, сод-ся < числа атомов, сод-ся
в 2 моль О3 в 3 моль О2
т.к. в 2 моль О3 содержится 12*1023 атомов, в 3 моль О2 – 18*1023 атомов.
Тема: Молярная масса.
№2
=//=//=//= массу 1 моль вещества, обозначается М, численно равна относительной молекулярной массе, измеряется в г/моль.
№3
А) Ar(Cu)= 64→ М(Cu)= 64 г/моль;
Б) Ar(О2) = 32→ М(О2)= 32 г/моль;
В) Mr(Н2SO4)= 98→ М(Н2SO4)= 98 г/моль.
№4-5
М=m/n; n=m/М; m=M*n
№6
Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц:
В 1000 раз меньше | основная | В 1000 раз больше | |
m | мг | г | кг |
n | ммоль | моль | кмоль |
M | мг/ммоль | г/моль | кг/кмоль |
NA | 6*1020 | 6*1023 | 6*1026 |
№7
Заполняем таблицу:
n | M | m |
n(H2O)= 1 моль | 18 г/моль | 18 г |
n(Ca)= 0,1 кмоль | 40 кг/кмоль | 4 кг |
n(CO2)= 1 ммоль | 44 мг/ммоль | m(CO2)= 44 мг |
№8
Сколько молекул содержится в 180 мг. Н2О?
Дано:
m(H2O)=180 мг. N=n*NА; n=m/М= 10 ммоль. N= m/М*NА
Найти: М(H2O)= 18 г/моль; NА= 6*1020 молекул.
N-? N= 180/18*6*1020 = 60*1020 молекул.
Ответ:
60*1020 молекул
№9
Сколько молекул содержится в 704 г. сахара С12Н22О11?
Дано:
m= 704г. N= m/М*NА
Найти: М(С12Н22О11)= 342 г/моль
N-? N= 704/342*6*1023= 18*1023 молекул.
№10
Найдите массу 24*1023 молекул Cl2.
Дано:
N(Cl2)= 24*1023 молекул m=M*n; n=N/NА → m= М* N/NА
Найти: NA= 6*1023;
m-? М(Cl2)= 35,5*2= 71 г/моль
m= 71*24*1023/6*1023 = 284 г.
№11
Вычислите массу 3*1023 молекул озона.
Дано: m=M*n; n=N/NА;
N(О3)= 3*1023 n= 3*1023/6*1023= 0,5 моль.
Найти: М(О3)= 48 г/моль.
m-? m= 0,5*48= 24 г.
№12
Вычислите массу 48*1023 молекул азота.
Дано: m=M*n; n=N/NА;
N(N2)= 48*1023 n= 48*1023/6*1023= 8 моль.
Найти: М(N2)= 28 г/моль.
m-? m= 8*28= 224 г.
Обобщение урока
Предлагаю учащимся записать домашнее задание в дневники или в тетради:
- Изучить § 15.
- Выполнить упр. 1, 2, 3, 4 после § (стр. 82).
Ребята сдают печатные рабочие тетради мне на проверку.
Выставляю оценки за урок в журнал и в дневники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока в 7 классе по теме "Строение вещества" (надомное обучение)
Конспект урока "Строение вещества"с детьми, обучающихся на дому....
Конспект урока по физике " Плотность вещества. Лабораторная работа"
Конспект урока-лабораторной работы в 7 классе составлен не в традиционной форме.Позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроках , сделать лабораторную работу интересной и увлекательной. К...
Конспект заключительного урока физики в 8 классе школы глухих по теме “Первоначальные сведе-ния о строении вещества”
Основным методом данного урока систематизации знаний является обобщающая беседа, сопровождающаяся различными видами деятельности учащихся. Особенностью урока является использование обучающих заданий н...
конспект "Строение вещества" 7 класс.
Цель урока: повторить, расширить и закрепить знания учащихся по теме «Строение вещества». Задачи урока:1.Образовательные: расширить, систематизировать и закрепить знания учащихся по...
« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».
Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Вещества и явления в окружающем мире». Введение в биологию. 5 класс УМК Сонин Н.И.
План-конспект урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» Урок № 1 "Тело и вещество"....
Конспект модульного урока по теме "Биологически активные органические вещества Тема. Лекарства. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика".10 класс.
Тема " Биологически активные органические соединения".Данный урок разработан к программе О.С. Габриеляна .Химия 10, базовый уровень. 2010г. На уроке развиваются умения учащихся организовыват...