Урок 9 класс по теме "Алюминий, свойства, применение"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

 

Пояснительная записка к уроку «Алюминий: свойства и применение» учителя химии МОУ «Лихославльская средняя общеобразовательная школа №1» Тверская область Сысоевой Татьяны Анатольевны.

 

         Данный урок может быть проведён в 9-ом классе по любой авторской программе по химии.

Проведение занятия построено на применении методических приёмов технологии проблемного, исследовательского обучения (принцип системно-деятельностного подхода).

 Исследовательская деятельность учащихся на уроке по теме «Алюминий: свойства и применение» – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов по данной теме, теоретических знаний и способов деятельности. Таким путем учащиеся продолжают знакомиться с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добыть новые знания, постоянно обращаясь к теории. Привлечение опорных знаний для решения проблемных ситуаций предполагает формирование и совершенствование как общеучебных, так и специальных умений учащихся (проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с изменениями состояния молекул, атомов, ионов, проводить мысленный химический эксперимент, моделировать сущность процессов и т. п.). Исследование на данном уроке проводиться с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений, применять полученные знания, изучение алюминия как простого вещества. Учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно-значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения, способствует повышению мотивации к изучению предмета.

Урок сопровождается презентацией, содержащей иллюстративный материал. Работа с информационной моделью химических свойств алюминия, выполнение лабораторного опыта по изучению свойств алюминия, вариативность и дифференциация заданий на отработку умений и навыков составления уравнений химических реакций, этимологии понятия амфотерности с привлечением межпредметных связей.

Смена разных видов деятельности на уроке позволяет снизить утомляемость, учит рационально работать, распределять свои силы и время.

Так как упор сделан на активную деятельность самих учащихся, то урок в такой форме является более современным и соответствующим требованиям к урокам по новым ФГОС.

Урок является эффективным, так как позволяет каждому ребенку показать свои сильные стороны, формирует положительную мотивацию к процессу обучения.

      Ценность данного урока заключается в том, что такая форма организации

позволяет  активизировать деятельность каждого и гарантированно достичь успеха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_konkurs.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

«МОЙ  ЛУЧШИЙ  УРОК»

Урок по химии 9 класс

«Алюминий:  свойства и применение»

Базовый учебник - 9 класс О.С. Габриелян

Разработала:

Сысоева Татьяна Анатольевна

учитель химии

МОУ «ЛСОШ №1»

Лихославль , 2014

Тема урока: Алюминий: свойства и применение.

Цели урока:

Обучающая: изучить строение, физические и химические свойства,  применение  металла алюминия на основе положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева; продолжить знакомство с особенностями научного исследования (гипотеза, эксперимент, наблюдение, вывод) на основе установления причинно – следственной связи между строением, свойствами и применением алюминия.

Развивающая : способствовать формированию компетенции личностного самосовершенствования, развивать умение определять тему и цели урока, выдвигать гипотезу и проверять её в  ходе исследования, умения рассуждать и анализировать; развивать навыки самостоятельной работы и способность к рефлексии.

Воспитательная:  формирование коммуникативных навыков.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы организации учебной деятельности учащихся: частично – поисковая деятельность, создание проблемных ситуаций, индивидуальная работа, химический эксперимент, взаимопроверка.

Методы и приёмы обучения: поисковый, частично – исследовательский, работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, тестирование, эвристическая беседа.

Оборудование: карточки  -  задания по отдельному вопросу изучения материала, ПСХЭ, образцы алюминия, концентрированные растворы серной, азотной кислот, соляная кислота, гидроксид натрия, гранулы алюминия, лабораторное оборудование, стаканчик с водой, бенгальский огонь, карточки с заданиями, инструкции. Экран, компьютер, проектор, презентация. Тестовые задания.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

Знать строение, физические и химические свойства,  применение  металла алюминия на основе положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева;

Уметь устанавливатьпричинно – следственные связи между строением, свойствами и применением алюминия.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Технология:

   Разработка урока предусматривает организацию учебного занятия с использованием проблемного обучения и исследовательского метода. При этом исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения от конкретных фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Использование исследовательского метода позволяет всем обучающимся дать общее представление об организации исследования.  

План урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

3. Постановка учебной задачи (формулировка темы, целей урока, выдвижение гипотезы)

4.Реализация поставленных целей и задач урока.

5.Физкультминутка

6.Первичное закрепление

7.Закрепление пройденного материала Самостоятельная работа учащихся.

9. Итог урока.

10. Рефлексия.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.

Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

Эпиграф к нашему уроку: (слайд 1).

Великие законы мироздания,  

В сущности, наивны и просты.

И порой нам не хватает знания

Для разгадки этой простоты.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Настройка на плодотворную работу. Учащиеся распределились на группы.

1 мин.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

 - Мы продолжаем изучение большой и важной темы «Металлы». Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с металлом, хорошо известным вам с детства. Данный урок я хочу начать с легенды

 (приложение 1).

- О каком металле идет речь?

- Как вы думаете, почему свойства этого металла названы прекрасными?

- В легенде сказано, что Тиберий испугался, что новый металл – алюминий — обесценит золото и серебро. Какую конкуренцию алюминий может составить драгоценным металлам – серебру и золоту?

Высказывания учащихся

Алюминий.

Высказывания учащихся.

(алюминий – блестящий металл, тонкий, серебристого цвета, легкий).

- Алюминий легче золота и серебра, пластичен, проводит электрический ток. Дешевле)

4 мин.

3.

Постановка учебной задачи (формулировка темы, целей урока, выдвижение гипотезы).

- По положению алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов определите активность алюминия.

- Как вы считаете, каким образом мы можем проверить активность алюминия в рамках сегодняшнего урока?

- То есть провести исследование. Сформулируйте, по какой теме мы будем сегодня проводить наши исследования.

- Что именно  нам интересно узнать об алюминии. Какие свойства мы можем изучить в рамках нашего урока?

- Зачем нам нужно знать эти свойства?

- Как наиболее полно сформулировать тему нашего урока?

- А поскольку алюминий – это химический элемент, то мы будем опираться на положение алюминия в ПСХЭ. Какой главный вопрос нас будет интересовать сегодня на уроке?

- Это и будет целью нашего урока.(слайд 3)

На экране появляются блоки изучения темы в виде опорной схемы. (слайд 4)

Высказывания учащихся.

- Алюминий находится в начале ряда напряжений сразу после щелочных и щелочноземельных металлов. Поэтому он должен проявлять высокую химическую активность.

Учащиеся выявляют проблему: алюминий активный металл, но мы широко используем алюминиевую посуду, фольгу для запекания  в духовке

--  Провести опыт, сравнить с другими металлами рассмотреть коллекцию алюминия.

- «Алюминий»

- Физические и химические свойства алюминия.

- Чтобы знать, где применять этот металл в жизни человека.

- «Алюминий: свойства и применение»

Записывают в тетрадях.(слайд 2)

 - Изучить на основе положения в ПС физические свойства, химические свойства и применение.

3 мин

4.

Реализация поставленных целей и задач урока.

Вернемся к нашему предположению об активности алюминия.(слайд 5,6). У вас на столах карточки с заданиями. Прочитайте задание и выполните его

.(см. приложение 2).

- Какой вывод об активности алюминия мы можем сделать на этом этапе исследования?

 - Правильно. Давайте рассмотрим следующий этап нашего исследования.

-  Вспомним, какие физические свойства металлов нам известны.

- У вас на столах находятся образцы алюминия. Посмотрите на них, исследуйте внешние свойства этого металла и охарактеризуйте внешние свойства алюминия.

А какие ещё свойства нам нужно знать, чтобы расширить свои знания об активности алюминия?

Какие общие химические свойства характерны для металлов?

- Так как алюминий  - металл, мы можем предположить, что он тоже будет реагировать с этими веществами. Я приглашаю вас в химическую лабораторию и предлагаю выяснить, как реагирует алюминий с разными веществами. Для этого проведем исследования в группах.  

У вас на столах находятся инструкции для выполнения работы. Внимательно с ними ознакомьтесь. Какова цель ваших исследований?

- Что выделено красным цветом?

- Напомните, пожалуйста, правила техники безопасности с кислотами и щелочами.

- Обратите внимание, что одна из групп выполняет опыт с бенгальским огнём. Почему?

- Как нужно обращаться с бенгальским огнем?

-А теперь по плану, обозначенному в инструкциях выполнения работы, проведите своё исследование и сделайте  выводы.

Учитель подходит для консультирования и контроля к каждой группе.

- По плану, данному в задании, представьте результаты своего исследования.

- Какой можно сделать общий вывод о химических свойствах алюминия? С какими веществами алюминий вступает в реакцию, а с какими не взаимодействует?

- Как мы видим, алюминий реагирует и с кислотами и с щелочами.  Как называется такая двойственность свойств?

- Да, алюминий проявляет амфотерные свойства. «Амфос» с греческого означает двойственность. Запишите, пожалуйста, в тетради, что алюминий проявляет амфотерные свойства. (слайд 11)

- На чём основано применение веществ?

-Определите по картинкам на слайде на основе каких физических свойств алюминия построено его применение?

- О применении алюминия более подробно нам расскажет ______.(приложение)

Учащиеся выполняют задание, отвечают с места. Ответы сверяются с ответами с экрана (слайд 7) и переносятся учащимися в тетрадь.

- Алюминий более активный металл, чем кремний, но менее активный, чем магний. (слайд 8).

-Ковкость, пластичность, теплопроводность, электропроводность, металлический блеск.

Ученики рассматривают образцы алюминия на столах. Записывают в тетрадях.

-Мягкий, легкий, серебристо – белый, пластичный, непрозрачный, электропроводный, теплопроводный. (слайд 9)

- Химические свойства.

- Взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями.

Учащиеся читают по очереди цели своих исследований.

- Инструкции по  технике безопасности.

- Соблюдай осторожность при работе с кислотами. В случае попадания на кожу –промой водой!

-- Одним из компонентов бенгальского огня является алюминий.

-- При поджигании не следует держать огонь вблизи бумаги, горючих и воспламеняющихся веществ. Также держите огонь от себя и от соседа на расстоянии.

Учащиеся проводят лабораторную работу в группах, следуя инструкции.

Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях. Результаты выводятся на экране.

-С помощью лабораторных опытов мы выяснили, что алюминий реагирует с растворами кислот, щелочами и кислородом. Также выяснили, что алюминий не реагирует с концентрированной азотной кислотой и водой при обычных условиях.

- Амфотерность.

- На их свойствах.

Ответы учащихся.

-самолётостроение, детали машин  - лёгкий;

-изготовление линий электропередач– электропроводность;

-изготовление посуды, фольги -  теплопроводность

- изготовление краски -цвет:

Выступление ученика. (домашняя подготовка сообщения). (слайды 12,13)

20 -25мин

5.

Физкультминутка

- Немного отдохнем. Встали из-за парт. Я буду озвучивать утверждения. Если утверждение верное, вы поднимаете руки вверх, если не верное, приседаете. (приложение)

Выполняют двигательную гимнастику

1 мин

.6.

Первичное закрепление.

- В начале нашего урока мы говорили о прекрасных свойствах алюминия. Так какие свойства алюминия, по вашему мнению, можно назвать прекрасными?

-Почему алюминий является конкурентом золота и серебра?

- Что вы можете сказать теперь об активности алюминия? С какими веществами алюминий активен, а с какими нет?

-А по отношению к металлам I и II группы алюминий более или менее активен? (слайд 15)

-Все ли вопросы нашего исследования мы рассмотрели?

- Лёгкость, пластичность, электропроводность, отсутствие реакции взаимодействия с концентрированной азотной кислотой и водой при обычных условиях, амфотерные свойства.

- Из-за своих свойств алюминий находит широкое применение в быту, промышленности. Он гораздо дешевле золота и серебра.

Алюминий активен с разбавленными растворами кислот, щелочей и кислородом, не реагирует с концентрированной азотной кислотой, водой.

-Менее активен, чем щелочные и щелочно – земельные металлы.

-Все

3 мин

7.

Закрепление пройденного материала Самостоятельная работа учащихся

-Любой исследователь должен иметь прочные знания. Вам предлагается тест, результаты которого позволят вам выяснить, насколько успешно и плодотворно вы провели свое исследование по теме «Алюминий: свойства и применение».

Учащиеся выполняют тест по вариантам. Далее взаимопроверка с помощью экрана компьютера. (слайд 18)

4 мин

8

Итог

-Подведем итоги нашего урока. Сформулируйте общий вывод об алюминии как простом веществе.

-(слайд 16)

Ученик отвечает, используя опорный конспект на экране (слайд 17).

3 мин

Рефлексия

У вас на столах листочки с изображением координатной плоскости по 5-ти бальной шкале оцените свою деятельность на уроке.

– Спасибо за урок. За хорошую и активную работу. Домашнее задание на экране

Анализируют самостоятельно  свою работу на уроке. Аспект – оценка собственного продвижения.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 11 классе по теме: "Пластмассы:строение, свойства, применение".

Урок проводился в 11 классе, где химия не является профильным предметом.Цель:  закрепить знания о высокомолекулярных соединениях, рассмотреть взаимосвязь практического применения, свойств и строе...

Конспект урока: «Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение» (химия, 10 класс)

Конспект урока химии в 10 классе по теме "Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение"...

Целлюлоза: состав, строение, свойства, применение. Урок химии в 10 классе.

Технологическая карта  содержит цели, задачи, этапы комбинированного урока....

Открытый урок 9 класс " Решение задач с применением свойств прямоугольного треугольника"

Технологическая карта урока, задачи открытого банка ОГЭ сайта ФИПИ , презентация к уроку....

Презентация к уроку по химии "Получение, свойства и применение алкенов". 10 класс.

Данная презентация является приложением к уроку по химии в 10 классе по теме "Получение, свойства и применение алкенов"....

презентация к уроку по теме:"Альдегиды. Свойства.Применение" (10 класс)

Изучаются основные представители альдегидов, их свойства, получение, применение. Акцентируется внимание на реакции "серебряного зеркала"....