Урок 9 класс по теме "Алюминий, свойства, применение"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Пояснительная записка к уроку «Алюминий: свойства и применение» учителя химии МОУ «Лихославльская средняя общеобразовательная школа №1» Тверская область Сысоевой Татьяны Анатольевны.
Данный урок может быть проведён в 9-ом классе по любой авторской программе по химии.
Проведение занятия построено на применении методических приёмов технологии проблемного, исследовательского обучения (принцип системно-деятельностного подхода).
Исследовательская деятельность учащихся на уроке по теме «Алюминий: свойства и применение» – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов по данной теме, теоретических знаний и способов деятельности. Таким путем учащиеся продолжают знакомиться с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добыть новые знания, постоянно обращаясь к теории. Привлечение опорных знаний для решения проблемных ситуаций предполагает формирование и совершенствование как общеучебных, так и специальных умений учащихся (проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с изменениями состояния молекул, атомов, ионов, проводить мысленный химический эксперимент, моделировать сущность процессов и т. п.). Исследование на данном уроке проводиться с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений, применять полученные знания, изучение алюминия как простого вещества. Учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно-значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения, способствует повышению мотивации к изучению предмета.
Урок сопровождается презентацией, содержащей иллюстративный материал. Работа с информационной моделью химических свойств алюминия, выполнение лабораторного опыта по изучению свойств алюминия, вариативность и дифференциация заданий на отработку умений и навыков составления уравнений химических реакций, этимологии понятия амфотерности с привлечением межпредметных связей.
Смена разных видов деятельности на уроке позволяет снизить утомляемость, учит рационально работать, распределять свои силы и время.
Так как упор сделан на активную деятельность самих учащихся, то урок в такой форме является более современным и соответствующим требованиям к урокам по новым ФГОС.
Урок является эффективным, так как позволяет каждому ребенку показать свои сильные стороны, формирует положительную мотивацию к процессу обучения.
Ценность данного урока заключается в том, что такая форма организации
позволяет активизировать деятельность каждого и гарантированно достичь успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_konkurs.docx | 33.56 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»
Урок по химии 9 класс
«Алюминий: свойства и применение»
Базовый учебник - 9 класс О.С. Габриелян
Разработала:
Сысоева Татьяна Анатольевна
учитель химии
МОУ «ЛСОШ №1»
Лихославль , 2014
Тема урока: Алюминий: свойства и применение.
Цели урока:
Обучающая: изучить строение, физические и химические свойства, применение металла алюминия на основе положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева; продолжить знакомство с особенностями научного исследования (гипотеза, эксперимент, наблюдение, вывод) на основе установления причинно – следственной связи между строением, свойствами и применением алюминия.
Развивающая : способствовать формированию компетенции личностного самосовершенствования, развивать умение определять тему и цели урока, выдвигать гипотезу и проверять её в ходе исследования, умения рассуждать и анализировать; развивать навыки самостоятельной работы и способность к рефлексии.
Воспитательная: формирование коммуникативных навыков.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы организации учебной деятельности учащихся: частично – поисковая деятельность, создание проблемных ситуаций, индивидуальная работа, химический эксперимент, взаимопроверка.
Методы и приёмы обучения: поисковый, частично – исследовательский, работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, тестирование, эвристическая беседа.
Оборудование: карточки - задания по отдельному вопросу изучения материала, ПСХЭ, образцы алюминия, концентрированные растворы серной, азотной кислот, соляная кислота, гидроксид натрия, гранулы алюминия, лабораторное оборудование, стаканчик с водой, бенгальский огонь, карточки с заданиями, инструкции. Экран, компьютер, проектор, презентация. Тестовые задания.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Знать строение, физические и химические свойства, применение металла алюминия на основе положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева;
Уметь устанавливатьпричинно – следственные связи между строением, свойствами и применением алюминия.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Технология:
Разработка урока предусматривает организацию учебного занятия с использованием проблемного обучения и исследовательского метода. При этом исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения от конкретных фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Использование исследовательского метода позволяет всем обучающимся дать общее представление об организации исследования.
План урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
3. Постановка учебной задачи (формулировка темы, целей урока, выдвижение гипотезы)
4.Реализация поставленных целей и задач урока.
5.Физкультминутка
6.Первичное закрепление
7.Закрепление пройденного материала Самостоятельная работа учащихся.
9. Итог урока.
10. Рефлексия.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1. | Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. | Эпиграф к нашему уроку: (слайд 1). Великие законы мироздания, В сущности, наивны и просты. И порой нам не хватает знания Для разгадки этой простоты. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настройка на плодотворную работу. Учащиеся распределились на группы. | 1 мин. |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | - Мы продолжаем изучение большой и важной темы «Металлы». Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с металлом, хорошо известным вам с детства. Данный урок я хочу начать с легенды (приложение 1). - О каком металле идет речь? - Как вы думаете, почему свойства этого металла названы прекрасными? - В легенде сказано, что Тиберий испугался, что новый металл – алюминий — обесценит золото и серебро. Какую конкуренцию алюминий может составить драгоценным металлам – серебру и золоту? | Высказывания учащихся Алюминий. Высказывания учащихся. (алюминий – блестящий металл, тонкий, серебристого цвета, легкий). - Алюминий легче золота и серебра, пластичен, проводит электрический ток. Дешевле) | 4 мин. |
3. | Постановка учебной задачи (формулировка темы, целей урока, выдвижение гипотезы). | - По положению алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов определите активность алюминия. - Как вы считаете, каким образом мы можем проверить активность алюминия в рамках сегодняшнего урока? - То есть провести исследование. Сформулируйте, по какой теме мы будем сегодня проводить наши исследования. - Что именно нам интересно узнать об алюминии. Какие свойства мы можем изучить в рамках нашего урока? - Зачем нам нужно знать эти свойства? - Как наиболее полно сформулировать тему нашего урока? - А поскольку алюминий – это химический элемент, то мы будем опираться на положение алюминия в ПСХЭ. Какой главный вопрос нас будет интересовать сегодня на уроке? - Это и будет целью нашего урока.(слайд 3) На экране появляются блоки изучения темы в виде опорной схемы. (слайд 4) | Высказывания учащихся. - Алюминий находится в начале ряда напряжений сразу после щелочных и щелочноземельных металлов. Поэтому он должен проявлять высокую химическую активность. Учащиеся выявляют проблему: алюминий активный металл, но мы широко используем алюминиевую посуду, фольгу для запекания в духовке -- Провести опыт, сравнить с другими металлами рассмотреть коллекцию алюминия. - «Алюминий» - Физические и химические свойства алюминия. - Чтобы знать, где применять этот металл в жизни человека. - «Алюминий: свойства и применение» Записывают в тетрадях.(слайд 2) - Изучить на основе положения в ПС физические свойства, химические свойства и применение. | 3 мин |
4. | Реализация поставленных целей и задач урока. | Вернемся к нашему предположению об активности алюминия.(слайд 5,6). У вас на столах карточки с заданиями. Прочитайте задание и выполните его .(см. приложение 2). - Какой вывод об активности алюминия мы можем сделать на этом этапе исследования? - Правильно. Давайте рассмотрим следующий этап нашего исследования. - Вспомним, какие физические свойства металлов нам известны. - У вас на столах находятся образцы алюминия. Посмотрите на них, исследуйте внешние свойства этого металла и охарактеризуйте внешние свойства алюминия. А какие ещё свойства нам нужно знать, чтобы расширить свои знания об активности алюминия? Какие общие химические свойства характерны для металлов? - Так как алюминий - металл, мы можем предположить, что он тоже будет реагировать с этими веществами. Я приглашаю вас в химическую лабораторию и предлагаю выяснить, как реагирует алюминий с разными веществами. Для этого проведем исследования в группах. У вас на столах находятся инструкции для выполнения работы. Внимательно с ними ознакомьтесь. Какова цель ваших исследований? - Что выделено красным цветом? - Напомните, пожалуйста, правила техники безопасности с кислотами и щелочами. - Обратите внимание, что одна из групп выполняет опыт с бенгальским огнём. Почему? - Как нужно обращаться с бенгальским огнем? -А теперь по плану, обозначенному в инструкциях выполнения работы, проведите своё исследование и сделайте выводы. Учитель подходит для консультирования и контроля к каждой группе. - По плану, данному в задании, представьте результаты своего исследования. - Какой можно сделать общий вывод о химических свойствах алюминия? С какими веществами алюминий вступает в реакцию, а с какими не взаимодействует? - Как мы видим, алюминий реагирует и с кислотами и с щелочами. Как называется такая двойственность свойств? - Да, алюминий проявляет амфотерные свойства. «Амфос» с греческого означает двойственность. Запишите, пожалуйста, в тетради, что алюминий проявляет амфотерные свойства. (слайд 11) - На чём основано применение веществ? -Определите по картинкам на слайде на основе каких физических свойств алюминия построено его применение? - О применении алюминия более подробно нам расскажет ______.(приложение) | Учащиеся выполняют задание, отвечают с места. Ответы сверяются с ответами с экрана (слайд 7) и переносятся учащимися в тетрадь. - Алюминий более активный металл, чем кремний, но менее активный, чем магний. (слайд 8). -Ковкость, пластичность, теплопроводность, электропроводность, металлический блеск. Ученики рассматривают образцы алюминия на столах. Записывают в тетрадях. -Мягкий, легкий, серебристо – белый, пластичный, непрозрачный, электропроводный, теплопроводный. (слайд 9) - Химические свойства. - Взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями. Учащиеся читают по очереди цели своих исследований. - Инструкции по технике безопасности. - Соблюдай осторожность при работе с кислотами. В случае попадания на кожу –промой водой! -- Одним из компонентов бенгальского огня является алюминий. -- При поджигании не следует держать огонь вблизи бумаги, горючих и воспламеняющихся веществ. Также держите огонь от себя и от соседа на расстоянии. Учащиеся проводят лабораторную работу в группах, следуя инструкции. Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях. Результаты выводятся на экране. -С помощью лабораторных опытов мы выяснили, что алюминий реагирует с растворами кислот, щелочами и кислородом. Также выяснили, что алюминий не реагирует с концентрированной азотной кислотой и водой при обычных условиях. - Амфотерность. - На их свойствах. Ответы учащихся. -самолётостроение, детали машин - лёгкий; -изготовление линий электропередач– электропроводность; -изготовление посуды, фольги - теплопроводность - изготовление краски -цвет: Выступление ученика. (домашняя подготовка сообщения). (слайды 12,13) | |
5. | Физкультминутка | - Немного отдохнем. Встали из-за парт. Я буду озвучивать утверждения. Если утверждение верное, вы поднимаете руки вверх, если не верное, приседаете. (приложение) | Выполняют двигательную гимнастику | 1 мин |
.6. | Первичное закрепление. | - В начале нашего урока мы говорили о прекрасных свойствах алюминия. Так какие свойства алюминия, по вашему мнению, можно назвать прекрасными? -Почему алюминий является конкурентом золота и серебра? - Что вы можете сказать теперь об активности алюминия? С какими веществами алюминий активен, а с какими нет? -А по отношению к металлам I и II группы алюминий более или менее активен? (слайд 15) -Все ли вопросы нашего исследования мы рассмотрели? | - Лёгкость, пластичность, электропроводность, отсутствие реакции взаимодействия с концентрированной азотной кислотой и водой при обычных условиях, амфотерные свойства. - Из-за своих свойств алюминий находит широкое применение в быту, промышленности. Он гораздо дешевле золота и серебра. Алюминий активен с разбавленными растворами кислот, щелочей и кислородом, не реагирует с концентрированной азотной кислотой, водой. -Менее активен, чем щелочные и щелочно – земельные металлы. -Все | 3 мин |
7. | Закрепление пройденного материала Самостоятельная работа учащихся | -Любой исследователь должен иметь прочные знания. Вам предлагается тест, результаты которого позволят вам выяснить, насколько успешно и плодотворно вы провели свое исследование по теме «Алюминий: свойства и применение». | Учащиеся выполняют тест по вариантам. Далее взаимопроверка с помощью экрана компьютера. (слайд 18) | 4 мин |
8 | Итог | -Подведем итоги нашего урока. Сформулируйте общий вывод об алюминии как простом веществе. | -(слайд 16) Ученик отвечает, используя опорный конспект на экране (слайд 17). | 3 мин |
Рефлексия | У вас на столах листочки с изображением координатной плоскости по 5-ти бальной шкале оцените свою деятельность на уроке. – Спасибо за урок. За хорошую и активную работу. Домашнее задание на экране | Анализируют самостоятельно свою работу на уроке. Аспект – оценка собственного продвижения. | 1 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по химии в 11 классе по теме: "Пластмассы:строение, свойства, применение".
Урок проводился в 11 классе, где химия не является профильным предметом.Цель: закрепить знания о высокомолекулярных соединениях, рассмотреть взаимосвязь практического применения, свойств и строе...
Конспект урока: «Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение» (химия, 10 класс)
Конспект урока химии в 10 классе по теме "Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение"...
Целлюлоза: состав, строение, свойства, применение. Урок химии в 10 классе.
Технологическая карта содержит цели, задачи, этапы комбинированного урока....
Открытый урок 9 класс " Решение задач с применением свойств прямоугольного треугольника"
Технологическая карта урока, задачи открытого банка ОГЭ сайта ФИПИ , презентация к уроку....
Презентация к уроку по химии "Получение, свойства и применение алкенов". 10 класс.
Данная презентация является приложением к уроку по химии в 10 классе по теме "Получение, свойства и применение алкенов"....
презентация к уроку по теме:"Альдегиды. Свойства.Применение" (10 класс)
Изучаются основные представители альдегидов, их свойства, получение, применение. Акцентируется внимание на реакции "серебряного зеркала"....