Рабочая программа по химии 8-9 класс
рабочая программа по химии на тему

Мингалёва Марина Михайловна

Рабочая программа по химии по ФКГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khimiya_8-9.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Химия», 8,9 класс  составлена в соответствии  требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по химии, 9 класс, М.: Просвещение», 2008г., учебно – методического  комплекса  учебного предмета «Химия», 8,9 класс:   учебник для общеобразовательных учреждений Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. 8,9 класс. - М.: Просвещение, 2012г;

Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет изучается в 9 классе, рассчитан на 68 часов (2 ч в неделю), в том числе на контрольные работы, практические работы.

Курс «Химия» имеет комплексный характер, включает основы общей и неорганической химии, краткие сведения об органических веществах.

Цели и задачи ступени основного общего образования:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия»:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законов химии, химической символики;
  • овладение умениями наблюдать химические  явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний  в соответствии с возникшими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи обучения:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;
  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

-обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ  и экскурсии;

- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.

Задачи развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной,      эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

-эстетических эмоций;

-положительного отношения к учебе;

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.

Задачи воспитания: 

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
  • формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
  • формирование гуманистических отношений  и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
  • воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.

                                                    Содержание

Методы познания веществ и химических явлений

Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Вещество

Атомы и молекулы. Химический элемент- язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Оксиды и их свойства. Основания и их свойства. Кислоты и их свойства. Соли и их свойства. Классификация солей, оснований, кислот, оксидов.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды Периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решёток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Химическая реакция

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: концентрации, температуры, катализаторов, площади поверхности. Катализаторы. Катализ. Химическое равновесие. Обратимость химической реакции. Прямые и обратные реакции. Смещение химического равновесия по принципу Ле-Шателье.

Ионы. Теория электролитической диссоциации. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена до конца. Уравнения диссоциации. Отличия ионов от молекул. Степень диссоциации. Сила электролита. Раствор. Растворение. Гидратная теория растворов. Гидраты и кристаллогидраты. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Среда раствора. Индикаторы.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Элементарные основы неорганической химии

Неметаллы. Положение неметаллов в таблице химических элементов Д.И.Менделеева. Явление аллотропии. Физические свойства неметаллов. Нахождение в природе. Основные химические свойства и окислительные и восстановительные возможности. Водородные соединения. Основные кислородсодержащие вещества. восстановительные возможности.

Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.

Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.

Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая, сероводородная  кислоты и их соли.

Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.

Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.

Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.

Металлы. Общие свойства.

Положение металлов в таблице химических элементов Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов. Нахождение в природе. Основные химические свойства и  восстановительные возможности. Строение атома металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Сплавы. Способы получения металлов. Алюминотермия. Электролиз. Группы активности металлов и их реакции. Взаимодействие металлов с солями. Коррозия металлов. Классификация коррозии. Меры борьбы с коррозией.  Применение металлов и их сплавов. Электрохимический ряд напряжения.

Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения. Жёсткость воды. Сплавы.

Алюминий. Амфотерность оксидов и гидроксидов.

Железо. Оксиды, гидроксиды железа.

Первоначальные представления об органических веществах

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах..

Экспериментальные основы химии

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

Химия и жизнь

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты. Проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль и уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные , горючие  и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность

Тематическое планирование 8 класс

                                          Название раздела

Количество часов

1

Введение.

2

2

Вещества и химические явления с позиции атомно-молекулярного учения.

15

3

Кислород. Горение.

6

4

Водород.

5

5

Вода. Растворы.

4

6

Основные классы неорганических веществ.

13

7

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

8

8

Строение веществ

7

9

Галогены.

6

10

Закон Авогадро

1

11

Повторение.

5

Поурочное планирование 8 класс

Тема раздела, урока

Часы по разд.

Часы по теме

Предпол

дата

Фактич

дата

I

1

2

II

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

III

18

19

20

21

22

23

IV

24

25

26

27

28

V

29

30

31

32

VI

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

VII

46

47

48

49

50

51

52

53

VIII

54

55

56

57

58

59

60

IX

61

62

63

64

65

66

X

67

XI

68

69

70

71

72

Введение.

Предмет и задачи химии. Понятие «вещество» в химии и физике.

Практическая работа № 1 « Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Техника безопасности на уроках химии». О понятиях и теории химии.

Вещества и химические явления с позиции атомно-молекулярного учения.

Смеси.

Практическая работа № 2 «Очистка поваренной соли»

Физические и химические явления.

Химические элементы. Простые и сложные вещества. Относительная атомная масса.

Химическая формула.

Атомно-молекулярное учение. Относительная молекулярная масса. Зачет «Элементы».

Массовые доли элементов в соединениях.

Валентность химических элементов.

Валентность химических элементов.

Химические уравнения

Химические уравнения

Количество вещества. Молярная масса.

Подготовка к контрольной работе

Контрольная работа № 1 «Вещества и химические явления с позиции атомно-молекулярного учения.»

Кислород. Горение.

Общая характеристика кислорода.

Получение кислорода

Свойства кислорода. Оксиды.

Горение.

Воздух.

Тепловой эффект химической реакции.

Водород.

Общая характеристика водорода.

Свойства водорода.

Получение водорода.

Практическая работа № 3 « Получение водорода кислорода и исследование их свойств».

Контрольная работа № 2 «Понятие о газах»

Вода. Растворы.

Общая характеристика воды.

Практическая работа № 4 « Растворимость веществ».

Способы выражения концентрации растворов. Практическая работа № 5 «Приготовление растворов заданной концентрации».

Основные классы неорганических веществ.

Оксиды.

Основания.

Кислоты.

Соли. Зачет « Классы».

Химические свойства оксидов.

Химические свойства оснований.

Химические свойства кислот.

Амфотерность.

Химические свойства солей.

Практическая работа № 6 « Исследования свойств оксидов, кислот и оснований».

Индикаторы. Реакция нейтрализации

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа № 3 «Основные классы неорганических веществ»

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

 Открытие периодического закона. Периодическая система в свете строения атома.

Свойства химических элементов и изменения их в периодах.

Современная трактовка периодического закона.

Характеристика химических элементов и их свойств  на основе положения в периодической системе.

Строение атома. Изотопы.

Состояние электронов в атоме.

Составление электронных формул.

Контрольная работа № 4 «ПЗ и ПТХЭ».

Строение веществ

Электроотрицательность.

Ковалентные связи.

Ионная связь.

Степень окисления.

Окислительно-восстановительные реакции.

Кристаллическое состояние веществ.

Контрольная работа № 5 «Строение веществ»

Галогены.

Положение галогенов в периодической системе. Нахождение в природе. Значение.

Строение атома галогенов.

Химические свойства галогенов.

Хлороводород и соляная кислота.

Практическая работа № 7 « Получение соляной кислоты и опыты с ней».

Зачет «Галогены»

Закон Авогадро

Закон Авогадро

Повторение.

Повторение темы « Вещества и реакции».

Повторение темы «Классы неорганических веществ»

Годовая контрольная работа.

Решение расчётных задач

Химия и здоровье. Химия и пища. Химическая грамотность.

    2

     15

    6

    5

4

13

   

     8

   

7

6

    1

    5

1

1

1

1

1

1

1

1

    1

1

1

1

    1

1

1

1

1

1

1

    1

    1

    1

    1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

    1

Тематическое планирование 9 класс

                                          Название раздела

Количество часов

1

Теория электролитической диссоциации.

13

2

Химические реакции.

3

3

Подгруппа кислорода.

8

4

Подгруппа азота.

14

5

Подгруппа углерода.

10

6

Металлы. Общие свойства.

9

7

Металлы главных и побочных подгрупп.

7

8

Общие сведения об органических соединениях.

4

                                            Поурочное планирование  9 класс

Тема раздела, урока

Часы по разд.

Часы по теме

Предпол

дата

Фактич

дата

1,2

I

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

II

14

15

16

III

17

18

19

20

21

22

23

24

IV

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

V

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

VI

49

50

51

52

53

54

55

56

57

VII

58

59

60

61

62

63

64

VIII

65

66

67

68

Повторение курса химии 8 класса

Теория электролитической диссоциации.

Растворы. Электролиты.

Электролитическая диссоциация растворов.

Уравнения диссоциации.

Практическая работа № 1 «Получение кристаллогидрата из безводной соли и изучение его свойств».

Свойства ионов. Степень диссоциации.

Реакции ионного обмена.

Реакции ионного обмена.

Гидролиз солей.

Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач»

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа № 1. «ТЭД»

Химические реакции.

Скорость химической реакции.

Практическая работа  № 3 « Влияние различных факторов на скорость химической реакции».

Химическое равновесие

Подгруппа кислорода.

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода.

Кислород.

Сера.

Сероводород. Сульфиды.

 Оксид серы( IV). Сернистая кислота

Оксид серы (VI). Серная кислота

 Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа № 2. « Подгруппа кислорода»

Подгруппа азота.

Общая характеристика элементов подгруппы азота. Азот.

Аммиак.

Аммиак.

Практическая работа № 4 «Получение аммиака и опыты с ним».

Оксиды азота.

Азотная кислота.

Соли азотной кислоты и их применение.

Фосфор.

Соединения фосфора.

Круговорот азота  в природе.

Минеральные удобрения.  

Практическая работа № 5 «Минеральные удобрения».

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа №3 «Подгруппа азота»

Подгруппа углерода.

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод.

Оксиды углерода.

Практическая работа  № 6 «Получение углекислого газа и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.»

Угольная кислота и ее соли.

Круговорот углерода в природе.

Кремний и его свойства.

Соединения кремния.

Силикатная промышленность.

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа № 4 «Подгруппа углерода»

Металлы. Общие свойства.

Положение металлов в периодической таблице химических элементов Д.И.Менделеева. Общие свойства металлов. Сплавы.

Распространение в природе и значение металлов.

Строение атома металлов. Металлическая связь.

Химические свойства металлов.

Способы получения металлов.

Электролиз.

Коррозия металлов.

Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач.»

Контрольная работа  № 5 «Металлы»

Металлы главных и побочных подгрупп.

Щелочные металлы.

Щелочноземельные металлы.

Алюминий – амфотерный  металл.

Железо. Металлургия.

Повторение по теме «ТЭД».

Повторение по теме «Подгруппы элементов в таблице Д.И.Меделеева.

Годовая контрольная работа

Общие сведения об органических соединениях.

Углеводороды.

Кислородсодержащие органические вещества.

Азотсодержащие органические вещества.

Полимеры. Лекарственные препараты. Химическая грамотность

    2

     11

3

8

14

10

   

9

   

4

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

    1

1

1

1

    1

1

1

1

1

1

1

    1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

        Требования к знаниям и умениям выпускника:

     В результате изучения химии ученик должен: знать/понимать:

- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

- называть: химические элементы, соединения изученных классов;

- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 - безопасного обращения с веществами и материалами; - экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм.

Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://edu. 1c.ru Система программ «1С: Образование 3.0»

http://www.ravnovesie.com, www.salebook.ru Обучающие курсы «Ваш репетитор».

http://v.SCHOOL.ru Библиотека электронных наглядных пособий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.

Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....