Рабочая программа по химии 10-11 класс
рабочая программа по химии на тему

Мингалёва Марина Михайловна

Рабочая программа по химии для 10 и 11 класса по базовой программе ( ФКГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khimiya_10-11.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Пояснительная записка

Настоящая программа по химии составлена для учащихся 10,11 класса на базовом уровне в объеме 68 часов в 11 классе и 72 – в 10  (2 часа в неделю).

Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в X – XI классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В задачи обучения химии входит:

формирование у школьников знаний основ химической науки — важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий.

знакомство с применением химических знний на практике;

формирование умений наблюдать, фиксировать, объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;

раскрытие роли химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством;

развитие умений сравнивать, вычленять в изучаемом существенное, устанавливать причинно- следственную зависимость в изучаемом материале, делать доступные обобщения.

развитие у школьников гуманистических черт и воспитание у них элементов экологической

и информационной культуры;

раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера и вклада химии в научную картину мира.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.

Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 10,11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.

В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах.

Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.

Место предмета в базисном учебном плане

           Для обязательного изучения учебного предмета химия в средней общей школе вводятся два уровня изучения химии: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение химии выделяется 70 часов (по 2 ч. в неделю в 11 классах); На профильном уровне на изучение химии выделяется 210 часов (по 3 ч. в неделю в 10 и 11 классах). В МОУ «СОШ» с. Деревянск реализуется базовый уровень.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.

В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомери классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений. В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека. Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии. В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах. В этом учащимся помогают различные наглядные схемы и таблицы, которые позволяют выделить самое главное, самое существенное. Содержание этих разделов химии раскрывается во взаимосвязи органических и неорганических веществ. Особое внимание уделено химическому эксперименту, который является основой формирования теоретических знаний. В конце курса выделены три практических занятия обобщающего характера: решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии, получение, собирание и распознавание газов. Программа реализована в учебниках Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. «Химия 10» и «Химия 11», издательства «Просвещение», вышедших в 2012 году.

                                                    Содержание

Методы познания в химии

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии.

Теоретические основы химии

Современные представления о строении атома

Атом. Изотопы. Атомные орбитали. S-, Р-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Положение водорода в периодической таблице. Лантаноиды. Актиноиды.

Химическая связь

Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.

Вещество

Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.

Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решётки, диффузия, диссоциация, гидратация.

Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение – как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.

Дисперсные системы. Золи, гели, понятие о коллоидах..

Химические реакции

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель  (PH) раствора.

Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз расплавов и растворов.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ.

Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

Неорганическая химия

Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.

Органическая химия

Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Гибридизация. Сигиа- и писвязи в молекулах органических веществ.

Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

Экспериментальные основы химии

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

Проведение химических реакций в растворах.

Проведение химических реакций при нагревании.

Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.

Химия и жизнь

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Химия и пища.

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы  со средствами бытовой химии.

Химические вещества как  строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, архитектуре.

Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Бытовая химическая грамотность.

Тематическое планирование 10 класс

                                          Название раздела

Количество часов

1

Повторение

              2

2

Введение в органическую химию

2

3

Предельные углеводороды

11

4

Непредельные углеводороды

14

5

Ароматические углеводороды

3

6

Природные источники углеводородов

3

7

Спирты и фенол

7

8

Альдегиды и карбоновые кислоты

9

9

Сложные эфиры и жиры

5

10

Углеводы

5

11

Азотсодержащие органические вещества

6

12

Полимеры

2

13

Повторение

3

                                            Поурочное планирование  10 класс

Тема раздела, урока

Часы по разд.

Часы по теме

Предпол

дата

Фактич

дата

1,2

I

3

4

II

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

III

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

IV

30

31

32

V

33

34

35

VI

36

37

38

39

40

41

42

VII

43

44

45

46

47

48

49

50

51

VIII

52

53

54

55

56

IX

57

58

59

60

61

X

62

63

64

65

66

67

XI

68

69

XII

70

71

72

Повторение курса химии 8 класса

Повторение курса химии 9 класса

Введение в органическую химию
Теория химического строения органических веществ

А.М. Бутлерова

Электронная природа химических связей

Предельные углеводороды

Общая характеристика предельных углеводородов

Номенклатура алканов

Номенклатура алканов

Метан

Гибридизация и способы получения алканов

Химические свойства алканов

Явление изомерии

Циклоалканы

Циклоалканы

Практическая работа № 1 « Качественное определение C,H»

Контрольная работа № 1 «Алканы»

Непредельные углеводороды

Углеводороды ряда этилена

Этилен

Способы получения и изомерия алкенов

Химические свойства алкенов

Практическая работа № 2 « Получение этилена и  опыты с ним»

Контрольная работа №2 «Алкены»

Понятие о диеновых соединениях

Химические свойства диеновых

Каучук

Углеводороды ряда ацетилена

Ацетилен

Получение и изомерия алкинов

Химические свойства алкинов

Контрольная работа № 3 « Алкины и диены»

Ароматические углеводороды

Бензол

Способы получения и изомерия аренов

Химические свойства аренов

Природные источники углеводородов

Природный и нефтяной газ

Нефть

Зачёт № 1 «Углеводороды»

Спирты и фенол

Спирты

Способы получения. Водородная связь

Химические свойства спиртов

Многоатомные спирты

Фенол

Фенол

Контрольная работа № 4 « Спирты и фенол»

Альдегиды и карбоновые кислоты

Альдегиды

Получение применение альдегидов

Химические свойства альдегидов

Карбоновые кислоты

Способы получения и применение карбоновых кислот

Химические свойства карбоновых кислот

Непредельные карбоновые кислоты

Практическая работа № 4 « Получение уксусной кислоты и опыты с ней»

Контрольная работа № 5 «Альдегиды и карбоновые кислоты»

Сложные эфиры. Жиры.

Сложные и простые  эфиры

Практическая работа № 5 «Синтез этилового эфира уксусной кислоты»

Жиры

Жиры

Синтетические моющие средства

Углеводы

Глюкоза

Глюкоза

Дисахариды

Полисахариды

Зачёт № 2 «Кислородсодержащие органические вещества»

Азотсодержащие органические вещества

Амины

Амины

Анилин

Аминокислоты

Белки

Нуклеиновые кислоты

Полимеры

Полимеры.

Полимеры

Повторение

Повторение темы «Углеводороды»

Повторение темы «Кислородсодержащие органические вещества»

Годовая контрольная работа

    2

     2

11

14

3

3

7

   

9

   

   5

5

    6

    2

    3

1

1

1

1

1

1

1

1

    1

1

1

1

    1

1

1

1

1

1

1

    1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

   1

   1

   1

        

Тематическое планирование 11 класс

                                          Название раздела

Количество часов

1

Важнейшие химические понятия и законы

4

2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева Д.И. с точки зрения учения о строении атома

8

3

Строение вещества

6

4

Химические реакции

14

5

Металлы

16

6

Неметаллы

11

7

Повторение

3

8

Заключение

6

                                            Поурочное планирование  11 класс

Тема раздела, урока

Часы по разд.

Часы по теме

Предпол

дата

Фактич

дата

1,2

I

3

4

II

5

6

7

8

9

10

11

12

III

13

14

15

16

17

18

IV

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

V

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

VI

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

VII

60

61

62

VIII

63

64

65

66

67

68

Повторение курса химии 10 класса

Повторение курса химии 10 класса

Важнейшие химические понятия и законы

Химический элемент, его характеристика

Важнейшие химические законы

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева Д.И. с точки зрения учения о строении атома

Строение атома

Размещение s и p-электронов

Размещение d-электронов

Размещение f-электронов

Лантаноиды и актиноиды

Валентность

Валентные возможности атомов

Зачёт «Строение атома»

Строение вещества

Химическая связь

Химическая связь

Пространственное строение молекул

Типы кристаллических решёток

Причины многообразия веществ

Дисперсные системы

Химические реакции

Классификация химических реакций

Классификация химических реакций

Механизм химических реакций

Скорость химической реакции

Химическое равновесие

Условия смещения химического равновесия

Производство серной кислоты

Электролиты. Электролитическая диссоциация.

Степень и константа диссоциации

Реакции  ионного обмена

Гидролиз

Решение расчётных задач

Подготовка к контрольной работе

Контрольная работа № 1 « Химические реакции»

Металлы

Положение металлов в периодической таблице химических элементов Д.И.Менделеева. Общие свойства металлов. Сплавы.

Распространение в природе и значение металлов.

Строение атома металлов. Металлическая связь.

Химические свойства металлов.

Способы получения металлов.

Электролиз.

Коррозия металлов.

Сравнительная характеристика металлов главных и побочных подгрупп

Контрольная работа  № 2 «Металлы»

Щелочные металлы

Щелочноземельные металлы

Алюминий и цинк – амфотерные элементы

Медь

Хром

Оксиды и гидроксиды металлов

Решение расчётных задач

Неметаллы

Положение неметаллов в периодической таблице химических элементов Д.И.Менделеева. Общие свойства неметаллов

Химические свойства неметаллов

Кислород и сера

Азот и фосфор

Углерод и кремний

Галогены

Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты

Серная  и азотная кислоты

Водородные соединения неметаллов

Решение расчётных задач

Контрольная работа № 3 «Неметаллы»

Повторение

Повторение темы «Важнейшие химические понятия и законы. Химические реакции»

Повторение темы «Металлы и неметаллы»

Годовая контрольная работа

Заключение

Генетическая связь между органическими и неорганическими веществами

Химическая грамотность

Лабораторный практикум

Лабораторный практикум

Лабораторный практикум

Лабораторный практикум

    2

     2

8

6

14

   16

   

11

   3

   

     6

1

1

1

1

1

1

1

1

    1

    1

1

1

1

    1

1

1

    1

1

1

1

    1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

        

                     Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать: 

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

 - важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

 - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

 - экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

 - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Практические работы курса химии:

1. 8 класс:

1/Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Техника безопасности на уроках химии.

2/Очистка поваренной соли.

3/Получение водорода и кислорода и изучение их свойств

4/Растворимость веществ.

5/Приготовление растворов заданной концентрации.

6/ Исследования свойств оксидов, кислот и оснований.

7/ Получение соляной кислоты и опыты с ней

2. 9 класс.

1/ 2/ Получение кристаллогидрата из безводной соли и изучение его свойств.

2/ Решение экспериментальных задач

3/ Влияние различных факторов на скорость химической реакции

4/ Получение аммиака и опыты с ним.

5/    Минеральные удобрения.

6/ Получение углекислого газа и изучение его свойств. Распознавание  карбонатов.

7/ Решение экспериментальных задач.

3. 10 класс.

1/ Качественное определение углерода, водорода.

2/Получение этилена и опыты с ним.

4/Получение уксусной кислоты и опыты с ней.

5/Синтез этилового эфира уксусной кислоты.

4.11 класс.

1/ Решение экспериментальных задач

2/ Решение экспериментальных задач

3/ Решение экспериментальных задач

4/ Решение экспериментальных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.

Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....