Элективный курс "Химия и медицина"
методическая разработка по химии на тему
Данный элективный курс ставит своей целью расширение и углубление знаний, умений и навыков учащихся, связанных с овладением профессий медицинского профиля. Предлагаемый элективный курс позволяет учащимся получить первоначальные представления о профессиях связанных с медициной, а так же получить необходимую подготовку для поступления в медицинские вузы. Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 34 часа. На теоретическую часть отводится 40%, а на практическую 60% времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khimiya_i_meditsina.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
При изучении Органическая химии, особенно в классах химико- биологического профиля, учителю необходимо подчеркнуть ее значение в жизни современного общества. Исключительно велико значение органической химии для биологии и медицины. Основная функция элективных курсов в системе профильной подготовки по химии - выявление средствами предмета направленности личности, ее профессиональных интересов. Данный элективный курс ставит своей целью расширение и углубление знаний, умений и навыков учащихся, связанных с овладением профессий медицинского профиля. Предлагаемый элективный курс позволяет учащимся получить первоначальные представления о профессиях связанных с медициной, а так же получить необходимую подготовку для поступления в медицинские вузы. Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 34 часа. На теоретическую часть отводится 40%, а на практическую 60% времени.
Поскольку медицина неразрывно связна с химией, необходимо расширить знания учащихся по данному предмету, обеспечить развитие самостоятельности, творческих способностей учащихся в соответствии с интересом и склонностями. Программа обеспечивает гигиеническое воспитание школьников, обрaщается к проблемам курения и употребления наркотических веществ, кроме того, учитывается местная экологическая обстановка и природно-экономические условия региона.
Курс имеет профориентационную и практическую направленность, в него включены: практические работы, экскурсии, встречи с работниками медицинских учреждений. Практическая часть элективного курса реализуется в медицинском колледже.Курс знакомит учащихся с медицинскими учебными заведениями региона, правилами приема, в средние и высшие учебные заведения.
Данная программа способствует выработке специальных и общеучебных умений и навыков.
Цели курса:
развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, формирование представлений о профессиях, связанных с химией и медициной.
Задачи курса:
• углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о строении, свойствах, применении органических веществ, их соединений;
• знакомство учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на организм человека, с историей важнейших открытий медицины;
• проведение профориентационной работы, знакомство с работой фармацевта, врача, медсестры;
• формирование умений работать с научно-популярной литературой;
• совершенствование умений обращения с органическими
веществами, химическими приборами и оборудованием;
решения экспериментальных и расчетных задач;
• развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения.
Учащиеся должны знать:
- химия - основа овладения медицинской профессией;
- влияние лекарственных, наркотических веществ и экологических факторов на здоровье человека
- современные достижения медицины;
- технику химического эксперимента.
Учащиеся должны уметь:
- решать экспериментальные задачи с учетом техники безопасности;
- составлять грамотно отчет о практической работе; экскурсии
- готовить реферат, сообщение; презентацию темы.
- пользоваться дополнительной литературой;
- фиксировать результаты наблюдений, делать обобщения, выводы.
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Формы Контроля:
1.Сообщения, выступления с презентацией.
2.Практические работы.
3.Конференция.
Содержание
Тема1. Введение (1 ч.) .
Знакомство с целями и задачами курса, его структурой, выбор модуля, обсуждение тем рефератов. Анкетирование учащихся.
Тема 2. Выбор профессии (3ч.)
Престижность и значимость профессий медицинского профиля. Профессиональные ограничения, опасности медицинской работы, заработная плата. Отрасли медицины: терапия, хирургия, педиатрия и др. здравоохранение. Виды деятельности, основные направления, главные специальности.
Знакомство и творческие встречи с семейными династиями медиков. Краткая историческая справка о развитии медицины в стране (городе).
Медицинские учебные заведения региона, страны. Правила приема в средние и высшие учебные медицинские заведения.
Тема 3.Органическая химия и фармакология– основы медицины. (6ч.)
Первые шаги химии в медицине. Парацельс –основоположник медицинской химии. Клавдий Гален фармаколог. Профессии: химик, биохимик, врач- терапевт, фармацевт, лаборант. Лекарственные вещества. Влияние лекарства: на организм, виды лекарственных препаратов. Формы лекарств. Правила приема некоторых из них. Приготовление лекарств. Фармацевтические профессии, требования к ним. Процентная концентрация основа приготовления лекарственных препаратов в виде растворов.
Техника безопасности при работе с химическим оборудованием.
Экскурсия в аптеку
Решение задач: 1) Массовая доля растворенного вещества.
2)Задачи с фармацевтическим содержанием.
Практическая работа №1. Приготовление растворов с заданной концентрацией.
Практическая работа №2. Распознавание лекарственных веществ.
Тема 4. Сохранение здоровья. (6ч.)
Факторы риска для здоровья отдельного человека и общества в целом.
Влияние на здоровье никотина, алкоголя, наркотиков. Заболевания, вызванные этими веществами, их профилактика.
Экологические факторы и их влияния на организм. Неблагоприятная экологическая обстановка Нижневартовского района в связи с загрязненностью рек нефтепродуктами. Экологические вопросы природного и попутного газа.
Последние достижения медицины. Лечение СПИДа, атипичной пневмонии и онкологических заболеваний - важнейшая проблема медицины.
Экскурсия в медицинские учреждения (поликлиника, медицинский центр- « Антиспид», в центр по проблемам семьи , на станцию скорой помощи).
Фильмы: Влияние наркотических веществ на организм.
Тема 5.Органические вещества – в медицинской практике. (8ч.)
Использование органических веществ в медицине:
Галогенпроизводные углеводородов (иодоформ, фторотан, хлорэтан, хлороформ ) Циклопропан Аминокислоты. Алколлоиды. Анилин. Бензойная кислота. Окси-бензойная кислота(салициловая), уксусная кислота, молочная кислота, муравьиная кислота. Фенол. Эфиры Спирты. Метанол. Этанол. Глицерин. Формальдегид. Жиры. Углеводы. Аспирин. Фторлазол. Хинин.
Практическая работа №3. Распознавание лекарственных веществ (аспирина, стрептоцида).
Тема 6.Биологически активные вещества.(8ч.)
Витамины. Понятия о витаминах , их классификация, нормы потребления. Фермент. Понятия о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств. Гормоны. . Понятия о ферментах как биологически активных веществах .Классификация гормонов их роль и значение. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств. Влияние лекарства: на организм, виды лекарственных препаратов. Формы лекарств. Правила приема некоторых из них. Приготовление лекарств. Фармацевтические профессии, требования к ним. Механизм действие некоторых лекарственных препаратов, строение молекул. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия.
Практическая работа №1 «Обнаружение витаминов»
Практическая работа №2 «Действие ферментов на различные вещества»
Практическая работа №3 «Анализ лекарственных препаратов»
Тематическое планирование элективного курса.
Название темы | Всего Часов. | Теория | Практи- ка | Методы обучения | Формы контроля. |
Тема 1.Введение | 1 | 1 | Проблемно-поисковая беседа | Анкета | |
Тема2. Выбор профессии . | 3 | 3 | Встреча с медицин. работникиами. | Творческое задание требование к профессии. | |
Тема3.Органичес кая химия и фармакология – основа медицины. | 6 | 5 | 2 | Лекция, семинар, Экскур- сия.Реше- ние задач. | Сообще ния, отчет по экскур. Решенные задачи.Оценка практ. раб |
Тема4. Сохранение здоровья. | 6 | 5 | 1 | Семинар фильм, экскурсия | Оценка сообщений и практич. работ |
Тема5. Органические вещества – в медицинской практике. | 8 | 5 | 3 | Лекции, Семина, практика | Оценка практич. работ. |
Тема 6.Биологически активные вещества. | 8 | 5 | 3 | Лекции, семинар, практич исследова ния. | Оценка практич. работ. |
Итоговое занятие | 2 | Зещита творческих работ | Оценка проэктных и рефератив- ных работ. | ||
Итого | 34 | 24 | 9 |
Литература:
]. Артеменко А.И. Органическая химия и человек. - М.: Просвещение, 2000.
- Бобкова Л.Г. Предпрофильная подготовка в основной школе. - Курган:
ИПКиПРО, 2009.
- Бухтояров А.Л., Васильченко Н.к. Что имеем, как храним. - Курган,
2003.
- Буцкус п.Ф. Книга для чтения по органической химии. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.
- Владиславский В.В. Сколько жить тебе, человек? - IОжно-Уральское книжное издательство, 1998.
- Войткевич Н.Н. Кружки, факультативы, элективные курсы. -. Курган:
ИПК и ПРО, 2003.
- Гоголев М.И., Гайко Б.А., Ушакова В.И. Основы медицинских знаний учащихся. - М.: Просвещение, 2005.
- Косицкий Н.К Наш организм. Сборник. - М.: Знание, 1975.
- Лыгин СА., Лыгина Р.и. Источники загрязнения атмосферы: факты и цифры «Химия в школе» №25 - 2001. стр. 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Домашняя медицина"
Программа этого элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 9-х классов. Программа реализуется во внеурочное время. Данный курс, развивая содержание базисного уровня, углубляе...
"Химия и медицина" (элективный курс)
Элективный курс предназначен в рамках предпрофильной подготовки для обучающихся 9 классов....
Программа элективного курса "Шаг в мир медицины"
Элективный курс «Шаг в мир медицины» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских професс...
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»
Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной....
Программа элективного курса "Моё призвание медицина?"
Разработка элективного курса...
Элективный курс "Физика. Медицина. Человек"
Автор предлагает вашему вниманию авторскую разработку "Физика. Медицина. Человек"...