Внеклассное мероприятие "Волшебные пробирки"
методическая разработка (химия, 8 класс) по теме
Внеклассное мероприятие проводится в рамках декады химии с учениками 8 классов, которые только начали изучать предмет с целью формирования интереса к предмету, формирования познавательной активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_probirki.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ЧАСА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ХИМИИ
«ВОЛШЕБНЫЕ ПРОБИРКИ»
Цели мероприятия:
1.Развитие познавательной активности и любознательности, расширение кругозора и эрудиции.
2. Формирование интереса к предмету, углубление знаний о веществах и их свойствах.
3. Межклассовая интеграция, формирование социальной компетентности суворовцев.
I. Вступительное слово учителя.
Химия - наука, которая творит чудеса. И вы в этом сейчас убедитесь, увидев
некоторые опыты, которые мы с моим ассистентом покажем вам.
Ассистентом выступает суворовец старшего(10 класса).
II. Демонстрация занимательных опытов.
Опыт 1. Вулкан на столе.Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами
И знаете, чем изверженье грозит:
И лава течет, и пепел летит,
А мы вам покажем сейчас без обмана
На столе изверженье вулкана.
Он извергается, как настоящий,
Но все же для вас он совсем не опасный.
В тигель насыпать холмиком кристаллический дихромат аммония
(лучше смешанный с металлическим магнием). Центр холмика смочить спиртом, поджечь.
Опыт 2.Химический хамелеон.
А теперь вам предлагаю
Явление химическое,
Но название опыта
Чисто биологическое.
Объясните, почему
Имя «Хамелеон» дано ему?
В три цилиндра налить на 1/3 объема малиновый раствор перманганата калия. Прибавить в первый цилиндр немного разбавленной серной кислоты, во второй- воды, а в третий – концентрированный раствор гидроксида калия. Окраска раствора при этом не изменяется. Добавить во все растворы по 5 мл раствора сульфита калия и хорошо перемешать смеси стеклянной палочкой. В первом цилиндре мгновенно обесцвечивается раствор, во втором - наряду с обесцвечиванием выпадает бурый хлопьевидный осадок, а в третьем - малиновая окраска переходит в ярко- зеленую.
Опыт 3.Скрытое письмо.
Волею волшебницы - химии
Я на бумаге этой
Могу мгновенно рисовать
Волшебные портреты
Лишь стоит мне поколдовать,
Шепнуть химические заклинания,
И может каждый увидать
Свои заветные желания.
На листе плотной бумаги заранее написать слова « Хочу стать химиком».
При помощи кисточки слова «хочу» и « химиком» пропитать разбавленным раствором сульфата меди(2), слово «стать» - разбавленным раствором хлорида железа(3) и просушить. Наполнить пульверизатор раствором гексацианоферрата железа(2) калия, во время представления Химик-волшебник должен обработать им лист бумаги. Перед зрителями появляется текст: слова» хочу» и «химиком» написаны красно-бурым цветом, а слово « стать» -синим.
Опыт 4.Кровь без раны.
Оперируем без боли, правда, будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно.
Не вертитесь, пациент! Нож подайте, ассистент!
Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку - от пореза - ни следа!
Для проведения опыта используют 100 мл хлорида железа(3),с массовой долей 3% и 100 мл роданида калия с массовой долей 3%.
Ваткой промывают ладонь раствором хлорида железа (3) , а бесцветным раствором роданида калия смачивают «нож».
Далее «ножом» проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь», которую с ладони смывают ваткой, смоченной раствором фторида натрия. Показывают зрителям, что раны нет и ладонь совершенно чиста.
Опыт 5.Разведение огня.
В моем опыте - небольшая хитрость,
В нем порошок зажигает жидкость,
В фарфоровую чашку насыпем марганцовку,
И волшебную жидкость капнем немножко.
Нужно минуту подождать, И смесь не надо зажигать!
В чистой фарфоровой чашке приготовить маслянистую смесь, состоящую из мелко истолченного перманганата калия и концентрированной серной кислоты. На асбестовую сетку поставить чашку с приготовленной смесью. Кусочек ваты смочить спиртом и выжать на смесь. Происходит вспышка в результате сильного окисления.
Опыт 6. Дым без огня.
Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.
Получу сейчас я дым, без огня, и не горим!
Часто говорят, друзья,
Что нет дыма без огня,
Поражу сейчас вас я:
Вот он дым, но нет огня!
В чистую сухую широкогорлую колбу объемом 200 мл наливают 5-10 мл концентрированного раствора соляной кислоты . Вращательным движением колбы смачивают кислотой стенки сосуда, выливают избыток раствора и плотно закрывают пробкой. В другую колбу набирают таким же образом 25%-ный раствор аммиака. Колбы открывают и соединяют горлышками, поворачивая на 180градусов, они заполняются густым белым дымом.
Опыт 7. Несгораемая нить.
Мы умеем делать нить,
Что в огне – и не сгорит!
Хлопчатобумажную нить длиной 50-60 см несколько раз пропитывают насыщенным раствором поваренной соли и высушивают. Через нить пропускают небольшое металлическое колечко, а концы нити привязывают к двум штативам, установленным друг от друга на расстоянии длины нити. Кольцо помещают посредине нити. Затем поджигают один конец нити с помощью спички. Огонек пробегает к другому концу, однако нить остается неповрежденной и кольцо продолжает висеть.
Опыт 8.Перекрашивание цветов.
А еще я – садовод, делаю букеты роз.
Заранее из белой бумаги делают розу, которую опрыскивают раствором фенолфталеина и слегка подсушивают. Цветок помещают в стакан, на дно которого налито немного концентрированного раствора аммиака и накрывают стеклом. Через некоторое время роза становится красной. Затем переносят цветок в стакан с концентрированной соляной кислотой на дне, роза вновь становится белой.
Опыт 9 «Несгораемый платок».
А этот опыт вы видели в цирке:
Горит платок, а в нем – ни дырки!
Платок пропитать раствором силиката натрия, высушить и сложить. Во время демонстрации опыта смочить спиртом и поджечь. Держать платок тигельными щипцами. После демонстрации сложить платок в кристаллизатор с водой.
Опыт 10.Получение «молока», «газированной воды».
Вы, ребята, пить хотите?
В колбе – сказочная жидкость,
Чудеса мне по плечу,
Я ведь химии учу!
Подставляйте - ка стаканы!
Опыт точно проведем!
Все у нас идет по плану (разливает жидкость в стаканы).
Вот вода, вот газировка,
Вот парное молоко.
Получилось очень ловко, а секрет узнать легко.
Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды,
Вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды.
В этом строгом кабинете есть серьезные запреты.
Все, запомните, друзья! Здесь ни пить, ни есть нельзя!
В пробирку к раствору хлорида кальция прилить карбонат натрия.
В результате выпадает осадок белого цвета. К осадку добавить избыток соляной кислоты. Жидкость вскипает и становится бесцветной и прозрачной.
Опыт 11 «Змейки».
Все вода да раствор, надоевший разговор…
У меня – другие планы:
Я еще не то умею, от песка полезут змеи.
Страшные , кусачие, от страха не заплачете?
Не боитесь? Ну, смотрите. Не все сразу, подождите.
Чтобы змейку увидать, надо хорошо перемешать.
Отвесить 30 г сахарной пудры и перенести ее в химический стакан. Прилить к пудре 12-15 мл концентрированной серной кислоты. Помешать стеклянной палочкой сахар и кислоту до кашеобразной массы. Через некоторое время смесь чернеет и разогревается, вскоре из стакана начинает выползать пористая угольная масса.
Опыт 12. «Оригинальное яйцо».
В стеклянную банку с раствором 5%-ной соляной кислоты опустить яйцо. Через 2-3 минуты яйцо покрывается пузырьками газа и всплывает на поверхность жидкости. Пузырьки газа отрываются, и яйцо вновь опускается на дно. Так, ныряя и поднимаясь, яйцо двигается до растворения скорлупы.
Опыт 13. «Блуждающее пламя».
Посмотрите, как на сетке
Происходят чудеса
Я могу заставить пламя
Двигаться, как захочу,
Я – волшебница – чудесница,
Что хочу, то и верчу.
Зажечь спиртовку и накрыть медной сеткой. Пламя останется только под сеткой. Поместить медную сетку над потушенной спиртовкой так, чтобы она касалась фитиля спиртовки, поднести горящую спичку к верхней поверхности сетки. Пламя появляется только над сеткой. Сетку можно приподнимать и опускать - вместе с ней будет «блуждать» и пламя. Пары спирта проходят через сетку, а пламя - нет. Это объясняется высокой теплопроводностью меди. Теплота от пламени поглощается сеткой и, распространяясь по ней, передается окружающему воздуху. Температура паров спирта становится ниже
Температуры его воспламенения и горение прекращается.
Опыт 14. «Разноцветное пламя»
Мой опыт красивый, как ни гляди:
Я покажу вам цветные огни.
Для опыта приготовить концентрированные растворы нитратов калия, цезия, рубидия, стронция, бария, кальция. В этих растворах смочите полоски фильтровальной бумаги. При подсушивании полосок посыпьте их растертыми кристаллами тех же солей. Высушенные полоски укрепите на металлическом стержне, закрепите в виде спиралей, придайте форму развесистой пальмы. В нужный момент все полоски подожгите одновременно. «Бумажный фильтр» горит разноцветными огнями, соответствующими катионам:
Натрий - желтым, калий –фиолетовым, рубидий и цезий –розово - фиолетовым, кальций –кирпично-красным, барий –желтовато -зеленым, стронций –малиновым и т.д.
III. Заключительное слово учителя.
Вечер наш занимательный Напоследок вам забава-
На этом закончить хотим мы. Поджигание металла.
И желаем всем обязательно Очень ярко он горит,
Отличных успехов по химии!!! Представление завершит!
(Поджигает кусочек магния).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Решение задач на распознавание веществ, находящихся в пронумерованных пробирках
Практическая работа...
Решение задач на распознавание веществ, находящихся в пронумерованных пробирках
Практическая работа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЧУДЕСА В ПРОБИРКЕ» ДЛЯ 7-Х КЛАССОВ
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством О.С. Габриеляна и учебника «Химия. Вводный курс. 7 класс» // Химия. Вводный курс. 7 классГабриелян О.С., Остроумов ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Чудеса в пробирке»
Современное школьное химическое образование имеет ряду проблем. Основная их них это перегрузка курса химии основной школы в связи с сокращение часов, отводимых на изучение хими...
Программа внеурочной деятельности "Чудеса в пробирке"_7 класс
Программа внеурочной деятельности "Чудеса в пробирке"_7 класс...
Технологическая карта по ВД " Чудеса в пробирке" химия 7 класс
Знакомство обучающихся с предметом и задачами химии, методами химической науки. Формирование умений наблюдать и характеризовать объекты и явления.Тип урока: урок открытия нового знания и первичного за...