Реализация ФГОС ООО по предмету «физика» на примере методической разработки урока "Удельная теплоемкость вещества".
план-конспект урока по физике по теме
Конспект урока по физике в 8 класс. Тема :«Удельная теплоемкость вещества». Выполнен в соответсвии с целями ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Удельная теплоемкость", реализация ФГОС ООО | 61.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация ФГОС ООО по предмету «физика»
на примере методической разработки урока
«Удельная теплоемкость вещества».
Подготовила: учитель физики
Гущина Анастасия Юрьевна
МОУ Удельнинская СОШ №34
Тема: «Удельная теплоемкость вещества».
Тип урока: Урок изложения нового материала.
Форма проведения: урок - лекция-беседа.
Цели: 1) образовательная – сформировать понятие «удельная теплоемкость»; разъяснить физический смысл этого понятия.
2) развивающая – развитие речи учащихся, умения правильно объяснять физические понятия и явления; развитие самостоятельной деятельности;
3) воспитательная – расширение мировоззрения: познакомить учащихся с историей возникновения понятия «теплоемкость», познакомить с первыми представлениями о природе теплоты, рассмотреть влияние больших водоемов на климат в данном районе; формирование коммуникативных умений.
Демонстрации: нагревание различных жидкостей на двух горелках.
Оборудование:
№1. Карточки для работы на доске (делаются в увеличенном виде):
I комплект: II комплект: III комплект:
- Эталоны:
Удельная теплоемкость вещества обозначается с . [c] = |
Удельная теплоемкость вещества – это количество теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы его температура изменилась на 1˚С. |
Пример: удельная теплоемкость золота с = 130. Это значит, что для нагревания (охлаждения) 1 кг золота на 1˚С требуется (выделяется) количество теплоты, равное 130Дж. |
4) Раздаточный материал.
1) Самостоятельная работа.
Заполни таблицу:
Вещество | с, Дж/(кг*˚С) | Q, Дж | m, кг | ∆t, ˚С |
лед | 2100 | 2100 | 1 | 1 |
сталь | 500 | 2 | 1 | |
вода | 4200 | 8400 | 1 | |
медь | 400 | 1200 | 1 |
План урока:
- Организационный момент. 1-2 мин.
- Активизация учащихся (повторение, проверка
домашнего задания). 5- 6мин.
- Мотивация учащихся на изучение нового материала. 1-2 мин.
- Изучение нового материала. 27 -30 мин.
- Закрепление материала. 3 -4 мин.
- Домашнее задание. 1 мин.
- Подведение итогов урока. 2 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- приветствие;
- осанка (напоминания в течение урока);
- готовность к уроку (дневник, тетрадь, учебник на парте).
II. Активизация учащихся.
Учитель: Ребята, сейчас мы с вами вспомним, что изучали на прошлом уроке, проверим домашнее.
1) Работа у доски на составление схем (3 человека, 2-3мин.).
На доске закреплены три ватмана. Каждому ребенку выдается комплект из бумажных фигурок (Карточки №1). Ученики должны составить композицию из предложенных элементов. Первый составляют композицию, которая покажет зависимость количества теплоты переданного горелкой кастрюле от массы воды; второй - от изменения температуры воды; третий - от рода вещества. Затем составить неравенство (пр.:Q1>Q2).
Закрепить фигурки на ватман: магнит, скотч, можно без ватмана на доску магнитами.
2) Фронтальный опрос (3мин., пока выполняется задание на доске):
- Что такое количество теплоты?
- Как обозначается количество теплоты?
- Единица измерения количества теплоты?
- В честь ученого дана единица измерения или нет? (Обратить внимание на то, что «Дж» пишется с большой буквы (например, в отличие от метра – «м»), значит происходит от фамилии ученого).
3) Проверка задания у доски.
Учитель: Ребята, составьте рассказ по вашей схеме.
Ученик 1: Берем две кастрюли, нагреваем их на одинаковых горелках, каждую на 10˚С. Но в первую наливаем 1 кг воды, во вторую 2 кг воды. В первом случае количество теплоты потребуется меньше, чем в во втором. Составляем неравенство: Q1
Ученик 2: Берем две кастрюли с одинаковым количеством воды, первую нагреваем на 10˚С, вторую на 50˚С на одинаковых горелках. В первом случае количество теплоты потребуется меньше, чем в во втором. Составляем неравенство: Q1
Ученик 3: Берем две кастрюли, нагреваем их на одинаковых горелках, каждую на 10˚С. Но в первую наливаем 1 кг воды, во вторую 1кг масло. Мы знаем, что масло нагревается быстрее. Значит, количество теплоты, переданное кастрюле с водой будет больше, чем количество теплоты, переданное кастрюле с маслом. Получаем неравенство: Q1>Q2.
Учитель: Все вместе, делаем вывод: от чего зависит количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела?
Ученики: Количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела, зависит от массы этого тела, от изменения его температуры и рода вещества.
III. Мотивация учащихся на изучение нового материала.
Учитель: Ребята, а если мы захотим рассчитать это количество теплоты. Что мы должны сделать?
Ученики: Составить формулу.
Учитель: А что нам нужно для составления формулы?
Ученики: Буквы, обозначающие физические величины.
Учитель: Давайте посмотрим, все ли физические величины, от которых зависит количество теплоты, нами изучены? Назовите физическую величину и ее обозначение.
Ученики: Масса – m, изменение температуры - ∆t.
Учитель: Какой величины не хватает?
Ученики: Нет величины, которая определяла бы само вещество.
Учитель: Ее мы и введем на сегодняшнем уроке.
IV. Изучение нового материала.
План изложения нового материала:
1.Понятие удельной теплоемкости.
2.Удельная теплоемкость различных веществ.
3. Дополнительные сведения о удельной теплоемкости.
Учитель: Запишем число, тему урока «Удельная теплоемкость вещества».
- Демонстрация.
Учитель: рассмотрим еще один опыт, который подтвердит, что количество поглощаемой телом энергии зависит от того, из какого вещества оно состоит. Нагреваем воду и масло на одинаковых горелках. Исходные масса воды и масла, а также их температуры, должны быть одинаковы. Через 3-5минут видим, что температура масла, повысилась больше, чем у воды.
Делаем вывод: для нагревания различных веществ одинаковых масс и на одинаковую температуру требуются разные количества теплоты.
Учитель: Это свойство вещества определяется удельной теплоемкостью вещества.
Запись в тетрадях, раздача эталона: удельная теплоемкость вещества обозначается буквой «с». Единица измерения [c]= Дж/(кг*˚С).
Учитель: Как ее определить? Чтобы выявить зависимость Q только от рода вещества примем массу и изменение температуры за единицу (как в математике 1*5=5,еденица не влияет на результат). Т.е. возьмем вещество массой m=1кг, нагреем на 1˚С (∆t=1˚С) и посмотрим, сколько теплоты при этом затратится. Например: для нагревания 1кг воды на 1˚С нужно передать ей 4200 Дж энергии, для нагревания 1кг серебра на 1˚С требуется 250 Дж энергии. Эти количества теплоты и есть удельные теплоемкости данных веществ.
Запись в тетради: Q = с, если m=1кг, ∆t=1˚С.
Учитель: Дадим определение удельной теплоемкости вещества (устно, все вместе).
Затем запись в тетради, раздача эталона №2: Удельная теплоемкость – это количество теплоты, которое необходимо передать телу массой 1кг, чтобы изменить его температуру на 1˚С.
- Учитель: Удельная теплоемкость вещества определяется экспериментально. В таблице №1 нам даны результаты таких экспериментальных измерений. Рассмотрим ее. Найдите золото. Скажите, чему равна его удельная теплоемкость?
Ученики: Удельная теплоемкость золота с = 130 Дж/(кг*˚С)
Учитель: А что это значит? (Если дети затрудняются ответить, подсказка: это значит взяли 1кг золота и нагрели его на 1˚С, для этого понадобилось 130 Дж энергии.)
Задание: выбрать из таблицы одно понравившееся вещество и записать, что значит число, стоящее напротив него.(2 мин., 2 человека читаю записанное). В это время раздача эталона №3.
- Учитель: Посмотрите в таблицу, назовите удельную теплоемкость льда и удельную теплоемкость воды?
Ученики: сльда =2100 Дж/(кг*˚С), своды=4200 Дж/(кг*˚С).
Учитель: Какой вывод можно сделать из того, что они имеют различные удельные теплоемкости?
Ученики: Удельная теплоемкость зависит и от агрегатного состояния вещества.
Запись в тетради: удельная теплоемкость зависит и от агрегатного состояния вещества. сльда =2100 Дж/(кг*˚С), своды=4200 Дж/(кг*˚С).
Учитель: У какого вещества удельная теплоемкость самая большая?
Ученики: у воды.
Учитель: Это говорит о том, что, вода медленно нагревается, при этом забирает много тепла.
Запись в тетради: большие водоемы (озера, моря) влияю на климат в данных районах. Утром вода холоднее воздуха, вечером теплее, т.к. вода медленно нагревается ,забирая много тепла, и медленно остывает, долго отдавая тепло воздуху.
IV. Закрепление материала.
1.Самостоятельная работа.
Заполни таблицу:
Вещество | с, Дж/(кг*˚С) | Q, Дж | m, кг | ∆t, ˚С |
лед | 2100 | 2100 | 1 | 1 |
сталь | 500 | 2 | 1 | |
вода | 4200 | 8400 | 1 | |
медь | 400 | 1200 | 1 |
2. Вопросы и задачи по изученной теме:
- Удельная теплоемкость свинца равна 140 Дж/(кг*˚С). Что это значит?
- Что нужно знать, чтобы вычислить количество теплоты, отданное телом при остывании?
- Что эффективнее использовать в качестве грелки - 2 кг воды или 2 кг кирпича при той же температуре?
V.Домашнее задание:
- §8 учебника, вопросы к параграфу;
- Сборник задач В.И. Лукашика, Е.В.Ивановой, №933, 1003, 1030.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, на этом уроке вы узнали:
1)Что такое «Удельная теплоемкость вещества»;
2)Как она обозначается и в каких единицах измеряется;
3) Что она означает для каждого вещества.
4) От чего она зависит и как большие водоемы влияют на климат в ближайших районах.
Литература:
- Перышкин А.В. Физика. 8 класс.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа,2000. – 192 с.: ил.
- Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО,2009. – 368 с. – (В помощь школьному учителю).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВА В КУРСЕ ФИЗИКИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВА В КУРСЕ ФИЗИКИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...
Планируемые результаты реализации ФГОС ООО при изучении физики
Описание трех групп результатов - личностных, метапредметных, предметных....
Реализация ФГОС ООО по предмету «Технология»
ФГОС по предмету "Технология"...
Доклад " Актуальные проблемы изучения отдельных учебных тем в свете реализации Концепции преподавания учебного предмета «Физика» (РМО учителей физики)
Выступление на семинаре РМО учителей физики....
Статья "Реализация ФГОС на уроках предмета технология"
На уроках учебного предмета технология проект — это особый вид познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством у...