Материалы выступления "Организация исследовательской работы обучающихся"
статья по краеведению (11 класс)

Чудецкий Александр Николаевич

Доклад и презентация представлены в Санкт-Петербургском кампусе НИУ "Высшаяшкола экономики" на IV Конгрессе учителей общественных наук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_vystupleniya.docx23.08 КБ
Файл chudetskiy._prezentatsiya._kongress.pptx1009.99 КБ

Предварительный просмотр:

Чудецкий Александр Николаевич (учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 338)

«Историческая память семьи» как объект анализа на уроках»

Тема выступления: «Организация исследовательской работы обучающихся»

Реализуя личностно-ориентированный подход, современные педагоги обратили внимание, что ключом к формированию интереса ребенка к истории может быть упоминание  событий, оказавших существенное влияние на историю семей детей. В этом докладе я стремлюсь описать свой опыт в руководстве детскими исследовательскими работами в области истории семьи.

Поиск темы исследования

В процессе осуществления с детьми исследовательских работ сложным является поиск темы предполагаемого исследования. Я расскажу о ряде конкретных примеров успешного поиска темы.

1. Первая исследовательская успешная работа, которую осуществлял ребенок под моим руководством, называлась «История репрессий в жизни крестьянина Ивана Ивановича Терзи» и была посвящена биографии дважды репрессированного прадеда моего обучающегося.

На одном из вводных уроков обществознания детям была дана задача рассказать о деятельности известного человека. Упомянутый обучающийся подготовил рассказ о И.В.Сталине и рассказал о нем как о величайшем руководителе страны: он высоко оценил И.В.Сталина, не упоминая лишь репрессии и тоталитаризм. После урока у нас состоялся разговор, в ходе которого ребенок узнал новые для себя детали сталинского правления. Через неделю она рассказал о разговоре с родителями, в ходе которого выяснил, что от сталинских репрессий пострадала вся его семья. Интерес ребенка был грамотно использован и стал основой для написания работы.

2. Другая работа по истории семьи называется «Иван Игнатьевич Вишняков: революционер в истории моей семьи». При изучении понятия «исторический источник» детям было дано домашнее задание: принести на урок любой предмет, который может послужить источником исторической информации об истории семьи. Дети принесли фотографии, брелоки, марки, а один  ребенок принес книгу А.Вересова «Конец Русской Бастилии»: героем книги является прапрадед обучающегося, участвовавший в боевых действиях около Шлиссельбурга в годы Гражданской войны. Эти факты послужили основой для создания исследовательской работы

3. В ноябре 2017 года на базе школы была проведена конференция «Семья: прошлое, настоящее, будущее»: детям было предложено рассказать о семейной реликвии или о страницах истории своей семьи. По результатам конференции был отобран материал, который лежит в основе ряда исследовательских работ обучающихся. Две работы («Мой прадед Владимир Мартюшев и социалистическое соревнование» и «Павла Егоровна Артеева: местная легенда Ижемского района Республики Коми») пишутся сейчас под моим руководством.

Поиск проблемы исследования

Грамотное осуществление исследовательской работы предполагает постановку исследовательского вопроса.

 В силу ряда причин возможности для написания родословных детьми ограничены вследствие недостатка информации и отсутствие доступа в государственные архивы. Кроме того, создание родословного древа и написание обычных биографических работ не входит в сферу моих интересов.

Обладая начальной информацией по теме исследования, я старался сформулировать вопросы для детей. Обучающиеся 6-7 классов не всегда способны поставить вопрос сами, поэтому нуждаются в помощи учителя.

Постановка вопроса позволяла сконцентрировать внимание детей на наиболее интересных страницах в биографии их родственников, сделать исследование более проблемным, а также помогало сформировать в сознании детей образ будущей исследовательской работы. Например, поставив вопрос «по каким причинам мой прадед был репрессирован и как репрессии изменили моего прапрадеда?», ребенок заранее понималпоследовательность будущей работы

Постановка исследовательского вопроса позволяет вычленить в биографии «обычных» людей интересные эпизоды.  С одной обучающейся мы столкнулись с необходимостью переделать сочинение о биографии прабабушки в исследовательскую работу. Проделав этот труд, мы обнаружили, что интересная художественная работа превратилась в посредственное исследование: прабабушка прожила достойную, но «обычную» для советского гражданина жизнь. Вместе с тем, прабабушка по национальности принадлежала к народу коми, поэтому шила коми-национальую одежду, пекла коми-национальные пироги и со своим мужем построила дом, отличавшийся от традиционного русского сельского дома. Поэтому нами был задан вопрос: «В чем особенности коми-национальной одежды, блюд и дома, созданных руками П.Е.Артеевой [прабабушка обучающейся] и членами ее семьи?». Постановка вопроса позволила изменить структуру исследовательской работы, сделав ее более интересной и новаторской.

Источники информации

Доступ обучающихся школы к библиотечным и архивным ресурсам ограничен (особенно, если речь идет о детях 5-7 классов), поэтому перед детьми и учителями встает вопрос поиска источников информации. Какие источники использовали мы?

1. Материалы интервью. Не во всех семьях родители обсуждают с детьми историю семьи, что приводит к потере исторической информации. Проведение интервьюирования детьми своих близких позволяет получить большие объемы информации, которую подчас не знают родители детей, зато помнят другие близкие. Интервью способствует формированию у детей не только знаний, но и развитию межпредметных умений и навыков: задавать себе и другим людям вопросы (основные и уточняющие), выстраивать их в логическую цепочку, обрабатывать полученную информацию, сравнивать информацию, полученную из различных источников[1].

2. Материалы домашних архивов. Документы, хранящиеся в домашних архивах, иногда становятся основой для создания работы. В частности, работа «Мой дед Владимир Мартюшев и социалистическое соревнование» была начата с обнаружения ребенком медалей «Победитель социалистического соревнования» и сопроводительных документов к ним: в благополучной семье эта сторона биографии дедом не была предметов рассказов, зато она стала основой исследовательской работы. Анализ материалов домашних архивов позволяет развить в детях способности к поиску информации в документах, к описанию и атрибуции материалов.

3. Авторское описание каких-либо предметов. Упомянутая выше работа «Мой дед Владимир Мартюшев и социалистическое соревнование» включает авторское описание медалей «Победитель социалистического соревнования»: в первой главе ребенок описывает оформление наград. Такая работа развивает способности к эстетическому восприятию предметов и явлений, развитию умений интерпретировать символику, способности высказывать предположения.

4. Материалы сторонних архивов. Доступ детей к архивам органичен, однако их родные имеют право отправить запросы в сторонние архивы для получения большей информации по теме исследования. Например, при написании работы «История репрессий в биографии крестьянина И.И.Терзи» был отправлен запрос в архив Службы безопасности Украины, откуда был прислан скан уголовного дела, заведенного в 1944 году против прадеда моего ученика.

Вместе с тем, работа с архивами имеет ряд сложностей: а)запросы по биографии людей могут отправлять только родственники обучающихся, вследствие чего дети и руководители их работ становятся заложниками «занятости» родителей б)архивы не всегда отвечают на запросы (например, уже два месяца не отвечает один из архивов по запросу документов по биографии прабабушки моей обучающейся в)навыки чтения, интерпретации и критического осмысления материалов у детей еще не развиты, вследствие чего огромная работа ложится на плечи руководителя.

5.Интернет-материалы. Преимуществом Интернета является практически неограниченный доступ детей к нему, наличие оцифрованных документов и большие объемы информации, которые возможно найти там. Вместе с тем, дети еще недостаточно умеют верифицировать полученную информацию, поэтому пользуются непроверенными данными, а также их регулярно соблазняет возможность скопировать информацию с сайта. Вследствие этого руководитель должен вести постепенную работу по развитию навыков осмысления информации и воспитанию уважения авторских прав других людей.

Представление результатов работы

Мы неоднократно участвовали в исследовательских конференциях школьнокив и занимали призовые места (в том числе первые места на фестивалях всероссийского уровня). Преимуществами такой формы работы являются возможности детей вступать в диалог с обучающимися других школ, районов и городов, формирование у детей способностей к ведению диалога.

Вместе с тем, отметим ряд недостатков:

а)на наш взгляд, требования к оформлению работ часто слишком сложны для детей: обучающиеся 5-7 классов еще не способны осознать потребность в сносках и ссылках. Но если оформить сноски и список литературы под руководством учителя они готовы, то необходимость регулярно переделывать их под требования новой конференции (например, подстрочные сноски в оксфордские) убивает в детях желание продолжать работу.

б)большинство мероприятий ориентированы только на детей с сильными исследовательскими работами, что закрывает доступ к ним обучающимся со средними и низкими способностями. Вместе с тем, необходимо организовывать площадки для развития исследовательских компетенций и коммуникативных способностей этих детей.

в)на наш взгляд, организаторы конференций на всегда правильно расставляют приоритеты в оценивании детских работ: по нашему мнению, основной задачей (как следствие результатом и предметом оценивания) должен быть не поиск принципиально новой информации, а развитие у детей исследовательских способностей: в систему оценивания работ должны быть включены критерии методологии работы, личного отношения обучающегося к исследованию, понимания детьми актуальности исследования.

В 2017 году в нашей школе прошла конференция «Семья: прошлое, настоящее и будущее». В ней приняли участие  обучающиеся нашей школы, в следующем году мы надеемся выйти на межшкольный уровень. Мы стремимся создать площадку, на которой со своими докладами могут выступить мотивированные дети с разным уровнем способностей, поэтому уделяем внимание не столько письменным работам, сколько качеству устных выступлений. Мы включили в оценивание выступлений детей критерии, перечисленные мною выше. Вместе с тем, по итогам прошедшей конференции для детей, приславших письменные работы, планируется издание сборника работ.

Подводя итог, отмечу, что ведение исследовательской работы оказывается для детей подчас более существенным, чем присутствие на уроках истории. Ребенок познает биографию своих родных, которая «цепляет» его больше, чем биография малознакомых, хотя и важных, исторических деятелей. Кроме того, в процессе работы развивает межпредметные умения и навыки и неизбежно затрагивает страницы истории России


[1] В следующем году наша школа отмечает 80-летний юбилей, поэтому автор доклада и его коллеги вырабатывают проект сбора ряда интервью у сотрудников школы, проработавших в учреждении много лет, чтобы на основании материалов интервью оформить работу по истории школы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация исследовательской деятельности обучающихся: поиск темы и проблемы исследования Чудецкий Александр Николаевич, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 338 Невского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Доступность источников

Слайд 3

Жанр истории вещей

Слайд 4

Постановка проблемы « В чем особенности коми-национальной одежды, блюд и дома, созданных руками П.Е.Артеевой и членами ее семьи ?» «По каким причинам мой прадед был репрессирован и как репрессии изменили моего прапрадеда?»

Слайд 5

Источники Материалы интервью Материалы домашних архивов Авторское описание каких-либо предметов Материалы сторонних архивов Интернет-материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая и исследовательская работа обучающихся 2 ступени на уроках гуманитарного цикла

Как, наверное, каждый учитель, я мечтаю, чтобы мой предмет вызывал у детей интерес. Творческая и учебно-исследовательская работа обучающихся, с моей точки зрения, помогают мне в этом. Данная публикаци...

Правила оформления исследовательской работы обучающегося

В  предложенном материале рассматриваются требования, необходимые при оформлении исследовательской работы....

Материалы для самостоятельной работы обучающихся

Здесь можно найти домашние контрольные работы по математиче для 1 курсов СПО....

Исследовательская работа обучающихся

Музыка, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях, выражает их чувства и мысли, рисует их характеры; отражает их поступки – словом, воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь – источник муз...

Информация о научно-исследовательских работах обучающихся Лукояновой Н.Г.

Информация о начуно-исследовательских работах обучающихся...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...