Конспект урока по химии Ионные уравнения
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Конспект урока по химии на тему "Ионные уравнения" в 8 класса по программе О.С. Габриеляна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ionnye_uravneniya_8_klass.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт  урока химии в 8 классе.

Тема. Ионные уравнения

Цель: сформировать представления о реакциях ионного обмена.

Задачи: 

образовательные:

- сформулировать условия необратимости реакций в растворах;

- организовать деятельность по осознанию обучающимися алгоритма составления  ионных уравнений;

Развивающие:

- выделять существенные признаки реакций ионного обмена; 

- развивать  практические умения и навыки при выполнении лабораторных опытов,

- анализировать   полученную из проводимого эксперимента информацию.  

Воспитательная:

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.

Планируемые результаты  обучения, планируемый уровень достижений.

Виды планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов

ПРЕДМЕТНЫЕ

Формулируют и воспроизводят понятия «Электролиты - неэлектролиты»  «Электролитическая диссоциация», «Ионные реакции», «Условия необратимости реакций»

Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения

Усвоение понятий,

освоение алгоритма написания реакций ионного обмена  

действия по образцу

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

Преобразуют практическую задачу в познавательную

Планируют собственную деятельность

Осуществляют контроль и оценку своих действий

Управление свей деятельностью на уроке

совместное с учителем  и одноклассниками действия учащихся

Познавательные УУД

Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку

совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений

Навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя

ЛИЧНОСТНЫЕ

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

Мотивация на решение проблемы

устойчивый познавательный интерес

Этапы урока

Время

Техника (технология), приёмы, формы работы

Оборудование и учебно-методические материалы

Деятельность учащихся

1

Организационный

1мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию

-

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

2

Проверка домашнего задания

7-9мин

Фронтальный опрос (беседа):

Чем различаются электролиты и неэлектролиты?

 Какой процесс проходит с электролитами в растворах и расплавах? Как он записывается?

Какую информацию несет уравнение:

Al(NO3)3= Al3+ + 3NO3-

Самостоятельная работа. Взаимоконтроль.

Вывод: На какие ионы  диссоциируют кислоты? Щелочи? Соли?

Оценивание ответов учащихся с учетом самооценки.

Проектор для показа презентации.

Отвечают на вопросы

Работа  в тетрадях в парах. Взаимопроверка.

(Надо зачеркнуть формулы  неэлектролитов  и написать уравнения диссоциации электролитов)

Самооценка.

Все верно – «5»

1-3 ошибки – «4»

4-6ошибок – «3»

Более 6 ошибок – нет оценки, надо доработать тему

3

Подготовка к  активному и сознательному усвоению нового материала

2мин

Демонстрационный эксперимент:

Что будет, если смешать растворы двух электролитов?

Учитель смешивает растворы хлорида натрия и серной кислоты.

Что происходит?

Презентация

Слайд показываем слайд с данной реакцией.

Таблица растворимости.

Оборудование и реактивы у учителя штатив с пробирками;

растворы соляной к-ты, хлорида натрия, гидроксида натрия, хлорида бария, серной к-ты.

магний порошок, индикатор ф-ф.

Наблюдают и записывают выводы в тетрадь.

4

Усвоение новых знаний

18мин

Составляется уравнение на доске (или слайд презентации)

2NaCl+H2SO4Na2SO4+2HCl

Записали молекулярное уравнение.

Найдите формулы электролитов и подчеркните их

Ниже распишем их на ионы. Получим полное ионное уравнение.

Найдем одинаковые ионы в левой и правой частях и зачеркнем их (как в математике – находим подобные члены уравнения).

Получить должны сокращенное уравнение. А что получилось у нас? Все сократилось.

Какой можно сделать вывод?

Реакция не прошла до конца. Она обратима.

Постановка проблемы: при каких условиях протекают ионные реакции до конца?

3 условия:

образование осадка, газа или воды

(малодиссоциирующего вещества)

Проведем лабораторный опыт №1

Работа групповая .

 

лабораторный опыт №2

Хлорид бария смешиваем с серной кислотой. Что наблюдаем?

Какой можно сделать вывод?

Записываем уравнение реакции сначала в молекулярном, а потом в ионном виде.

Получили сокращенное уравнение.

Какой можно сделать вывод?

Алгоритм на слайде

Учитель проводит

демонстрационный эксперимент: взаимодействие

соляной кислоты с магнием. Что наблюдаем?

У уч-ся: штатив с 2 пробирками, растворы соляной к-ты, гидроксида натрия, хлорида бария, серной к-ты.

Растворы хлорида натрия и серной кислоты, одна пробирка

Растворы хлорида бария и серной к-ты, пробирка

Слайд  с опытом

Пробирка, магний порошок и соляная кислота

Пробирка, ф-ф, растворы гидроксида натрия и  соляной к-ты.

Записывают уравнение

Подчеркивают формулы электролитов

Получают полное ионное уравнение.

Зачеркивают подобные.

Делают вывод, записывают в уравнении знак

            =

Проводят лаб.опыт№1 вместе с учителем.

Записывают уравнение в молекулярном и ионном виде.

Делают вывод: Ионы связались в молекулы нерастворимого вещества –одно из условий ионных реакций.

записывают уравнения.

Делают вывод.

Выполняют Лаб.опыт №2.

Запись уравнений.

Вывод.

Запись молекулярного и ионных уравнений. Вывод.

5

Подведение итогов урока

4мин

Учитель предлагает  перейти к обсуждению формулировки определения "реакции ионного обмена".

Акцентирует  внимание учащихся на признаках химической реакции, которые свидетельствуют о необратимости процессов

 

Слайд с определе

нием

Делают вывод и записывают в тетради: Реакции ионного обмена

- реакции обмена ионами

- в растворах электролитов

- с образованием неэлектролита

в виде -  осадка (http://festival.1september.ru/articles/600783/img2.gif)

-газа (http://festival.1september.ru/articles/600783/img1.gif)

- малодиссоциирующего вещества (H2O)

6

Закрепление

5мин

Обучающимся дается задание: при сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца?

Выберите условный знак каждого случая:

http://festival.1september.ru/articles/600783/img1.gif, http://festival.1september.ru/articles/600783/img2.gif, ↔, Н2О

Пары электролитов:

1) K2SO4 и BaCl2

2) Na2CO3 и HCl

3) KOH и H2SO4

4) KCl и Na2SO4

Учитель организует проверку выполнения задания.

Фронтальная беседа.

В чем суть РИО?(реакций ионного обмена)

Слайд с заданием

Слайд с вопросами

Обучающиеся выбирают к каждой паре электролитов условное обозначение протекания реакций ионного обмена до конца (необратимо)

 1) http://festival.1september.ru/articles/600783/img1.gif

2) http://festival.1september.ru/articles/600783/img2.gif

3) Н2О

4) ↔

Обсуждение в парах.

Отвечают на вопросы слайда

7.

Домашнее задание  с комментированием

2мин

Учитель сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения: §37, упр.1-3.  

Записывают дом.задание в дневники

8

Рефлексия и самооценка

1мин

Учитель просит оценить свое самочувствие после урока

Слайд с анкетой

Записывают в тетради цифру 1,2,3 – отношение к  сегодняшнему уроку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии "Расчеты по химическим уравнениям реакций"

Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская...

Конспект урока по химии в 8 классе "Расчёты по уравнениям неорганических реакций"

Конспект урока по химии в 8 классе "Расчёты по уравнениям неорганических реакций"            Решение задач является одним из приёмов обучения, посредством которого о...

План -конспект урока по химии в 9 классе "Ионные уравнения" с презентацией

   Урок разработан с применением групповой исследовательской работы учащихся. Ребята в ходе эксперимента усваивают сущность ионного взаимодействия веществ, получают первоначальные пон...

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...

Урок по теме "Ионные уравнения"

Данный урок проводится  в разделе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» на уроках химии в 8 классе (программа О.С Габриеляна (2 часа в неделю)) и занимает одно из главных мест,...

План-конспект урока по теме "Ионные уравнения"

План-конспект урока отражает методы и приемы при объяснении написания ионных уравнений реакций...

Урок по теме: Ионные уравнения реакции. 9 класс

Цель:  сформировать у учащихся представления о сущности реакций ионного обмена....