Программа дополнительного образования студии «КРИСТАЛЛ»
рабочая программа по химии (7 класс) на тему

Кичесова Мария Федоровна

Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.
Данная программа студии «Кристалл» призвана развивать интерес к этой науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также направлена на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_studii_kristall.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  Теплостанская основная общеобразовательная школа

Принято

на педагогическом

совете школы

Протокол  № 1

от  28.08.2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по  УВР МБОУ

Теплостанская        основная общеобразовательная школа

________ /Генералова Н.Ю./

     ФИО

«___» _________2014 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

Теплостанская основная

общеобразовательная школа

__________/Шмакалова Л.Н./

                 ФИО

«___» _________2014 г.

Программа дополнительного

образования студии

«КРИСТАЛЛ»

Возраст занимающихся: 12-14 лет

Срок реализации программы 3 года.

Программу составил: педагог 1 квалификационной

                                      категории Кичесова М.Ф.

           

п.Теплостанский.

2014г.

             

I.Пояснительная записка

       Химия – это истинная волшебница наших дней. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества одно чудесней и удивительней другого. Она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит, одевает и обувает, наконец, предоставляет блага, без которых немыслимо современное общество.

       Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.

       Данная программа студии «Кристалл» призвана развивать интерес к этой науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также направлена на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии.

       Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности.

       Содержание программы направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обоснования необходимости вести нормальный образ жизни, чтобы сохранить здоровье каждого человека и всего общества. Работа студии будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, т.к. предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нем, воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений.

       Актуальность программы обусловлена значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед человеком сама жизнь.

       Данная программа дает возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.

      Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

- системность,

- целостность,

- объективность,

- научность,

- доступность для учащихся основной школы,

- реалистичность,

- практическая направленность.

      Образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает необходимой информацией интеграцию химического, биологического и географического характера.

      В содержание программы заложены следующие идеи:

- природа в своем развитии находится в динамическом равновесии,

- при взаимодействии природы и человека изменяются компоненты окружающей среды,

   что приводит к смещению природного равновесия,

- химические знания необходимы для разумного решения возникших проблем.

       Ведущая идея программы: развитие химической науки служит интересам общества, призвана улучшать жизнь человека и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством.

       Следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно их применять.

             Цели программы:

1.Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной  

   жизни.

2.Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показ

   значения химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях

   ухудшения экологической обстановки.

3.Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии.

     

           Задачи программы:

1.Сформировать у учащихся сознание необходимости:

    а) заботиться о своем здоровье,

    б) изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их

        правильно применять,

    в) защиты окружающей среды.

2.Развить у учащихся специальные умения и навыки обращения с веществами, научить

   выполнять несложные исследования, соблюдая ПТБ.

3.Расширить кругозор учащихся через работу с научно-популярной и справочной

   литературой; развить умения и навыки сравнивать, выделять главное, обобщать,

   систематизировать материал, делать выводы.

4.Развить у учащихся самостоятельность и творчество при решении практических задач.

     

        Химия как наука, занимая одно из центральных положений в естествознании, составляет основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни. На занятиях студии будут решаться те задачи, которые на уроках химии не удается решить в полном объеме из-за дефицита времени.

       

        Студия осуществляет свою деятельность на базе  МБОУ Теплостанская основноя общеобразовательная  школа в рамках настоящей программы.

      Программа студии «Кристалл» рассчитана на учащихся 7-9 классов, набор в группу свободный (по желанию), состав группы переменный.

 

      Занятия студии рассчитаны на 3 года.

       Формы обучения.

Формы организации учебной деятельности в рамках программы: лекции с элементами беседы, семинары, дискуссии, практические и лабораторные работы исследовательского характера, конференции по проблемам защиты окружающей среды и валеологии, ролевые и познавательные игры.

       

          Учащиеся должны знать:

1.Лабораторное оборудование и ПТБ.

2.Способы изготовления самодельных приборов.

3.Способы получения веществ.

4.Состав пищи, пищевые добавки, их действие на организм.

5.Состав косметических средств, их действие на организм.

6.Состав лекарственных препаратов и средств бытовой химии.

7.Лекарственные растения и фармакологическое действие на организм человека

   биологически активных веществ, содержащихся в них.

8.Проблемы загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения

   чистоты).

9.Качественный и количественный состав воздуха и природных вод.

10.Последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в

     выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии.

11.Проблемы загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения

     чистоты).

12.Проблемы, связанные с избытком минеральных удобрений в почве.

13.Экологические проблемы местного значения.

14.Роль химии в решении экологических проблем.

           Учащиеся должны уметь:

1.Изготавливать самодельные приборы.

2.Получать чистые и неорганические вещества.

3.Приготавливать растворы.

4.Применять простейшие методы очистки питьевой воды.

5.Анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, выбирать безвредные

   продукты.

6.Раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и

   находить пути их решения.

7.Использовать дополнительный информационный материал по изучению местных

   экологических проблем.

8.Оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения.

9.Приводить примеры загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями.

10.Вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями.

11.Критически оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути

     его улучшения.

       

        Занятия студии помогут учащимся найти ответы на вопросы: «Чем мы дышим?», «Что мы пьем?», «Что мы едим?», «Где мы живем?»

       Предполагается, что учащиеся вместе с учителем будут обсуждать и исследовать эти жизненно важные вопросы с экологических и валеологических позиций. Особое внимание следует уделить изучению воздействий вредных веществ на организм человека и способам защиты от этих воздействий.

       Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Выполнение его формирует у учащихся навыки работы с веществами, практические умения и навыки, необходимые каждому гражданину. Практические работы по своему содержанию приближены к жизни, т.к. предполагается исследовать жизненно важные объекты: воздух, воду, пищу, лекарства.

       Часть времени отводится на решение задач проблемного характера с экологическим содержанием, что обеспечивает не только закрепление и развитие специальных навыков, но и формирование активной жизненной позиции.

       Усвоение материала по программе студии можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, рефераты, анкетирование, тесты. Итоги работы можно обобщить на конференции, устном журнале, отчете клуба «ДОСУГ» и др.

II.Учебно – тематический план.

1 год: «Студия юных лаборантов – химиков»

№п/п

Наименование раздела

Общее кол-во учебных часов

      В том числе

теория

  практика

 1.

Введение.

            2

     2

 2.

Химическое оборудование.

            7

     3

        4

 3.

Химические реактивы.

           13

     6

        7

 4.

Лабораторные способы получения неорганических веществ.

           11

     3

        8

 5.

Заключительные занятия.

            2

      2

Всего часов – 35      Практических работ – 19

2 год: «Химия и экология»

«Мой дом – моя крепость»

№п/п

Наименование раздела

Общее кол-во учебных часов

      В том числе

теория

  практика

 1.

Вводное занятие.

             2

      2

 2.

Классификация загрязнений.

             5

      5              

 3.

Экологический мониторинг.

             2

      2

 4.

Химические элементы в биосфере.

             6

      6

 5.

Атмосфера. Воздух, которым мы дышим.

             8

      6

        2

 6.

Гидросфера. Вода, которую мы пьем.

             8

      5

        3

 7.

Химия и с/х.

             2

      1

        1

 8.

Заключительные занятия.

             2

      1

        1

 Всего часов – 35     Практических работ – 7

3 год: «Повседневная химия»

«Мы от химии зависим: с ней едим, живем и дышим»

№п/п

Наименование раздела

Общее кол-во учебных часов

          В том числе

   теория

  практика

 1.

Введение. Великие имена, великие открытия.

          2

        2

 2.

Химия чистит, стирает, убирает.

          7

        3

        4

 3.

Домашняя аптечка.

          4

        1

        3

 4.

Химия и красота.

          9

        7

        2

 5.

Пища, которую мы едим.

          7

        4

        3

 6.

Садовая химия.

          5

        3

        2

 7.

Заключительное занятие.

          1

        1

  Всего часов – 35        Практических работ - 14

III. Содержание программы.

       

1 год: «Студия юных лаборантов – химиков»

      Учащиеся первого года посещения студии только приступают к изучению химии. Многих из них часто привлекают в ней химические реакции, протекающие эффектно, опыты занимательного характера, очистка веществ, выращивание кристаллов, коллекционирование веществ путем их собирания и в меньшей степени получения. Этот первоначальный интерес следует использовать как стимул для углубленного изучения курса химии. Таким образом, занимательность не должна быть самоцелью, она должна входить в содержание занятий как элемент, поддерживающий первоначальный интерес учащихся к химии.

       Познавательные интересы учащихся имеют различную направленность: теоретические вопросы химии, эксперимент, конструирование приборов и моделей, работы оформительского характера и т.д. Поэтому работа студии первого года включает следующие разделы: введение, химическое оборудование, химические реактивы, лабораторные способы получения неорганических веществ, заключение.

       

         Цели и задачи курса:

1.Изучить оборудование лаборатории, приемы работы с приборами.

2.Научиться конструировать простейшие приборы

3.Развить у учащихся специальные умения и навыки обращения с веществами, научить

   выполнять несложные исследования, соблюдая ПТБ.

4.Расширить кругозор учащихся через работу с научно-популярной и справочной

   литературой; развить умения и навыки сравнивать, выделять главное, обобщать,

   систематизировать материал, делать выводы.

5.Развить у учащихся самостоятельность и творчество при решении практических задач.

6.Развивать учебно-коммуникативные умения.

Требования к уровню подготовки.

       

         Учащиеся должны знать:

1.Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним.

2.Способы изготовления самодельных приборов.

3.Способы получения неорганических веществ.

       

           Учащиеся должны уметь:

1.Изготавливать самодельные приборы.

2.Притотавливать растворы и получать различные неорганические вещества.

       

           Формы обучения:

Формы проведения занятий: лекция, семинар, практические работы.

     

Содержание программы.

I. Введение. (2ч.)

      Знакомство с ПТБ, правилами поведения в химическом кабинете. Роль химии как научной основы химической промышленности, развитие химии в нашей стране. Знакомство с лабораторным оборудованием. Условия хранения материалов, реактивов и посуды.

       Формы обучения: 2ч.- лекция.

II. Химическое оборудование. (7ч.)

       Способы изготовления приборов. Виды стеклянной посуды. Нагревательные приборы: газовая горелка, спиртовка. Электронагревательные приборы. Сбор прибора для нагревания жидкости. Работа со спиртовкой. Назначение химических стаканов, колб, пробирок. Мытье, сушка, хранение изделий из стекла. Свойства стекла, его сорта, освоение техники нагрева стекла, растягивания, сгибания, резки трубок, сплавливание концов, работа с пробками. Измерительные приборы. Мерная посуда. Типы весов. Правила взвешивания. Взвешивание.

      Формы обучения: 3ч. – лекция, 4 ч. – практические занятия.

III. Химические реактивы. (13 ч.)

       Группы химических реактивов. Правила хранения. Вода дистиллированная и природная. Химические соединения и смеси, разделение и очистка веществ, влияние примесей на физические свойства вещества. Приготовление растворов заданной концентрацией. Точность приготовления растворов. Кристаллы и выращивание их из насыщенных растворов. Способы решения задач на концентрации растворов.

         Формы обучения: 6ч. – лекция, 7ч. – практические занятия.

IV. Лабораторные способы получения неорганических веществ. (11ч.)

      Физические и химические явления. Признаки явлений. Атомно-молекулярное учение. Кристаллические решетки. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена. Получение веществ опытным путем: оксидов и гидроксидов металлов, солей. Каталитические реакции. Скорость химических реакций. Индикаторы и их взаимодействие с кислотами и щелочами. Изучение индикаторных свойств сока плодов и овощей. Сведения о бытовой химии: выведение пятен, удаление накипи.

           Формы обучения: 3ч. – лекция, 8ч. – практика.

V. Заключение. (2ч.)

        Подведение итогов работы студии за год. Подготовка отчета студии. Перспективы дальнейшей работы студии.

2 год: «Химия и экология»

«Мой дом – моя крепость»

      

        Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы, сохранение здоровья человека стали глобальными проблемами, которые требуют неотложного решения. Сегодня стало очевидно, что изменить ситуацию можно лишь перестроив отношение человека к природе: ответственное и бережное отношение должно прийти на смену потребительскому.

           

           Цели и задачи курса:

1.Расширить и углубить знания обучающихся о формах существования химического  

   элемента.

2.Сформировать представления о веществах – загрязнителях и их влиянии на

   окружающую среду и организм человека.

3.Раскрыть причины и основные источники загрязнения окружающей среды.

4.Познакомить с глобальными экологическими проблемами и путями их решения.

5.Развивать учебно-коммуникативные умения.

6.Совершенствовать умения работы с литературой.

                         

Требования к уровню подготовки.

           

             Учащиеся должны знать:

1.Основные виды загрязнений окружающей среды.

2.Классификацию химических элементов и их круговороты в биосфере.

3.Основные экологические проблемы.

             

                Учащиеся должны уметь:

1.Устанавливать причинно-следственные связи между хозяйственной деятельностью

   человека и последствиями, которые она за собой влечет.

2.Прогнозировать и выдвигать гипотезы путей выхода из сложившихся экологических

   ситуаций.

             

               Требование к решению расчетных задач:

1.Грамотно проанализировав текст задачи, предложить различные варианты ее решения.

2.Уметь решать расчетные задачи экологического и валеологического содержания

   различных типов и уровней сложности.

               

              Формы обучения:

    Формы проведения занятий: лекция, семинар, читательская конференция, урок-суд, практические работы, защита проектов, викторины.

Содержание программы.

I.Введение. (2ч.)

     ПТБ. Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.

              Формы обучения: 2ч. – лекция.

II.Классификация загрязнений. (5ч.)

      Виды загрязнений. Физические, химические, биологические и механические загрязнения. Понятие о веществах загрязнителях окружающей среды. Хемосфера. Классификация веществ по влиянию на организм человека. Классификация загрязнений по пространственному распределению и по источникам возникновения. Токсичность. Стандарты качества окружающей среды. Викторина «Источники загрязнения».

               Формы обучения: 5ч. – лекция.

III.Экологический мониторинг. (2ч.)

     Задачи экологического мониторинга. Химические и биологические методы анализа. Биоиндикация. Фитоиндикация. Химические методы контроля.

                Формы обучения: 2ч. – лекция.

IV.Химические элементы в биосфере. (6ч.)

       Классификация химических элементов. Биогенные и второстепенные химические элементы. Макро- и микроэлементы. Источники, функции и признаки недостаточности в организме человека некоторых элементов. Биогеохимические циклы. Осадочные циклы. Круговорот азота в биосфере. Роль микроорганизмов в круговороте данного элемента. Круговорот углерода, кислорода.

          Формы обучения: 4ч. – лекция, 1ч. – чит. конференция, 1ч. – викторина.

V.Атмосфера. Воздух, которым мы дышим. (8ч.)

       Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди. Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковые эффект и его возможные последствия. Озоновый слой, его значение для жизни на Земле и нарушение целостности под действием фреонов. Пути решения проблемы защиты атмосферы. Пути поддержания чистоты воздуха в помещениях.

     Формы обучения: 6ч. – лекция, 1ч. – практическая работа, 1ч. – семинар-практикум.

VI.Гидросфера. Вода, которую мы пьем. (8ч.)

        Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода – универсальный растворитель. Химический состав природных вод. Охрана природных вод. Жесткость воды. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Водоочистительные станции. Санитария питьевой воды.

        Формы обучения: 4ч. – теория, 1ч. – викторина, 3ч. – практика.

VII.Химия и сельское хозяйство. (2ч.)

        Литосфера. Основные виды загрязнения почвы и их источники. Пути решения проблемы защиты литосферы

             Формы обучения: 1ч. – лекция, 1ч. – практика.

VIII.Заключение. (4ч.)

        Урок – суд «Проблемы защиты окружающей среды». Защита экологических проектов «Строим ЭКОГРАД». Викторина «Экологические высказывания известных и не очень известных людей». Итоги работы студии за год. Подготовка отчета студии.

        Формы обучения: 1ч. – лекция, 1ч. – практика, 1ч. – викторина, 1ч. – урок-суд.

3 год: «Повседневная химия»

«Мы  от химии зависим: с ней едим, живем и дышим»

    На  сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем современности. Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают пагубное влияние на состояние человека.

     В связи с этим возрастает роль химии и биологии как учебных предметов в расширении представлений о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, формирование основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.

     Что такое пища, лекарственные средства, косметические средства? С этими понятиями связаны здоровье общества, красота и совершенство каждого человека. О том, как эти проблемы решаются человеческой мыслью, как ученые разрабатывают в своих лабораториях новые перспективные методы получения пищевых продуктов, каковы гигиенические требования к пищевым продуктам, косметике и др.- на эти и другие вопросы получат ответы учащиеся, посещая студию.

           

          Цели и задачи курса:

1.Пропаганда здорового образа жизни.

2.Формирование представлений о факторах, влияющих на устойчивость здоровья

   человека.

3.Расширение и углубление знаний о макро- и микроэлементах, их значении для

   организма.

4.Совершенствование умения работы с литературой.

Требования к уровню подготовки.

              Учащиеся должны знать:

1.Классификацию органических соединений.

2.Основные гигиенические требования к качеству изготавливаемой продукции.

3.Основные виды добавок и их влияние на организм.

4.Понятие микро- и макроэлементов и их значение для организма.

                 Учащиеся должны уметь:

1.Уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством продукции и

   здоровьем человека.

2.Уметь решать расчетные задачи различных типов и уровней сложности.

               Формы обучения:

Формы проведения занятий: лекция, практические работы, викторины, конференция.

Содержание программы.

I. Введение. (2ч.)

         Великие имена, великие открытия. Ученые-химики. Их вклад в науку. Закон сохранения массы веществ. Количество вещества. Решение задач связанные с понятиями «доля», «выход продукта».

        Формы обучения:1ч.- лекция, 1ч.- решение задач.

II.Химия чистит, стирает, убирает. (7ч.)

          СМС, их состав, способы получения, влияние на организм человека. Характер пятен, способы выведения пятен химическим способом. Состав бытовой посуды, способы чистки бытовой посуды, состав чистящих средств.

         Формы обучения:3ч. – лекция, 4ч. – практика.

III.Домашняя аптечка. (4ч.)

        Вещества, которые нас лечат: лекарственные средства, БАДы, настойки и т. д. Их состав, действие на организм человека.

          Формы обучения: 1ч. – лекция, 3ч. – практика.

IV.Химия и красота. (9ч.)

         История косметики и косметологии: возникновение и развитие, современные средства. Декоративный макияж: состав декоративной косметики, его влияние на организм человека. Бархатистая кожа: состав кремов и его воздействие. Империя ароматов: химический состав, влияние аромата на организм. Золотой локон: состав и влияние на волосы.

         Формы обучения: 5ч. – лекция, 2ч. – викторина, 1ч. – решение задач.

V.Пища, которую мы едим. (7ч.)

         Состав пищи. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище. Советы по уменьшению содержания нитратов в процессе приготовления пищи. Экологическая маркировка. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.

         Формы обучения: 3ч. – лекция, 2ч. – практика, 1ч. – решение задач, 1ч. – чит. конференция.

VI.Садовая химия (5ч.)

         Средства защиты растений. Их состав и влияние на здоровье человека. Влияние фосфора, азота, калия на рост растений.

         Формы обучения: 2ч. – лекция, 2ч. – практика, 1ч. – викторина.

VII.Заключение. (1ч.)

         Отчет работы студии «Кристалл».

         

IV.Методическое обеспечение.

     Химические реактивы: кислоты, щелочи, соли, оксиды, металлы, неметаллы, индикаторы.

Химическое оборудование: штатив, спиртовка, лабораторная посуда, пробиркодержатель.

Литература:

1.М.Г.Гольдфельд. Внеклассная работа по химии. Пособие для учителей. М.,

   «Просвещение».,1976г.

2.О.С.Габриелян. Химический эксперимент в школе. М., Дрофа,2005г.

3.Л.Ю.Аликберова. Полезная химия: задачи и истории. М., Дрофа, 2005г.

4.А.И.Артеменко. Удивительный мир органической химии. М., Дрофа, 2005г.

5.Б.Я.Розен. Чудесные добавки. Ленинград. Изд. «Детская литература»,1976г.

6.Б.Ляпунов. Химия всюду. М.- Изд. «Детская литература», 1977г.

7.Научно – методический журнал «Химия в школе». 2001-2005г.г.

8.Учебно-методическая газета «Химия». Издательский дом «Первое сентября».

9.В.Г.Денисова. Задания для подготовки к олимпиадам. Волгоград «Учитель».

10.А.Д.Шукайло «Тематические игры по химии».М., - Сфера, 2003г.

11.Л.Г.Волынова. Химия: предметная неделя в школе. Волгоград. – «Учитель» 2005г.

12.Ф.Ола и др. Занимательные опыты и эксперименты. – М.: Айрис-пресс, 2006г.

13.Н.В.Ширшина. Химия: проектная деятельность учащихся – Волгоград - «Учитель»,

     2007г.

14.Н.В.Ширшина. Химия. 9 кл: сборник элективных курсов – Волгоград - «Учитель»,

     2006г.

15. К.К.Курмашева. Химия в таблицах и схемах. Учебно-образовательная серия – М.: Лист

      Нью. 2002г.

16.О.В.Галичкина. Занимательная химия. Волгоград. – «Учитель». 2005г.

Электронные учебные издания:

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии 8-9 классы.

2. Мультимедийное приложение к учебнику О.С. Габриеляна.

3. Химия базовый курс 8-9 классы.

4. 1С:Репетитор. Химия.

5. Химия для всех ХХI. Химические опыты со взрывами и без.

6. Органическая химия. 10-11 класс.

7. Химия общая и неорганическая 10-11 класс.

8. Подготовка к ЕГЭ по химии.

9. Профильное обучение «Химия для гуманитариев».  Элективный курс.

10. Мастер-класс учителя химии 8-11 классы.

Интернет-ресурсы:

http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html

http://bril2002.narod.ru/chemistry.html

http://www.chemel.ru/

http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html

http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html

«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).

http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».

http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".

 www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

 www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

 http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека.            

Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus

Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru

Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»

http://him.1september.ru

ChemNet: портал фундаментального химического образования

http://www.chemnet.ru

АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой

http://www.alhimik.ru

Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов

http://www.hemi.nsu.ru

Химия в Открытом колледже

http://www.chemistry.ru

WebElements: онлайн-справочник химических элементов

http://webelements.narod.ru

Белок и все о нем в биологии и химии

http://belok-s.narod.ru

Виртуальная химическая школа

http://maratakm.narod.ru

Занимательная химия: все о металлах

http://all-met.narod.ru

Мир химии

http://chem.km.ru

Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой

http://www.104.webstolica.ru

Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия

http://experiment.edu.ru

Органическая химия: электронный учебник для средней школы

http://www.chemistry.ssu.samara.ru

Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии

http://school-sector.relarn.ru/nsm/

Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова

http://chemistry.r2.ru

Школьная химия

http://schoolchemistry.by.ru

Электронная библиотека по химии и технике

http://rushim.ru/books/books.htm


V.Учебно-тематический план.

1 год: «Студия юных лаборантов-химиков»

 № п/п

 

    Наименование разделов и тем

Общее кол-во уч. часов

      В том числе

   

   Дата

        

теория

практика

I.

Вводное занятие.

2

2

  1.

ПТБ.

1

1

  2.

Знакомство с лабораторным оборудованием.

1

1

II.

Химическое оборудование.

7

3

4

  1.

Способы изготовления приборов.

1

1

  2.

Нагревательные приборы.

1

1

  3.

Изготовление самодельных приборов.

1

1

  4.

Химическая посуда, ее мытье и сушка.

1

1

  5.

Работа с пробками и стеклянными трубками.

1

1

  6.

Весы и взвешивание. Типы весов. Взвешивание. Способы взвешивания.

2

1

1

III.

Химические реактивы.

13

6

7

  1.

Химические реактивы.

1

1

  2.

Дистиллированная и природная вода.

1

1

  3.

Способы получения чистых веществ (химические и физические).

4

1

3

  4.

Приготовление растворов определенной концентрации (ненасыщенные, насыщенные, перенасыщенные).

4

1

3

  5.

Способы решения задач на концентрации растворов.

3

3

IV.

Лабораторные способы получения неорганических веществ.

11

3

8

  1.

Физические и химические явления.

1

1

  2.

Атомно-молекулярное учение.

1

1

  3.

Конструирование моделей атомов и молекул (кристал. решеток).

1

1

  4.

Типы химических реакций.

1

1

  5.

Получение оксидов и гидроксидов металлов.

1

1

  6.

Получение солей реакцией обмена.

1

1

  7.

Выявление влияния катализаторов на скорость химических реакций.

1

1

  8.

Получение металлов реакцией замещения.

1

1

  9.

Изучение индикаторных свойств сока плодов, овощей, комнатных растений.

1

1

10.

Химия в быту. Выведение пятен.

1

1

11.

Химия в быту. Способы удаления накипи.

1

1

V.

Заключительные занятия.

2

2

  1.

Подведение итогов работы студии.

1

1

  2.

Отчет о работе студии.

        1

1


2 год. Химия и экология.

«Мой дом – моя крепость».

 № п/п

 

    Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных часов

      В том числе

   

   Дата

теория

практика

I.

Вводное занятие.

2

2

  1.

ПТБ.

1

1

  2.

Понятие о биосфере как среде жизни человека. Глобальные проблемы экологии.

1

1

II.

Классификация загрязнений.

5

5

  1.

Виды загрязнений: физические, химические, биологические и механические загрязнения.

1

1

  2.

Классификация веществ по влиянию на организм человека.

1

1

  3.

Классификация загрязнений по пространственному распределению и по источникам возникновения.

1

1

  4.

Стандарты качества окружающей среды.

1

1

  5.

Викторина «Источники загрязнения».

1

1

III.

Экологический мониторинг.

2

2

  1.

Задачи экологического мониторинга. Химические и биологические методы анализа.

1

1

  2.

Химические методы контроля.

1

1

IV.

Химические элементы в биосфере.

6

6

  1.

Классификация химических элементов.

1

1

  2.

Макро – и микроэлементы.

1

1

  3.

Источники, функции и признаки недостаточности в организме человека некоторых элементов.

1

1

  4.

Биогеохимические циклы. Осадочные циклы.

1

1

  5.

Читательская конференция: «Круговороты хим. элементов в биосфере».

1

1

  6.

Викторина «Роль микроорганизмов в круговоротах».

1

1

V.

Атмосфера. Воздух, которым мы дышим.

8

6

2

  1.

Атмосфера. Состав воздуха. Решение задач.

1

1

  2.

Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.

1

1

  3.

Озоновый слой. Значение его.

1

1

  4.

Парниковый эффект и его последствия.

1

1

  5.

Пути решения проблемы защиты атмосферы.

1

1

  6.

Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях.

1

1

  7.

П/р. «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

1

1

  8.

Семинар – практикум «Глобальные последствия загрязнения атмосферы».

1

1

VI.

Гидросфера. Вода, которую мы пьем.

8

5

3

  1.

Гидросфера. Распределение вод гидросферы.

1

1

  2.

Вода – универсальный растворитель. Химический состав природных вод.

1

1

  3.

Санитария питьевой воды. Охрана природных вод.

1

1

  4.

П/р «Анализ колодезной воды».

1

1

  5.

Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды.

1

1

  6.

П/р «Определение жесткости воды».

1

1

  7.

П/р «Определение содержания тяжелых металлов в снеге и почве».

1

1

  8.

Викторина «Глобальные экологические проблемы современности».

1

1

VII.

Химия и сельское хозяйство.

2

1

1

   1.

Литосфера. Пути загрязнения.

1

1

   2.

П/р «Начинающему фермеру».

1

1

VIII.

Заключительные занятия.

4

3

1

    1.

Урок-суд «Проблемы защиты окружающей среды».

1

1

    2.

Защита экологических проектов «Строим экоград».

1

1

    3.

Викторина «Экологические высказывания известных и не очень известных людей».

1

1

    4.

Защита студии «Кристалл».

1

1

 

3 год «Повседневная химия»

«Мы от химии зависим: с ней едим, живем и дышим».

 № п/п

 

    Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных часов

      В том числе

   

  Дата

   теория

практика

I.

Великие имена, великие открытия.

2

1

1

   1.

Ученые – химики.

1

1

   2.

Решение задач по теме.

1

1

II.

Химия чистит, стирает, убирает.

7

3

4

   1.

Состав СМС. Способы получения.

1

1

   2.

П/р «Исследование средств бытовой химии».

1

1

   3.

П/р «Определение жесткости воды».

1

1

   4.

Способы выведения пятен различного характера.

2

1

1

   5.

Способы чистки бытовой посуды.

2

1

1

III.

Домашняя аптечка.

4

1

3

   1.

Вещества, которые нас лечат.

1

1

   2.

П/р «Исследования лекарственных препаратов».

2

2

   3.

П/р «Исследование лекарственных растений».

1

1

IV.

Химия и красота.

9

7

2

   1.

История косметики и косметологии.

1

1

   2.

Состав декоративной косметики. «Декоративный макияж».

1

1

   3.

«Бархатистая кожа». Воздействие кремов на кожу.

1

1

   4.

Викторина «Кожа – зеркало здоровья».

1

1

   5.

Химический состав парфюмерии. «Империя ароматов».

1

1

   6.

«Золотой локон». Влияние химической завивки на волосы.

1

1

   7.

Викторина о косметике «Свет мой, зеркальце, скажи…»

1

1

   8.

Решение практических задач по пройденным темам.

2

2

V.

Пища, которую мы едим.

7

4

3

   1.

Состав пищи. Белки, жиры и углеводы.

1

1

   2.

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу.

1

1

   3.

Экологическая маркировка.

1

1

   4.

П/р «Изучение состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм».

1

1

   5.

П/р «Определение нитратов в плодах и овощах».

1

1

   6.

Конференция «Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни».

1

1

   7.

Решение практических задач по пройденным темам.

1

1

VI.

Садовая химия.

5

3

2

   1.

Способы и средства защиты растений.

1

1

   2.

Определение недостатка химического элемента по внешнему виду растений.

2

1

1

   3.

П/р «Приготовление растворов для подкормки растений».

1

1

   4.

Викторина «Здоровье в саду и на грядке».

1

1

VII.

Заключительное занятие. Отчет студии «Кристалл».

1

1

                 

                     

                           

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Театральная студия"

Смысл занятий в «Театральнойстудии»- единение детей при решении совместных творческих задач. Основным видом педагогического контроля- это результат вложенных усилий при непосредственном активном участ...

Рабочая программа дополнительного образования "Студия моды"

Предмет изучения - процесс моделирование одежды, - как процесс создания одежды от проектирования до готового изделияПрограмма включает в себя несколько информационных и практических блоков:1) освоение...

программа дополнительного образования "Студия эстрадного пения "Я+ТЫ"

программа дополнительного образования рассчитана на 5 часов в неделю....

Программа дополнительного образования студии "Ботега"

        Программа студии изобразительного творчества "Ботега" является  комплексной программой, относится к художественно-эстетическому направлению и рассчитана на пров...

Образовательная программа дополнительного образования студии детского эстрадного хора "ReVeR" (модифицированная)

Образовательная программа дополнительного образования детей СТУДИЯ ЭСТРАДНОГО ХОРА "ReVeR" (МОДИФИЦИРОВАННАЯ) саставлена на основе программы по вокалу "Гармония" педагога ПДО Медве...

Рабочая программа дополнительного образования "Студия рукоделия "Золушка"

Программа Студии рукоделия «Золушка» относится к художественной направленности программ дополнительного образования детей. Адресована на детей от 9 до 15 лет....